Рассуждение по тексту «Рыцарь на час»

Ода палачу

Всякий раз, когда заходит речь о грехах и пороках Некрасова, раньше всего вспоминают ту пресловутую хвалебную оду, которую он прочитал Муравьеву-Вешателю на обеде в Английском клубе 16 апреля 1866 года.

В самом деле, как мог революционный поэт восхвалять кровавого усмирителя Польши и побуждать его к новым злодействам? Почему человек, одно имя которого вдохновляло борцов за свободу, который, кажется, только и делал, что твердил молодежи: «иди в огонь…», «иди и гибни…», «умри не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь…», «бросайся прямо в пламя и погибай», почему после того, как молодежь действительно бросилась в пламя, он предал ее Муравьеву?

  • «Ваше сиятельство, не щадите виновных!» – повторял он Вешателю и так настойчиво требовал кары для тех, кого сам же соблазнял на революционные подвиги, что им были возмущены даже жандармы.
  • Подлец, вредный иезуит,– говорил о нем один жандарм.

– Из-за него столько народу сидит в казематах, а он катается в колясках, как ни в чем не бывало.

Вчерашние поклонники Некрасова срывали со стен его портреты и рвали в клочки или писали на них слово подлец и посылали ему по почте. Вообще, слово подлец прочно пристало в ту пору к Некрасову. Как мы ниже увидим, он сам называл себя так.

Эпиграммы, сатиры, пасквили, анонимные письма, пародии – все было пущено в ход. Не было, кажется, такого самого ничтожного писаки, который не клеймил бы его. Фет в великолепных стихах назвал его продажным рабом, отлученным от храма поэзии.

Что же случилось? 4 апреля 1866 Дмитрий Караказов стрелял в императора Александра II. Чтобы выжечь каленым железом смуту, срочно был вызван граф Н. М. Муравьев, участник Отечественной войны. Он с особой жесткостью подавил восстание в Польше, имел репутацию человека решительного, способного тяжелыми сапогами безжалостных репрессий раздавить вольнодумие. Приезд Муравьева в Петербург вызвал панические страхи: говорили о виселицах, о целых составах с арестантами. Журналисты, общественные деятели, литераторы, позволявшие себе критиковать власть, теперь трепетали: их могли обвинить в том, что именно они своим недовольством науськивали цареубийц.

Некрасов был у всех на виду, он был признанный вождь радикалов, самая крупная фигура в их лагере, и первое имя, которое всем приходило на ум, когда говорили о неизбежной расправе, было имя Некрасова. «Что Некрасов? Что будет с Некрасовым? Что сделают с Некрасовым?» Если даже подписчики его «Современника», и те считались неблагонадежными, как же должны были смотреть на него? Если даже те, у кого находили портрет Чернышевского, навлекали на себя подозрение, что же будет ему, другу и единомышленнику Чернышевского? Он коновод революции, он в этом деле главный, он давнишний разжигатель молодежи. «Московские Ведомости» прямо указывали Муравьеву на его «Современник». Мудрено ли, что он испугался?

Рассказывают, что Некрасов сам подошел к Муравьеву и попросил позволения прочитаь свой стихотворный привет. Муравьев разрешил, но даже не повернулся к нему, продолжая по-прежнему курить свою длинную трубку.

Жирное, беспардонное, одутловатое, подслеповатое, курносое, бульдожье лицо Муравьева по-прежнему осталось неподвижным. Он словно и не заметил Некрасова.

  • Ваше сиятельство, позволите напечатать? – спросил Некрасов, прочитав стихи.
  • Это ваша собственность, – сухо отвечал Муравьев,– и вы можете располагать ею, как хотите.
  • Но я просил бы вашего совета,– настаивал почему-то Некрасов.
  • В таком случае, не советую, – отрезал Муравьев, и Некрасов ушел, как оплеванный, сопровождаемый брезгливыми взглядами всех.

К сожалению, Некрасов не ограничился одними стихами. Еще раньше, сидя за столом с Муравьевым и слушая, как он ругает революционные идеи и верования, распространяемые журналами, поэт поддакивал ему и повторял:

  • Да, ваше сиятельство! Нужно вырвать это зло с корнем!

Как относится к этому поступку великого поэта? Как к тактической хитрости? Или это самое настоящее предательство? Или обычная человеческая слабость, извинительная для каждого, кто не наделен героизмом? Можно ли понять и оправдать Некрасова? Или это та черная страница, которую нужно поскорее пролистнуть и навсегда про нее забыть? (По К. Чуковскому)

Для урока русского языка

Текст. Рыцарь на час

Цель:

1. Научиться определять проблему исходного текста.

2. Научиться комментировать проблему исходного текста, используя комментированный пересказ исходного текста.

3. Научиться аргументировать личностную позицию, привлекая материал художественных произведений.

I. Прочитайте текст.

(1) Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2) А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы ее отливать в какой-то ажурный афоризм. (3) Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить свое благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог – обманул, бросил, предал …

(6)Мне все вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст ее в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рев, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки и только видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11)– Девушка, вам помочь? – спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у нее сумку и, подбросив ее, бодро спросил:

(14)– Куда вам?

(15)– Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живет!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы – найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24)– Девушка, там у вас кирпичи?

(25)– Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни…

(27)Господи, эти деревенские чудаки… (28)Картошку в сумке возить… (29)Она на рынке пять рублей стоит… (30)Меня постепенно стала раздражать ее кукольная миловидность, ее вздернутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(32)Мы ходили уже почти час, мои руки повисли, ощутимо болели ноги, но нужного адреса все не было. (33)Просто так бросить девчонку было стыдно, но и рыскать по этому трущобному хаосу я тоже больше не мог. (34)Девушка тоже тяготилась тем, что ввязала меня в эти бесконечные странствия. (35)Она робко просила: «Давайте я понесу сама. (36)Вы идите!». (37)Этот испуганно-тревожный голос выводил меня из себя.

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)– Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдешь, чем здесь нужный адрес…

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потерла лоб белой ладошкой.

(44)– Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! ­– сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от нее, я пошел дальше. (47)Но там во дворах никого не было, я пересек улицу, потом еще один проулок… (48)А потом пошел в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжелой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И все-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошел мимо нее, впутался в это непосильное для себя дело. (По В. Захарову)

Вам будет предложено следующее задание.

Напишите фрагмент сочинения, опираясь на следующие указания. * Обращаем внимание на то, что вы пишете не все сочинение, а только лишь его фрагмент (проблема и комментарий проблемы)

Вот как формулируется речевая задача на ЕГЭ по русскому языку

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

поставленных

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение по тексту «Рыцарь на час»