Учитель аркадий кириллович решил продолжить разговор. по тексту В

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (б)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается — темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

15 стр., 7102 слов

История возникновения русского театра

... человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества. Какие только перемены не происходили на ... XX веков. Народное творчество Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в ... святым и мучеником в философском календаре... Вместе с Эсхилом cтоль же страстно славил ... на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица ...

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Сочинение

Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте.

Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчеркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, — эта трагедия ни для кого не была чужой.

Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое».

Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем современном мире эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод, всевозможные бедствия, разруха — что только не пришлось выдержать нашему народу!

Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали все, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие — все то, что включает в себя понятие «человечность».

Литература о Великой Отечественной войне дает нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остается совершенно одиноким, работает шофером, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нем нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живет ради этого мальчика, Ванюшки, отдает ему все самое хорошее, что есть в душе.

Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь — это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живет. И не как животное, а как человек.

Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».

Проблема взаимоотношения поколений

Дата публикации: 10.02.2017

Проверенное сочинение по тексту «То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами…» В. Тендрякова

Введение:

Жизненный путь всегда труден. Человек проходит множество испытаний, подвергается опасности, попадает в экстремальные ситуации , но самое главное в этих ситуациях — несмотря ни на что остаться человеком.

Проблема:

человечности.

Иллюстрация:

(Так не говорят. «Было в глазах русских и немцев» — лучше так.)

«Совершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой», — такой вывод делает автор текста. (Одна из самых распространенных ошибок. Никогда не пишите о выводах автора в иллюстрации. Сам пример неплохой, но слово «вывод» нужно заменить)

Позиция:

уничтожить

уничтожить,

Аргументы:

В подтверждение своего мнения приведу пример из повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Главная героиня Мария во время войны осталась одна на хуторе. На ее глазах были убиты муж и сын, но это не сломило ее. Она смогла сохранить человечность: приютила эвакуированных детей, помогла молодому раненому немцу восстановиться после ранения. Благодаря этому качеству она выжила в суровые военные годы. (Не факт)

(Противоречит позиции автора, с которой ты, кстати, согласилась).

Заключение:

Таким образом, человечность нельзя уничтожить. Малая доля ее есть в каждом из нас, нужно только открыть ее и выпустить наружу.

Итоги: Хорошее сочинение, видно, что очень старалась, но лично ты можешь еще лучше! Подумай, как правильно подойти ко второму аргументу, чтобы его можно было зачесть + нужно быть внимательнее в формулировках, чтобы избежать речевых ошибок и тавтологии. Хочется отметить, что виден потенциал, и если потренироваться, то есть все шансы написать сочинение на максимальный балл)

Формулировка проблем исходного текста

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Смысловая цельность, речевая связность и последователь-ность изложения

Точность и выразительность речи

Соблюдение орфографических норм

Соблюдение пунктуационных норм

Соблюдение языковых норм

Соблюдение речевых норм

Соблюдение этических норм

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Общий балл

Организация: МОУ Рудногорская сош

Населенный пункт: Иркутская область, г. Рудногорск

I. Вступление + формулировка проблемы

II. Текстуальный комментарий проблемы (в этом году он «стоит» 3 балла!)

  • Комментарий соответствует высшему баллу, если экзаменуемый, опираясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает путь автора от формулировки проблемы к основным выводам, логику рассмотрения проблемы, систему аргументов. Тем самым в работе будут выделены ключевые моменты проблемы.

V. Аргумент собственной точки зрения — 1

VI. Аргумент собственной точки зрения — 2

VII. Заключение (вывод)

Текст Тендрякова В.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу.

(10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин.

(32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Федорович Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.

Образец сочинения по тексту В. Тендрякова

Проблем в современном мире много, одна из них – проблема сострадания. Способно ли чувство сострадания объединить недавних врагов? Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает русский советский писатель Владимир Фёдорович Тендряков. Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, автор передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища.. Герой рассказа Аркадий Кириллович, увидев дрожащего от холода раненого немецкого солдата, стянул с себя полушубок и накинул ему на плечи. В этот момент они перестали быть врагами. А через некоторое время мы узнаём, что под горящими стенами погибли два солдата: немецкий, бросившийся в огонь, и татарин, кинувшийся его спасать.

Автор считает, что никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания. Именно чувство сострадания способно объединить недавних врагов. С мнением автора трудно не согласиться. В любом человеке изначально заложены доброта, порядочность, милосердие, отзывчивость. И проявляются эти качества, как правило, в критических ситуациях. Мне сразу вспоминается Мария, героиня повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». На её глазах казнили мужа и сынишку, сожгли всю деревню… Почему Мария, увидев раненого немецкого солдата, не заколола его вилами? Что заставило её встать перед ним на колени, смочить водой его потрескавшиеся губы, всю ночь провести рядом, а утром, когда он умер, вытащить и похоронить его? Это были как раз те запасы доброты и человечности, о которых пишет Тендряков. Похожая ситуация рассматривается также Л.Н.Толстым в романе «Война и мир», когда Петя Ростов пожалел пленного французского барабанщика. Его чувства мне понятны: ребёнок испытал чувство сострадания, встретив, пусть даже на войне, другого ребёнка. Но более всего меня поразила сцена, когда оборванные французские солдаты вышли из леса и направились к русским солдатам. Русские солдаты могли бы их убить, тк они враги, но жестокости уже нет в душе народа. Французов накормили, дали им водки. «Тоже люди», — сказал один из русских солдат. А позднее об этом же скажет и Кутузов. Значит, действительно, никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности и сострадания.

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом .

Используемые интернет – ресурсы:

http://www.saharina.ru/metod/ege/text/?name=text253

Сочинение по тексту: “То была первая тихая ночь в разбитом Ста­линграде.” Тендряков В. Ф

Как «обуздать беспощадную историю» ? Об этой сложной нравственно-философской проблеме рассуждает писатель В. Тендряков.

Поводом для размышления становится случай, произошедший первой тихой ночью в разбитом Сталинграде. Горел четырехэтажный немецкий госпиталь. Мы наблюдаем происходящее глазами гвардии капитана, который от­мечает, что эта трагедия ни для кого не стала чужой, на русских и немецких лицах было «одинаковое выражение боли и покорной беспомощности». Аркадий Кирил­лович отдает свой полушубок стоящему рядом немцу, видит, как солдат-татарин бросился в огонь спасать немца и как обрушившиеся стены похоронили обоих…

Мне близка точка зрения писателя. Ход истории зависит от нравственных качеств людей, ее творящих. О сложнейших механизмах, законах исторического развития, роли личности много размышлял Л. Н. Толстой – ярый противник лю­бых военных действий. В романе-эпопее «Война и мир» два полководца Кутузов и Наполеон показаны как антиподы, воплощение идей мира, гуманности, патри­отизма и войны – с ее неразборчивостью в средствах, жестокостью, цинизмом. А ещё это оппозиция силы и слабости. Безусловно, победа всегда должна быть за добром…

Действительно, чтобы не допускать «вывихов истории», человек всегда должен оставаться человеком. Вспоминается эпизод из повести Кондратьева «Сашка». Главный герой отказывается расстрелять пленного без суда и следст­вия, и его твёрдая уверенность в своей правоте заставляет командира отменить поспешный приказ.

Таким образом, противостоять эпидемиям безумия должны «нерастраченные запасы человечности», которые никогда не иссякнут в каждом из нас.

(234 слова)

Здесь искали:

  • то была первая тихая ночь в разбитом сталинграде

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассер­дить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возника­ли ссоры. (3) <…> при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, при­глашал домового первым войти в избу.

4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

5) Чтобы в новом доме жизнь складывалась удачно, хозяин, опасаясь неприятностей, в первую очередь приглашал в него домового, издавна считавшегося хранителем очага.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот во-первых таким образом поэтому итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи

ДОМ, -а, м.

1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бы­вают друг у друга).

Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

3) (мн. нет).

Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями су­ществования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.

4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нуж­ды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм).

Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия боль­ших магазинов).

5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рвалА квАртал тамОжня жалюзИ дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КОРНЕВАЯ система берёзы отличается большой мощью. Хочу РАЗМЕСТИТЬ вашу статью в очередном номере журнала.

Дьяк прочитал ЦАРСКИЙ указ.

Мехмед II Фатих был одним из самых выдающихся правителей государства османов, со­четавших непреклонную волю и проницательный ум с коварством, ЖЕСТОКОСТЬЮ и необузданным властолюбием.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грамотные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями менее ДОСТУПНЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример ЧЕТВЕРО медвежат

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Гринёв сказал, что я подарил Пугачёву заячий тулуп.

Б) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал мону­мент «Рабочий и колхозница».

B) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных францу­зов.

Г) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их по­ступки.

Д) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с косвенной речью

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

заж…гает забл…стал р…внина машиностр…ение кат…лог

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..дарить, и…кушение пр…чудливый, пр…хотливый пр..небрегать, пр…кусить

пр…медление, з…стрелил от…брать, н…дпилить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

гор…вать никел…вый топл… вный кра…вой ноч…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сберега…мый удивля…шься наруш…нный увид…тесь опиш…шь

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ты моя песня, пока ещё (не)спетая.

Щуря (не)привыкшие к солнцу глаза, люди выходили из подвала.

Степан (не)приучен был слушать женские советы.

Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

(Не)побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и стремлениям жизни.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПЕРВЫЕ дни зимы (В)СЛЕД за сильными ветрами начались мощные снегопады. (В)СЛЕДСТВИЕ того что тело змеи необычайно гибко, она может легко проникнуть в лю­бую нору, а ТАК(ЖЕ) легко взобраться на дерево.

ЧТО(БЫ) наши гости не заблудились в темноте, мы пошли им (НА)ВСТРЕЧУ. (В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и* (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

(В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, была дважды контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала её убеждё(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России околицам тро­пинкам и песням.

2) Творения художников-северян простонародны и бесхитростны по композиции голоси­сты и одновременно скромны по своим краскам.

3) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьян­ских праздников.

4) Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.

5) Светало и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных мес­тах деревни.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Hep ли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени (4) упо­добляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сила воли (1) как известно (2) одна из главных черт характера человека. Нередко да­же (3) говорят (4) «характер» вместо «сила воли», и это не случайно. Ведь (5) от того, на­сколько в человеке развита сила воли, зависит то, как он сможет реализовать другие свои качества.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Возвратившись из победоносного похода против в олжских булгар, Андрей Боголюб ский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руи­нами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ра­неными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалён­ных недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесто­чённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастра­ченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоп­танные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог- её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с се­бя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорочи Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравтвенных проблемах современной ему жизни.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинград­ская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человече­ское, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии — пожара в немецком госпитале.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) 14-15 предложения текста содержат описательный фрагмент.

2) Предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложениях 20-26 содержится повествование.

4) Предложения 1-4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулиро­ванное в предложении 4.

22. Из предложений 17-19 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого пред­ложения.

24. «Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) _______ (предложения 7-8), а троп (Б)______ («ослепительно золотые, трепещущие стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _______ («она, обмершая, заворожённая» в предложении 10, «вздох горе­стный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) _____ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы 2) эпифора 3) фразеологизм 4) инверсия

5) развёрнутая метафора 6) эпитет 7) риторическое обращение

8) парцелляция 9) сравнительный оборот