Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе

Сочинение

Какими частями речи могут быть эпитеты?

чаще всего являются прилагательными, причастиями и наречиями

  • В роли эпитета выступают прилагательные :

Тучка золотая, молниеносное решение, горькая правда, мраморная кожа

  • В роли эпитета выступают причастия :

Грохочущий ливень, поседевший лес

  • В роли эпитета выступают существительные :

Утес-великан, волшебница-зима, мать – сыра земля, ветер-бродяга

  • В роли эпитета выступают числительные :

вторая жизнь, третьи руки

  • В роли эпитета выступают наречия :

Горячо любить, безмерно счастлив

  • В роли эпитета выступают деепричастия:

Волны несутся, гремя и сверкая

Эпитетами также могут быть местоимения и глаголы.

Какую роль играют эпитеты?

Эпитеты усиливают художественную выразительность, образность языка произведения или нашей речи, придают языку поэтическую яркость. Эпитеты, как правило, выделяют характерную черту или качество и вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское понимание окружающего мира.

Эпитеты помогают создать яркий образ.

Очень хорошо объяснил роль и функции эпитета известный русский ученый А. Г. Шалыгин:

Эпитет — весьма действительное средство, усиливающее картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя.

3 функции эпитетов

  1. акцентировать какое-либо свойство,
  2. создать яркий эмоционально окрашенный образ,
  3. усилить художественную выразительность.

Задание С2. Сочинение — рассуждение

Задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» … выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение.

По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю. Трифонова.

6 стр., 2694 слов

Рассуждение местоимение удобное звено в устройстве языка

... данном случае местоимение выступает не только в качестве заместителя другой части речи, но и в роли грамматического средства. Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам Реформатского о роли местоимений и их важности ...

Действительно, местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных, числительных, не называют предметы, признаки и количество, а лишь указывают на них. Так, в предложении 10 употребление личного местоимения «он» позволяет избежать повтора имени существительного «Глебов» и служит средством связи между предложениями в тексте.

Относительные местоимения выполняют функцию связи между частями сложноподчинённого предложения и являются членом придаточного предложения. Например, местоимение «который» в предложении 18 является «заместителем» слова «пугач» и играет роль подлежащего в придаточном предложении.

Итак, мы доказали, что местоимения всего лишь замещают «знаменательные слова». Они полностью оправдывают свое название, употребляясь вместо именных частей речи.

Задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение.

«Эпитеты – одежда слов», — утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Эпитеты являются красочными определениями для слов, с помощью них можно создать яркие и выразительные художественные образы.

Передо мной текст Э. Шима, в котором писатель тоже использует эпитеты. Например, в предложении 5 слова «загадочное», «невероятная, «золотыми» помогают автору нарисовать портрет Верочки, подчеркнуть ее необыкновенную внешность, красоту глаз.

Эпитеты служат не только для того, чтобы придать образность словам, подчеркнуть какие-либо характерные признаки предметов. С помощью этого средства выразительности можно показать эмоции, ощущения литературных героев. Так, в предложении 75 из данного текста эпитет «перекошенным» характеризует эмоциональное состояние мальчика Гоши, его страх, ужас от того, что ракета может взорваться.

В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста Э. Шима доказывают справедливость утверждения В. Солоухина. Эпитеты действительно являются яркой оболочкой для других слов, с их помощью можно передать разнообразие цвета, чувства автора и героев, оценить явления и поступки

Задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение.

Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.

С одной стороны, шестнадцатилетняя девушка Оксана, героиня данного произведения, употребляет слова «ретруха» (предложение 11), «ляпнет» (предложение 18), фразеологизм «нервы мотает» (предложение 13).

Все слова эти относятся к разговорному стилю и имеют просторечный оттенок. Писательница с помощью речевой характеристики Оксаны подчёркивает не столько её желание казаться современной, сколько её грубость, духовную ограниченность.

2 стр., 674 слов

Рассуждение «Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли»

... острую ситуацию, выпирающую из сложившихся норм. Предлагаемое сочинение в форме рассуждения ʼʼНеясность слова есть неизменный признак неясности мыслиʼʼ акцентирует внимание на соответствии слов мыслям. Как часто слышим мы фразу ... умных книг, например. В ϶том сочинении полезно упомянуть книгу В. В. Розанова ʼʼУединенноеʼʼ, после прочтения которой восполняется недостаток слов и мыслей. В. В. Розанов, ...

С другой стороны, мы видим Королькова, отца Оксаны, который стал свидетелем конфликта матери и дочери. Авторский текст, передающий мысли Королькова, насыщен средствами художественной выразительности. Например, можно отметить сравнение «как спичка о коробок» в предложении 7, книжные слова «фундамент» (предложение 31), «амбулаторно» (предложение 32), эпитеты «чистенькое, новенькое», ссылка на известную пословицу «жать то, что посеяли» (предложение 29).

Все перечисленные средства указывают на то, что Корольков – это образованный, интеллигентный человек, обеспокоенный тем, что его жена и дочь не могут разговаривать друг с другом.

Итак, мы убедились, что речь людей является одним из важных факторов, определяющих богатство или убогость их внутреннего мира.

Задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение-рассуждение.

На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

Красная строка – это своеобразный знак препинания, который оформляет начало мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Например, в тексте писателя А. Алексина предложение 5 пишется с красной строки, потому что оно входит в группу предложений 5-9, где рассказчица описывает свою внешность в детстве и отношение к ней окружающих людей. В предшествующей же группе предложений 1-4 содержится объяснение того, почему девочка не любила подаренную ей куклу.

Кроме обозначения границ микротем, абзацный отступ нужен для выделения реплик в диалоге. С этой целью красная строка использована при оформлении предложений 22, 26, 27, 28, 29 и других.

Таким образом, абзацное членение текста А. Алексина даёт нам, читателям, чёткое представление о композиции этого текста, что доказывает справедливость высказывания Л. Максимова.

Сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Сочинение

Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.

Какие же функции выполняют пунктуационные знаки? Рассмотрим примеры из текста Ю.Медведева. В предложении 22 запятая и тире разделяют прямую речь и слова автора. Двоеточие в предложении 42 также служит для разделения.

Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. В качестве аргумента можно привести предложения 18, 25, 38. В них тире, стоящее вначале, выделяет реплики диалога. Для выделения нужны и кавычки. Например, в предложении 42 они используются для обозначения прямой речи.

7 стр., 3305 слов

Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

... Работаем с текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, ...

Таким образом, при оформлении конструкций с прямой речью и диалогом используют разные знаки препинания, каждый из которых играет важную роль. Это доказывает тот факт, что без кавычек, тире, двоеточия, запятой невозможно понять структуру и смысл предложений с чужой речью.

Пример сочинения №2

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. На мой взгляд, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Так, например, восклицательный знак выполняет интонационную функцию. Примером могут служить предложения 21, 22, 28. В них с помощью восклицательного знака передаётся эмоциональное состояние говорящего.

Кроме того, одной из самых распространённых функций знаков препинания является разделительная функция. В предложении 2 запятая разделяет части сложносочинённого предложения, а в предложении 20 – однородные сказуемые.

Многообразие функций знаков препинания позволяет сделать вывод о том, что пунктуация очень важна в письменной речи.

Пример сочинения №3

Трудно не согласиться с мыслью Антона о том, что без знаков препинания на письме не обойтись, потому что они выполняют разные функции и помогают понять смысл написанного.

Разделительная функция пунктуационных знаков является, безусловно, одной из самых распространённых. Она характерна для знаков конца предложения, а также для запятой, двоеточия, тире. В предложении 31 из текста К.Паустовского двоеточие разделяет ряд однородных подлежащих и обобщающее слово.

Выделительная функция тоже не менее важна. Её часто могут выполнять запятая и тире. Так, например, с помощью двойного тире в предложении 11 оформляется вставное предложение. В предложении 5 запятые выделяют обособленное определение «рождавшейся в тайниках сознания», выраженное причастным оборотом.

Таким образом, пунктуация — это действительно важный раздел языкознания, роль которого в письменной речи огромна.

Тест по литературе «Пушкин А.С. Я Вас любил» для 9 класса

Начало формы

*** Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

1. Укажите тип лирики, к которой относится стихотворение А.С. Пушкина., Ошибка! Ошибка внедренного объекта.

1) патриотическая 2) любовная 3) гражданская 4) пейзажная

2. Укажите основную тему стихотворения.

1) дружбы 2) свободы 3) природы 4) любви

3. Кому посвящено стихотворение?

1) А.П. Керн 2) Н.Н. Гончаровой 3) А.А. Олениной 4) Е. Бакуниной

4. Как можно охарактеризовать чувство лирического героя к своей возлюбленной?

1) тяжёлое и гнетущее 2) бескорыстное и нежное 3) злобное и ревностное 4) всепоглощающее и отчаянное

5. Выберите верное продолжение утверждения. Лирический герой стихотворения…

1) мечтает о том, чтобы возлюбленная ответила взаимностью 2) обвиняет её в отсутствии чувств к нему 3) искренне желает ей счастья 4) боится остаться один на один со своими печальными мыслями

11 стр., 5315 слов

Какую роль играют знаки препинания в русском языке

... предложениями, относящимися к единому главному; после рубрик перечисления. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Написала : Яна Николайчук Предлагаем несколько образцов сочинения 1 образец Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. ... Автор: Свободная тема Произведение: Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания» Это сочинение ... перечислить. Указать ... любит ...

6. Укажите художественный приём, который использует автор в следующих строках: «Я вас любил: любовь ещё, быть может», «Я вас любил безмолвно, безнадежно», «Я вас любил так искренно, так нежно», «Как дай вам бог любимой быть другим».

1) анафора 2) градация 3) лексический повтор 4) парцелляция

7. Назовите средство выразительности речи, основанное на переносе свойств живых предметов на неживые, использованное в следующей строке: «Но пусть она вас больше не тревожит…»

Ошибка! Ошибка внедренного объекта.

3) эпитет 4) сравнение

8. Укажите эпитет, который характеризует безответность чувства лирического героя.

1) искренно 2) нежно 3) безмолвно 4) безнадежно

9. Чтобы более точно выразить чувство лирического героя, автор использует в стихотворении следующее средство выразительности:

1) ряды однородных членов 2) литоту 3) метонимию 4) неполные предложения

10. Каким размером написано стихотворение?

1) хорей 2) ямб 3) дактиль 4) амфибрахий

Тест по литературе «Литературные направления» для 9 класса

Начало формы

1. В каком варианте ответа хронологически верно расположены литературные направления?

1) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм 2) классицизм, сентиментализм, реализм, романтизм 3) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм 4) сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм

2. Укажите неверное утверждение.

1) Термин «классицизм» переводится как «образцовый». 2) Термин «сентиментализм» произошел от французского слова sentiment – чувство. 3) Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале XX века. 4) Термин «реализм» получил свое название от латинского realis — вещественный, действительный.

3. Для литературного направления классицизм характерно:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы 2) воспевание «естественного человека», введение пейзажа в повествование 3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах 4) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом

4. В традициях русского классицизма работали:

1) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, В. К. Тредиаковский 2) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов, Н.М. Карамзин 3) М. Горький, В.А. Жуковский, В. К. Тредиаковский 4) А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь

5. Кто является автором «теории трёх штилей»?

1) Д.И. Фонвизин 2) В.К. Тредиаковский 3) А.П. Сумароков 4) М.В. Ломоносов

6. Для литературного направления сентиментализм характерно:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы 2) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом 3) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах 4) доминантой «человеческой природы» является чувство, а не разум

7. К писателям-сентименталистам относится:

1) Н.М. Карамзин 2) Д.И. Фонвизин 3) Г.Р. Державин 4) М.Ю. Лермонтов

8. Укажите произведение, написанное в стиле сентиментализма.

1) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова 2) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина 3) «Ода на день восшествия Елисаветы на престол» М.В. Ломоносова 4) «Фелица» Г.Р. Державина

3 стр., 1325 слов

Роль эпитетов в тексте сочинение на лингвистическую тему

... «томительная ночи повесть»). Роль эпитетов в тексте Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных ... Л. Н. Толстой), блистательная тень (Е. А. Баратынский); — передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: ...Дурно пахнут ...

9. Для литературного направления романтизм характерно:

1) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы 2) воспевание «естественного человека», введение пейзажа в повествование 3) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом 4) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах

10. К поэтам-романтикам относятся:

1) В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин 2) В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, Ф.И. Тютчев 3) Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь 4) А.П. Сумароков, И.Бунин, А. Блок

11. Укажите произведение, написанное в стиле романтизма.

1) «Мцыри» М.Ю.Лермонтова 2) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина 3) «Мёртвые души» Н.В. Гоголя 4) «Недоросль» Д.И. Фонвизина

12. Укажите причину, по которой данный отрывок из произведения В.А. Жуковского относится к романтизму.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты, С твоим блаженством и страданьем! Где вы, мои друзья, вы, спутники мои? Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякнули всех радостей струи? О вы, погибши наслажденья! (В.А. Жуковский «Вечер»)

1) главный герой — известная историческая личность, жанр ода 2) разговорная лексика, воспевание радости жизни, жанр стихотворение 3) одиночество лирического героя, размышления о быстротечности жизни», жанр элегия 4) лирический герой – типичная личность, характерная для описываемого времени, жанр поэма

13. Для литературного направления реализм характерны:

1) высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах 2) искания идеального образа жизни вне цивилизованного общества, стремление к естественности в поведении человека 3) особый интерес к окружающей действительности, противопоставление реального мира идеальному 4) изображения пороков и недостатков российского общества

14. К писателям-реалистам относятся:

1) М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В. К. Тредиаковский 2) А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь 3) Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев 4) В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, М. Горький

15. Укажите произведение, написанное в стиле реализма.

1) «Властителям и судиям» Г.Р. Державина 2) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

3) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина 4) «Светлана» В.А. Жуковского

Исходный текст

(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нина и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нину, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3 стр., 1490 слов

Определенно-личные предложения — правила и примеры составления

... личное местоимение (я, мы либо ты, вы). Второй вариант выражения сказуемого в таких предложениях — форма повелительного наклонения, а именно — 2 лицо ед./мн. число. Примеры: ... (Это я тебе говорю — подчеркивается, что автором высказывания является именно говорящий, а не какое-либо другое ... с пингвином на поводке! Можешь указать на мои ошибки! Как видно из приведенных примеров, данные предложения ...

(11) Из уст в уста предавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12) Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14) Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15) Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского дворца пионеров.

(16) Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17) Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18) Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных…(19) В каждом доме было горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады…

(21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23) Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24) Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25) На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26) По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27) Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28) Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31) Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32) Моряки знали цену мужеству.

(По Л. Овчинниковой)

План написания сочинения. ОГЭ.

15.1

1.

Автор (фамилия) утверждает: (цитата).

2.

Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).

3.

Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4.

Во-вторых, (кроме того), в предложении…

5.

Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Известный лингвист Б.Н. Головин утверждает: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы».

Конечно же, ученый прав. Точное использование языковых единиц делает и речь говорящего, и речь пишущего правильной, образной, выразительной.

Так, в предложении 10 автор использует метафору: «Аничков дворец был сказочным детским царством». С помощью этого тропа автор противопоставляет жизнь детей в мирное время и в период войны.

22 стр., 10875 слов

Сочинение только в предложении получают свое значение отдельные слова

... своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего.Попробуем найти этому подтверждение в тексте В.Токаревой. Во-первых, в предложении ... высказывания. Приведу примеры из текста Ю.В. Трифонова. Например, в предложении №9 автор использует фамилию “Глебов”, которая в предложении №10 заменяется ...

Кроме того, в предложении 9 вместо нейтрального слова «дети» автор выбирает стилистически окрашенный синоним «питомцы», тем самым показывая читателю, насколько близки Р.А. Варшавской ее воспитанники.

Таким образом, благодаря различным языковым единицам и приемам речи, автору удается передать главную мысль текста, что «искусство помогло детям выжить», хотя «они еще не знали о его подлинной силе».

План написания сочинения. ОГЭ.

15.2

1. Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2. Во-первых (так), в предложении…автор говорит: «…» Это значит, что…

3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…». Это свидетельствует о том, что…

4. В заключение хочется сказать, что…

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы текста: «Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников».

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Во-первых, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда». Это значит, что, глядя на выступающих детей, моряки утверждались в вере в победу и жизнь.

Во-вторых, в предложении 16 автор замечает, что «дети…были глубоко потрясены войной». Но дух их был не сломлен. Презирая опасность, они пробирались к Дворцу пионеров, чтобы снова быть вместе и выжить в этой страшной блокаде.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения. ОГЭ.

15.3

  1. Слово … следует понимать как… Далее комментируем своё определение.
  2. Яркий пример ( дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) представлен в тексте …(фамилия автора).

  3. Так, в предложении … автор говорит: «…». Это свидетельствует о том, что…
  4. Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)… Он…
  5. В заключение хочется сказать, что…

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Как Вы понимаете значение слова МУЖЕСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое мужество?».

Слово «мужество» следует понимать как смелость, героизм, отвага. Мужественные люди способны на подвиг. Они обладают большой силой воли. Готовы преодолеть любые преграды. Чаще всего это слово используется в характеристике человека, который защищает свою родину от врага. Яркие примеры мужества представлены в тексте Л. Овчинниковой.

4 стр., 1768 слов

Стихотворение «сон на море» тютчев федор иванович. Стихотворение ...

... Эпитеты море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды». Сравнения море, «словно живое». Информация о создании Чтобы понять, какое впечатление намеревался создать автор, ... Тютчева Как хорошо ты, о море ночное Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Федора Тютчева ... он демонстрирует, используя восклицательные предложения. Основным образом в произведении ...

Так, в предложении 28 автор говорит: «Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все…», а затем он скажет, что моряки «не раз смотрели смерти в лицо». Да, они мужественные люди. Благодаря таким людям была одержана победа над фашизмом. Но ленинградские дети тоже были мужественны. Они не только выживали в условиях блокады, но и своим искусством помогали другим поверить в победу.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней).

Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

Конец формы

Конец формы

Какие бывают эпитеты?

Существует множество классификаций эпитетов, коротко остановимся на основных.

КЛАССИФИКАЦИЯ 1. По происхождению. , Общеязыковые

Примеры: жуткая боль, сильный мороз, понурый взгляд, багровый закат.

Постоянные (народно-поэтические):

  • частое употребление прилагательного в краткой (усеченной форме): чисто поле, сыра земля;
  • перенос ударения: шелкОвые луга, зеленО вино;
  • инверсия определяющего и определяемого (постановка эпитета после существительного): горе горькое, ноги резвые, ветры буйные.

Примеры: в русском народном творчестве постоянно фигурируют следующие эпитеты темный лес, море синее, поле чистое, терем высокий, стол дубовый, сабля вострая, добрый молодец, девица-красавица и т. д.

Индивидуально-авторские (окказиональные)

Примеры: мокрогубый ветер, чурбанное равнодушие, мармеладное настроение

Иногда индивидуально-авторские эпитеты со временем переходят в общеязыковые.

КЛАССИФИКАЦИЯ 2. Стилистический подход.

Согласно данной классификации эпитеты делятся на усилительные, уточнительные и контрастные.

Усилительные:

Примеры усилительных эпитетов: горе горькое, зеркальная гладь, холодное равнодушие.

Уточнительные:

Примеры уточнительных эпитетов: мудрые слова, жаркая слеза, печальный взгляд

Контрастные:

Примеры контрастных эпитетов: живой труп, ненавидящая любовь

Работа над сочинением о выразительной функции эпитетов

  • выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления:

прелестней

куста чайной розы.

Определяем виды эпитетов в тексте

страшные прыжки

», «

свежий ветер»

подчёркивают признаки предметов, создают,

описывают

образ.

…(описательные).

Чудеснейший пляж»,

«

гордое и мужественное одиночество»

дают

оценку

образу.

(оценочные).

грустная

голубизна» (печальная, унылая, невесёлая).

Эмоции,

чувства, настроение).

эмоциональные эпитеты).

С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.

Виды эпитетов в зависимости от функции

эмоциональные оценочные описательные

(Оц. — дивный

мир; Оп. –

фосфорическое

свечение; Эм.-

нежная, грустная

голубизна).

Дают характеристику какого-либо объекта, раскрывают его необычные признаки.

Особую выразительность слова обеспечивают эмоциональные эпитеты.

Текст

(1)Низкое солнце ослепительно било в глаза. (2)Море под ним во всю ширину

горело, как магний.

(3)Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали

над пропастью. (4)Крутая дорожка вела зигзагами вниз. (5)Ноги бежали сами собой, их невозможно было остановить.

(6)До первого поворота Петя еще кое-как боролся с силой земного

притяжения. (7)Он хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. (8)Но гнилые корни рвались. (9)Из-под каблуков сыпалась глина. (10)Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

(11)Пыль набивалась в нос, в горле першило. (12)Пете это надоело.

(13)Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(14)Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. (15)Матросский воротник

развевался. (16)И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху вылетел на сухой и холодный, еще не обогретый солнцем песок берега. (17)Песок этот был удивительной белизны и тонкости. (18)Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, он напоминал манную крупу самого первого сорта.

(19) Он полого, почти незаметно сходил в воду. (20) И крайняя его полоса,

ежеминутно покрываемая широкими языками белоснежной пены, была сырой,

лиловой, гладкой, твердой и легкой для ходьбы.

(21)Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами на сто верст, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

(22)Чувство одиночества с новой силой охватило мальчика. (23)Но теперь это было

совсем особое, гордое и мужественное одиночество Робинзона на необитаемом

острове.

(24)Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. (25) Теперь море

сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом

горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале

волны, осторожно ложащейся на песок.

(26)На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой

нежной, такой грустной голубизной августовского штиля, что невозможно было

не вспомнить:

(27)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

(28) Петя залюбовался морем.

(29)Оно меняется на глазах каждый час.

(30)То оно тихое, светло-голубое, местами покрытое почти белыми дорожками штиля. (31)То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. (32)То оно играет барашками. (33)То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. (34)То налетает буря, и оно грозно преображается.

(35)Штормовой ветер гонит крупную зыбь. (36)По грифельному небу летают с криками чайки. (37)Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. (38)Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. (39)Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег.(40) Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. (41)Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

(42) Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно

всегда хранило в своих пространствах.

(43)Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную

июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся

осыпанная голубыми искрами? (44)Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? (45) Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

(46)Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест. (47)Оно всегда

разное, новое, невиданное.

(По )

Найдите в данном фрагменте текста прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

Получить полный текст

а) цвету:

светло-голубое, белые, ярко-синее, бурое, тёмно-индиговое; б) форме: зубчатая (стена);

в) размеру:

крупная (зыбь), громадная (высота);

г) силе:

штормовой (ветер), пушечный (гром), взбаламученные (волны) д) по сходству: пламенное, шерстяное (море), грифельное (небо), малахитовые (доски прибоя);

признаку:

  • свежий (ветер), тихое, сверкающее, пламенное (море), резкая (зелень), потрясённые (облака), тонкий (туман), глянцевитое (тело);

авторской оценке:

разное, новое, невиданное (море).

Пишем сочинение

В самом деле, наш язык без эпитетов был бы невыразительным, тусклым. Именно они помогают лучше описать изображаемые предметы, подчеркнуть их отличительные признаки.

Вот, например, эпитет «серебряные» в предложении 3 воссоздаёт цвет листьев маслины, и даже тот, кто никогда их не видел, может легко представить себе эти кусты.

Мы также могли не видеть моря во время сильной бури, однако эпитеты «штормовой (ветер)», «грифельное (небо)», «пушечный (гром)» помогают нам нарисовать грозную картину происходящего.

Вот так эпитеты, развивая воображение читателя или слушателя, делают наш язык живым, красочным, образным.

Действительно, эпитеты нужны для того чтобы выделить и усилить неповторимые личные признаки предметов или явлений окружающего мира, подать их образно.

Например, В. Катаев всего лишь одним словом « кипящий

(воздух)» в предложении 3 рассказал читателю о наступающем очень жарком дне, а редкую красоту пляжа, на котором оказался Петя, передаёт эпитет «

чудеснейший

».

Конечно, можно понять, почему многие авторы так охотно используют это средство выразительности: эпитеты имеют особую изобразительную силу.