Сотни тысяч слов в нашем языке но на первое место анализ текста по плану

Комплексный анализ текста М.Алексеева «Хлеб»

Цель урока

Развитие лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей учащихся; формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков работы с информацией, умений увидеть проблему и пути ее решения.

1. Орфоэпическая разминка.

Расставьте ударения в словах: одноврЕменно, кренИться, освЕдомиться, обеспЕченье, нарОст, слИвовый, приручЁнный, щемИт, занятА, зАнятый, обзвонИт, понЯвший.

2. Лексикографический и лингвокультурологический портрет слова «Хлеб».

Выступление учащихся по итогам проектной работы с использованием мультимедийной презентации.

3. Комплексный анализ текста.

Прочитайте выразительно текст.

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)

Определите роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, в котором написан текст. Это жанр слова, который часто использовался в древнерусской литературе, а также часто встречался в названиях сочинений. Словами назывались в древнерусской литературе как поучения и послания церковного характера, так равно и сочинения светского характера (например, “Слово о Полку Игореве”, “Слова на поучение ко всем крестьянам”, “Слово о буквах сиречь о словах”, “Слово в неделю всех святых”) Слово произносилось во время проповеди, где позиция автора была ярко выражена. Поэтому данный жанр можно отнести к публицистике.

Таким образом, определив роль названия, мы выявили проблему и авторскую позицию в тексте.

3 стр., 1051 слов

Конспект по русскому языку в 11 классе «Комплексный анализ текста»

... лежит текст С.Залыгина «Читая Гоголя». В тетрадях есть план комплексного анализа текста. В соответствии с этим планом мы и построим свою работу по анализу предложенного текста. Работа над текстом. Целью комплексного анализа текста, Создавая текст, автор ...

Дополнительное задание: назовите произведения литературы, в названиях которых присутствует слово “хлеб”.

Задание: Найдите в предложениях №11, 12 синонимы к слову “хлеб”.

Вопрос : Какую проблему ставит перед собой автор данного текста?

  • Проблему воспитания уважительного отношения к хлебу и человеку, его вырастившему.

Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру из списка. Последовательность цифр запишите.

Читая текст, мы словно слышим взволнованный голос автора, поэтому используется такое синтаксическое средство выразительности, как___9____(6)”.

Выполните следующие задания к тексту:

1. В предложении 9 найдите слово, образованное суффиксальным способом. (Ответ: лучше.)

2. Выпишите из предложений 1- 5 частицы. (Ответ: же, разве, что, и)

3. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью управление. (Ответ: поставили их)

5. Найдите в тексте предложение (-ия) с обособленным (-ыми) определением (- ями), запишите номер (- а).

(Ответ: 3, 11, 12)

6. Среди предложений 6-12 найдите сложное предложение, части которого связаны между собой бессоюзной и подчинительной связью. (Ответ: 11)

7. Какое из предложений 1-8 связано с предыдущим при помощи повтора и однокоренного слова. (Ответ: 7)

Сегодня мы рассматривали с вами текст, где автор стремиться привить своим читателям уважительное отношение к хлебу. В начале урока мы назвали авторов произведений, в названиях которых присутствует слово “хлеб”. Как в этих произведениях решается проблема воспитания уважительного отношения к хлебу?

1. В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. Поэтому хлеб, благосостояние, моральные качества людей издавна связаны. В следующих пословицах можно увидеть, как люди относились хлебу, как оценивали его значимость для себя.

о богатстве и деньгах: “ Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош”;

о добрососедстве: “ Добрый сосед, как хлеба сусек”;

  • о гостеприимстве: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей (хозяина) слушай”;
  • о дружбе: “С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь”;
  • о труде: “Работай до поту, поешь хлеба в охоту”.

Эти короткие фразы передавали из уст в уста, обучая некоторым премудростям новое поколение.

Фразеологизмом “хлеб да соль” встречали дорогих гостей, наказывая за проступок сажали на хлеб и воду, а, желая подчеркнуть огромное желание, говорили: “Его хлебом не корми”.

Руки человека (отрывок из стихотворения)

Склонила тяжелую голову рожь.

“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Таким образом, приведенные примеры убеждают нас в том, что проблема воспитания уважительного отношения к хлебу была и остается важной, актуальной до тех пор, пока существует человек.

11 стр., 5250 слов

Эпитет и сравнение в художественном тексте: лингвостилистические ...

... исследований; сопоставление оригинального текста и текста перевода художественного произведения; практический анализ произведения О.Уайльда «Мальчик-звезда» Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные ... 9] Троп — стилистический термин, обозначающий перенесение смысла слов, употребление слова в переносном, иносказательном значении. Основными видами тропа являются метафора, ...

Домашнее задание: Написать сочинение по данному тексту в формате ЕГЭ.

Неразрывность хлеба с жизнью человека

Цель работы:

Объект исследования:

  • провести наблюдение, как живет это слово в фольклоре;
  • определить роль хлеба в произведениях русских писателей.

Методы исследования:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шуурмакская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва»

исследовательская работа на участие в ХХIII Республиканской

научно-практической конференции школьников «Шаг в будущее»

«Неразрывность хлеба с жизнью человека»

Выполнила: Сугдур Наталья,

ученица 6 класса МБОУ ШСОШ

Руководитель: Иргит Торгу Азиатовна,

учитель русского языка и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/korabelnaya-slobodka-osnovalas-v-odno-vremya/

Глава I. Значение слова «хлеб» в словарях…………………….………..5

1.2. Пословицы и поговорки о хлебе……………………………………..7

Глава II. Роль хлеба в произведениях…………………………………. 8

2.1. Хлебная тематика в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»……9

Глава III. Практическая часть. Анкетирование, сочинение учащихся МБОУ Шуурмакской СОШ………………………………………………11

Актуальность темы. Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Без него не обходится ни один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Многие дети не знают о ценности хлеба, о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к нему небрежно.

Цель работы : выявить роль хлеба в жизни современного человека и отражение хлебной темы в произведениях русских писателей.

  • рассмотреть и изучить слово «хлеб» в произведениях русских писателей;
  • провести наблюдение, как живет это слово в фольклоре;
  • определить роль хлеба в произведениях русских писателей.

Объектом исследования данной работы выступает слово «хлеб».

  • аналитическое чтение литературы и контекстуальный анализ текста,
  • наблюдение над словом, работа со словарем,
  • анкетирование, рисунки, сочинения.

Значимость и прикладная ценность исследования состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к изучению данной темы, прививать учащимся интерес к предмету русский язык и литература посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к чтению художественного произведения. Исследовательскую работу можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах, в качестве презентации при изучении раздела «Лексика», на уроках литературы, внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.

Глава I. Значение слова «хлеб» в различных словарях

Исследуя данное слово, нельзя не обратиться к различным словарям. Так, что же такое хлеб? Откуда появилось это слово? В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается такое толкование слова «хлеб».

1 стр., 484 слов

Образ Фильки в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»

... с радостью помогает людям. Филька из сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» предстает пред читателем в двух обликах и у каждого из них есть чему поучиться. Прочитав произведение, понимаешь, что грубость ... неприветливость могут сыграть с человеком очень злую шутку. Изменившийся Филька доказывает, что все можно исправить, стоит только прислушаться к своей совести. Понравилось сочинение? А вот еще:

1. ед. Пищевой продукт, выпекаемый из муки (во 2 знач.).

Печёный х. Ржаной или чёрный х. Пшеничный или белый х. Ломоть хлеба. Кусок хлеба (также перен.: о пропитании, пище вообще).

2. (мн. хлебы).

Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий х. Ставить хлебы в печь.

3. ед. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку (во 2 знач.).

Сеять х. Сдача хлеба государству. Х. всему голова (посл.).

4. (мн. хлеба).

Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлебов комбайнами. Х. на корню.

5. (мн. хлеба), перен. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на х. Х. насущный (то, что необходимо для пропитания, существования).

Не хлебом единым жив человек (посл.).

Быть на хлебах у кого-н. (устар. и прост.).

6. ед. Средства к существованию, заработок. Эта работа верный х.

Хлеб да соль (устар. и прост.) приветствие тому, кто ест.

Второй хлеб о картофеле.

Хлебом не корми кого (разг.) о чьём-н. сильном увлечении, желании. Его хлебом не корми, только пусти на каток.

Хлеба не просит что (разг.) о вещи, к-рая хранится, никому не мешая, и может когда-н. пригодиться.

Свой хлеб есть (разг.) самому зарабатывать себе на жизнь.

И то хлеб (разг.) и за это спасибо (о чём-н. немногом).

Помог немножко и то хлеб.

Хлеб отбить (отнять) у кого (разг.) лишив чего-н., перебив, захватить, оказаться первым.

Современный этимологический словарь русского языка М.Ю. Евсеева:

ХЛЕБ. «Продукт питания, выпекаемый из муки».

По традиционным предположениям, слово хлеб является древним заимствованием эпохи общеславянского единства из германских языков. Так, готское слово hlaifs, древневерхненемецкое hleib, древнеисландское hleifr имеют значение «хлеб».

Но некоторые языковеды выделяют в слове праиндоевропейский корень *(s)kloib(h)os, соотносимый с латинским словом libum, означающий «(жертвенный) пирог», «лепешка». В таком случае, слово хлеб исконно и для германских, и для славянских языков.

Кроме того, существует предположение, что первоисточник всех родственных слов в различных индоевропейских языках – пока еще не известное слово доиндоевропейского, средиземноморского происхождения.

Таким образом, общим признаком становится тот факт, что хлеб является продуктом питания и слово «хлеб» исконно и для германских, и для славянских языков.

1.2. Пословицы и поговорки о хлебе

Глава II. Роль хлеба в произведениях

В стихотворении А. Прокофьева и В. Бакалдина хлеб характеризуется различными прилагательными.

Не о звездах на небе,

О родном, неразлучном –

Все о том, о насущном,

У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Он еще, сказать к примеру,

Хлеб различен меж собой.

У него свои повадки.

У него характер свой…

Эти прилагательные играют важную роль в стихотворениях. Они дают нам представление о хлебе и способах его добычи. Также они придают стихотворениям образность, делают красочной, яркой.

Хлеб ржаной, батоны, булки

6 стр., 2672 слов

Анализ рассказа лисичкин хлеб пришвина

... -po-literature/drugie/analiz-rasskaza-prishvina-lisichkin-hleb Сочинение Анализ рассказа Лисичкин хлеб Пришвина Небольшой по объему рассказ М. Пришвина «Лисичкин хлеб» — это погружение читателя в необыкновенный ... природу, которая обязательно рано или поздно отплатит добром. Сочинение по произведению Лисичкин хлеб Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, ...

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

2.1. Хлебная тематика в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Всего девять лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. У войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Лучшее отдавали фронту, а для себя в тылу пекли лепешку с добавлением лебеды или мерзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели. («Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться»…и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба…»).

Образ хлеба символический. Традиционно он означает плодородие, достаток, домашний уют, счастье. У славян он символизировал также солнце. Отсюда и круглая форма каравая. Так, в сказке К. Паустовского этот образ появляется девятнадцать раз. Сначала автор не говорит о нем прямо, зато рассказывает о старом мельнике Панкрате, который уже почти не молол хлеб, но мука навсегда въелась в его одежду. Эта деталь показывает любовь старика к его труду и уважение к хлебу.

В конце сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб» Филька с ребятами пробивает лед, чтобы запустить мельницу и намолоть муки. Получается, что это хлеб объединил ребят, научил им помогать друг другу в трудных ситуациях. Товарищам удается запустить мельницу и вскоре по деревне разносится аромат свежей выпечки. Вот здесь-то и появляется образ теплого хлеба, который можно толковать не только в традиционном ключе, но и как символ спасения, дружбы, взаимопомощи.

С хлебом-солью Филька приходит к коню, чтобы помириться. Животное принимает угощение в знак примирения. В этом эпизоде посредством образа хлеба автор показывает, каким стало сердце главного героя. Оно размякло и научилось дарить тепло, как хлеб, который только-только вытащили из печи. Также в произведении используется синонимы этого слова (буханка, мука, зерно, плесень, черствый, кусок, корка, тесто, хлеб-соль).

Они помогают более четко и ясно раскрыть символ этого слова.

Таким образом, хлеб в произведении помогает развить сюжет, показать характер главного героя, отобразить перемены, произошедшие в душе Фильки.

Сочинение – рассуждение по тексту

Управление образования администрации

Материалы по подготовке

к единому государственному экзамену

Сочинение – рассуждение по тексту

( Сборник материалов, подготовленный слушателями РМО

учителей русского языка и литературы)

Раздел 1. МОУ «СОШ г. Бирюча»:, Раздел 2. МОУ Веселовская СОШ:, Раздел 3. МОУ Верхнепокровская СОШ:, Раздел 4. МОУ Засосенская СОШ:, Раздел 5. МОУ Ливенская №1 СОШ:, Раздел 6. МОУ Никитовская СОШ:

В хлебных магазинах, если вы заметили, не бывает шума. Люди покупают хлеб уважительно, избегая суесловия и толчеи. Присмотрев буханку, я разворачивал целлофановый мешочек. Подошел ныркий чернявый парень. Бесцеремонно отстранив меня локтем, он шустро просунул за стекло длиннопалую волосатую руку и начал швырять в огромный рюкзак буханку за буханкой. Когда в рюкзаке стало тесно, парень затянул его шнуром и туго прижал коленом, вминая всей тяжестью тела и кулаками мягкий, податливый хлеб.

23 стр., 11036 слов

Роль фольклора в жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное ...

... отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на ... человека кормит, а лень портит. Зима красна снегом, а осень хлебом. ... слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слов. ... ёрнышко. Спи, моя родная, Рыбка ... Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на ...

Я оторопел. Было яснее ясного – этот хлеб не предназначен для стола.

Время близилось к перерыву, магазин пустел, было в нем лишь несколько женщин. Чернявый зыркнул хмельными глазками.

  • Не выступай! – перекосил он лицо. – Понял?
  • Положи хлеб на полку. Если ты сейчас… Но, задохнувшись от гнева, я так и не сумел нарастить фразу.

Чернявый злобно сузил глазки и до хруста в пальцах, озверело вдавил в буханку волосатую пятерню. Хлеб, крошась, упал к ногам.

Чернявый потянулся к рюкзаку.

Человеческий голос – неразгаданная тайна. Парень хмыкнул и поднял искореженный хлеб.

  • Порядок, дед, закругляйся. Митинг окончен! – он ухватил пятерней, словно клешней, лямки рюкзака и, внезапно вскинув свободную руку, объявил примирение:

Я задохнулся, теряя над соьой власть.

  • Мерзавец! – вырвалось у меня. И забыв о возрасте и хворях, осторожно вцепился в его рубашку и молча – короткими нервными толчками – начал теснить его в угол. Тот попятился, машинально волоча рюкзак…

В дверях показался высокий, крепко сколоченный парень. Дальнейшие подробности отношения к нашему разговору не имеют.

А случилась она, эта история, недавно, нынешним летом случилась…

Каравай земли и неба

Ничего сильнее хлеба

Бывает, завязнет на слуху или на языке слово, фраза, слова из песни. Так вот и сейчас со мной:

Именно такими строками песни начинался новый день моего детства, когда рано утром родители включали радиоприемник. Да, сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место ставят три: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство, человечество. И кто не знает, что такое хлеб и труд, тот перестает быть сыном или дочерью своего народа, теряет духовные качества.

Я разделяю позицию автора этого текста. Когда у человека дух низок, то он становится агрессивен, не замечает вокруг себя людей, «плывет поверх толпы», безразлично относясь ко всему, что его окружает. Нет святости чувств ни к старому и пожилому, ни к хлебу, ни уважения, ни стыда и совести. Но когда этот чернявый услышал слова, произнесенные твердо, и властную руку на груди, то попятился… Нет, все – таки силы боится. Почему только физическая сила может остановить подобных « моральных уродов?» Где сознание, что лежащий на полках хлеб был создан руками многих тружеников. Ведь с детства нам читали:

Если у тебя две крепкие руки,

Сделай так, чтоб было много хлеба!

Каравай – самый древний хлеб у славян. Караваем и солью, лежащими на вышитом рушнике, мы встречаем гостей, мы кладем его на праздничный стол, мы живы благодаря ему, хлебушку. Как не любить и не ценить это творение рук человеческих?

В каждом маленьком кусочке

В малом зернышке пшеницы

Сила солнышка хранится

Когда – то пришлось учить наизусть стихотворение В. Ходасевича «Путем зерна», где так тонко, разумно и мастерски поэт сопоставляет путь роста упавшего в борозду зернышка и рост души человека, которая может сойти во мрак и может снова ожить благодаря мудрости: «Всему живущему идти путем зерна».Сеятель только бросает зерно в черную землю, а вот самому зерну необходимо прорасти, пробиться, вытянуться, выбросить колосок, созреть…Такой вот тяжкий путь зерна! Так и человек трудом, потом, усилиями добивает свой хлеб насущный, относясь к нему уважительно, по – отечески.

8 стр., 3624 слов

Культура, общество, человек

... постепенное совершенствование интеллектуальных и моральных сил как отдельного человека, так и общества в целом, У Гердера культура является необходимым атрибутом всех народов - варварских и ... а все общество в целом как продукт взаимодействия людей, как среду, создаваемую трудом человека и формирующую его как целостную личность. Однако подобному пониманию культуры противостоят многочисленные ...

Вспомним, что кладут Настя и Митраша ( «Кладовая солнца»), отправляясь на заветную палестинку в свою катомку? Хлебушко! Зачем торопятся к бабушке внуки Наташа и Антон? ( «Июльская гроза») Полакомиться вкусными и сытными блинами, хотя расстояние от их деревни к бабушкиной было длиною в четыре километра. Девочке всего лишь десять лет, но, войдя в рожь, она боится помять хлеб, идет по обочине.

Ах, деревенское жито! Сколько жизней оно сохранило, сколько вскормило голодной детворы! Скольких вывело в свет это русское поле, колкая клятой стерней и остьями спелого колоса страдная хлебородная нива! Бессмертному хлебному колоску впору только гимны петь, потому что это драгоценность, это жизнь, это Родина.

И не стоять человеку твердо на этой земле, не жить ему уверенно без чувства любви и уважения, благоговения к творению рук человеческих – хлебушку, белому, ржаному, пшеничному, ячменному. Одна роль хлеба для всех уголков страны – жизнь и искреннее уважение.

Великое благо – иметь каждый день на столе душистый каравай хлеба. Нет, кажется, человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова.

А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть, от того, что он нам сейчас легко достается – не очень? Забежишь в булочную и через минуту выходишь с заветной буханкой…

Я благодарна автору текста за то, что он затронул важную для нашего времени проблему – отношение к первейшему продукту русского человека. Мы добились европейского качества жизни, а вот истинного, русского, самобытного остается все меньше.

Вот и И. Тобольский говорит о бережном отношении к хлебу: в хлебных магазинах не бывает шума, «люди покупают хлеб уважительно, избегая суесловия и толчеи». Его до боли ранит поведение шустрого чернявого парня, который набивает буханки в огромный рюкзак, вминает коленями и кулаками «мягкий, податливый хлеб». Автор не скрывает своего возмущения и негодования.

Мне знакомо чувство, которое испытывает автор текста. Как больно видеть, когда выбрасываются недоеденные, позеленевшие от плесени кусочки хлеба. А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливого к себе отношения.

Помню, в детстве бабушка по утрам опускалась на колени и шептала всегда одну и ту же молитву: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наши…». Помню, как она вынимала из русской печки каравай, умывала верхнюю корочку холодной водой и укладывала на вышитый рушник.

Уроки предков учат нас благоговейному отношению к хлебу. Я преклоняюсь перед смелостью, достоинством, честью героя текста, который не смог пройти мимо безобразного поступка. Он точно знает цену хлеба. Мало золотое зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны. Оно ведь и в самом деле золотое.

3 стр., 1494 слов

Конкурсное — Культура в жизни человека

... становится достаточна приятна. Из этого можно сделать вывод, что культура сильно влияет на человека и так же на его красоту. Чем человек приятен в общении, тем более мы хотим общаться. ... секс. Он создает ощущение стабильности жизни. Различные эротические шоу, групповой секс, цинизм и пренебрежение ценностями настоящей культуры подаются, по-моему, как разрядка подсветка огнями преисподней нашего ...

Есть и еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!

Хлеб сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом… Изобилие хлеба! Но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом.

Хлеб! Сколько из-за него раньше и поныне бушует человеческих страстей. Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много ещё можно изобрести, открыть, придумать,

Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Ведь хлеб и есть наша жизнь.

Именно хлебу человек обязан рождением цивилизации.

В той основной молитве, которую, по преданию, завещал людям сам Сын Божий, главные слова – о хлебе: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…»

В детстве просто повторяешь эти малопонятные слова. И только спустя годы открывается великая простота этой просьбы.

«Хлеб наш насущный», то есть необходимый, ни больше ни меньше, но столько, сколько надо для жизни. « Насущный» – это и существующий, и реальный, и составляющий суть бытия, и многое другое…

« Даждь нам днесь», то есть, «дай нам сегодня». Сразу представляется краюха этого хлеба, от которого на земле зависит всё – и плоть и дух…

« Не хлебом единым жив человек…». Но без хлеба он мёртв! Поэтому говоря о хлебе, всё время приходится касаться проблем нравственных. Уж такая это высокая материя –

хлеб. Это ведь не просто еда, это пища… « Хлеб, насыщая тело, питает душу…». Хлеб –

основа жизни, хлеб – всему голова.

Трудно разделить хлеб и человека, через отношение к хлебу можно понять сущность человека, его суть.

История, записанная И. Тобольским, тоже на эту тему.

В хлебном магазине подросток небрежно швыряет хлеб в рюкзак, не реагируя на замечания, а затем и вовсе озверело вдавливает в буханку волосатую пятерню так, что хлеб, крошась, падает к ногам. Автору всё же удаётся заставить парня поднять «искорёженный» хлеб. Он крайне возмущён поведением юнца, грубого, невежественного.

Тобольского ясна: так с хлебом поступать нельзя.

Я поддерживаю автора текста, сегодня остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к хлебу.

Когда в наших домах постоянно прописаны сытость и достаток, именно тогда хлеб становится привычен глазу и чувству. Он попросту незаметен при своей повседневной незаменимости, слишком обыкновенен для нас. Но не во все времена так было.

Болью сжимается сердце, когда вчитываешься в строки из писем и воспоминаний о войне. К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны.

На фронте солдаты делили краюшку хлеба на несколько человек.

О героизме ленинградцев, о 125 граммах хлеба « с огнём и кровью пополам», знают все.

Савичева Таня умерла в больнице на руках у медсестры в страшных муках от перенесённого голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.

8 стр., 3966 слов

«Витамины и их роль в жизни человека»

... влияние на здоровье человека. Витамины присутствуют в продуктах ... нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве. Витамины играют важнейшую роль в продлении здоровой, полноценной жизни. Прежде всего витамины ... в «команде». Тем не менее, для того чтобы мы с вами оставались здоровыми, все витамины должны работать вместе. Например: Витамин В2 активизирует витамин В6; витамин ...

Блокадные дни…Когда между хлебом и жизнью зловеще стоял знак равенства.

Старшее поколение знает цену хлебу. Чего нельзя сказать о некоторых подростках,

напоминающих героя из текста И. Тобольского. Нередко приходится видеть булочки, пирожки возле урн. И становится стыдно за поведение ребят, ведь им не раз говорили о бережном отношении к хлебу.

На хлебе у нас всё держится, хлебом всё измеряется. Отношением к хлебу определяется нравственное богатство или убожество человека. Хлеб – мерило человеческой души. Уважение к хлебу – это уважение не к бесчувственному ломтю, содержащему белок и другие компоненты, это память, это история, это национальная культура, это миллионы проблем, радостей и горестей. Хлеб – это наше прошлое, настоящее и будущее, это наша жизнь!

Я желаю всем, чтобы на вашем столе всегда было в достатке хлеба и чтобы никогда не могли вы им пресытиться!

Хлеб на нашем столе. Он лежит перед нами – осмысленный пословицами, обласканный поговорками и как бы одушевлённый людской верой в его животворную силу. Наши предки произносили: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь. » И сегодня эта молитва – как талисман, как вечное желание блага.

Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба. Он стал нашей ежедневной пищей. Бытовое общение заслонило нам тот библейский, первородный смысл. Но в народе существует особое понятие ценности хлеба – нравственное. Ведь хлеб не просто растит человека, он испытывает каждого из нас на стойкость и мужество, на трудолюбие. Укрепляя здоровье физическое – выверяет здоровье нравственное. Через отношение к хлебу можно увидеть истинную ценность человека и понять его суть. Именно об этом размышляет И. Тобольский в своём тексте.

Нельзя не согласиться с данной точкой зрения. Да, хлеба у нас сейчас вдоволь. Но порой становится страшно, когда видишь его на полу, под ногами, на свалке. Ведь обычная буханка впитала труд огромного количества людей. Отсутствие бережливости в обращении с хлебом – проявление неуважения к ним.

Прочитав текст, вспомнила кадры кинохроники и рассказы людей старшего поколения о чёрном, как обугленный кирпич, блокадном хлебе, слова моей первой учительницы о том, как в годы военного лихолетья в школьных классах детям на уроке давали по крошечному ломтику хлеба. Какое это было счастье для них! А моя мама, будучи двенадцатилетней девочкой, собирала колоски в поле, чтобы не дать погибнуть и горсти зерна, из которого выпекался фронтовой хлеб. Поэтому сегодня так необходимо прислушаться к внутреннему голосу людей старшего поколения: «Берегите хлеб, люди! Это бесценный дар нашей кормилицы-земли!»

Не дадут забыть о былом и проникновенные строчки из произведений фронтовиков. Григорий Люшнин, будущий писатель, находясь в фашистском концлагере, написал:

Крошка хлеба на землю упала – меньше хлеба на крошку стало.

Где-то в поле неубранном нашем столько зёрен лежит вдоль пашен!

Вот собрать бы их вместе – да в кучу, хлеб бы выпекли белый, пахучий.

Мы б окрепли и сильными стали, мы б фашистские тюрьмы сломали.

Снова вышли бы в бой, под бомбёжку.

Да, жалеть надо хлебную крошку.

Да, хлеб определяет ценность человеческих поступков. Мне кажется, что И. Тобольский в своей статье утверждает: тот, кто способен уронить, наступить, раздавить хоть кусочек, будет жестоко наказан самой жизнью. Меня потрясла неизвестная сказка «Девочка, наступившая на хлеб». Жаль, что её не относят к популярным произведениям писателя. Если бы дети и взрослые прочитали её, то, возможно, примеров, подобных описанному, было намного меньше. Некая гордая и спесивая девочка Инге, пытаясь пройти через болото, бросила хлеб в грязь, чтобы наступить на него и перейти лужу. Но едва она ступила на хлеб одной ногою, как он погрузился всё глубже, только «чёрные пузыри пошли», а девочка не смогла спастись. Вот это кара! Вот это урок! Хлеб не прощает высокомерного, неряшливого отношения к нему!

Отношение к хлебу – показатель культуры людей, их воспитанности, патриотизма, наконец. Быть с хлебом – постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Хлеб для нас необходим как солнце, свет, воздух. Поэтому он бесценен. Будем же помнить об этом всегда!

Хлеб – всей жизни голова!

Хлеб… При этом слове в нашем воображении сразу же возникают чудесные хлебобулочные изделия, без которых невозможно даже представить нашу жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами. Изменяется наша жизнь, переосмысливаются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

Брошенный прямо в пыль.

Кто же это совесть свою на слом

Выбросил, как утиль?

Я считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству страны. Чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы знали они, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб.

Хлеб… Когда произносишь это слово, перед глазами встают бескрайнее поле золотой пшеницы, натруженные руки комбайнёра, румяный каравай на столе деревенской горницы. Испокон веку хлеб не был простой едой. Народ относился к нему с благоговением, воспел в своих произведениях фольклора.

Об уважительном, бережном отношении к нашему основному продукту питания говорится в начале текста И. Тобольского. Но, к сожалению, в наше время имеет место прямо противоположное поведение некоторых людей. Именном о таком неуважительном, бездушном отношении к хлебу идёт речь далее в тексте.

Потеря духовных, нравственных основ жизни, нивелирование вечных ценностей – одна из главных проблем современного общества. Пренебрежительное отношение к хлебу – яркий показатель бездуховности, отсутствия нравственности. А потому проблема, поднятая автором текста, очень актуальна.

И. Тобольский не поучает, не даёт наставления, но ясно выражает своё отношение к поступку «чернявого» через диалог, ёмкие фразы. Автор не приемлет неуважительного отношения к святыне. Он задыхается от гнева, заставляет молодого человека поднять искорёженный хлеб и покинуть магазин. Понял ли только этот парень, что на самом деле совершил? Ведь в ответ звучат наглые слова. Автор даёт правильную характеристику молодому человеку – мерзавец.

Да, так поступать может только бессовестный, не имеющий ничего святого в душе человек. Я не могу не согласиться с И. Тобольским в оценке поступка молодого человека.

Хлеб всегда был и остаётся продуктом, вызывавшим особое, святое чувство. Бережное, уважительное отношение к нему должно быть нормой в нашем обществе во все времена. Мы должны передавать его из поколения в поколение. Недаром в народной песне поётся: «Хлеб – всему голова».

МОУ Веселовская СОШ

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель такого широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войне: «Жди меня « Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»…Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», чтобы «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научиться так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время «получать удовольствие от стилистических красот». Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя…

Что такое культура, зачем она нужна? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было в России в традиции? О культуре как системе ценностей рассуждает в данном тексте В. Непомнящий.

Автор повторяет, что « феномен « русских мозгов» обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, что русская литература

и русская культура поддержали нас в годы войны». Я разделяю позицию автора. Да, без русской литературы и культуры не было бы многого того, чем гордится наша страна.

Нужна ли культура людям? Я повторяю вслед за автором статьи: да, нужна.

И хочу поспорить с героем романа Тургенева « Отцы и дети», который утверждал, что « Рафаэль гроша медного не стоит», что всякое искусство « есть искусство наживать деньги». Время-то показало, что Базаров был не прав. Почти через сто лет скажет о романе Булгакова « Белая гвардия»: « «Дни Турбиных» дают больше пользы, чем вреда. Если такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие… значит, большевики непобедимы».

Согласна с мнением, что русская литература и искусство помогали выстоять в годы войны. С каким нетерпением ждали появления следующей главы о Василии Тёркине советские воины, Образ солдата-труженика, защитника своей земли поднимал измученных бойцов на бой « не ради славы, ради жизни на земле».

В наши дни тема культуры как системы ценностей, поднятая автором В. Непомнящим, особенно актуальна. Как больно видеть вокруг нас разочаровавшихся людей, утративших веру в прекрасное. И только культура, по моему мнению, может укрепить добро и красоту.

Так что же такое культура? Что такое культура как система ценностей? Какова цель широкого гуманитарного образования? Именно об этом и размышляет в своём тексте В. Непомнящий. Автор подчёркивает, что «феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан широкой гуманитарной основе нашего образования…»

Сделать человека образованным, культурным, воспитать его в духе толерантности, несомненно, может только русская литература – «противоядие пошлости и уродству». Где, как не на уроках литературы, изучая произведения русских классиков: Достоевского, Пушкина, Толстого, Твардовского и других – мы приобщаемся к искусству, учимся жить, смотреть на мир другими глазами?! Поэтому и «нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию».

Я, как и автор, убеждена, что «русская литература, русская культура поддержали нас в войне», что русские люди «должны отстаивать себя», чтобы «быть народом», а не «населением». Нужно читать «Онегина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», чтобы не превратиться в какой-то другой народ. Литература – это правда, а одно слово правды, по словам А. Солженицына, весь мир перетягивает.

«Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?» Непомнящий задаёт ряд проблемных вопросов, на которые пытается сам же ответить.

Общеизвестно, что культура – это система ценностей, накопленная человечеством за многолетнюю историю своего развития. Ведь действительно наша система образования была одна из лучших, если не лучшая в мире. Феномен существования «русских мозгов» обязан гуманитарному образованию, которое является неотъемлемой частью русской культуры. Достоевский дал больше Эйнштейну, чем математика. Конструктор Королёв не создал ракет, если бы не было преподавания литературы. Автор убеждает, что русская литература и культура помогли выжить в военное время, тем самым подчёркивает необходимость культуры.

Я полностью согласна с автором. Да, без литературы не было бы и широко известных проектов нашего земляка, академика, выдающегося инженера и изобретателя : Шаболовской телебашни, металлостеклянного покрытия гостиницы «Метрополь», ГУМа, Главпочтамта и многих других. не смог бы сделать своих открытий в области физики и химии без теории «трёх штилей».

Ценность нашей культуры бесспорна. Пока жива культура, человечество будет существовать. Вера Инбер в 1943 году написала стихотворение «Пушкин жив». Во время бомбёжки человек не смог оставить книг Пушкина и спас «томик полуобгорелый». Придя в сознание в больнице, первое, что он спросил: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,

Ему ответил: «Пушкин жив»

Как своевременна мысль о том, «что нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию». Литература – это духовная культура. Всё ценное находим в литературе, которая раскрывает возможности человека в этом мире, определяет его способности познавать мир и себя через слово, благодаря слову, в слове. Вспоминаю слова : «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»

С самого раннего детства приходят добрые сказочники. Тургенев появляется в отрочестве. «Первая любовь» охватывает всех. Позже раскрывает свой шатёр Толстой, куда вмещаются Пьеры и Болконские, Марьи и Наташи… И под покровом своим держит этот гигант, сколько хочет. Сопротивляться бесполезно, да и нет желания.

Мы сможем отстоять себя, имея такой духовный запас. И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. Культура нужна!

МОУ Верхнепокровская СОШ

У Косовых дом разодет, как невеста. На веревках вокруг дома развешаны яркие шелковые платья, задорно переливающиеся на солнце, всевозможные шали, одежда верхняя, обувь, меховые шапки.

По-старинному сказать – это сушка нарядов, от моли, от мышей, но в то же время это и смотр благосостояния семьи, приданого дочерей. И надо ли говорить, что Дарья Леонтьевна, хозяйка всего этого великолепия, сияет с головы до ног!

Я от души радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной и с удовольствием обхожу весь этот пестрый, пахучий парад и вдруг на видном месте, возле старого крыльца, замечаю два старых, растоптанных, без подошв черных валенка.

  • А эти молодцы как сюда попали?

Дарья Леонтьевна молодо смеется.

  • А от этих молодцов я жить пошла.
  • Жить.

Мне эти валенки в лесу дали. Первая премия в жизни. И вот жалко, никак не могу выбросить.

  • Ох, как вспомнишь все свои стежки-дорожки, дак не знаешь, как и на сегодняшнюю дорогу вышла. Мне четырнадцать лет было, как меня на лесозаготовки выписали.

Я вся в слезах к начальнику лесопункта. Босиком.

Вот пришли на конюшнюЮ тепло у дедушки, да я только села на пол к печке, прижалась, как к родной матушке, и уснула. А вечером меня дедушка Евграф будит. Я гляжу и глазам своим не верю: бурки теплые, эдаки шони из войлока от хомутов старых сшил.

Я надела бурки да до самого барака без передышки бежала. В лесу темно, разве звездочка какая в небе мигнет, а я бегу да песни от радости пою. Успела. Не отдадут под суд.

Я долго их носила. Бережливо. Первые-то пять лет только как выходные, а потом уж каждый день. Вот какие у меня эти валенки.

Так это было на земле…

Как-то я прочитала: «Есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музеи славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника в лицах тем, на ком, может быть, Россия стояла и до сих пор стоит». Думаю, что Фёдор Абрамов этот памятник поставил, эту галерею создал. И романы, и повести, и рассказы Ф. Абрамова – этот памятник.

Вместе с автором вглядываемся в героиню рассказа «Валенки» Дарью Леонтьевну Косову, любуемся ею, ведь «сияет она с головы до ног!». Первая фраза, произнесённая героиней, завораживает: необычная речь у Дарьи, своеобразная. Впрочем, чему удивляться, ведь деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город. А Дарья Леонтьевна – из народа, простая сельская женщина. Восхищаемся мы Дарьей – труженицей, потому как во время своеобразного «смотра благосостояния семьи» дом её «разодет, как невеста»: платья, всевозможные шали, полушалки, платки, шапки, обувь…Это всё нажито её руками! Удивляемся молодости её души, несмотря на то, что пришлось ей в жизни испытать неимоверные трудности: «двенадцати лет от родителей осталась», « сестрёнка младшая в детдоме», из еды «не то что хлеба, картошки-то досыта не было», а в «четырнадцать лет…на лесозаготовки выписали».

А что же валенки? Два «старых, растоптанных, без подошв черных валенка»? Ведь «на видном месте» стоят!

Сельские женщины военных лет… Они проводили на фронт отцов, мужей и братьев. Всё, что лежало на мужских плечах, легло на их плечи. Они пахали, сеяли, убирали урожай. Они недосыпали. Они недоедали. Они жертвовали всем. Бессмертен их трудовой подвиг!

Не проходит всё бесследно. Уроки судьбы правдиво запечатлеваются не только в памяти потомков, находят они своё отражение и на страницах книг.

С давних времён и по нынешние дни в народе бытуют замечательные слова «Труд-основа всей жизни». Только от него зависит судьба каждого из нас. Много лестного пишут о нём творцы русской классики.

В своём тексте Фёдор Абрамов затронул проблему роли труда в жизни человека. Вот и «у Косовых дом разодет, как невеста». Вокруг него сушится на солнце наряд от моли и мышей. «По-старинному…это смотр благосостояния семьи, приданного дочерей».

Автор вместе с Дарьей Леонтьевной с удовольствием обходит этот пахучий парад и возле крыльца замечает «два старых, без подошв, чёрных валенка». Ах, валенки, валенки! Русские валенки! Сколько с вами связано воспоминаний, сколько пролито слёз и пройдено дорог! Выбросить-то их жаль, потому что это память о прошлом, это первая премия. Они согревали не только ноги Дарьи Леонтьевны, но и душу, и сердце. От них она чувствовала силу любви к труду и окружающим. Тяжёлая судьба выпала на долю Дарки. С болью в груди помнит свои стёжки-дорожки, когда четырнадцатилетней девчушкой, в труднейших условиях работала на лесозаготовке, жила в бараке. Даже Новый год ей не пришлось отметить, ведь «в войну, не то что хлеба, картошки-то досыта не было» Никогда не забудет Дарья Леонтьевна сгоревшие в печи валенки, и железную бочку, в которую колотил бригадир, и его слова «под суд отдам».

А сколько надо иметь силы воли, мужества, терпения, чтобы идти домой по лесу 8 верст почти босыми ногами, обёрнутыми в лоскуты! Современной молодёжи это очень трудно понять. Из беды выручил её конюх, старичок Евграф Иванович, сшивший бурки из войлока от старых хомутов. Так она в них «до самого барака без передышки бежала», успела, теперь под суд не отдадут. Вот так и жила Дарка, потому что любила и умела работать. Да и как можно выжечь, искоренить то, что вошло в кровь девушки с молоком её матери. Ведь богатство и счастье без труда никому не даётся. Своими мозолистыми руками она приобрела эти шёлковые платья, всевозможные шали, меховые шапки. За ударную работу секретарь райкома наградил её валенками, которые носила «пять лет только как выходные, а потом уж и каждый день». Труд для неё – это большое счастье и великая радость. Ещё примером огромного трудолюбия является моя мама, Раиса Тихоновна. Ей сегодня 80 лет. Мне кажется, что она подруга и ровесница Дарьи Леонтьевны. Голод и нужда заставили тоже в 15 лет уехать в Московскую область в поисках лучшей жизни. По пояс в воде она выносила торф на берег, сушила, грузила в вагоны и отправляла неизвестно куда. Работала не покладая рук, потому что любила свою малую и большую Родину. Воспитала шесть прекрасных дочерей, а личную жизнь посвятила родному колхозу: трудилась добросовестно в поле, дояркой на ферме, поваром…

Сегодня я очень благодарна таким женщинам за труд, который вознёс их на вершину славы, за жизнь, достойную примера и уважения. Жаль, конечно, что в те годы их не венчали лаврами, не отливали в бронзе, потому что трудовой человек редко становился предметом героического изображения.

Но всё равно я безмерно счастлива, что на таких людях держится наша Земля и наша великая Россия!

МОУ Засосенская СОШ

Корабельная слободка основалась в одно время с тем казенным Севастополем, который показывал Екатерине второй Потемкин в 1787 году. Слободку эту заселили корабельные плотники, уроженцы Воронежской, Рязанской, Калужской и других губерний, где привился этот промысел с легкой руки Петра.

Впоследствии рядом с ними стали селиться отставные матросы, занимаясь кто извозом, кто яликами для ловли рыбы, кто огородом. Селились тут и матросы старых сроков службы, обзаводившиеся семейством.

Таким матросом, кое-как устроившим себе с женой хатенку был и отец Даши. Он был убит в Синопском бою, всего год прошел с тех пор, а мать ее умерла раньше.

Даша выросла, как дитя бухты и взморья. Плавала она, как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца и ловко ставила парус. Ее приятели были приходившие к отцу матросы.

Но вот перед ее глазами два батальона этих матросов, поблескивая ружьями в пешем строю и лихо распевая песни, пошли вместе с батальонами армейцев встречать неприятеля на Альме.

Долго глядела им вслед Даша и… не могла усидеть дома.

Она продала отцовский ялик и сети, кур и восьмимесячного борова – все, что можно было продать, чтобы купить у водовоза-грека его клячу весьма пожилых лет вместе с двуколкой и упряжью. Двадцативедерную бочку его она променяла на два крепких бочонка, не тяжелых для клячи, нажарила рыбы, напекла хлеба, собрала у себя и соседей разного тряпья для перевязки ран и задумалась над тем, как ей появиться на поле сражения в ее розовом ситцевом платье. И не допустят, пожалуй, и мало ли что из этого может выйти.

Висевшая на стене отцовская бескозырка дала ей мысль переодеться юнгой, каких довольно было во флоте.

Она перешила на свой рост отцовскую матроску и шаровары, спрятала в недрах его бескозырки свою золотистую длинную косу и, сделавши все, что могла, двинулась, наконец, через речек Бельбека и Качи к роковой Альме.

Через казачьи пикеты пробралась, лихо держась, как самый заправский юнга, увязалась в хвост какого-то обоза, чтобы не очень бросаться в глаза. Но обоз остался около Качи, она же под покровом сумерек двинулась дальше и как раз накануне сражения добралась до войск.

Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму – пороховом от пожаров.

Но вот повалили раненые в тыл, на перевязочные пункты, а иных несли на скрещенных ружьях, покрытых шинелями.

Тогда началась работа Даши.

Подходили, и таким чудодейственным, воскрешающим напитком оказалась для раненых обыкновенная вода в ее двух бочонках, что она всей душой жалела, что не взяла третьего.

Очень быстро расхватали и хлеб, и жареную рыбу, и тогда-то она развязала свой узел чистой ветоши, чтобы перевязывать раненых.

Ей никогда не приходилось делать этого раньше, и солдаты сами показывали ей, как надо бинтовать руку, ногу, шею, голову. Перевязывая раны и всячески пряча при этом поглубже свой ужас перед такими, никогда не виденными ею раньше жестокими увечьями человеческих тел, Даша однообразно, но с большой убедительностью повторяла каждому:

И раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги, и от его осторожных ловких тонких рук, и от участливых васильковых глаз.

После этого памятного дня Даша не хотела уже расставаться со своими ранеными, которых перевязывала ветошью на Альме. Она продала и кобылу, и двуколку, явилась к начальству и просила, чтобы ей разрешили ходить за ранеными в госпитале.

( По С. Сергееву – Ценскому)

Почему именно в критических ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? До прочтения отрывка из произведения С. Сергеева –Ценского я, наверное, ответила бы, особо не задумываясь. Автор неравнодушен к проблеме нравственной стойкости человека. Он не просто обозначает проблему, но и подчеркивает ее актуальность.

Вначале Сергеев – Ценский знакомит с обыкновенной девочкой Дашей, живущей в корабельной слободке. Она выросла как дитя бухты и взморья: плавала как дельфин, гребла не хуже самого заправского гребца. Но в трудные моменты жизни своей слободы Даша не осталась равнодушной. Героиня продала все, что можно продать, чтобы купить « пожилую клячу с двуколкой и упряжью. Переодевшись юнгой, она, не раздумывая, отправилась к роковой Альке. Автор подробно описывает переживания Даши, показывая нам, что это обычный человек, со своими страхами, сомнениями. Но в то же время это мужественный человек, который не побоялся ничего, который ринулся спасать раненых, преодолевая ужас, страх. Душевная теплота Даши помогала раненым, им становилось легче от певчего голоса «юнги», от осторожных прикосновений тонких пальцев, от участливых васильковых глаз. Мне кажется, что любому из читающих становится близка тема, которую развивает автор. Бесспорно, что Сергеев – Ценский восхищается мужеством, стойкостью, отвагой девушки. Он убеждает нас, что именно такие люди способны на подвиги. Авторская позиция вызывает только уважение. Он не равнодушен к таким людям, призывает и нас, читателей, восхищаться ними.

Сергеев – Ценский – русский писатель, родился в семье учителя, жил в Крыму, много путешествовал по стране.

Ранние произведения писателя проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка – труженика, верой в лучшее будущее. Лирическая повесть о русской деревне «Печаль полей», повести «Движение», «Наклонная Елена» изображали различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом.

Особую популярность получила эпопея Сергеева – Ценского «Севастопольская страда», в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской войне.

Основная проблема данного отрывка – милосердие.

«Раненым становилось легче от одного певучего голоса юнги и от его осторожных тонких рук, и от участливых васильковых глаз».

Она «жадными глазами следит за передвижением батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму». Этой героиней можно гордиться.

О милосердии в литературе сказано много. Недавно я прочла повесть В. Закруткина «Матерь человеческая».

Это тоже война, но уже Великая Отечественная. Главная героиня повести Мария воспитывает своих детей, но, когда находит после бомбежки девочку и мальчика, не раздумывая ни на минуту, приводит в свою избу. А ведь и в нашей жизни есть такие примеры, когда люди берут детей из детских домов, приютов. Они вкладывают свою душу, свое сердце в воспитание каждого ребенка. Не оскудели души людские. Добро живет, и будет жить на земле.

Считаю, что данный отрывок наполнен идейным содержанием, с этой девушки можно брать пример.

Достоевского, хочется закончить словами: «Доброта спасет мир»

Передо мной текст С. Сергеева-Ценского – рассказ о жизни девушки Даши. Он поднимает актуальный для нашего времени вопрос о месте подвига в повседневной жизни. Когда читаешь отрывок из произведения писателя, то сразу понимаешь, что жизнь героини – это пример подвига и беззаветного служения людям.

Читая этот текст, представляешь себе хрупкую русскую девушку, которая «не могла усидеть дома», когда «батальоны матросов… пошли вместе с батальонами армейцев встречать неприятеля на Альме». Переодевшись юнгой, она увязалась в хвост какого-то обоза, чтобы не бросаться в глаза. Так хочется оказаться рядом с ней и помочь, поддержать. Ведь не каждый человек может оставить насиженное родное место и двинуться в неизвестность. «Ничего особенного она не сделала», – скажет кто-то. Автор вам ответит: «Раненым становилось легче от певучего голоса юнги, от его осторожных ловких тонких рук, от участливых васильковых глаз». Поступить так как Даша – совершить подвиг во имя людей,.

Я считаю, что человек, живущий только для себя и заботящийся только о себе, не достоин высокого звания человека.

Хорошо, что в жизни есть много примеров служения людям. И подвиги совершают, иногда жертвуя собой ради других. Российские спасатели первыми откликаются на призыв о помощи, где бы не случилась беда. Они не жалеют себя, спасая пострадавших.

А как воодушевленно говорили о месте подвига в жизни русские писатели. Читая «Легенду о Данко» М. Горького, понимаешь, как много сделал для людей этот простой юноша, пожертвовав своим сердцем и жизнью.

Приведённые примеры не исчерпывают всей темы, но их достаточно, чтобы сделать важные выводы: простой человек может оказать посильную помощь нуждающимся, тем самым совершив маленький подвиг ради большого дела. Никто не должен заставлять его, в нем должно быть внутренне сознание, как у Даши.

Из текста С. Сергеева-Ценского, я поняла, что место подвига в жизни есть и сейчас.

Милосердие, сочувствие, сожаление… Эти слова звучат сегодня во всех средствах массовой информации, в литературе, в повседневной жизни. Наверное, это объясняется временем: сейчас общество расслоилось на богатых и бедных, последние потеряли веру в жизнь, веру в себя, в других. Роль человека в истории, беззаветное служение людям, подвиг в повседневной жизни, милосердие – эти вопросы поднимает в своем тексте русский писатель С. Сергеев-Ценский. Среди них наиболее актуальна, на мой взгляд, проблема милосердия.

Почему же это так злободневно сейчас? Если бы не было людей, способных на самопожертвование, то наша жизнь стала бы бессмысленной. Ради того, чтобы помочь матросам, Даша (героиня текста С. Сергеева-Ценского) «продала отцовский ялик и сети, кур и восьмимесячного борова – всё, что можно было продать…». Она не могла просто безучастно «усидеть дома», поэтому «накануне сражения добралась до войск», хотя это было нелегко. Девушкой владело одно желание: хоть как-то помочь раненым. Это ей удалось, потому что обыкновенная вода «в её двух бочонках» оказалась «чудодейственным, воскрешающим напитком». Разве это не пример беззаветного служения людям?

Позиция автора данного текста заключатся в том, что человек должен быть милосердным всегда, принося пользу людям бескорыстно и не задумываясь. Именно в этом и есть смысл человеческой жизни. Искренние, живые слова писателя, его убеждённость показывают актуальность проблем милосердия и самопожертвования. То, о чем говорит С. Сергеев-Ценский, превращает простого человека в Человека с большой буквы.

Можно согласиться с мнением автора, что если бы не было людей, отдающих себя другим, то жизнь стала бы бессмысленной. С. Сергеев-Ценский затронул в своём произведении эти вопросы не впервые. Тема гуманизма, самопожертвования, сострадания звучит и в творчестве И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского, М. Горького. Наташа Ростова («Война и мир» ) – это та же Сергеева-Ценского. Стоя на коленях, она уговаривает отца отдать дом под госпиталь, освободив его от всех вещей. Девушка думала не о нажитых богатствах, а о русских солдатах, которым надо помочь, спасти жизнь во что бы то ни стало.

В наши дни проблема милосердия стоит очень остро. С одной стороны, в повседневной жизни много случаев, когда люди оказываются безучастными к боли и горю другого человека, но, с другой стороны, существует и масса обратных наглядных примеров: гуманитарная помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, в катастрофах, от террористических актов. Эту так необходимую помощь оказывают не только службы МЧС, но и простые люди, у которых щемит сердце за боль и страдания других. Здесь нельзя не вспомнить детей школы Беслана, на помощь которым пришла вся Россия.

Бескорыстие, служение людям, любовь к ним, самоотдача. Эти слова наполняются определенным смыслом только в том случае, если они подкрепляются делами. Русский человек с его широкой, открытой душой способен на такой поступок, который мы называем повседневным подвигом.

МОУ Ливенская № 1 СОШ

Смотрю теперь и вижу, как в телевизоре, свою старую родину и понимаю теперь, что всегда любил ее, но всегда чего-то не хватало, и я не мог не только сам ею хвалиться, но не очень верилось, когда кто-нибудь другой говорил, что так-то уж она хороша. Не в поисках ли какой-то новой, лучшей родины я бродил по северу и записывал народные сказки?

Не помогали, однако, и сказки, и грандиозные явления северной природы.

Теперь, когда мне открылась вся моя родина, понял я, что и тогда родное там, на севере, я себе находил. А то почему же среди великих, почти ежедневных открытий я схватился именно за северный мед, и так крепко, что захотелось мне рассказать, как он открывался и какие милые люди его открывали.

Сейчас на столе у меня в хрустальных вазочках под электрическими лампочками играет это душистое, сладкое, ароматное и целебное вещество, известное человеку очень давно и бывалое в природе с тех пор, как первая пчела нашла где-то цветок. Но это известное и бывалое в природе вещество привезено к нам из такого места, где пчел никогда не было, и обильный мед, заключенный в нектаринках цветов тундры, без пчел человеку был недоступен. Вот этот мед, что светится сейчас на столе, можно сказать по полному праву, создан не одними пчелами, но еще и особенно усилиями людей, устроивших нашу русскую родную пчелу заокских лугов на работу в Заполярье.

Трудно рассказывать о вещах, связанных с чувствами вкуса, запаха, цвета. И совсем уж трудно говорить о меде из тундры, какого еще никто не пробовал, о меде небывалом.

Трудно, и в то же время, как хочется, как интересно самому первому сказать о том небывалом, о чем никто еще никогда не говорил! Мне показалось, что мед заполярный много вкуснее нашего и что разница между медом южным и заполярным такая же, как между северной и южной природой в отношении света. То, что на юге у художников называется тоном, на севере раскладывается на десятки и больше тонов; и оттого цвета тонов нежнее и тоньше, а вместе с тем, конечно, и тени, и облака, иводы, и горы – все вокруг на севере нежнее и тоньше, больше интимного человеческого начала, чем природного, больше радости, связанной с трудом человека, чем радости – счастья, получаемой на юге даром.

Так вот и мед, собранный с цветов заполярной тундры, коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого.

Человек и природа… Человек всегда стремится к созданию чего-то невероятного, небывалого. И зачастую это небывалое создается совместными усилиями людей и природы. Именно об этом говорит в своем очерке М. Пришвин. Заполярный мед, собранный в нектарниках цветов тундры пчелами заокских лугов, «коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого».

Когда я читала о северном мёде, вспомнила рассказ о первых сибирских яблоках, выращенных когда-то в этой промозглой и промёрзлой земле истинными романтиками-декабристами, которые поселились в Сибири после многолетней каторги. Эти яблоки, выжившие вопреки всему в суровом климате, были чудом, которое создано самозабвенным трудом и усилиями людей. Ведь для декабристов эти яблоки были как доказательство жизни и надежды.

Сейчас много говорят о нанотехнологиях и развитии стволовых клеток, благодаря исследованию которых человек делает большой шаг вперёд в науке, промышленности, медицине, генетике. Но я до сих пор не могу оторвать глаз от жёлтых, как солнце, слегка продолговатых плодов лимона. Нет, не от лимона, который растёт на юге огромными плантациями и потому воспринимается совершенно обыденно. Я восхищаюсь небольшими лимонными деревцами, растущими в нашей средней полосе на подоконниках. Сколько любви и терпения требуется, чтобы вырастить эту экзотическую диковину. А вкус плодов во много раз ароматнее и сочнее привезенных издалека.

Стремление к созданию невероятно-нового, небывалого и является одной из движущих сил развития человечества. Ведь чудо, обыкновенное и необыкновенное, должно совершаться, чтобы люди не разучились удивляться и восхищаться.

Что же означает «любовь к Родине»? Должен ли вообще человек ее «любить»? Автор стремится донести до читателя мысль о том, что для того чтобы любить свое Отечество, его необходимо найти, то есть познать и реально испытать, что есть «мое Отечество».

Обычно человек не раскладывает на составляющие свою любовь к Родине. По-видимому, это познание дается большинству людей без поисков, в результате незаметной привычки к окружающим их условиям жизни. Но автор, колеблясь, пытается найти основания для любви, бродит по Северу, записывая народные сказки и любуясь «грандиозными явлениями северной природы». И только позднее, когда Пришвину открылась вся его родина, стало понятно, что он всегда её любил, несмотря на свои сомнения.

Становится ясно, что этапы духовного роста помогают человеку более полно понять и ощутить смысл Родины. Только развивая и культивируя дух в себе, человек сможет понять, что есть Родина для него и его народа.

Так я нашел себе любимое дело:

искать и открывать в природе

прекрасные стороны души

Путешественник по призванию и по обстоятельствам жизненной судьбы, М. Пришвин, повидавший немало далёких краёв, южных и северных морей, всюду пронёс с собой неизгладимую память о родной орловщине. Для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие малой родины имеет огромное значение. Подлинные мастера слова, к коим по праву можно отнести М. Пришвина, приносят с собой в литературу особый облик родных мест и краёв, их вёсны и зимы, очарование неброской и неповторимой красы отчей земли. Всегда ли мы понимаем, как много значит для нас эта земля?

Путь человека к Родине … Каков он? В каких жизненных обстоятельствах раскрывается для нас подлинное значение слова родина? На эти вопросы помогает ответить предложенный рассказ М. Пришвина.

Спустя время автор понял, почему вдали от своей родины, среди ежедневных открытий он «схватился именно за северный мёд», созданный совместным трудом человека и пчёл. И здесь я согласна с мнением Пришвина о том, что сами люди, их труд, их усилия слиться с природой и приумножить её богатства как нельзя глубже раскрывают лучшие стороны их души, отношение этих самых людей к природе, а, значит, к родной земле. Последнее предложение текста очень точно подчёркивает глубину авторских размышлений об этом: «Так вот этот мёд, собранный с цветов заполярной тундры, коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого».

Нам свойственно стремление к необычному, новому. Человек – это источник небывалого в природе. Согласитесь, атомы в природе были, а вот атомная энергия в руках человека действует как нечто небывалое. Америка была, но мы узнали о ней благодаря Колумбу. Включая телевизор, мы не задумываемся ни на миг, что если бы не было Эйнштейна, Планка, которые размышляли над теорией строения атома, у нас не было бы привычных благ цивилизации.

Чем же объяснить желание человека что-то создавать, придумывать? Ведь не только о себе думает изобретатель, ведь не всегда тщеславие и жажда прославиться им движет. Вы не задумывались, почему географу, открывшему новую страну, страстно хочется, чтобы после него в эту страну все ехали? Думаю, чтобы разделить радость открытия с другими людьми.

Что вдохновляет людей на труд? Что рождает в человеке желание созидания? Ответ на эти вопросы есть в рассказе М. Пришвина: бесконечная любовь к людям, к родной земле. Любовь эта вела писателя по северу, по знойным берегам и чужеземным дорогам, помогла устоять на пути обретения своей Родины, на пути постижения подлинного смысла этого слова.

Не пытайтесь свести Родину к телесному,

к земле и природе… Посмотрите: силою

судеб мы оторваны от всего этого, а она

незримо присутствует в нас.

Какой человек останется равнодушным, безразличным к большому или маленькому уголку земли, к родному краю, в котором родился, рос, любовался звёздным небом, восходами и закатами солнца, слушал волнующий шум деревьев и трав, птичьи песни? Для каждого человека очень дорог свой край, будь то город, село или деревня. К сожалению, все мы понимаем это, оказавшись вдали от дорогих сердцу мест, так произошло и с М. Пришвиным, который признаётся, что всегда любил свою старую родину, но всегда чего-то не хватало… Я полностью согласна с мнением автора, все мы в юности мечтаем о дальних странах и в эти мечты вкладываем представление о счастливой жизни. О жизни, которая отличается от той, к которой мы привыкли. А по прошествии лет ищем любое напоминание о прежней жизни, тратим годы, искусственно создавая частичку родной земли, будь то северный мёд или яблони в пустыне. Ведь редко человек ощущает душевное спокойствие и благополучие, оказавшись за пределами отчего края надолго. Первым аргументом в пользу моего мнения могут служить судьбы отечественных писателей, таких как Б. Пастернака, И. Бродского, М. Цветаевой и многих других представителей отечественной интеллигенции, вольно или невольно оторванных от родных мест. Они испытывали жесточайшую ностальгию и, чтобы заглушить свою тоску, создавали шедевры, воспевающие Россию, Родину, Русь, которые приносили им радость и счастье, как Пришвину его заполярный мёд. Но тоска по родине свойственна не только великим, в этом я убеждалась не раз.

В 1986 году мой старший брат был призван в армию, в отличие от современных ребят, он был счастлив. Мечтал о службе за границей, волею судьбы оказался на Байконуре, где и проходила его служба. В своих письмах брат восхищался красотой Казахстана, всё чаще и чаще в его посланиях можно было прочесть о дальнейших планах: остаться жить и работать там. Спустя год, узнав о том, что мы собираемся к нему в гости, он попросил привезти ему в подарок веточку цветущей липы, той, которую он посадил ещё в первом классе, вместе с отцом, под окнами нашего дома. Прочитав письмо, я фыркнула: «Что за сентиментальность…» И удивилась, когда увидела, что мама бережно укладывает веточку липы в старый журнал, чтобы в целости и сохранности увезти за тысячи километров как воспоминание о доме для сына. Из всех подарков и гостинцев, привезённых из дома, больше всего умиляла возмужавшего брата маленькая сухая веточка липы, которая навеяла воспоминания о доме, о речке, об одноклассниках, о соседке-старушке, которая вечерами ворчала на расшумевшуюся молодёжь. Сколько же было любви и восторга в этих воспоминаниях!

МОУ Никитовская СОШ

Портнов неспешно шел по вековому бору. Могучие стволы слегка покачивались и шумели от слабого ветерка.

У любимого родника Семен Григорьевич напился из берестяной кружки, что висела рядом, и присел на скамейку, которую он соорудил из вывороченной ветром лиственницы. Хотя с тех пор прошло более сорока лет, скамейка стоит.

Вдруг за шеренгой молодых сосенок послышался шорох, и из густой колючей хвои высунулась рогатая голова молодого лося. Не моргая, он пристально смотрел на человека. За долгую жизнь в лесу Семен Григорьевич несчетное число раз видел сохатых, но вот так, нос к носу, встретился впервые.

Зверь шумно втягивал в себя воздух, а потом опустил голову. Видны были только вздрагивающие концы рогов. Вероятно, он лизал что-то. Лесник осторожно, чтобы не потревожить зверя, поднялся и двинулся вдоль посадок. Пусть и лось напьется из родника. Но почему он так не смел?

Когда шагов через сорок лесник обернулся, он замер от изумления, потому что лось на трех ногах ковылял за ним, а на левой переднее волочился волчий капкан с обрывком цепи. Зверь искал помощи у человека!

Лесник спокойно без резких движений приблизился к лосю. Присел на корточки. Зверь, опустив губастую морду, беспокойно обнюхивал его, тычась ноздрями в брезентовую куртку. Загноившуюся рану облепили крупные мухи. Нога сильно распухла. ласково погладил зверя, то он вздрогнул, напрягся, темно-бурая ость вздыбилась на затылке. Лось недовольно мотнул головой и заковылял в сторону. Семен Григорьевич понял, что теперь к нему так просто не подойдешь, потому что может двинуть рогом или ударить копытом.

И тут лесник вспомнил про свой обед. Достал из кузовка хлеб и огурцы. Разрезал их, круто посолил и, подойдя вплотную к зверю, протянул ему еду. Лось недоверчиво обнюхал ее, а потом начал смахивать лакомства шершавым языком, касаясь ладоней человека мягкими, в редких ворсинках губами.

Семен Григорьевия присел и изо всей силы нажал на рпужину капкана. Ржавые створки, издав скпежущий звук, раскрылись. Пленник, почувствовав облегчение, шагнул в сторону.

Обессиленный охотник опустился на землю…

А кругом шумел кронами лес, стрекотала сорока, и клонилось к закату уставшее за день солнце.

Как трудно бывает порой выживать диким животным! Какие только испытания не готовят им природа и человек! Как часто животные нуждаются в помощи нас, людей! Об одном из таких случаев идёт речь в художественном повествовании В. Никифорова.

Проблема, которую рассматривает автор, актуальна. Она касается каждого из нас, и каждый человек её решает по-своему. Разумеется, человек должен, не задумываясь, оказать помощь дикому животному, если это будет необходимо. Конечно же, всё зависит от конкретной ситуации.

Автор показывает в своей статье образец поведения человека в такой ситуации. Он приводит случай из жизни лесника, Семёна Григорьевича Портнова, который спас лося. Лось попал в волчий капкан. Зверь искал помощи у человека! Лесник понял, что к лосю «так просто не подойдёшь, потому что может двинуть рогом или ударить копытом». Тогда он протянул ему свой обед и освободил пленника из капкана. Семён Григорьевич, не задумываясь и не медля ни минуты, поступил так, как и должно поступить человеку в такой ситуации.

Казалось бы, ничего особенного не произошло. Однако было спасено ещё одно живое существо. Побольше бы встречалось в жизни таких людей, как лесник Портнов!

Вспомнился мне рассказ М. Пришвина «Лоси», который я читала ещё в детстве. В нём речь шла о том, как старый охотник пожалел лосиху с двумя лосятами. Сначала дед подумал, что лосята отстанут от лосихи, а он их захватит. Он надеялся, что лосиха их оставит. Но у них, оказалось, как и у людей. Мать не бросила своих лосят. Они были такие забавные, что дед забыл о своих намерениях.

Ещё одна невыдуманная история произошла в Заокском районе Тульской области. Сюда, в «поленовские» места, частенько приезжают многие столичные художники. На поиски исключительного по красоте места отправилась художница, когда день клонился к вечеру. Неожиданно на её пути встретился лось. Женщина испугалась и стала убегать, но лось преградил ей путь к отступлению своим телом. Она подумала, что лосю, может быть, нужна помощь, и стала ждать. Лось развернулся и пошёл к опушке леса. Художница догадалась, что ей нужно идти за лосем. И тут она поняла, что без помощи человека здесь не обойтись. На краю свежевспаханного поля лежала лосиха. Её нога была проткнута толстой стальной проволокой. Женщина не растерялась и помогла животному.

Перечитываю статью В. Никифорова и невольно задумываюсь: «А как бы я поступила в такой ситуации?» Я думаю, что помощь животному я бы оказала. Лишь бы, конечно, смелости хватило.

Ещё раз убеждаюсь в том, что автор статьи тысячу раз прав. Да, порой жизнь живого существа зависит от человека, который в трудную минуту всегда придёт на помощь. Нужно всегда помнить об этом. К сожалению, диких животных с каждым годом становится всё меньше. А совесть и ответственность не позволяют с этим мириться.

«Природа учит человека мудрости, но и сама нуждается в помощи и защите». Именно эти слова К. Паустовского вспомнились после чтения текста В. Никифорова. Писатель рассматривает важную нравственную проблему взаимоотношений человека и природы, ответственности людей за её сохранение. Да, сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле…

А значит, его поступки должны быть разумны и человечны…Но в действительности для кого-то природа – это дом, святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то – только источник обогащения.

Для лесника Семёна Григорьевича Портнова, героя рассказа В. Никифорова, природа – дом. Сорок лет назад он «соорудил скамейку из вывороченной ветром лиственницы», «осторожно, чтобы не потревожить зверя», он ходит по лесу. А когда видит раненого лося, не раздумывая, оказывает ему помощь. Один человек поставил капкан, другой – помог животному…

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Я думаю, что без соблюдения этой нравственной заповеди, вряд ли каждый из нас может считать себя Человеком.

О взаимоотношениях между человеком и природой много говорят, снимают фильмы, пишут. Как тревожно звучат голоса Троепольского, Астафьева, Распутина и многих, многих других. Б. Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей» с душевной болью пишет об отношении к природе. Именно отношение к природе разделяет персонажей на два лагеря: на тех, кто понимает и любит её, и других, жадных, жестоких. Егор Полушкин живёт по законам сердца и совести. Он страдает душой, когда видит, как оторвался человек от природы, как губят его родную землю. А Фёдор Бурьянов лишь хочет взять у неё то, что можно выгадать для себя, а что останется людям, потомкам, ему безразлично.

Не так давно по всем центральным каналам показали репортаж из Ростова-на-Дону: в зоопарке школьники палками забили насмерть детёнышей кенгуру…Почему? Откуда в детских душах столько жестокости, безразличия? Как исправить сложившуюся ситуацию? Как ввести в сердца людей «непогрешимый культ природы»? Вот вопросы, которые, на мой взгляд, не могут не волновать истинного гражданина.

Безусловно, в современном обществе много проблем, но беречь природу, помогать ей – долг каждого, чтобы «шумел кронами лес, стрекотала сорока, и клонилось к закату уставшее за день солнце».