Что такое воспитание 15.3. : Воспитание человека. Несколько интересных сочинений

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться , не бросить его в трудную минуту.

Белов Никита)

Сочинение 15.3.

Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.

Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1).

Однако Лена их всегда хвалит (13).

Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21).

Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив , изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).

Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.

Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.

Екатерина Листишенкова)

Сочинение 15.3.

Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46).

8 стр., 3914 слов

Примеры жизненных ценностей из литературы –

... выбор. По тексту Алексина (197 слов) Жизненные ценности – это совокупность норм и правил, которые человеку прививают его родители, которые он накапливает в себе по мере получения жизненного опыта. Каждый ... безо всяких алых парусов, ведь смысл и ценность жизни для них заключается в одних и тех же вещах. Другим примером можно считать Матрёну, героиню произведения Солженицына ...

Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

Екатерина Листишенкова)

Памятка перед 15.3, формулировка понятия

Всегда отталкиваемся от текста. Перед прочтением текста смотрим на задание 15.3, на то, какое понятие нужно сформулировать. Это понятие кто-то проявляет в тексте или это понятие раскрывается в тексте.

Слова, которые могут пригодиться при формулировке понятия:

проявление

отсутствие

способность

готовность

формирование

состояние

осознание

это такое чувство, когда ты испытываешь..

это такое понятие, когда..

нравственное качество, когда человек проявляет..

Например,

Совесть – это такая нравственная категория , когда человек соотносит свои поступки с понятиями чести, справедливости и правды.

Равнодушие

Счастье – это состояние безмятежности, радости.

Воспитание, Если это качества человека, то можно подобрать синонимы и антонимы к слову:, Равнодушие, Равнодушие

Если трудно дать определение, попробуйте из слова , которое нужно объяснить, образовать прилагательное или глагол и начните рассуждение с помощью этих слов.

благородство

Благородный, Воспитывать

А теперь распределим слова в группы:

нравственные качества

чувство взаимоотношения

равнодушие

милосердие

достоинство

сострадание

скромность

сострадание

справедливость

сотрудничество

благородство

сила воли

достоинство

Разумеется, некоторые слова можно отнести к разным группам (в зависимости от того, как построите высказывание).

Приводим примеры формулировок разных понятий (из сочинений обучающихся).

Преданность

Дружба – это близкие отношения , основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ответственность

Добропроявление отзывчивости и бескорыстия. никогда не бросит того, кому нужна помощь.

Добро – это такое понятие , которое включает всё хорошее, положительное в человеке. Это могут быть . Это и добрые поступки, которые никому не причинят боли, страдания.

Любовьпроявление

Любовь – это чувство доброты, заботы, бережного отношения..

Выбор – это такое понятие , когда принимаешь решение из нескольких вариантов.

Выбор – это осознанное принятие решения из нескольких вариантов.

Комментируя свое определение, Нравственный выбор

Дружба – это близкие отношения между людьми. Дружба основывается на доверии, искренности, взаимовыручке.

Жизненные ценности, Жизненные ценности, Драгоценные книги, Духовная стойкость

Сила духа

Красота — это то, что восхищает и приносит эстетическое наслаждение.

  • это внутренняя красота человека, которай проявляется в его поступках, словах, мыслях.

Неуверенность, Справедливость

Долг – это обязанность человека перед обществом. Это нравственная категория. Долг может быть воинским, гражданским. Есть родительский долг, сыновний, дочерний.

Благородство, Благородный человек, Благородство души, Воспитание, Самовоспитание

Совесть – это способность нести нравственный самоконтроль. Иногда говорят: мучает совесть. Это происходит тогда, когда человеку становится стыдно за свои действия.

Совестьспособность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания.

Душа – это внутренний мир человека. Это его мысли и чувства, это его желания и стремления. Говорят: душа чиста…

Внутренний мир, Нравственность, Достоинство, Достоинство

Гордостьчувство уважения к самому себе, преимущества перед другими. Гордость связана с чувством собственного достоинства, с осознанием собственной ценности.

Гордыня – это пренебрежительное и надменное отношение к другим. Она основывается на высокомерии, самовосхвалении, хвастовстве.

Если в сочинении не набирается 70 слов

можно использовать прием вопросно-ответной конструкции

Преданность

Примеры шаблонов в сочинении (во всех четырех абзацах):

Значение слова … я понимаю так: … — это… Своё понимание значения слова … я раскрою на примере текста (инициалы и фамилия автора)

В данном тексте мы видим, что … проявляет … Так герой (героиня) произведения …

Примеры проявления … можно увидеть не только в литературе, но и в жизни.

Таким образом, … в жизни человека играет важную роль..

Пишем сочинение на ОГЭ-2015. Задание 15.3

LOGO

ОГЭ 2015

Пишем сочинение

на ОГЭ-2015.

Задание 15.3

Губкинский, 2015Источник: Русский язык: типовые экзаменационные варианты.36

LOGO

вариантов /под ред. И.П.Цыбулько,- М:, 2015

ОГЭ-2015. Русский язык: типовые

экзаменационные варианты:

36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько

  • М.: Национальное образование, 2015.
  • 200 с.

– (ОГЭ-2015. ФИПИ — школе).В проекте

LOGO

«Пишем сочинение на ОГЭ2015 задание 15.3» принимали участие:

Малая Каролина Олеговна, ученица 9 А

класса МБОУ «ООШ №1».LOGO

ОГЭпо русскому языку- 2015

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

листе только одно из заданий (15.3)

Как Вы понимаете значение слова ВОСПИТАННОСТЬ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАННОСТЬ?»взяв в качестве

тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)

примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего

жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то

такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание!

Ҩ Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента,

подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент

приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного

опыта (всего должно быть 2 (два) примера аргумента)

Ҩ Приводя примеры из текста, укажите номера нужных предложений

или применить цитирование (для абзаца 2)

Ҩ Приводя примеры, используйте свой жизненный опыт (для абзаца 3)

Ҩ Начать сочинение

можно с определения

значения слова,

сформулированного вами

Ҩ Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

5

Значение слова (варианты)

Воспитанность-умение вести себя в обществе.

Воспитанный -тот, кто прилично себя ведет.

Воспитание -целенаправленное формирование личности.

словарь современного русского языка. Москва. ЭКСМО. 2007 г.

В.М.Воскобойников. Иллюстрированная православная энциклопедия.

Москва. ЭКСМО.2010.

6

Мудрые мысли о слове.

Воспитание- великое дело; им решается участь человека.

В.Белинский

Воспитание начинается с колыбели.

В.Жуковский

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому

воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их.

Л.Толстой

Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

А.Чехов

7

Структура сочинения-рассуждения

Т

ТЕЗИС-ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВОГО

СЛОВА, ТРЕБУЮЩЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ИЛИ ОБЪЯСНЕНИЯ. СМЫСЛОВОЙ

ВОПРОС: «ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»

(1-3 предложения)

АРГУМЕНТ №1+ ОДИН ПРИМЕР

ИЗ ТЕКСТА

(НОМЕР

ПРЕДЛОЖЕНИЯ,(ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

ИЛИ ЦИТАТА ИЗ ТЕКСТА)

АРГУМЕНТ №2+ ОДИН

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

(ссылки на афоризмы, цитаты

(по желанию)

ВЫВОД,ЗАКЛЮЧЕНИЕ,ОБОБЩЕНИЕ

ПО ДОКАЗЫВАЕМОМУ ТЕЗИСУ

(1-3 предложения)

8

Алгоритм построения сочинения-рассуждения в 15.3:

1.Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова,

данного в задании.

2. В абзаце 1 напишите вступление, взяв в качестве тезиса

данное Вами определение.

3. Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами

определение. Отметьте номер нужного предложения.

4. В абзаце 2 включите один пример из текста (для этого

укажите № предложения или цитату), подтверждающий

данное Вами определение (используйте речевые клише).

5. В абзаце 3 – один пример из Вашего жизненного опыта,

подтверждающий данное Вами определение (используйте

речевые клише).

6. В абзаце 4 напишите заключение (используйте речевые

клише).

9

9

10. 1. Даю определение

Воспитанность – это такое качество,

которое нужно каждому человеку, чтобы

10

11. Речевые клише (синонимы):

Ҩ Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания,

филолог, писатель.

Ҩ Утверждал,

считал, писал, рассуждал.

Ҩ Высказывание, афоризм, мысль, утверждение,

суждение, мнение, слова, изречение, цитата.

Ҩ Справедливо, верно, неоспоримо,

понятно, доступно, убедительно.

бесспорно,

11

12. Речевые клише (основная часть):

Для первого аргумента.

Для второго аргумента.

Сущность данного понятия, по

мнению автора текста, сводится к…

Автор строит свое рассуждение о

данном понятии на…

Автору (писателю, ученому,

лингвисту..) данного текста было

важно показать, что…

Автор текста заставляет нас

задуматься о том, что…

Как справедливо замечено автором

данного текста: «….»и др.

заставляет нас

задуматься над тем, что…

Разберёмся (попробую разобраться,

давайте разберёмся) в смысле

данного понятия….

Высказывая свое отношение к

данному понятию, хочу отметить…

Я вполне разделяю общепринятую

точку зрения о том, что…

Приводя пример из жизни, хочу

обратиться к…

Обращаясь к своему жизненному

опыту, хочу подтвердить мысль,

высказанную ранее…

12

13. Пишу вступление (1абзац)

Что такое воспитанность? Прочитав текст

В. Лаптева, я задумалась над значением этого

слова и над вопросом о том, нужно ли быть

воспитанным и почему. «Воспитание — великое

дело; им решается участь человека»,-утверждал

великий русский критик В.Г.Белинский.

Попробую порассуждать над этим вопросом.

40 слов

13

14. Пишу основную часть (2 абзац)

Воспитанность — это такое качество,

которое дано не каждому. Мне вспоминается

такая пословица: «Человек без воспитаниятело без души». И поведение полководца из

данного текста доказывает это высказывание в

предложении «Старый воин, который угрюмо

едет в карете мимо ревущей толпы и глотает

горькие слезы…»

43 слова

14

15. Пишу основную часть (3 абзац)

В моей жизни тоже встречались различные

ситуации, в которых люди проявляли себя как

вежливые и воспитанные или наоборот. Взять

хотя бы простую очередь в магазине. Есть

люди, которые «лезут» без очереди, грубят,

хамят и вызывают лишь негодование. А есть

такие, которые вежливо попросят пропустить,

если им надо. Таким вежливым и

55 слов

15

16. Пишем заключение (4 абзац)

В заключение хочу сказать о том, что

воспитание – это целенаправленное

формирование личности. Воспитывают все:

люди, вещи, явления, но прежде всего и

дольше всего-люди. Из них на первом месте родители и педагоги, которые занимаются

воспитанием с самого детства, порой всю

жизнь. «Воспитание-это великое дело; им

решается участь человека»,-еще в 19 веке

утверждал В.Г.Белинский и был совершенно

прав.

58 слов

16

17. Пример сочинения-рассуждения.

Что такое воспитанность? Прочитав текст В. Лаптева, я задумалась над значением

этого слова и над вопросом о том, нужно ли быть воспитанным и почему. «Воспитание великое дело; им решается участь человека»,-утверждал великий русский критик

В.Г.Белинский. Попробую порассуждать над этим вопросом.

Воспитанность — это такое качество, которое дано не каждому. Мне вспоминается

такая пословица: «Человек без воспитания- тело без души». И поведение полководца из

данного текста доказывает это высказывание в предложении «Старый воин, который угрюмо

едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы…»

В моей жизни тоже встречались различные ситуации, в которых люди проявляли себя

как вежливые и воспитанные или наоборот. Взять хотя бы простую очередь в магазине. Есть

люди, которые «лезут» без очереди, грубят, хамят и вызывают лишь негодование. А есть

такие, которые вежливо попросят пропустить, если им надо. Таким вежливым и

воспитанным многие помогут с радостью.

В заключение хочу сказать о том, что воспитание – это целенаправленное

формирование личности. Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше

всего-люди. Из них на первом месте — родители и педагоги, которые занимаются воспитанием

с самого детства, порой всю жизнь. «Воспитание-это великое дело; им решается участь

человека»,-еще в 19 веке утверждал В.Г.Белинский и был совершенно прав.

186 слов

17

18. Значение слова (варианты)

Интеллигентность — это широкий спектр

мыслительной деятельности.

Интеллигентность — то, что помогает человеку

показать себя с .

Интеллигентность – это воспитанность и

культура поведения во всем.

18

19. Мудрые мысли о слове:

Интеллигент-это человек, который думает о людях

лучше, чем они о нем.

Б.Крутиер

Обязательность — флаг интеллигентности.

И.Шевелев

Есть русская интеллигенция.

Вы думали — нет? Есть.

Не масса индифферентная,

А совесть страны и честь.

А.Вознесенский

19

20. Даю определение

Интеллигентность – это качество, которое помогает

человеку показать себя с лучшей стороны.

20

21. Пишу вступление (1абзац)

Что такое интеллигентность? Интеллигентность это качество, которое помогает человеку показать себя

с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую

раскрыть эту мысль.

22 слова

21

22. Пишу основную часть (2 абзац).

Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель

показывает себя как настоящий интеллигент.

Он пришел в школу учить ребят, но не так, как

остальные учителя. Медленно, неторопливо и красиво

автор читал художественные произведения, заставляя

детей вдумываться в каждое слово. В предложении 29

написано, что с помощью томика Л. Толстого Сан

Санычу удалось оградить ребят от баловства и

хулиганства.

55 слов

22

23. Пишу основную часть (3 абзац)

А теперь приведу аргумент из своей жизни. Както раз, когда я ехала к своим родственникам, то

остановилась на железнодорожном вокзале. И там

произошел такой случай: «Какая-то девушка

торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу

медленно выходила бабушка. Девушка не заметила

бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку этим

кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала

оттирать пятно, в то время, как девушка что-то

возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно,

потому что пожилая женщина не произнесла ни одного

упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть

настоящая интеллигентность.

104 слова

23

24. Пишу заключение (4 абзац).

В заключение своего рассуждения хочу

сказать о том, что интеллигентность у кого-то

воспитывается с детства, к кому-то приходит с

возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной.

Интеллигентность — очень хорошая и полезная

черта воспитанного человека. Чем больше

будет интеллигентных людей, тем

воспитаннее будет человеческое общество.

45 слов

24

25. Пример сочинения-рассуждения.

Что такое интеллигентность? Интеллигентность — это качество, которое помогает

человеку показать себя с лучшей стороны. В своем сочинении я попробую раскрыть эту

мысль.

Обратимся к тексту А.А. Орлова. В нем писатель показывает себя как настоящий

интеллигент. Он пришел в школу учить ребят, но не так, как остальные учителя. Медленно,

неторопливо и красиво автор читал художественные произведения, заставляя детей

вдумываться в каждое слово. В предложении 29 написано, что с помощью томика Л.

Толстого Сан Санычу удалось оградить ребят от баловства и хулиганства.

А теперь приведу аргумент из своей жизни. Как- то раз, когда я ехала к своим

родственникам, то остановилась на железнодорожном вокзале. И там произошел такой

случай: «Какая-то девушка торопливо несла кофе, а из-за угла ей на встречу медленно

выходила бабушка. Девушка не заметила бабушку и наткнулась на нее, облив всю старушку

этим кофе. Я ожидала криков от нее, но она спокойно стала оттирать пятно, в то время, как

девушка что-то возмущенно кричала. Потом ей все же стало стыдно, потому что пожилая

женщина не произнесла ни одного упрека или ругательства. Вот это, по-моему, и есть

настоящая интеллигентность.

В заключение своего рассуждения хочу сказать о том, что интеллигентность у кого-то

воспитывается с детства, к кому-то приходит с возрастом, а кого-то и вовсе обходит стороной.

Интеллигентность — очень хорошая и полезная черта воспитанного человека. Чем больше

будет интеллигентных людей, тем воспитаннее будет человеческое общество.

226 слов

Сочинение-рассуждение 15.03 на тему «Проблема воспитания и воспитанности» по тексту Дорохова «Летчик» (пример сочинения 15.3 ОГЭ из сборника Цыбулько 2017).

Примеры воспитания из литературы и из жизни

Тема воспитания злободневна всегда, ведь люди вновь и вновь рождаются и нуждаются в том, чтобы их подготовили к жизни. К сожалению, многие из них воспитаны неправильно, и это обстоятельство создает угрозу для общества, так как они, даже будучи взрослыми, остаются фонвизинскими недорослями. А. Дорохов тоже рассуждает об этом и предлагает свои мерила воспитанности.

В данном тексте герой изначально считает себя воспитанным человеком (предложение 1-6).

Но однажды он случайно слышит разговор старосты со стряпухой, где они утверждают обратное. «Поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права» — говорит автор о состоянии молодого человека. Герой решил переосмыслить свое поведение и изменить его к лучшему. Он понял, что воспитание – это не только вежливость, но и умение держать себя в обществе и общаться с людьми.

Точка зрения автора выражена не недвусмысленно: «Уважай окружающих, считайся с ними. Строго соблюдай правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой». Я согласен с точкой зрения автора. Он переформулировал золотое правило морали: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Если хочешь уважения – уважай других, а если не хочешь уважать, то не удивляйся, что общество тебя не принимает.

В подтверждение своей позиции хочу привести пример из литературы. В повести Булгакова «Собачье сердце» Шариков не смог найти своего места в обществе, так как не уважал его. Он только требовал от всех, чтобы его права соблюдались, а вот обязанностей за собой не признавал. Метаморфоза автора понятна: такой невоспитанный человек постепенно превращается в животное.

Другой пример из литературы говорит нам о том, как надо себя вести. В романе Пушкина «Капитанская дочка» отец хорошо воспитал Петра. «Береги честь смолоду» — говорил он ему. Сын не посрамил имя отца: он доблестно сражался, защитил честь и жизнь любимой женщины, не изменил присяге, хоть и подвергал себя смертельной опасности. То есть, он проявил уважение и любовь, сохранив заветы родителя в своем сердце.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!