Сжатое изложение (объем не менее 70 слов). Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. II часть Выполняется на основе прочитанного

Сочинение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа(240 минут).

Работа состоит из 3-х частей.

I часть

С1 . Сжатое изложение (объем не менее 70 слов).

Содержит 3 микротемы. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

II часть

прочитанного

III часть

Выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями второй части, и представляет собой сочинение-рассуждение (объем не менее 70 слов).

Приступая к III части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2 ) и дайте письменный развернутый аргументированный ответ.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем.

^

Сжатое изложение – это вид работы, при котором должна быть сокращена второстепенная информация.

сохраняется

  • связность, содержание, тема, идея высказывания;

  • последовательность изложения;

  • количество микротем;

  • четкий переход от одного к другому;

  • ключевые слова и обороты;

  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста.

Основные виды сжатия

  1. ^

  • парцеллированных конструкций

  • ряда предложений, связанных одной мыслью

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения. = В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

  1. ^

  • однородных членов – обобщающим словом

    12 стр., 5786 слов

    «Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

    ... мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом ...

  • прямой речи – косвенной

  • сложного предложения – простым

  • части текста – одним предложением

На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы.

  1. ^

  • вводных слов

  • однородных членов

  • повторов

  • однотипных примеров

  • риторических вопросов

  • пояснения

  • описания

  • рассуждения

Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном; подушка – то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…= Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник – то, что находится под окном.

^

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важным и необходимым. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А.Никонову)

135 слов

Микротемы

1.Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности. (14 слов)

2.Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. (17 слов)

3.Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека. (14 слов)

45 слов

^

Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой

находятся значимые для человека ценности.

1 стр., 365 слов

Рассуждение «Что нужно человеку для счастья?», по тексту ...

... руками? Так что же нужно человеку для счастья? Наверное, умение видеть ... проявлениях. Свобода мыслей, свобода действий, свобода слова – является оплотом формирования и дальнейшего ... А еще человеку необходимо понимание друзей и близких людей. Смело делиться ... наделен каждый человек. Счастье – это возможность помогать близким людям, искренно и ... Но истинно счастлив тот человек, который способен видеть великое ...

^

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, — единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.

70 слов

^

Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать.

^

1. ТРОПЫ – обороты речи, в котором слово или значение употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности.

Эпитет это образное определение, выделяющее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описываемому предмету.

^

Сравнение – это худ.приём, основанный на уподоблении сходных явлений(предметов, признаков), выраженное при помощи слов как, точно, будто, словно, что, как будто.

^

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

^

Олицетворение

^

Метонимия (с греч. – переименование) – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Это перенос значения по смежности: с содержимого на содержание. Съешь ещё тарелочку. Весь город говорил об этом.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, перенос с части на целое.

^

Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением.

Северная Пальмира, Северная Венеция – Петербург. Мать городов русских – Киев. Царь зверей – лев. Чёрное золото – нефть.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

^

Литота – выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

^

Аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа; часто используется в сказках, в баснях: лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трусости и т.д. Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» А.Пушкина, «Премудрый пескарь» М.Салтыкова-щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М.Горького.

3 стр., 1085 слов

«Слово: мудрое, чистое, родное»

... личностей, интересов, культур. Языку учат не только на уроках литературы и словесности... Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову — мудрому, чистому, родному. Это очень ... но он изумительно красив. Сколько красивых и мудрых слов родились в недрах народа, сколько подарили нам классики литературы и языка! Пушкин, Лермонтов, Фет, Жуковский, Гоголь, Достоевский, Толстой, ...

Ирония (от греч. – скрытая насмешка) – перенос значения по противоположности.

Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин.)

^

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия.

^

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Основана на использовании большого числа синонимов.

^

Инверсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.

^

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический параллелизм

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы. (И.Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встаёт из тьмы. (И.Бунин.)

Лексический повтор

^

Ряды однородных членов

Бессоюзие придаёт фразе динамику.

Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.), Многосоюзие, И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь. (А.Пушкин.), Парцелляция, У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

«Там видно будет», — отвечает Корней. И молча лезет на козлы (И.Бунин.)

Анафора – это повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков, из которых строится высказывание («Жди меня» К.Симонова.)

^

Эпифора – это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).

: «Всё моё», — сказало злато;

  • «Всё моё», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

  • «Всё возьму», — сказал булат.

Эллипс (эллипсис), Татьяна в лес;
  • медведь за нею., Риторические фигуры, Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.Пушкин.), Восклицание, обращение, Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин.), Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А.Твардовский.)
  • Умолчание

    Поедешь скоро ты домой:, Смотри ж…, Да что? моей судьбой,, Сказать по правде, очень, Никто не озабочен.

    (М.Лермонтов.)

    ^

    Аллитерация, Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.), Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

    ^

    Близко буря. В берег бьётся, Чуждый чарам чёрный чёлн.

    (К.Бальмонт.)

    Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе.

    Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.)

    ^

    1)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. 2)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом. 3)Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово, — это человек без рода и племени.

    4)Я глубоко и нежно люблю русский язык, пишу на русском языке, наизусть знаю «Евгения Онегина» и «Кому на Руси хорошо», «Мертвые души» и «Слепого музыканта», «Записки охотника» и «Степь», много страниц Толстого и Достоевского, добрую половину стихов Тютчева и Никитина, Исаковского и Есенина, Ахматовой и Твардовского… 5)Для меня русский язык – неисчерпаемый источник мысли, чувств, стремлений. 6)Когда мне трудно или невыносимо больно, я начинаю читать по памяти великие произведения русской литературы и в этом нахожу не только успокоение, но и ощущаю большой подъём душевных сил. 7)На фронте я мог носить в полевой сумке одну-единственную книгу, и этой книгой был томик «Избранное» И.С.Тургенева. 8)Но счастье этого великого духовного общения с русской культурой органически связано для меня с тем, что есть у меня родной язык – украинский: с молоком матери, с ее колыбельными песнями, со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне, и, когда в последние секунды моей жизни угаснет все в сознании моем, в нем будут жить еще какую-то долю мгновения родные слова, произнесенные невообразимо давно моей матерью.

    1.Какое утверждение противоречит содержанию текста?

    А)Со словами родной речи вошло в мое сердце чувство любви к Отчизне

    Б)Я знаю наизусть многие произведения русских писателей

    В)Русский язык – это мой родной язык

    Г)Когда мне трудно, я начинаю читать по памяти произведения русской классики

    2.Определите тип и стиль текста.

    А)научный стиль, рассуждение

    Б)публицистический стиль, описание

    В)публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

    Г)художественный стиль, повествование

    3.Какое слово (словосочетание) не входит в ряд синонимов к слову родина ?

    А)отечество В)родимый

    Б)отчизна Г)отчий край

    4.Из предложения №1 выпишите слово с нулевым окончанием____________________

    5.Из предложения №8 выпишите причастия____________________________________

    6.Из предложения №4 выпишите 3 словосочетания со связью примыкание___________

    ________________________________________________________________________

    7.Какое сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

    А)люблю язык В)тот может постигнуть

    Б)мгновения будут Г)я начинаю

    8.Укажите номер сложного предложения, в составе которого есть безличное предложение______________________________________________________________

    9.В каких сложных предложениях придаточные предложения присоединяются при помощи союзного слова. Укажите номера______________________________________

    10.Какие 3 средства языковой выразительности используются в тексте?

    А)оценочная лексика Б)эпитеты В)риторический вопрос Г)анафора Д)метафора

    СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ (С2.1 И С2.2)

    План

    1.Формулировка тезиса.

    2.Обоснованный и подтвержденный примерами из теста ответ на поставленный в теме вопрос.

    3.Вывод (подтверждение тезиса).

    1)Я считаю, я думаю, по-моему, по моему мнению…

    2)Во-первых, во-вторых, например, обратим внимание на предложение_, рассмотрим предложение (функцию)_, так как, потому что, для того чтобы…

    3)Я думаю, я считаю, итак, следовательно, таким образом, так как, потому что…