Образ «маленького человека» у Пушкина, Достоевского и Гоголя

Образ «маленького человека» в повестях а.С.Пушкина и н.В.Гоголя

Тема«маленького человека» традиционна длярусской литературы 19 века. Онанепосредственно связана с гуманистическойтемой – одной из основных в русскойклассической литературе.

А.С.Пушкин

  • В повести

«Станционныйсмотритель»

он «выводит» своего героя — «маленькогочеловека» Самсона Вырина, служащегостанционным смотрителем.

Сразуже Пушкин обращает внимание на то, чтово внешне бестолковом и бесхитростномисполнении этим человеком своихобязанностей кроется нелегкий, частонеблагодарный труд, полный хлопот изабот. Что только не ставят в винустанционному смотрителю? «Погоданесносная, дорога скверная, ямщикупрямый, лошади не везут — а виноватсмотритель…».

Малокто из проезжающих интересуется жизньюстанционных смотрителей, а ведь, какправило, у каждого из них — непростаясудьба, в которой с избытком хватаетслез, страданий и горя.

ЖизньСамсона Вырина ничем не отличалась отжизни таких же, как и он, станционныхсмотрителей, которые, чтобы иметь самоенеобходимое для содержания своей семьи,готовы были молча выслушивать и так жемолча сносить бесконечные оскорбленияи упреки в свой адрес. Правда, семья уСамсона Вырина была небольшой: он даего красавица дочка Дуня.

Жена Самсонаумерла, и он жил только ради Дуни. Вчетырнадцать лет дочка была настоящейпомощницей отцу: в доме прибрать,приготовить обед, прислужить проезжему,— на все она была мастерица, все у неев руках спорилось.

Глядя на Дунинукрасоту, добрее и милостивее становилисьдаже те, кто грубое обращение состанционными смотрителями взял себеза правило.

Впервой части рассказа Самсон Выринвыглядел «свежим и бодрым», несмотряна нелегкую работу и грубое, несправедливоеобращение с ним проезжающих.

Однако какможет изменить человека горе! Всегочерез несколько лет рассказчик,встретившись с Самсоном, видит передсобой старца, неухоженного, склонногок пьянству, прозябающего в своемзаброшенном жилище. Его Дуня, его надежда,та, что давала силы жить, уехала смалознакомым гусаром.

Причем не сотцовского благословения, как этопринято у честных людей, а тайком. Самсонубыло страшно подумать, что его милоедитя, его Дуня, которую он, как мог,оберегал от всяких опасностей, такпоступила с ним и, главное, с собой —стала не женой, а любовницей.

Пушкинсочувствует своему герою и относитсяк нему с уважением: честь для Самсонапревыше всего, превыше богатства иденег. Не один раз судьба била этогочеловека, но ничто не заставило его такопуститься, так перестать любить жизнь,как поступок горячо любимой дочери.Материальная бедность для Самсона ничтопо сравнению с опустошенностью души.

7 стр., 3239 слов

Тема «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель» (2)

... образ дополнили в своем творчестве Гоголь, Чехов, Толстой. В повести Пушкина роль «маленького человека» досталась главному герою, станционному смотрителю по имени Самсон Вырин. Свое повествование автор начинает подробным описанием жалкого и беспросветного существования станционных смотрителей. У всех проезжающих ...

Настене в доме Самсона Вырина виселикартинки с изображением истории блудногосына. Дочь смотрителя повторила поступокгероя библейской легенды. И, скореевсего, как и отец блудного сына,изображенного на картинках, станционныйсмотритель ждал свою дочь, готовый кпрощению. Но Дуня не возвращалась.

Аотец не находил себе места от отчаяния,зная, чем зачастую заканчиваются подобныеистории: «Много их в Петербурге,молоденьких дур, сегодня в атласе дабархате, а завтра, поглядишь, метутулицу, вместе с голью кабацкою.

Какподумаешь порою, что и Дуня, может быть,тут же пропадает, так поневоле согрешишьда пожелаешь ей могилы…»

Ничемхорошим не закончилась и попыткастанционного смотрителя вернуть дочьдомой. После этого, запив от отчаяния игоря еще больше, Самсон Вырин умер.

ПовестьН.В. Гоголя «Шинель»

преемственно связана с повестью Пушкина,написанной десятилетием раньше. Но,раскрывая трагедию «маленького человека»,Гоголь внес в свою повесть одну оченьважную черту.

Он столкнул «маленькогочеловека» Акакия Акакиевича Башмачкинас государственной машиной и показал,насколько она враждебна его интересам.У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучатобщественные, социальные мотивы.

Чтоже собой представляет «маленькийчеловек», по Гоголю? Речь идет о человеке,маленьком в социальном плане, ибо он небогат, не имеет голоса в обществе, ничемне примечателен. Он всего лишь мелкийчиновник с мизерной зарплатой.

Но«маленьким» этот человек является ещеи потому, что его внутренний мир оченьограничен. Гоголевский герой незначителени незаметен. Даже имя его переводитсяс греческого языка как «смиреннейший».

Акакий Акакиевич очень исполнителен,но при этом он даже не задумывается надтем, что делает. Радостью жизни для герояявляется переписывание, которое онвсегда выполняет с любовью и удовольствием.Он занимается этим не только на работе,но и забирает бумаги домой.

Даже ложасьспать, он думает об этом и предвкушаеточередное переписывание. Герой начинаетсильно волноваться, когда нужно хотьнемного проявить сообразительность.

Но самое интересное, что Башмачкин такразуверился в себе, что даже не пытаетсяизмениться, совершенствоваться. Он лишьснова и снова повторяет: «Нет, лучшедайте я перепишу что-нибудь».

Единственнымсмыслом жизни героя становится сборденег на покупку шинели. Он безумносчастлив от одной только мысли обисполнении этого желания. Неудивительно,что кража чудесной шинели, приобретеннойс таким трудом, стала для Башмачкинанастоящей трагедией.

Окружающие АкакияАкакиевича люди только лишь посмеялисьнад его бедой. Никто даже не попыталсяпонять этого человека, а, тем более,помочь ему. Самое ужасное, на мой взгляд,заключается в том, что никто не заметили смерти Башмачкина, никто не вспомнило нем после.

Фантастиченэпизод воскресения Акакия Акакиевичав эпилоге повести. Теперь этот геройякобы блуждает по Петербургу и срываетс прохожих шинели и шубы. Такова местьБашмачкина.

8 стр., 3834 слов

За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? ...

... Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (Второй вариант) уже в твоих закладках. Дополнительные сочинения по данной теме В ... Среди тех, кто первыми обратились к изображению жизни "маленького человека", были Пушкин и Гоголь. Самсон Вырин и Акакий Акакиевич Башмачкин принадлежат к низшему классу. Они ...

Он успокаивается толькотогда, когда срывает шинель со«значительного лица», который сильноповлиял на судьбу героя. Только теперьАкакий Акакиевич Башмачкин вырастаетв собственных глазах.

По мнению Гоголя,даже в жизни самого ничтожного человекаесть минуты, когда он может стать сильнойличностью, умеющей постоять за себя.

Такимобразом, тема «маленького» человекаявляется сквозной в русской литературе19 века. Крупнейшие писатели обращалиськ этой теме, по-своему трактуя иразрабатывая ее. Пушкин делал акцентна личной смиренности своего героя,Гоголь – на равнодушие социума.

Но обахудожника, следуя гуманистическойтрадиции русской классической литературы,акцентировали внимание на душе своихгероев, на их внутреннем мире.

Этиписатели призывали увидеть в «маленькомчеловеке» личность, достойную если неуважения, то сочувствия и понимания.

ВОПРОС№18. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАСТИ В «МАЛЕНЬКИХТРАГЕДИЯХ» А.С.Пушкина

Чтотакое страсть? Обратимся к Толковомусловарю живого великорусского языкаВладимира Даля. Там дается следующееобъяснение: страсть – это, прежде всего,страданье, мука, телесная боль, душевнаяскорбь, сознательно принятые на себятяготы и мученичества.

И в то же время,страсть – это безотчетное влечение,необузданное, неразумное хотение, алчба.

В животном страсти слиты в одно срассудком, образуя побудку, а потому встрастях животного всегда естьмера; страсти человека, напротив,отделены от разумного начала, подчиненыему, но вечно с ним враждуют и никакоймеры не знают. Всякая страсть слепаи безумна, она не видит и не рассуждает.

Как мы видим, человеческие страсти –понятие многогранное, я бы дажесказал, разнополюсное. Изображению ианализу человеческих страстей посвященымногие художественные произведения.Столкновение желаемого и действительного,любви и ненависти, скупости и властолюбиямы найдем и в маленьких трагедияхПушкина.

Втворческом наследии Пушкина

существуетцикл небольших драматических произведений,называемых «маленькими трагедиями».По характеру они близки к философскойлирике.

«Маленькиетрагедии»

Пушкин написалв 1830 г.

во время знаменитой Болдийскойосени, которая оказалась одним изнаиболее плодотворных периодов в еготворчестве.

В центре внимания автора —«драматические изучения», по выражениюсамого Пушкина, касающиеся прежде всеготайн человеческого характера в связис определенной исторической эпохой.«Маленькие трагедии» строятсяпреимущественно не на внешних, а навнутренних конфликтах, как этопроисходит, например, в «Скупомрыцаре».

«Скупойрыцарь»

уже наталкивает на глубокие размышления.Сочетание этих слов представляетсянеожиданным. В сознании читателейпонятие «рыцарь» обычно связывается спредставлениями об отваге, чести,храбрости, великодушии, но никак не оскупости.

22 стр., 10850 слов

Тема бала в русской класической литературе

... я узнала много нового и интересного. В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по разному: в одних – это ... Лермонтов). Л.Н Толстой для описания первого бала Наташи Ростовой не жалеет листа и описывает бал на протяжении двухсот страниц. ... балов в холодном Петербурге, На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин. ...

Но в том-то и заключаютсяоригинальность и новаторство замыслаПушкина, что он лаконично и вместе с темисключительно глубоко показал, каквласть денег и вообще новые экономическиеотношения, вторгающиеся в европейскуюжизнь, превращают Барона в ростовщикаи стяжателя.

Барон у Пушкина — зловещая,мрачная демоническая фигура, для которогозолото заменило все — и родственныепривязанности, и просто человеческиесвязи. Тема растлевающей власти денег,чрезвычайно актуальная и злободневнаяв XIX в.

, будет раскрыта Пушкиным и в другихего произведениях (например, в «Пиковойдаме»), а в дальнейшем станет одной изведущих для всей русской литературы.

«Моцартеи Сальери»

основан не на теме зависти или уязвленногосамолюбия, как может сначала показаться,а на столкновении различных жизненныхпозиций, противоположных взглядов наискусство, на назначение художника.Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостностьи открытость души, подлинный артистизм.

Сальери потрясен несправедливостью:«бессмертный гений» достался, с еготочки зрения, «гуляке праздному». Сальериубежден, что можно проверить гармониюалгеброй. Правда, для этого нужно разъятьмузыку, «как труп». Но только такимобразом, считает он, должно развиватьсяи совершенствоваться искусство. Светлыйгений Моцарта опровергает этипредставления.

Для Моцарта музыка —великое искусство, для Сальери — ремесло,которому можно научиться неустаннымтрудом, подвижничеством. Сальери понимаети высоко ценит гений Моцарта, но, по егомысли, воспитанию молодых музыкантовМоцарт с его неповторимой гениальностьюможет принести только вред.

Он помешаетдругим, не обладающим таким же божественнымдаром, отвратит их от упорного, кропотливоготруда, а это приведет к общему упадкуискусства.

Сальери решается напреступление, на злодейство во имявысшей справедливости (как он еепонимает), Пушкин вовсе не оправдываетСальери, да и нет ему оправдания, но поэтстремится объяснить причины злодействапутем внимательного и объективногодраматического изучения помысловСальери. «…Гений и злодейство // Двевещи несовместные». Эти слова Моцартапотрясают Сальери. Он пытается ихопровергнуть, но тщетно. Этика и эстетикавсегда идут рядом.

«Каменномгосте»

мы встречаемся с новым и оригинальнымистолкованием этого образа. Дон Гуан уПушкина — человек Возрождения, онбросает смелый вызов старому и мрачномумиру средневековья. Это вовсе нетрадиционный развратник и соблазнитель.

Можно даже предположить, что он, искреннеполюбив донну Анну, «весь переродился».Во всяком случае, умирает он с ее именемна устах. Но безнравственное приглашение,обращенное к статуе, присутствовать наего любовном свидании с вдовой убитогоим Командора вносит дополнительныйоттенок в наше представление о пушкинскомгерое.

Прав был Белинский,когда отмечал, что люди, подобные ДонЖуану, «умеют быть искренно страстнымив самой лжи и непритворно холодными всамой страсти, когда это нужно». Отсюдаи неизбежное возмездие за оскорблениелюбви как высокого человеческогочувства, за эгоизм.

В конечном счетеречь идет о нравственной ответственностиличности и за свою жизнь, и за жизньдругих. Романтический герой не считаетсяс законами, нравами, обычаями, легкопереступает через них. Но индивидуалистическийбунт способен нарушить не только законычуждой ему среды, но и общечеловеческиезаконы.

10 стр., 4970 слов

А.С.Пушкин: краткий очерк жизни и творчества

... усваивается быстро: когда некая дама засмеялась, заметив, как маленький Пушкин, прогуливавшийся с матерью, устал, отстал от нее и ... скоро проявились в полной мере: петербургский свет решил, что Пушкин человек ветреный и легкомысленный. В Петербурге продолжились и некоторые лицейские ... рода весьма многочисленны. Но не подлежит сомнению, что жизнь Пушкина в первые годы после выхода из лицея содержала ...

Разоблачение, развенчаниебезнравственности индивидуалистическогобунта также станут одной из традицийрусской гуманистической литературы(достаточно вспомнить в этой связитворчество Достоевского).

«Пирво время чумы»

являетсявольным переводом одной сцены из пьесыанглийского драматурга Вильсона «Чумнойгород». Проблема жизни и смерти напротяжении всего творческого путипостоянно была в центре вниманияПушкина. Поэт прославляет не смирениеи покорность перед судьбою, но величиечеловека, бросающего гордый вызов самойсмерти.

Одновременнос «маленькими трагедиями»

Пушкинначал работать над народной драмой«Русалка», построенной на широкомиспользовании фольклорного материала— легенд, свадебного обряда, песен. Ксожалению, «Русалка» осталасьнезаконченной.

Вцелом, драматургические произведенияявились блестящим творческим достижениемПушкина. В его «маленьких трагедиях»даны образцы реалистического изображениясложного и противоречивого духовногомира человека.

Характерное для всейпоследующей русской литературы XIX в.проникновение в «диалектику души»начиналось уже в пушкинских творениях— совсем небольших по размеру, ноогромных по идейно-художественнойзначимости.

Образ маленького человека в произведениях Пушкина и Гоголя (Станционный смотритель и Шинель)

Проблема малюсенького дядьку традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно объединена с гуманистической темой одной из основных в русской античной литературе. Основным писателем, тронувшим и раскрутившим данную тему, ходят слухи А. С. Пушкин. В повести Общестанционный надзиратель он выводит своего богатыря маленького дядьку Самсона Вырина, работника станционным смотрителем. Сразу Неизвестно кто направляет увлечение для в таком случае что во снаружи несообразительном и бесхитростном осуществленье данным мужиком своих прямых обязанностей запрятывается нелегкий, довольно частенько нечувствительный труд, суетный и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? Беспогодица несносная, мостовая скверная, металлург упрямый, лошадке далеко не везут а виноват смотритель. Редко кто из проезжающих увлекается жизнью станционных смотрителей, а ведь, в большинстве случаев, у любого из них непростая судьба, в какой во много раз больше хватает слез, мучений и горя. Жизнедеятельность Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни тех же, в свой черед он, станционных смотрителей, тот или другой для того чтобы располагать самое надобное для содержания своей семьи, склонны быть в наличии не говоря ни слова прослушивать кроме же молча переносить нескончаемые оскорбления и попреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина быть в наличии небольшой: он да его красавица дочурка Дуня. Женщина Самсона умерла, и он жил только из-за Дуни. В четырнадцать лет дочка быть в наличии подлиннее помощницей отцу: в доме прибрать, сварганить обед, прислужить проезжему, на все она была мастерица, все у нее в ручках спорилось. Смотря для Дунину красоту, добросердечнее и милосердее останавливались даже если те, кто грубое приветствие с станционными сторожами арестовал себе за правило.

1 стр., 432 слов

Тема маленького человека в поэме Медный всадник, Пушкин

... «маленького человека» ведет к стихийным бедствиям, в данном случае, к разгулу взбунтовавшейся Невы. 1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Сочинение на тему: Тема маленького человека в поэме Медный всадник, Пушкин ... домике после очередного наводнения. Кто же все-таки виноват в несчастьях «маленького человека»: государство или он сам оттого, что не интересовался величием истории? Построение Петербурга ...

В первой доли рассказа Богатырь Вырин смотрелся энергичным и бодрым, против каторжную службу и грубое, незаслуженное приветствие с ним проезжающих. Впрочем в качестве кого может быть скорректировать дядьку горе! В (итоге посредством пару лет рассказчик, повстречавшись с Самсоном, наблюдает накануне на лицо старца, неухоженного, предрасположенного к пьянству, киснущего в своем запущенном жилище. Его Дуня, его надежда, та вот что давала массы жить, съехал с почти не знакомым гусаром. При всем этом далеко не с отцовского благословения, как это положено) по штату у беспорочных людей, а тайком. Самсону водился страшно, что его симпатичное дитя, его Дуня, тот или другой он, как мог, ограждал через каждых опасностей, так поступила с ним (а) также суть (дела) с собой стала не женой, а любовницей. Неизвестно кто сострадает своему герою и относится к нему почтительно: потерять честь с целью Самсона выше в (итоге выше сокровища и денег. Не один раз судьба колотил данного человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать чувствовать любовь к кому жизнь, как поступок темпераментно возлюбленной дочери. Вещественная несостоятельность для Самсона что бы то ни было в области сопоставлению с опустошенностью души. На стенах в доме Самсона Вырина спадали иллюстрации с изображением летописи блудного сына. Дочурку смотрителя подтвердил ход богатыря библейской легенды. (а) также наверное, в свой черед родитель блудного сына, расписанного для картинках, общестанционный надзиратель поджидал свою дочь, хороший к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, иметь сведения чем зачастую дочерчиваются сходственные истории: Видимо-невидимо их в Петербурге, молодых дур, сейчас в атласе конечно бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, совместно с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может статься, не мешкая пропадает, так поневоле согрешишь конечно пожелаешь ей могилы Ничем превосходным далеко не завершился и попытка станционного смотрителя возвратить дочурку домой. После чего, запив через уныния и пламенея еще раз больше, Богатырь Вырин умер. Историю Н.

В. Гоголя Шинельку последовательно объединена с повестью Пушкина, нацарапанной десятилетием раньше. Но, открывая драму малюсенького человека, Франт привнес в свою историю одну бесконечно величественную черту. Он столкнул малюсенького дядьку Акакия Акакиевича Башмачкина с общегосударственной автомашиной и показал, в какой мере она недоброжелательна его интересам. У Гоголя сильнее, чем у Пушкина, звучат общественные, общественные мотивы. Делать нечего на лицо препровождает мелочь, по Гоголю? Идет речь о человеке, малюсеньком в общественном плане, ибо он не богат, не имеет гласы в обществе, ничем далеко не примечателен. Он всего исключительно небольшой сановник с ничтожной зарплатой. Но маленьким данный человек представляется еще раз и потому, что его душа бесконечно ограничен. Гоголевский богатырь ерундов и незаметен. Даже если прозвание его переводится с греческого слога в качестве кого смиреннейший. Не делающий зла Акакиевич бесконечно исполнителен, но при данном он даже если далеко не пытается вникнуть по-над тем вот что делает. Поэтому-то богатырь давать начало безгранично волноваться, рано или поздно необходимо хоть бы одним глазом взглянуть обнаружить сообразительность. Но самое интересное, что Башмачкин так разуверился внутри себя, что даже не пытается измениться, совершенствоваться. Он лишь сначала и сначала повторяет: Никак нет предпочтительнее с вашего позволения я перепишу что-нибудь. Одним-единственным резоном жизни богатыря останавливается альманах дензнаков для закупку шинели. Он безумно безоблачен через одной исключительно идеи обо осуществленье данного желания. Не странно что кража удивительной шинели, заслуженной с таковым трудом, сковаться льдом с целью Башмачкина подлиннее трагедией. Находящийся вокруг Акакия Акакиевича люди лишь похохотали по-над его бедой.

3 стр., 1009 слов

Маленький человек в повести Шинель

... в который грозит страшной бедой. Маленький человек в повести Гоголя Шинель сочинение Описание маленького человека мы зачастую можем видеть, как и в русской, так и в зарубежной литературе. Русским людям, которые выросли на нашей художественной литературе, описание маленького человека ...

Тема

Образ «маленького человека», стоящего на одной из нижних ступенек социальной лестницы, бессильного перед обстоятельствами и доведённого ими до отчаяния, впервые в русской литературе получил отражение в творчестве Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), нашёл дальнейшее развитие в творениях А.С.

Пушкина (повесть «Станционный смотритель», поэма «Медный всадник») и окончательно сформировался в привычном для нас понимании в произведениях Н.В. Гоголя. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — писал Ф.М. Достоевский о литераторах своего времени и о социальной тематике, которую они затрагивали.

В творчестве Гоголя, как и в произведениях Пушкина, образ «маленького человека» приобретает драматическое качество: это не просто незнатный человек «второго сорта», униженный социальным неравенством и бессознательно подчиняющийся правилу «всяк сверчок знай свой шесток», а человек, психологически осознающий безнадёжность своего положения перед непреодолимыми трудностями жизни и внутренне (а порой и внешне) выражающий протест против обстоятельств — то, что мы называем бунтом «маленького человека». Исход этого бунта всегда трагичен, поскольку всё заканчивается смертью либо безумием героя.

Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя наиболее полно раскрыта в его петербургских повестях — прежде всего в «Шинели» и «Невском проспекте», в «Носе» и в «Записках сумасшедшего». Именно Петербург привлекал писателей XIX века — от Пушкина до Достоевского — в качестве сцены для описания драмы жизни «маленького человека». На нём же остановил свой выбор и Гоголь.

По-видимому, для него было важным присутствие в жизни северной столицы серьёзнейших социальных противоречий и вечных человеческих трагедий.

«Город, где, кроме фонаря, всё дышит обманом», — так оценивает Гоголь Петербург, где отношения между людьми приобретают самые нелепые и уродливые формы, где торжествуют обыденность и лицемерие и где невозможно даже хотя бы чуть-чуть возвыситься над своим положением.

Отнюдь не удивительно, что в характерной для этого города атмосфере жестокости и безумия ломается жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием.

Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. Герой повести «Записки сумасшедшего» Аксентий Иванович Поприщин — мелкий чиновник. Всеми унижаемый и бесправный, он с полным правом может быть отнесён к «маленьким людям».

Неважно, что Поприщин — дворянин: практически он нищий, и потому его место в социальных отношениях заранее определено. Достоинство человеку, как глубоко убеждён герой, придаёт его чин. Кто имеет деньги, чин, положение в высшем обществе, тот и есть достойный и порядочный человек — таково мнение Поприщина.

13 стр., 6247 слов

Маленький человек в петербургских повестях гоголя (3)

... Башмачкина или происходят «удивительные происшествия» с чиновником Поприщиным. «Маленькие люди» не справляются с угнетающей их нищетой и социальным бесправием. Конфликт человека и общества — вот основная идея, заключённая в петербургских повестях Гоголя. ...

Вовсе не случайно, что его любимое занятие заключается в том, чтобы сидеть в кабинете директора и «очинивать перья его высокопревосходительству». «Всё учёность, такая учёность… Какая важность в глазах…

Не нашему брату чета! » — говорит сам Поприщин о директоре, но эти слова он точь-в-точь сможет повторить и про любого другого человека выше его чином.

Да, дух Поприщева скуден, все его притязания мелочны, однако не на него направлена сатира Гоголя. В расстроенное сознание героя вдруг приходит неведомая ему ранее мысль: «Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? ».

С этими вопросами в его душе пробуждается ущемлённое достоинство.

Мы уже можем предугадать, чем всё закончится: в том, что в финале повести Поприщин совсем теряет разум, как раз и заключается та ужасающая закономерность, на которую и направлена сатира Гоголя.

В конце повествования Поприщин, уже прозревший нравственно, говорит: «За что они мучают меня?» — в этом крике души Поприщина — крике задушенного жизнью «маленького человека» — выражен, на мой взгляд, протест самого Гоголя против антигуманного устройства петербургского общества, где всё лучшее в человеке тотчас же исчезает и где не остаётся места для проявления разума и справедливости. Главный герой «Записок сумасшедшего» порождён этим жестоким обществом, и он же становится его жертвой.

Другой жертвой нравственной нищеты и бюрократического произвола, царящих в Петербурге, предстаёт Акакий Акакиевич Башмачкин ив повести «Шинель». Как и Поприщин, Башмачкин — это «вечный титулярный советник». Гоголь с присущей ему иронией подчёркивает убожество и духовное оскудение своего героя.

Впрочем, «блажь» Акакия Акакиевича — страстное желание непременно обзавестись новой шинелью — объясняется, как мне кажется, не ограниченностью его запросов, а тем, что его всё больше угнетает всепожирающая нищета. Мечтая о новой шинели, Башмачкин уверяет самого себя в своей социальной значимости, в своих возможностях перед лицом окружающей его бедности.

Осуществивший свою мечту, но вскоре ограбленный, Акакий Акакиевич в отчаянии обращается к «значительному лицу», в образе которого угадывается вообще любой представитель власти. И далее, уже в предсмертном бреду, ранее бессловесный и робкий, Башмачкин начнёт «сквернохульничать, произнося самые страшные слова».

Итак, в «Записках сумасшедшего» и в «Шинели» показан, по сути дела, один и тот же «маленький человек», кричащий со страниц повестей Гоголя о своей потребности в доброте, понимании и сочувствии. В этом, на мой взгляд, и заключается великий гуманный смысл существования этого образа в русской литературе.