Диагностическая контрольная работа по русскому языку

Контрольная работа

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В14.

(1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

(2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось , они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.

(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.

(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.

(23) – Ага, попалась, рыбка! – крикнула громко одна из девочек.

(24) И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

2 стр., 724 слов

Краткое содержание Сказка о рыбаке и рыбке (Золотая рыбка) Пушкина ...

... что ему нужно на день насущный. Другое дело – старуха. Короткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке» Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин: У синего моря жил старик со своей женой. Жили они ... ловлей рыбы, в один из дней он вылавливает рыбку, да не простую, а золотую. Эта рыбка молвила человеческим языком и могла выполнить три любых желания поймавшего ее человека. ...

(31) – Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(33) И Инна ответила:

(34) – Нет, нянечка не пропала. (35) Теперь не пропадёт… (36) Теперь уследим.

( По А. Приставкину)

А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?

1) Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни своей сестры.

2) Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.

3) Автор в своём тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.

4) Автор в своём тексте говорит о преступном равнодушии взрослых воспитателей детдома.

А2. Прочитайте следующий фрагмент:

Чем можно объяснить подобное поведение девочек?

1) Девочки были очень заняты делами.

2) Им было скучно с малышкой.

3) Девочки допоздна задерживались в школе.

4) Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.

А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»

Инна попросила кусочек хлеба, чтобы…

1) поесть самой

2) угостить девочек

3) покормить оставшихся рыбок

4) покормить Люсеньку

А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?

1) мокрая рыбка

2) золотая рыбка

3) обглоданная рыбка

4) спасённая рыбка

А5. Ниже даны предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?

  • розовые прозрачные плавники с голубыми жилками

розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

1) Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.

2) Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.

3) Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.

4) Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и Люсенька.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет её маленькой Люсенькой

1) Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями "звук", "слог", "слово", "предложение" ...

... ПЕРИОД 2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников 2.2 Упражнения по усвоению понятий «слово», «предложение» 2.4 Планы-конспекты уроков добукварного периода ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ ... новых для них терминов и стоящих за ними явлений (звук, слог, слово, текст и т.д.) осуществляется на уровне первичных и общих представлений.В этом ученикам ...

2) Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.

3) Это определение подчёркивает её исключительность, любовь окружающих к ней.

4) Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.

А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

1) олицетворение

2) метафора

3) эпитет

4) гипербола

Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 1-4 напишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 7-10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

В4. Из предложений 13-17 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном дополнении.

Все девочки,(1) кроме маленькой Люсеньки,(2) были очень занятыми девочками.) А если у них и находилось свободное время,(3) они возились с золотыми рыбками. Хлебных крошек,(4) конечно,(5) не было,(6) рыбкам сыпали кусочки казеинового клея,(7) меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло.

В6. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложносочинённого предложения.

1) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть.

2) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.

3) Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить.

4) Их оказалось сперва девять, потом восемь.

В7. Укажите номера предложений, в которых запятая стоит между частями сложноподчинённого предложения.

8 стр., 3510 слов

Типы вопросительных предложений

... нарисован на картинке... Можно? В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа. Что касается слов девочки, то в ... читать произведения, в которых сухо излагаются факты. В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения. Милая Надя, милая моя девочка, не ...

1) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

2) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум.

3) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками.

4) Никто не спрашивал, что она кушает.

В8. Из предложения 26 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В10. Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 6-9 найдите предложения с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

В13. Среди предложений 8-13 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.