Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. II часть Выполняется на основе прочитанного

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут).

Работа состоит из 3-х частей.

I часть

С1 . Сжатое изложение (объем не менее 70 слов).

Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

II часть

прочитанного

III часть

Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов).

Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2 ) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем.

^

Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация.

сохраняется

  • связность, содержание, тема, идея высказывания;

  • последовательность изложения;

  • количество микротем;

  • четкий переход от одного к другому;

  • ключевые слова и обороты;

  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста.

Основные виды сжатия

  1. ^

  • парцеллированных конструкций

  • ряда предложений, связанных одной мыслью

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

  1. ^

  • однородных членов – обобщающим словом

    7 стр., 3068 слов

    Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...

    ... повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, ... это событие. 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести ... (объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). План I ...

  • прямой речи – косвенной

  • сложного предложения – простым

  • части текста – одним предложением

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

  1. ^

  • вводных слов

  • однородных членов

  • повторов

  • однотипных примеров

  • риторических вопросов

  • пояснения

  • описания

  • рассуждения

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном.

^

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А.Никонову)

135 слов

Микротемы

1.Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности. (14 слов)

2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов)

3.Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. (14 слов)

45 слов

^

Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности.

2 стр., 789 слов

«Жизненный путь человека – это череда выборов» (Нострадамус)

... человека в ситуацию выбора между добром и злом, честью и бесчестием. И именно художественная литература, жизненные искания героев заставляют нас задуматься о правильности избранного пути. ... А это значит, что нравственно не окрепший герой выбрал бы самостоятельно «путь страстей». Но старший ... поведения русских воинов. В финале романа Пьер выбирает путь общественно-политического деятеля, полагая, что ...

^

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.

70 слов

^

Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.

^

1. ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

Эпитет это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету.

^

Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто.

^

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

^

Олицетворение

^

Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое.

^

Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением.

Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

^

Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

^

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького.

8 стр., 3900 слов

Реферат художественный образ стиль язык

... черты публицистического стиля и стиля литературно-художественного. Очерк в различных своих разновидностях (портретный путевой, зарубежный, военный и др.), благодаря познавательному и воспитательному значению, занимает видное ... слов, аббревиатур в официально-деловом стиле, эллиптических предложений в разговорном стиле), но и в «экономии мыслительной энергии». Впрочем, это относится не только к языку ...

Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности.

Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.)

^

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

^

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов.

^

Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.

^

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический параллелизм

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.)

Лексический повтор

^

Ряды однородных членов

Бессоюзие придаёт фразе динамику.

Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.), Многосоюзие, И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.), Парцелляция, У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», — отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин.)

Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.)

^

Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

: «Всё моё», — сказало злато;

  • «Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

  • «Всё возьму», — сказал булат.

Эллипс (эллипсис), Татьяна в лес;
  • медведь за нею., Риторические фигуры, Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин.), Восклицание, обращение, Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин.), Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А.Твардовский.)
  • Умолчание

    Поедешь скоро ты домой:, Смотри ж…, Да что? моей судьбой,, Сказать по правде, очень, Никто не озабочен.

    (М.Лермонтов.)

    ^

    Аллитерация, Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.), Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    ^

    Близко буря. В берег бьётся, Чуждый чарам чёрный чёлн.

    (К.Бальмонт.)

    Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.

    Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.)

    ^

    1)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. 2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. 3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, — это человек без рода и племени.

    4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.

    1.Какое утверждение противоречит содержанию текста?

    А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне

    Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей

    В)Русский язык – это мой родной язык

    Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики

    2.Определите тип и стиль текста.

    А)научный стиль, рассуждение

    Б)публицистический стиль, описание

    В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

    Г)художественный стиль, повествование

    3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина ?

    А)отечество В)родимый

    Б)отчизна Г)отчий край

    4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________

    5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________

    6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________

    ________________________________________________________________________

    7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

    А)люблю язык В)тот может постигнуть

    Б)мгновения будут Г)я начинаю

    8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________

    9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________

    10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте?

    А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора

    СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ (С2.1 И С2.2)

    План

    1.Формулировка тезиса.

    2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос.

    3.Вывод (подтверждение тезиса).

    1)Я считаю, я думаю, по-моему, по моему мнению…

    2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы…

    3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что…