Контрольная работа по русскому языку 11 класс

Анализ синтаксической структуры художественного текста.

I вариант

Львиную долю всей площади Тихого океана занимает колоссальная впадина округлой формы. Границы ее проходят почти повсюду по краям материков — Австралии, Америки, Азии, — а местами они очерчены островными дугами и отдельными островами. Глубина впадины Тихого океана равна в среднем четырем — шести километрам. Именно эта впадина и придает нашей земле асимметрию родственных ей планет.

Прежде считалось, что гигантская круглая впадина Тихого океана однородна, она не делится на отдельные части и котловины. Исследования нашего времени показали, что это не так. Впадину разделяет на две части величественный подводный хребет, входящий в планетарную систему срединных океанических хребтов. Островные дуги, окаймляющие окраины Тихоокеанской впадины и параллельные берегам материков; «сопряженные» с этими дугами пропасти желобов, глубина которых на несколько тысяч метров больше средней глубины впадины; архипелаги вулканических островов, возвышающих свои вершины над водами на два, три и даже четыре километра, и группы вулканов, лежащих на глубине нескольких километров под водой; зоны разломов и подводные хребты, расчленяющие впадину на отдельные котловины; холмы и равнины, погребенные на огромной глубине,— вот характерные черты рельефа дна Тихого океана. <…>

— Обособленные подводные горы — одна из типичных черт пейзажа Тихоокеанской впадины. А сама впадина здесь вдоль и поперек иссечена подводными валами, хребтами, поднятиями — границами океанских котловин, называемых обычно по наземным формам рельефа, поблизости от которых они находятся (Марианская, Чилийская, Панамская и т. д.).

На карту Тихого океана нанесены десятки подводных хребтов и горных цепей. Крупные подводные хребты называются, как правило, по наименованию островов или частей материка, лежащих на противоположных концах этих хребтов. (А. Кондратьев. Атлантиды пяти океанов. Загадки затонувших материков. 1987 г.)

1. Определите тему, стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните постановку знаков препинания во втором абзаце.

3. Выполните синтаксический разбор 1 и 3 предложений.

4. Укажите предложения с обособленными членами.

5. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Анализ синтаксической структуры художественного текста.

II вариант

5 стр., 2146 слов

Напишите про тихий океан ( , эсс, интересные факты и т.д)

... Карта Тихого океана Напишите про тихий океан (сочинение, эсс, интересные факты и т. д) тихий океан – самый большой на планете. ... ракообразных.самая глубокая точка на планете находится в тихом океане в марианской впадине. ее глубина превышает ... на дне находятся несколько длинных цепей подводных гор, образованные в результате действия вулканов: горы императора,луисвилл и гавайских остовов. в тихом океане ...

На свете, на всем белом свете — а уж на что он велик! — не было комнаты чище бабушкиной. Все, что от природы было блестящим, — блестело; все, что было старо и поизносилось от времени, — сияло старостью, прилежной штопкой и великой чистотой. И если бы чей зоркий и недобрый глаз отыскал в комнате бабушки одну-единственную соринку, то и эта соринка оказалась бы невинной, ровненькой и чистой.

Кроме поповских чашей с золотой каймой и фигурными ручками, кроме чайника и ложки, оставшихся от семейного сервиза, были в комнате бабушки Татьяны Егоровны еще два предмета на удивленье: рабочий столик и каминные часы.

Рабочий столик, пузатый, с перламутром на крышке и бронзой по скату ножек, стоял не ради красоты. Он был всегда в действии и многих чудес был свидетелем и участником. Трудно сказать, чего не могла скроить, сшить, починить и подштопать бабушкина белая и худенькая рука. И были в столике иголки всякого размера и нитки любого цвета, от грубой шерстяной до тончайшей шелковой. Было в столике столько цветных лоскутков, сколько существует видимых глазу оттенков в радуге, и пуговицы были от самых больших до самых маленьких. Еще было в столике особое отделение для писем, полученных за последний год; тридцать первого декабря эти письма перевязывались тонкой тесьмой и прятались в комод. По правде сказать, писем было немного, с каждым годом меньше. Самое свежее письмо с заграничной маркой получено было на днях — от внука, которого бабушка не видела двадцать два года, а в последний раз видела трехлетним. Увидать же снова должна была именно сегодня в два часа. Поэтому и надела бабушка с утра новый и свежий кружевной чепчик.

И еще, как сказано, были у Татьяны Егоровны старинные и драгоценные каминные часы малого размера, великой красоты, с боем трех колокольчиков, с недельным заводом (утром в воскресенье).

Колокольчики отбивали час, полчаса и каждую четверть, все по-разному. Звук колокольчика был чист, нежен и словно доносился издалека. Как это было устроено — знал только мастер, которого, конечно, давно не было на свете, потому что часам было больше ста лет. И все сто лет часы шли непрерывно, не отставая, не забегая, не уставая отбивать час, половину и четверти. (М. Осоргин. Часы. 1929 г.)

1. Определите тему, стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните использование дефиса, тире, двоеточия и скобок.

3. Выполните синтаксический разбор 2 и 3 предложений.

4. Найдите предложения с двумя и более рядами однородных членов, постройте их схемы с указанием знаков препинания.

5. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Анализ синтаксической структуры художественного текста.

III вариант

Благотворительность — вот слово с очень спорным смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают. Спросите, что значит делать добро ближнему, и возможно, что получите столько же ответов, сколько у вас собеседников. Но поставьте их прямо пред несчастным случаем, пред страдающим человеком с вопросом, что делать — и все будут готовы помочь, кто чем может. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь даже тогда, когда страдающий не просит о помощи, даже тогда, когда помощь ему вредна и даже опасна, когда он может злоупотребить ею. На досуге можно размышлять и спорить об условиях правительственных ссуд нуждающимся, об организации и сравнительном значении государственной и общественной помощи, об отношении той и другой к частной благотворительности, о доставлении заработков нуждающимся, о деморализующем влиянии дарового пособия; на досуге, когда минует беда, и мы обо всем этом подумаем и поспорим. Но когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление произведет на него ваша помощь. При обсуждении участия, какое могут принять в деле помощи народу правительство, земство и общество, надобно разделять различные элементы и мотивы: экономическую политику, принимающую меры, чтобы вывести труд и хозяйство народа из неблагоприятных условий, и следствия помощи, могущие оказаться невыгодными с точки зрения полиции и общественной дисциплины, и возможность всяких злоупотреблений.

4 стр., 1534 слов

Рассуждение по тексту «Рыцарь на час»

... Текст. Рыцарь на час Цель: 1. Научиться определять проблему исходного текста. 2. Научиться комментировать проблему исходного текста, используя комментированный пересказ исходного текста. ... на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст ... жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. ...

Все это соображения, которые относятся к компетенции подлежащих ведомств, но которых можно не примешивать к благотворительности в собственном смысле. Нам, частным лицам, открыта только такая благотворительность, а она может руководиться лишь нравственным побуждением, чувством сострадания к страдающему. Лишь бы помочь ему остаться живым и здоровым, а если он дурно воспользуется нашей помощью, это его вина, которую, по минованию нужды, позаботятся исправить подлежащие власти и влияния.

Так понимали у нас частную благотворительность в старину; так, без сомнения, понимаем ее и мы, унаследовав путем исторического воспитания добрые понятия и навыки старины. (В. О. Ключевский: Добрые люди Древней Руси. 1892 г.)

1. Определите тему, стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Найдите и укажите в тексте вводные обороты.

3. Выполните синтаксический разбор 1 и последнего предложений.

4. Найдите в 1 абзаце сложноподчиненные предложения, постройте их схемы с указанием знаков препинания.

5. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Анализ синтаксической структуры художественного текста.

IV вариант

В воскресный день Вася зашел ко мне утром; мы условились пойти в лес. По лицу я его видел, что нечто произошло: весь он был «на цыпочках», таинственный и важный. Мы были мужчинами, и обнаруживать любопытство не полагалось. Я стал равнодушно готовить сумку для бутербродов и коробочки для трав и насекомых; мы тогда самостоятельно занимались естественными науками — по случайной книжке.

Перед тем как выйти, Вася не вытерпел и, покраснев от скрытого возбуждения, сказал:

  • Хочешь знать, о чем я думаю? И даже решил.
  • Ну, говори.

Он стал ко мне вполоборота и произнес:

  • Знаешь ли ты, в чем цель жизни?
  • Не знаю. Ну?
  • В самой жизни.
  • Как же это?
  • А так, в ней самой! Особой цели нет, а вся цель в том, чтобы жить.

И отсюда выводы.

Он это не вычитал, а открыл. Он, Вася, был замечательный! И я, подумавши, понял, что открытие это — великое. Если, например, он это напишет и напечатает — может прославиться. Он мне и еще растолковал:

  • Это значит, что снаружи цели не ищи, она внутри. Формула такая: «Цель жизни — самый процесс жизни».
  • А как же смерть?
  • Смерть — не жизнь.

Я говорю про жизнь. А смерть просто в конце, ее цель пресекается. Умер — и конец цели.

4 стр., 1527 слов

Публицистический стиль. Проблемный очерк

... Учащиеся составляют краткий конспект. Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во ... сочинения. Итак, что такое очерк? «Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк». ... тип текста и жанр речи. (Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – ...

Однако и я поднял важный вопрос. Вася это почувствовал. Мы пошли в лес, но ни гербария, ни насекомых не собирали, а говорили и говорили. По-моему выходило, что если цель пересекается смертью, то что же это за цель, какой же это идеал? Горе наше было в том, что нам не хватало слов для выражения мыслей. И мы, продираясь сквозь кустарник или сидя на лужайке, открывали истины и путались в них больше, чем в лесной чаще. Но как было хорошо! Все было придумано и сто раз сказано другими раньше нас, — но ведь не с их голоса, а сами мы нащупывали какую-то правду, изумительную и странную. То ли правду, то ли детскую чепуху. Но если чепуху — то свойственную всем философам мира, таким же ребятам и таким же восторженным путаникам.

Когда я студентом стал изучать философию, я со смущением вспоминал о наших великих открытиях. А когда стал совсем взрослым, я понял, что на путях познания задач человеческого бытия — малым, а то и ничем не отличается «великий философ» от желторотого провинциального гимназиста. Только говорит складнее, а барахтается в той же самой неразберихе. И так же ничего никогда не решит — слава тебе господи, иначе высохли бы реки, повял бы лес и стало бы жить совсем скучно. (М. Осоргин. В юности. 1930 г.)

1. Определите тему, стиль текста. Обоснуйте свой ответ.

2. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем и последнем абзацах.

3. Выполните синтаксический разбор 2 и 3 предложений.

4. Прокомментируйте вопросительные предложения в тексте. Каково их назначение?

5. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид связи.

Эссе.

Очерк. (Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.), Практическая работа, Темы для написания очерка:

1) Рассказ в виде путевого очерка об экскурсии или походе, в которых вам довелось участвовать.

2) Портретный очерк своего товарища или друга.

3) Очерк проблемного характера на одну из тем:

а) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?

б) Что важнее: кем быть или каким быть?

в) Что дают человеку знания?

г) Чему я верю и во что верую?

Темы для написания эссе:

1) Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

2) Почему молодежь стала меньше читать?

3) Поговорим об интеллигентности.

4) Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи?

Темы для написания эссе из подборки афоризмов известных мыслителей прошлого (по выбору): 1) Раскрыть смысл его изречения

2) Сформулировать и обосновать собственную точку зрения на данный вопрос

1. «Если будешь жить в согласии с природой, то никогда не будешь беден, а если в согласии с мнением толпы, то никогда не будешь богат» (Эпикур).

2. «Одиночество – это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто один, это еще не значит, что он одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок» (Эпиктет).

3. «Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что получит за это награду, а в том, что сознание сделанного добра есть самая большая радость» (Сенека).

19 стр., 9141 слов

Использование частей речи в художественном тексте

... различных частей речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский язык - это ...

4. «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов» (П.Я. Чаадаев).

5. «Человек есть лишь то, что он сам из себя делает» (Ж.-П. Сартр).

6. «Если бы желать быть только счастливым, – то этого можно было бы легко достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это невозможно, потому что мы представляем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле» (М. Монтень).

Богатство и выразительность русской речи., Анализ художественного текста.

I вариант

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.)

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.)

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)

2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)

4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.)

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)

2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.)

3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)

4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)

2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.)

3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)

3 стр., 1233 слов

ОРФОГРАММА — ЭТО ТОЧКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ. ОРФОГРАММА «ГЛАСНЫЕ ...

... ударением. Если в корне чередующаяся гласная, то вспоминаем правило и пишем нужную. Правописание окончаний, суффиксов и приставок, раздельное или слитное написание слов, и еще много других правил. Зачем столько всего, ...

Богатство и выразительность русской речи., Анализ художественного текста.

II вариант

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)

2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)

3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.)

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.)

2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)

3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.)

4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.)

3. Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.)

2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)

3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)

4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.)

4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.)

Богатство и выразительность русской речи., Анализ художественного текста.

III вариант

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) фразеологизм

9 стр., 4009 слов

Рассуждение по тезису слова достались нам в наследство

... не решаются в ограниченных рамках той или иной сферы человеческой деятельности. Языку учат общие интересы и проблемы, которые предполагают ... Отпад!» Одним словом обо всем. Как говорится: «Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно.» Прочитайте сочинение, согласны ли ... той поры, когда К. Чуковский в книге «Живой как жизнь» обратил внимание на эту проблему и заклеймил ее точным определением. ...

4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом — каждую осень встречаешь всё тот же огненный куст рябины. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) фразеологизм

Богатство и выразительность русской речи., Анализ художественного текста.

IV вариант

1. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

2. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

3. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) сравнение

4. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении.

Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: «Ну, бывай здоров! Не падай духом…» (Солоухин В.)

1) олицетворение

2) метафора

3) фразеологизм

4) сравнение

Тест «Орфография. Чередующиеся гласные в корне слова»

I вариант

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

9 стр., 4264 слов

Рассуждение как образуются слова в русском языке

... образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы). Корень — это значимая часть слова.Без корня, ... могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ... способов обогащения нашего языка. Так Салтыков-Щедрин создал – «злопыхательство, мягкотелый, головотяпство». А слово ...

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка — где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (Железников В.)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(Железников В.)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (Шпагин М.)

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать

2) торчащие

3) горелая

4) позиция

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился

2) запах

3) комнате

4) блестел

Тест «Орфография. Чередующиеся гласные в корне слова»

II вариант

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Рысс Е.)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Рысс Е.)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Рысс Е.)

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

15 стр., 7110 слов

Фонетический разбор слова « »

... ], яки [йа´ ки], яблоко [йа´ блака]; (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже); в положении ... фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ]; мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом; ударный [´] — ударением; в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак ...

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая

2) выкопали

3) лопата

4) замиранием

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)

1) появлялись

2) деревья

3) выскочившими

4) казалось

Тест «Орфография. Чередующиеся гласные в корне слова»

III вариант

1. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(Железников В.)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Рысс Е.)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Рысс Е.)

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. «Вот это по мне», — думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)

1) стенгазеты

2) с удовольствием

3) макая

4) сидел

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся…» (Осеева В.)

1) предлагал

2) возвращения

3) работы

4) пошатаемся

Тест «Орфография»

I вариант

1. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) русский

2) матросский

3) коллекция

4) рассказать

2. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) увлекаться

2) зажигательный

3) загорелый

4) удостоен

3. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения.

1) сочетаться

2) наклонился

3) росточек

4) промокашка

4. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.

1) выровнять

2) положение

3) замирание

4) зарница

5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) лимонад

2) раскаленный

3) вытирать

4) вымокнуть

6. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) комплимент

2) тротуар

3) приземляясь

4) изложение

Тест «Орфография»

II вариант

1. Укажите слово с непроизносимой согласной в корне.

1) чествовать

2) участвовать

3) чувство

4) бессловесный

2. Укажите слово с непроверяемыми гласными в корне.

1) вальсировать

2) придираться

3) обжигать

4) параллель

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне, которое является исключением из правила.

1) зоревать

2) пригореть

3) замирать

4) коснуться

4. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) жевать

2) подстилать

3) озарение

4) репутация

5. Укажите слово с проверяемой гласной в корне.

1) равняться

2) опоздание

3) кочан

4) метафора

6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) расстилаться

2) обращение

3) выжидать

4) спешить

Тест «Орфография»

III вариант

1. Укажите слово с удвоенной согласной в корне.

1) рассмешить

2) бессильный

3) колоссальный

4) белорусский

2. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня.

1) подросли

2) равнение

3) касательная

4) сотворить

3. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения.

1) придираться

2) пригореть

3) выскочить

4) поплавок

4. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения.

1) макать

2) вырастить

3) положение

4) забирать

5. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А- .

1) загорать

2) скакалка

3) ростовщик

4) застелить

Тест «Морфемика»

I вариант

  1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) отмычка, отгрузка, отметина, отрок

2) обводить, образный, обсыпка, обещание

3) пришедший, прибрежный, прицепной, припрятанный

4) расческа, расселение, раздумий, разведен

  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над- ?

1) надломленный, надпись, надувной

2) надомник, надрез, надсекать

3) надставить, надкушенный, надорвать

4) надбровный, надвязанный, надгробье

  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до- ?

1) доисторический, донорский, доукомплектованный

2) достроенный, довоенный, должностной

3) доломанный, добежать, донизать

4) доживший, доверху, доморощенный

  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о- ?

1) огорчительный, оглавление, оборвать

2) оглушить, обрезать, описанный

3) огрубелый, окаймленный, отдышаться

4) оглядеться, ограниченный, осмысленный

  1. В каком ряду во всех словах выделяется суффикс -нн- ?

1) длинный, услышанный, искореженный

2) ванна, жизненный, устраненный

3) иллюстрированный, карманный, безветренный

4) разорванный, обдуманный, проданный

  1. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме ив–ость ?

1) стыдливость, совестливость, усидчивость

2) хвастливость, задумчивость, правдивость

3) привязчивость, пугливость, вдумчивость

4) фальшивость, льстивость, лживость

Тест «Морфемика»

II вариант

  1. В каком ряду во всех словах выделяются два суффикса?

1) старинный, дикость, поджелудочный

2) зажигалка, испытатель, заборчик

3) словарный, водянистый, услышанный

4) зимовщик, чиновник, амбарный

  1. В каком ряду во всех словах есть нулевое окончание?

1) конь, жизнь испытан, вперед

2) думая, огонь, папин, режь

3) могуч, вследствие, семь, аварий

4) работай, санаторий, степь, воробей

  1. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме: корень + о + корень + суффикс + окончание ?

1) лесоводство, полотер, водоочистка

2) живописный, миротворец, книгообмен

3) рукописный, лесопарковый, легковерный

4) пароходство, злоумышленный, голубоглазый

  1. В каком слове есть суффикс -ва- ?

1) созвать

2) врачевать

3) охладевать

4) достраивать

  1. В каком ряду во всех словах выделяется приставка о- ?

1) огорчительный, оглавление, оборвать

2) оглушить, обрезать, описанный

3) огрубелый, окаймленный, отдышаться

4) оглядеться, ограниченный, осмысленный

  1. В каком ряду во всех словах выделяется суффикс -нн- ?

1) длинный, услышанный, искореженный

2) ванна, жизненный, устраненный

3) иллюстрированный, карманный, безветренный

4) разорванный, обдуманный, проданный

Тест «Морфемика»

III вариант

  1. В каком слове есть окончание?

1) вчера

2) так

3) вследствие

4) синий

  1. В каком слове нет окончания?

1) дом

2) краска

3) сегодня

4) огонь

  1. В каком слове есть нулевое окончание?

1) шакалий

2) чуть

3) вперед

4) лишь

  1. В каком слове есть суффикс -нн- ?

1) карманный

2) временный

3) разбросанный

4) антенна

  1. В каком слове есть приставка с- ?

1) несговорчивый

2) святой

3) послать

4) нисходить

  1. В каком слове есть суффикс -чик ?

1) ситчик

2) мячик

3) помидорчик

4) огурчик

  1. В каком слове есть суффикс -щик ?

1) прыщик

2) пильщик

3) ящик

Письменная работа по рассказам Бунина и Куприна

  1. Тема любви в рассказах И.А. Бунина и А.И. Куприна.

  2. Особенности изображения образа природы в рассказах И.А. Бунина и А.И. Куприна.

  3. Проблема смысла жизни в рассказе И. А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

  4. Проблема смысла жизни в рассказе А. И. Куприна «Олеся».

  5. Своеобразие конфликта в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  6. Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина.

  7. Природа и человек в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Темы сочинений по пьесе А.М. Горького «На дне»

1. «Без имени — нет человека». (По пьесе М.Горького «На дне»).

2. «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне»).

3. «Что лучше — истина или сострадание?» (По пьесе М. Горького «На дне»).

4. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне».

5. Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне».

6. Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне».

7. Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».

8. Проблематика пьесы М. Горького «На дне».

9. Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

10.Три правды в пьесе «На Дне»., Серебряный век русской поэзии

Урок — зачет

Контрольные вопросы:

1. Назовите последовательно возникновение модернистских направлений в поэзии рубежа веков.

2. Понятие “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”. Подберите синонимичные выражения первому из названных понятий.

3. Кто из поэтов Серебряного века был “избран королем”?

4. Назовите четвертую лишнюю фамилию: Гумилев, Мандельштам, Ахматова, Городецкий.

5. Кто из художников слова был удостоен Нобелевской премии в 1933 году?

6. Как называлось объединение, организация поэтов-акмеистов?

7. Кто из поэтов Серебряного века совершил путешествие по Африке?

8. Что означают ахматовские строки:

«Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне»?

9. Как жизнь А. Ахматовой связана с Царским селом?

10. В стихах какого поэта встречается образ “недотыкомка серая”?

11. Кому принадлежит такое сравнение: «Стихи растут как звезды и как розы»?

12. Музыка, по мнению представителей этого литературного направления, была первейшим искусством.

13.О каком великом поэте И. Северянин писал:

Он – это чудное мгновенье,

Запечатленное в веках!

Он воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах…?

14. Продолжите известные слова А.Ахматовой: «Я научила женщин говорить…»

15. Назовите манифесты футуристов

16. Кто из поэтов (догадайтесь о фамилии по тексту) написал следующие строки:

Мой биограф будет очень счастлив,

Будет удивляться два часа,

Как осел, перед которым в ясли

Свежего насыпали овса,

Вот и монография готова,

Фолиант почтенной почтенной толщины:

“’О любви несчастной …

В год четвертый мировой войны”.

17. Назовите автора этих строк, посвященных В. Маяковскому?

Певец площадных чудес –

Здорово, гордец чумазый,

Чтоб камнем – тяжеловес

Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!

Зевнул, козырнул – и снова

Оглоблей гребет – крылом

Архангела ломового.

18. Представителям каких литературных направлений принадлежат стихи:

а) Как я люблю фламандское панно,

Где овощи, и рыбы, и вино,

И дичь богатая на блюде плоском –

Янтарно-желтым отливает лоском.

И писанный старинной кистью бой –

Люблю. Солдат с блистающей трубой,

Клубы пороховые, мертвых груду,

И вздыбленные кони отовсюду!

б) Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею,

Я только радуюсь, страдаю и молчу:

Как будто стыдно мне – я говорить не смею.

Но в близости ко мне живой души твоей

Как все таинственно, так все необычайно, –

Что слишком страшною божественною тайной

Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.

в) Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать кому?

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев

покрою умную морду трамвая.

г) Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая, —

Я вею, млею, воздушный, сонный.

19. Назовите поэта, который познакомил М. Цветаеву и С. Эфрона.

20.Этот поэт слушал лекции в Сорбонне, в Гейдельбергском университете, учился в Петербургском.

Ответы

1. символизм, акмеизм, футуризм.

2. ренессанс; расцвет русской духовности.

3. И. Северянин.

4. Ахматова – псевдоним.

5. И. Бунин.

6. «Цех поэтов».

7. Н. Гумилев.

8. в 1921г. расстрелян Н. Гумилев, в 1934г. – арест сына, Льва Гумилева, и мужа, Пунина.

9. там она прожила до 16 лет и училась в женской гимназии.

10. Ф. Сологуба.

11. М. Цветаевой.

12. символисты.

13. об А.С. Пушкине.

14. Ах, как их замолчать заставить.

15. “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей”, “Дохлая луна” и др.

16. Н. Гумилев.

17. М.И. Цветаева.

18. а) Акмеизм, б) Символизм, в) Футуризм, г) Символизм.

19. М. Волошин.

20. О. Мандельштам.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Жанр и композиция романа. Сочетание реальности и фантастики.

1. Из скольких частей состоит роман «Мастер и Маргарита»? Где происходит действие?

2.Кто такой Мастер? Почему он сжег свой роман?

3.Что за персонаж в романе — Иешуа Га-ноцри и какова его роль?

4. Можно ли назвать «Мастер и Маргарита» романом в романе? Почему?(обосновать)

6. Кто такая Маргарита и какова её роль в романе?

Тест

1. В каком году был написан роман «Мастер и Маргарита»:

1) в 1930 2) в 1939 3) в 1940

2. Сколько лет работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита»?

1) 8 лет 2) 10 лет 3) 12 лет

3. В романе фантастика является средством сатиры. В главе 17 костюм председателя комиссии самостоятельно подписывает резолюции. Чьи традиции продолжает здесь Булгаков?

1) Гоголя 2) Салтыкова-Щедрина 3) Достоевского

4. Как бы вы определили композицию произведения?

1) кольцевая композиция

2) «роман в романе»

3) последовательная сюжетная композиция, т.е. соблюдена хронологическая последовательность

5. Известно, что в романе литературоведы находят три основных мира. Найдите четвёртое лишнее.

1) древний иршелаимский

2) вечный потусторонний

3) фантастический

4) современный московский

6. Кто из героев знает, что победитель всегда одинок, что у него есть только враги и завистники, ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы поговорить, его называют свирепым чудовищем, и он этим даже похваляется, ведь миром правит закон силы?

1) Понтий Пилат 2) Воланд 3) Берлиоз 4) Коровьев

7. Во время допроса Иешуа Понтий Пилат обнаруживает, что его ум не слушается его больше. Он задаёт обвиняемому вопрос, который не нужно задавать на суде. Что это за вопрос?

1)Что есть власть? 2)Что есть жизнь? 3)Что есть истина? 4)Что есть талант?

8. Какой порок Воланд считает самым тяжким?

1) ложь 2) трусость 3) предательство 4)прелюбодеяние

9. Кому принадлежат слова «Рукописи не горят»?

1) Маргарите 2) Мастеру 3) Иешуа 4) Воланду

10. В романе есть герои-двойники (Мастер – Иешуа, Алоизий – Иуда, Иван – Левий Матвей) и даже предметы-двойники (гроза в Москве и Ершалаиме, джаз-оркестр в Грибоедове и на балу у Воланда).

Есть ли двойники у Маргариты?

1) Да 2) Нет

11. Кто из персонажей характеризуется так: «По виду лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»?

1) Воланд 2) Берлиоз 3) Стравинский 4) Азазелло

12. В ком увидел Мастер своего последователя? Кто из героев романа проникся теми же философскими идеями и нравственными категориями, что и он сам?

1) Стёпа Лиходеев 2) Иван Бездомный 3) Римский

13. Кто из персонажей описывается так: «Судороги то и дело проходили по его лицу. В глазах его плавал и метался страх и ярость. Рассказчик указывал рукою куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона»?

1) Иешуа Га-Ноцри 2) доктор Стравинский 3) Левий Матвей 4) Мастер

14. Кто из персонажей описывается так: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами»?

1) Понтий Пилат 2) Иван Бездомный 3) Мастер 4) Римский

15. Кому из персонажей принадлежат слова: «И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых»?

1) Коровьеву 2) Берлиозу 3)Маргарите 4) Понтию Пилату

16. Кому из персонажей принадлежат слова: «Имейте в виду, что Иисус существовал… Просто он существовал и больше ничего… И доказательств никаких не требуется»?

1) Наташе 2) Воланду 3) Ивану Бездомному 4)Аннушке

17. О ком Левий Матвей сказал: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

1)о Понтие Пилате 2)о Берлиозе 3)о Мастере 4)об Иване Бездомном

18. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

1) это соответствует библейскому сюжету

2) автор стремится противопоставить характер Иешуа библейскому образу

3) автор подчёркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру

19. Дайте развернутые ответы на вопросы:

Из каких реалий строится литературный мир Москвы? Как отразилась в романе «Мастер и Маргарита» реальная атмосфера идеологического преследования Булгакова, атмосфера жизни в Москве двадцатых-тридцатых годов?

Ответы:

Литература 30-х годов.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/na-svete-na-vsem-belom-svete-a-uj-na-chto-on-velik/

Урок – зачет

Контрольные вопросы:

1. Высокий пафос и острая сатира в творчестве А.Платонова.

2. Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

3. Образ Петра Первого в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

4. Как решается в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” проблема взаимоотношений личности и эпохи?

5. Какова эволюция образа Петра в романе А. Н. Толстого? Почему писатель изменил свой первоначальный замысел ? довести роман до смерти Петра?

6. Тема поэта и поэзии в лирике А.А.Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения

7. Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».

8. Тема Родины и гражданского мужества в лирике Ахматовой.

9. Романтические мотивы в лирике М.Цветаевой. Чтение и анализ одного стихотворения.

10. Трагичность поэтического мира М.Цветаевой.

11. Патриотическая тема в лирике М.Цветаевой. Чтение и анализ одного стихотворения.

12. О.Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение наизусть одного стихотворения, Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон», Темы сочинений

1. Тема войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

2. Проблема нравственного выбора в прозе М.А.Шолохова (по роману «Тихий Дон»)

3. Донские казаки и революция на примере судьбы Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

4. Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

5. Образ Георгия Мелехова в романе Шолохова «Тихий Дон»

6. Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

7. Система персонажей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»

8. Сердце, умевшее любить (образ Аксиньи в романе М. Шолохова «Тихий Дон»)

9. Наталья и Аксинья в романе «Тихий Дон»

10.Тема гражданской войны и судеб казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

11. Своеобразие и роль пейзажа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

12. Мой любимый отрицательный персонаж в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», Практическая работа

по теме «Официально-деловой стиль»

I вариант

1).

Оформите вступительную часть заявления, поставив имена и фамилии в нужном падеже.

Кому подано:

Ирина Мищенко, Иван Остапенко, Михаил Седых, Анна Садко, Елена Терещенко, Мария Петрова.

2).

Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

1. Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем — предоставляем).

2. Прошу (оплатить — заплатить) мне расходы по командировке. 3. Фирма строит печи с (гарантийной — гарантированной) теплоотдачей.

3) Образуйте глагольные сочетания. Составьте предложения, относящиеся к официально-деловому стилю.

ОБРАЗЕЦ: Претензия – предъявить. Претензия на наследство была предъявлена в срок., Благодарность, виза, выговор, протокол, расписка, счет.

4) Перепишите предложения, раскрывая скобки

1. В качестве (инструктор-испытатель) я привлекался для работы с новейшими марками самолетов. 2. В (тайм-шит) указан расчет погрузочно-разгрузочного времени судна во всех портах. 3. В качестве (фирма-агент) будет выступать наше предприятие. 4. Руководство рассмотрело представленный Вами предварительный вариант (бизнес-план).

5) Написать заявление

Практическая работа

по теме «Официально-деловой стиль»

II вариант

1).

Оформите вступительную часть заявления, поставив имена и фамилии в нужном падеже.

От кого подано:

Ольга Анисимова, Валентин Черных, Юрий Грабарь, Нина Николаева, Геннадий Солдатов.

2).

Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

1. (Командированные — командировочные) должны зарегистрировать свои документы. 2. Совет директоров потребовал (гарантийных — гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. 3. Необходимо вести хозяйствование (экономными — экономичными — экономическими) методами.

3) Образуйте глагольные сочетания. Составьте предложения, относящиеся к официально-деловому стилю.

ОБРАЗЕЦ: Претензия – предъявить. Претензия на наследство была предъявлена в срок., Приказ, отчёт, повестка, решение, справка, характеристика.

4) Перепишите предложения, раскрывая скобки

1. По высланному Вами (счет-фактура) были оплачены только двенадцать путевок из шестнадцати. 2. Наши отношения с (фабрика-поставщик) на сегодняшний день зашли в тупик ?. Инновации в области (бизнес-образование) стали предметом обсуждения на семинаре. 4. (Банк-гарант) в этой сделке выступает «Прима-банк».

5) Написать заявление

Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием, Глухой угол

В одну из глухих деревень я попал однажды под вечер, когда золотившаяся пыль вечернего солнца осыпала лес и он светился на синем фоне неба, как прозрачный, а в воздухе было тихо, и чирикала звонко какая-то птичка; кавалькада человек тридцать, нас, изыскателей, появилась вдруг невидимо откуда на опушке леса перед маленькой деревушкой, лениво раскинувшейся между обгорелыми пнями с кое-как выпаханными между ними полосами.

Наше появление не замедлило обратить на себя внимание обитателей. Первыми бежали ребятишки и девчонки, за ними более взрослые, вплоть до самых ветхих стариков. Таких стариков в городах не встретишь.

Больший контраст культуры и некультуры трудно было и представить: с одной стороны, пионеры последней цивилизации, с другой — типы, некоторым образом, первобытных времён, внуки Даждь-бога, окружённые своими болотами, лешими, русалками. И всё это на прекрасном вечернем фоне догорающего дня, тишины, аромата, безмятежного синего неба с освещёнными облаками, такими же причудливыми, как и везде, — где-нибудь в Париже или на Южном берегу Крыма…

Но здесь глушь, тайга, сырость и комары; и лес, как кладовая старого скряги, таит в себе больше негодного хлама, веками гниющего, чем полезного строевого материала. Пройдут века, и, конечно, культурный обильный лес сменит этот хлам веков, но пока это только хлам, и мы в нём, изъеденные комарами, слепнями, оводами, мошкарой. И так отдыхает взгляд после недельного перехода даже на таком слабом намёке на поле, как это, которое с обгорелыми пнями расстилается теперь перед нами. (По Н. Гарину-Михайловскому.)

Задание: Подчеркните грамматические основы в частях сложного предложения первого абзаца текста, составьте его схему.

Проза конца 20 – начала 21 вв.

Письменная работа

Контрольные вопросы:

  1. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе

  2. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова

  3. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

  4. Деревенская проза

  5. Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

  6. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина

  7. Тема преемственности поколений в повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина

  8. Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова

  9. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

  10. Виктор Пелевин и русский постмодернизм

Сочинение на основе прочитанного: композиция.

Текст 1.

(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое… (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.

(9)Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

(В.Солоухин)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора.

Сочинение на основе прочитанного: композиция.

Текст 2.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в стapыx крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора.

Сочинение на основе прочитанного: композиция.

Текст 3.

(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(З)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора.

Систематизация знаний по морфологии.

Тест.

Вариант 1.

1.Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании

А)освоить дурную привычку

Б)осуществлять руководство

В) отличать звук и букву