Рассуждение как образуются слова в русском языке

Сочинение

Сочинение рассуждение как образуются слова в русском языке

Много слов на свете разных –

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Как интересно устроен человек. В голове его крутятся мысли, с языка летят слова. Мы так к ним привыкли: читаем, пишем. Но как редко мы задумываемся о том, как и когда они появились. Оказывается, у слов, как у людей, своя история, своя судьба. А каждый народ имеет свой неповторимый язык, свою письменность. Но всегда ли мы обладали таким богатством? Заглянув в разные источники информации, я узнал, что раньше все люди говорили на одном языке и без труда понимали друг друга!? Об этом удивительном факте рассказывает и детская Библия. Великий потоп удалось пережить только семье Ноя. Когда закончилось ненастье, семья покинула Ковчег возле горы Арарат, там они и поселились. Постепенно род увеличивался. И решили тогда люди уйти в другие земли и построить там прекрасный город, а в этом городе башню до самого неба. В городе Вавилон люди начали строительство, работали дружно и слажено. Любая работа была им по плечу. Они хотели доказать, что равны самому Богу. Но Бог наказал их за гордыню – смешав языки. В один из дней люди пришли на стройку и перестали понимать друг друга. Так и разошлись люди по разным землям, унося с собой свой язык. Очень хотелось бы поверить в эту прекрасную историю.

Оказывается, прародителем русского, армянского, итальянского, греческого, немецкого, английского и некоторых других языков является индоевропейский язык. Вот ещё один факт, который, возможно, является доказательством библейской истории, что люди говорили когда-то на одном языке. А после великого переселения народов из Вавилона началось слияние языков, включение в речь новых слов. Большое влияние на язык оказывали, как считают учёные, и географические условия, животный мир, растения.

Раздел языкознания, который занимается изучением слов и изменениями, которые с ними поисходят, называется этимология.

Этимология от греческого – «etymon» – истина и «logos» – слово, учение. В XIX веке этот термин употреблялся также в значении «грамматика». Этимология возникла в Древней Греции.

Задача этимологии выяснить, почему какое-то слово называется так, а не иначе.

Вот что я, например, узнал об истории возникновения самого часто употребляемого слова «спасибо». Произошло оно от восклицания «спаси Бог». Со временем последний согласный перестал произноситься, а словосочетание превратилось в одно слово.

3 стр., 1366 слов

Зачем человеку язык

... Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и ... о людях, о мире. Какова роль языка в жизни человека?, При ответе на вопрос опирайтесь на текст. В слове заключена ... Материалы для сочинения Посмотрите вокруг , и вы увидите много удивительных вещей ,созданных разумом и руками человека: радио, телефон, корабли, ...

Очень увлекательной мне показалась и история слова «самолёт». Знаете ли вы, что он не всегда «летал» по небу. В 1702 году «самолётом» называли самоходный паром через реку. Его двигало течение реки, людей того времени поражало, с какой скоростью он плывёт – прямо летит. Много позже у слова появилось традиционное для нашего понимания значение.

Свои истории есть и у современных слов. Все знают слово «монитор» –ну, что тут непонятного, это экран компьютера. Оказывается, само слово впервые было использовано в романе Ж. Верна «20 тысяч лье под водой». В прежние времена оно означало «бронированный военный корабль с сильной артиллерией». Так и автор использовал его «… какое судно устоит против этого подводного монитора». Это же просто в голове не укладывается! А если поглубже копнуть, то с латыни «монитор» – предостерегающий. Получается, военный корабль нас предостерегает – не тронь меня, а то я за последствия не отвечаю. А ещё монитором называли прибор с сильной струёй воды. Его использовали в горной промышленности.

А слово врач, кто бы мог подумать, произошло от «врать». Несколько столетий назад слово «врать» означало говорить. Врач не только разговаривал с пациентом, а ещё он заговаривал болезнь. Есть ещё два слова, обозначающие эту профессию: лекарь – от слова «лечить» и доктор с латинского «докео» – учу. Значит доктор – это учитель!?

О том, что слова сочиняют и писатели, я тоже раньше не задумывался. А это, оказывается, ещё один из способов обогащения нашего языка. Так Салтыков-Щедрин создал – «злопыхательство, мягкотелый, головотяпство». А слово «промышленность» придумал Н.М. Карамзин, образовав его от слова промышлять, то есть производить. Эти слова и сейчас актуальны. А созданные Чеховым – «драмодел», Лесковым – «клеветон», почему-то, не прижились.

Слова появляются на свет каждый день, но далеко не каждое имеет долгую и интересную жизнь. Одни слова появились благодаря учёным, другие – писателям, путешественникам. Дети тоже помогают, но у их слов самый короткий век. Я и сам называл лопатку – «копаткой», почему-то не прижилось? Вырос, наверное, поумнел…

Самые молодые – это компьютерные слова-сленги. Например, «мыло» – электронная почта, оно очень похоже на «эмэйл». Выражение «кинь мне мыло» означает – жду ответа по электронной почте. А клава – это клавиатура, а не соседка по лестничной клетке или по парте. В городе Екатеринбург есть даже памятник этой клаве (клавиатуре).

Наш русский язык – это настоящий живой организм, который живёт своей жизнью, развивается, меняется, отбрасывает ненужное и оставляет только то, что необходимо. Одни слова исчезают, потому, что из обихода уходят предметы и явления, которыми они обозначались, другие по причине более удобных синонимов.

Русский язык скрывает в себе много загадок и волшебных превращений, поэтому всегда интересно заглянуть в какую-нибудь мудрую книжку и сделать для себя очередное «открытие».

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

2 стр., 575 слов

Дианы Дилековой «Как родной, люблю язык я русский»

... родной, люблю язык я русский, Он нужен мне, как небо, Каждый миг. На нем живые трепетные чувства Открылись мне. И мир открылся в них. Эти слова ... свой словарный запас, обогащать свою речь, читать справочную и художественную литературу. Русский язык – не только государственный язык, но и язык ... роль, тем более что мой любимый учитель – учитель русского языка, а это ко многому обязывает, поверьте мне. ...

Впитывая разные слова,

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть! (М. Крюков)

Язык – это наш путь развития, наша история, поэтому мы должны беречь его и любить, гордиться своим языком, а этимология нам в этом поможет.

Этимология (Школьные сочинения)

Часто мы задаём такие вопросы: «Почему берёзу назвали берёзой?», или «Откуда произошло слово рассказ, балет, поэма?». Эти вопросы интересовали и интересуют не только учёных, но и детей и взрослых.

Оказывается наука, которая изучает происхождение слова и исторические изменения в его структуре и значениях называется этимологией. Я напишу своё сочинение-рассуждение на тему: «Почему взрослые и дети любят этимологию?».

Со временем многие слова изменились по звучанию, смыслу. Например: словом гость мы называем человека, который пришёл нас навестить, а в старину так называли приезжего купца.

К примеру ведьмой раньше называли женщину, которая помогала больным, знала целебные травы. А потом появились сказки и легенды о ведьмах.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру

Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С тех пор они имеют отрицательные качества.

Как вы думаете, почему взрослым и детям так интересны знания об этимологии? И где эти знания смогут пригодиться?

Во-первых, кому будет не интересно узнать что-то новое? Наверное, нет такого человека. Мы развиваемся, учимся и в процессе познания окружающего мира формируемся, как индивидуальная личность.

История нашего родного языка очень интересная и многим, в том числе взрослым, будет увлекательно узнать неизведанное о самых простых и бытовых вещах, которые окружают нас много лет. Например, слова пчела, бык, букашка произошли от одного и того же слова «бучать».

Во-вторых, знания об этимологии могут пригодиться в учёбе, работе, деятельности. Приведу свой пример: в прошлом году я участвовала в научной конференции по русскому языку, я изучала жаргонизмы, их историю, происхождение и значение в русском языке. Было очень интересно понаблюдать за их изменениями. Некоторые из них изменили свой смысл, произношение.

Это доказывает, что с течением времени слова изменяются, исчезают, появляются и приобретают новые формы произношения. Это зависит от развития и общения общества.

Изучение этимологии – очень интересная и сложная наука. С помощью неё мы узнали происхождение многих слов, их изменения с течением лет. Изучая этимологию, учёные стараются понять по каким признакам наши предки давали названия окружающим их предметам. Помочь найти ответы на все вопросы о происхождении многих слов, помогают этимологические словари. Словарь М. Фасмера « Этимологический словарь русского языка», Н. М. Шанского, В. В. Иванова и первый этимологический словарь для школьников Л. В. Успенского.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id16958

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

2 стр., 618 слов

В стране слов "Корни с чередованием"

... ЗаблЕстит посуда …А это запЕреть в сундук надо». Слезла старушка-побИрушка с печи, улОжила все вещи в сундук и запела: «ПрибИраю я ... я спрячу под замок». А молодец-удалец стоит под порогом перемИнается с ноги на ногу, пожИмает плечами, что сказать не знает. Увидела ... вершок примерно равен 31 сантиметру рА ст // рА щ // рО с . Искл: Ростов, Ростислав, росток, отрасль. зАр// зОр лОж//лАг А клОн//клАн – ...

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ).

Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

но, над, если

Вопрос:

помогите написать сочинение рассуждение на тему морфема значимая часть слова

Ответы:

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы).

Корень — это значимая часть слова.Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.апример, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие — для образования форм слова.

3 стр., 1101 слов

Презентация : Пишем о роли морфем

... слова? Да Нет Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова? Словообразовательные Формообразующие (словоизменительные) Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова? Корень ... автора. Таковыми могут быть примеры: из анализируемого в сочинении текста; из других литературных произведений; [Электронный ресурс ...

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы., Приставка

Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы. Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание, Окончание

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, — неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс — суффикс, служащий для образования форм слова. В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия.

У большинства глаголов — два разных вида основы: одна — основа настоящего / простого будущего, и другая — основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj— и чита— , рисуj— и рисова— , бег— и бежа— , говор— и говори— .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: ( ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере— ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

14 стр., 6570 слов

Слово как единица лексического языка

... постоянное пользование словами, определить слово как лингвистическую единицу оказывается нелегким делом. Трудность единой характеристики слова обусловлена тем, что слова, образующие лексическую систему языка, чрезвычайно разнотипны ... языка» Н. М. Шанского определение слова дается, например, путем указания на признаки слова в отличие от фонемы, морфемы и словосочетания. Из многих признаков слова, ...

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу

Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема?

В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема — вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин «морфема» ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого «morphe» — «форма». Что такое морфема? Морфема — это мельчайшая несамостоятельная единица языка.

Морфема выполняет две основные функции: она служит для образования новых слов, а также для образования форм слова (например, падежные формы слова: стол, столУ, столА, на столЕ) Морфемы могут быть обязательными (корни) и необязательными (аффиксы).

Корень — это значимая часть слова.

Без корня, за редким исключением, не существует и самого слова. Слово может состоять только из корня, или из корня и аффиксов. Например, слово НОС состоит из корня, слово НОС-ИК состоит из корня и суффикса.

Аффикс — это вспомогательная часть слова. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать новое слово (по крайней мере, в русском языке), они присоединяются к корню. Вместе с корнями они образуют новые слова или формы слов. Аффиксы могут уточнять или дополнять смысл корня, например, козлЕНОК — суффикс ЕНОК указывает на то, что это не козел, а его детеныш. Аффиксы делятся по их положению относительно корня слова.

Например, они могут располагаться перед корнем — префиксы. В русском языке префиксы еще называются приставками: ПРИехал, НАкрыть, ПЕРЕкусить и т. д. Морфемы, стоящие после корня слова, называются постфиксами или суффиксами. Они выполняют различные функции в языке. Например, слова, образованные с помощью суффиксов: стульЧИК, каменьЩИК, весеННий и т. д. Существуют также флексии или окончания, в русском языке они являются постфиксами.

Окончания являются словоизменяющими постфиксами и указывают на связь слова с другими членами предложения. Например, тебЕ, тебЯ, с тобОЙ и т. д. Флексии меняются в словосочетании, обеспечивая согласование всех членов предложения: на широкОЙ дорогЕ, на широкУЮ дорогУ, широкАЯ дорогА, широкИЕ дорогИ. Итак, как мы видим, морфема — это очень важная составляющая языка. Не только филологи и лингвисты, но и каждый, кто действительно любит родной язык, должен иметь представление о том, что такое морфема.

Доклад на тему: «Морфемика»

  • раздел языкознания, в котором изучаются морфемы (значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительные гласные – интерфикс, постфикс).

    Основа не считается морфемой, это все слово без окончания.

– это морфема, которая содержит в себе лексическое значение всех родственных слов. Чтобы выделить корень в слове следует подобрать как можно больше родственных слов. Подбирая родственные слова, следует учитывать возможность чередования звуков в корнях.

8 стр., 3550 слов

Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского ...

... нарисовать образ. Напишите - сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г.Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует ... устной же речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения, разговорные слова и выражения. Например, в предложении 1 нахожу деепричастный оборот «примостившись на ...

  • значимая часть слова, стоящая перед корнем (или перед дугой приставкой) и служащая для образования новых слов.
  • значимая часть слова, которая стоит после корня (или после другого суффикса).

  • это изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм одно и того же слова.

Продолжая воспитывать языковое чутье, учитель активно формирует выше названные лингвистические понятия при помощи таких мыслительных операций, как:

Анализ слова, выделение его структурных элементов (морфем), значение которых расширяет возможности понимания речевых высказываний.

Синтез частей слова, морфем по определенным законам словообразования.

Словообразование рассматривается в связи с изучением частей речи. Кроме выше названных понятий в программу средней школы введены новые понятия по этому разделу: словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

Методическая система изучения данного раздела:, Цели изучения морфемики и словообразования.

дать представление

о морфеме, как об основной единице раздела, о словообразовательной системе русского языка (составе слова, словообразовательных моделях, способах словообразования)

основные словообразовательные

понятия

, умение выделять морфем в слове, умение определять их значение, умение различать основу и окончание, умение пользоваться словообразовательными и этимологически словарям.

выработать навык

: использовать знания о составе слова и его словообразования в речевой практике, расширять индивидуальный словарь морфем.

основа и окончание;

  • корень, суффикс, приставка;
  • различать назначения основы слова, не путая ее с отдельными морфемами;
  • различать значения суффиксов в именах существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное);
  • различать значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное, неполноты качества (красноватый));

различать значение приставок в глаголах

способы образования новых слов (приставочный, суф-фиксальный, безаффиксный, приставочно-суффиксаль-ный, сложение основ)

определять от какой основы и с по-мощью чего образованы данные слова;

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности

формообразующие пристав-ки и суффиксы;

  • неморфологические спосо-бы образования новых слов.

определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образуются данные части речи.

употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности

Структурно-семантический

принцип

  • диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования.

способ связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели;

деятельностный принцип

4 стр., 1841 слов

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов

... умение правильно написать письмо.) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ, ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ... обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 ... в данном случае не имеет принципиального значения. Пример Вопрос о роли знаков препинания ... это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов. ...

  • проявляется в осуществлении на уроке активности самостоятельности учащихся при разборе слов с точки зрения морфемного и словообразовательного подходов.

коммуникативный принцип

  • указывает на то, что на уроках следует использовать диалоговые формы организации урока.

Примечание. Не следует путать морфемный и словообразовательный анализы слов с этимологическим. В некоторых случаях на уроках прибегают к историческим комментариям (этимологии), если в этом есть необходимость для объяснения правописания, например, словарных слов. В этом проявляется исторический принцип изучения словообразования.

Методы и приемы работы:

а) Наблюдение над фактами языка:

определение значений каждой морфемы в однокоренных словах для уточнения их значения.

определение значения каждой морфемы в слове для уточнения значения конкретной лексемы (слова).

определения значения каждой морфемы для понимания роли аффикса в однотипных словообразовательных моделях.

б) для понимания роли аффиксов в однокоренных словах. Например, паронимы болотистый, болотный.

сравнение слов и наблюдение над многозначностью морфем. Например. Перелеты (пере – повторяемость), перелесок. (пере – пространство между чем-нибудь), передозировка. (пере – чрезмерность);

  • в) над омонимией морфем. Например: Пошире, погромче, почитать – значение смягчения меры признака. Побежать, полететь – начало действия;
  • г) над словообразовательной синонимией. Например: Вымазать, обмазать, измазать, перемазать;
  • д) словообразовательно антонимией.

распределение слов: по словообразовательным гнездам; по словообразовательным моделям;

  • сопоставление лексем одной словообразовательной модели. Например: Елка-подснежница в доме растаяла, плечи расправила, ветки расставила.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, лишь при соблюдении ряда психолого-педагогических условий, важнейшими из которых являются: формирование положительных мотивов учения, формирования системы знания на основе самоуправления процессом учения, включение каждого школьника в процесс активного учения.

§1. Морфема

Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы, Словоизменительные (формообразующие) морфемы

Морфемика как раздел языкознания

Раздел языкознания морфемика — это и совокупность, система морфем, и наука о них. Наиболее тесно она связана со словообразованием, т.к. именно по наличию тех или иных морфем становится понятным способ, при помощи которого было образовано слово. К тому же, с учётом некоторых факторов, морфема помогает определить словообразовательное значение слова и, как следствие — словообразовательные типы слов.

8 стр., 3911 слов

Устаревшие слова в русском языке

... устаревшими словами (например, такая судьба постигла многие неологизмы первых послереволюционных лет: женделегатка, всеобуч, керенка, деловод). Способы появления неологизмов различны: образование нового слова (лексического неологизма) из имеющихся в языке слов и морфем ...

Если принимать термин морфема как родовой, то есть и видовые термины, или виды морфем (префикс, суффикс, корень и т.д.).

Специалисты по морфемике занимаются:

Морфемы могут быть корневыми и служебными. К служебным относятся все аффиксы, кроме окончаний.

Корень слова, его разновидности

Корневая морфема или корень слова — это основная его стержневая часть. Именно здесь содержится главная содержательная сторона слова. К примеру: корень слова «жёлтый» — жёлт, обозначает цвет. Поэтому в словах «желток, желтеть» человеком сразу прослеживается семантика цвета.

В русском языке нет слов без корня. К примеру, в слове «обуть» корень состоит всего из одной буквы: у.

При помощи корня образуется словообразовательное гнездо: во всех родственных словах корень повторяется. В слове его место не закреплено, он может быть в абсолютном начале или в середине, морфемика уделяет пристальное внимание этим частям слова.

Такие морфемы подразделяются на:

Аффиксы: определение, их типы. Флексии

Аффиксы выделяются на основе признаков по положению в слове. Учёными аффикс определяется как факультативная морфема, которая включается в себя:

Положение префикса в слове строго закреплено: он всегда предшествует корню, приставка присоединяется к целому слову. Следует отметить, что в слове может быть две-три приставки (приналечь, понавыкапывать).

Это вид морфем выполняет следующие функции:

В строгом смысле, флексия или окончание не относятся к служебным аффиксам, а как бы противопоставлено им. Они располагаются в конце или конечной части слова.

Важно отметить, что у несклоняемых слов и их форм (наречий, например) нет флексий. Окончания вводятся с целью выражения грамматического значения слов и свойств синтаксического порядка. Помимо прочего, с помощью флексий выражается отношение грамматического изменения слова к другим словам в предложении, другим языком — они помогают словам согласовываться, образуя смысловое единство.

Основа слова

Помимо морфемы в качестве отдельного элемента строения слова выделяются основа. Например, в слове стена основой является стен-, кино — кино, около — около.

Основа выражает главное значение слова и является его семантическим ядром. Она не изменяется и морфологически не оформлена. С точки зрения звукового состава основа может видоизменяться, как и другие значимые части слова. Иногда основы могут усекаться и наращиваться.

По количеству входящих в них элементов основы бывают одноморфемные (корневые), их называют непроизводными; а также многоморфемные основы (производные), иначе именуемые членимыми. Членимые основы содержат распространённый корень.

Интерфиксы, их трактование и роль в структуре слова

Соединительная гласная или интерфикс — такая морфема, которая не имеет самостоятельного значения и выполняет соединительную функцию. Располагается между основой и суффиксом. Неслучайно «интер» переводится как «между». Чаще всего интерфиксы употребляются в составе суффиксов производных слов: существительных и прилагательных. Реже в других частях речи, у глаголов, например, однако такое встречается нечасто.

Также интерфиксом называют соединительные гласные. Выделяются они только в составе сложных слов:

  • В слове может быть несколько соединительных гласных. Как, например, в слове вод-о-свет-о-лечение; гряз-е-вод-о-свет-о-лечение.

Некоторые учёные к списку соединительных гласных относят ещё и У в словах пол-у-тьма, пол-у-мгла; Я в слове сем-я-почка, сорок-а-летний. Однако такой подход не является официальным и не находит подтверждения в основных научных трудах и грамматиках.

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание

Слушаю, слушаешь, слушает, слушаем, слушаете, слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача, дачи, даче, дачу, дачей, о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Обсуждаем проблему толкования.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное — быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.