Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка

Урок посвящён теме «Научный стиль». В ходе урока обучающиеся

Стиль речи – это функциональная разновидность литературного языка, которая определяется условиями речевого общения.

Стилистика – наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы.

Термин — слово или словосо­четание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его со­держание;

  • Профессионализмы – это такие слова и словосочетания, которые в данный момент не являются официально признанными обозначениями специальных понятий.

Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Тезис – утверждение, истинность которого необходимо доказать.

Конспект – особый вид текста, который создается в процессе конспектирования первоисточника.

Конспектирование – мыслительная переработка и письменная фиксация читаемого или воспринимаемого на слух текста.

Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам.

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение// Гринев-Гриневич С.В – М.: Academia 2008. – 304 с.

Волков А.А. Курс русской риторики.// Волков А.А. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.

Нестерова И.А. Профессиональная лексика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru URL:http://odiplom.ru/lab/professionalnaya-leksika.html (дата обращения: 07.12.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Стилевые черты и языковые средства научного стиля. Научный стиль обслуживает сферу аналитической деятельности человека (науки), он предназначен для:

1) описания фактов действительности;

2) объяснения их взаимодействия;

3) формулировки закономерностей и законов.

В научной речи преобладает рассуждение как функционально-смысловой тип речи. И это понятно: чтобы выявить и описать закономерности, надо доказать, что сделанное истинно.

Стилевые черты и языковые особенности научного стиля.

10 стр., 4850 слов

По учебной дисциплине Стилистика русского языка и культура речи ...

... стилей языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), ... его. Поэтому, оставаясь научными, тексты разных подстилей различаются ( ... стиль речи имеет свои типические черты, свой круг лексики и ...

Стилевыми чертами научного стиля являются:

Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте.

От автора текста требуется точность, которая должна исключить возможность непонимания текста.Наука, имея дело с конкретными примерами, извлекает из них общие закономерности, и поэтому, говоря о конкретном, одновременно говорит и о всеобщем. Этим объясняется обобщенность научного стиля.

Неэмоциональность научного стиля. Действительно, цель науки — воздействовать на адресата не с помощью эмоций, а используя логику и доказательства.

Стилевые черты проявляются в языковых средствах: лексических, морфологических, синтаксических и т.д.

Лексические средства научного стиля

Морфологические средства научного стиля

Синтаксические средства научного стиля

Текстовые особенности научного стиля

В научной речи четко выдержана структура абзаца. Предложение строится по схеме: тезис – доказательство. Каждый абзац начинает новую микротему– это наименьший предельный отрезок текста, тему которого можно назвать.

Задание 1.

Заполните ячейки, используя слова для вставки, чтобы отобразить сферу применения разных функциональных стилей.

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

Слова для вставки:

Чтобы выполнить задние, нужно вспомнить, какие существуют функциональные стили речи и каковы их особенности.

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой

художественный стиль (стиль художественной литературы)

Задание 2.

Распределите лингвистические термины по группам в соответствии с разделами лингвистики.

Нарицательные существительные, междометие, грамматическая основа, обособленные члены, транскрипция, синонимы, орфоэпические нормы, суффикс, ударение, безличные предложения, приставочный способ, омонимы, вводные слова, притяжательные прилагательные, сонорные согласные звуки, сложносокращенные слова, разносклоняемые глаголы, фразеологизмы, сложноподчиненные предложения.

Чтобы выполнить задание, нужно вспомнить, что на лексическом уровне научной речи присуще активное использование научной терминологии, то есть слов, называющих узкоспециальные понятия. Термины употребляются в соответствии с задачами речи, поэтому должны облегчать, а не затруднять понимание текста.

Фонетика: сонорные согласные звуки, транскрипция.

Орфоэпия: орфоэпические нормы, ударение.

Морфемика и словообразование: суффикс, приставочный способ, сложносокращенные слова.

Морфология: нарицательные существительные, междометие, притяжательные прилагательные, разносклоняемые глаголы,

Лексикология и фразеология:омонимы, синонимы, фразеологизмы.

Синтаксис: грамматическая основа, обособленные члены, безличные предложения, вводные слова, сложноподчиненные предложения.

Урок русского языка Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле. 5 класс

план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

14 стр., 6590 слов

Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей

... Характеристика и языковые особенности научного стиля 1.1 Общая характеристика научного стиля речи Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно–научной деятельности, он принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и ...

Урок русского языка разработан для 5 классов и предполагает подготовку к ГИА к части С по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле». Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19

хутора Коржевского Славянского района Краснодарского края

Урок русского языка в 5 классе

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в научном стиле речи».

Подготовила учитель русского языка

Сацко Елена Ивановна

  • закрепить навыки построения простого плана к тексту- рассуждению;
  • отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для

написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле

Получается, ребята. (С. Коган)

  • Прочитайте стихотворение и выделите в каждой строке слова, на которые падает логическое ударение.
  • Какие необычные слова встретились в тексте стихотворения? ( кокорёшка, кокориха, кокорята) (Слайд №3)
  • Какой общий корень у этих слов? ( кок )
  • Что обозначает этот корень? ( Кок – это повар на морском судне)

2).

Какие стили речи языка вы знаете? ( На уроках русского языка мы познакомились с 3 стилями речи. Это художественный, научный и разговорный стиль)

3).

Что вы можете рассказать о научном стиле речи? ( Цель научного стиля речи – сообщить, дать точную информацию. В нем мы встречаем научные термины, слова в прямом значении. В таком тексте отсутствуют эмоции. Этот стиль можно встретить в учебниках, энциклопедиях, словарях).

4).

Какие типы речи существуют в русском языке? ( В русском языке существует три типа речи: описание, повествование и рассуждение).

6) Теперь давайте вспомним, из каких частей может состоять слово? ( Слово может состоять из корня, приставки, суффикса и окончания)

7).

Какая часть несет большую смысловую нагрузку и как её правильно выделить? (Эта часть слова – корень. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение однокоренных слов. Находим мы корень, подбирая однокоренные слова и выделяя у них общую часть).

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

( Здесь только два однокоренных слова – ТОНЕТ и УТОНУТЬ, корни которых имеют одинаковое лексическое значение).

Запись: Кол я – кол ет ( не являются однокоренными словами);

  • тон ет – у тон уть (однокоренные слова).

  • Определите корень в следующих словах: клич ка – клик ать – вос клиц ать. (Слайд № 5)
  • С каким явлением мы здесь встречаемся? ( Это корни с чередованием звуков: ч\\к\\ц ) – запись.
  • Вашему вниманию представляю отрывок из стихотворения Э. Успенского « Жил-был слоненок». Какие знакомые приставки и суффиксы встречаются в этом стихотворении?

В одном огромном парке,

4 стр., 1609 слов

Вы можете словами лингвиста Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

... части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац - вывод. 10. Каким должен быть объём сочинения? Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. ... значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень приставка суффикс окончание Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) ...

А может, и не в парке,

А может в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слонёнок,

А может, не слонёнок,

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

И заблудился сразу,

А может, и не сразу,

Уселся на скамеечку

и громко заревел. (Слайд № 7)

  • н- : зимним, летним, чудным, длинным;
  • л- :захотел, заблудился, пришёл, взял;
  • Приставки по- : погулять, почитать, поспать;
  • за- : заблудился, заснул, закончил;
  • у- : уселся, упал, уронил.
  • Назовите окончания в следующих словах из стихотворения Э. Успенского «Жил-был слоненок»:
  • Однажды известный ученый Лев Владимирович Щерба спросил у своих студентов, какую информацию можно получить из следующей фразы:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

  • Что вы поняли из этого предложения? Почему? (В русском языке таких слов нет)
  • Перепишите это предложение себе в тетрадь, давайте попробуем произвести его синтаксический разбор.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

  • Посмотрите, благодаря окончаниям, которые связывают слова в предложении по смыслу, мы произвели синтаксический разбор предложения, состоящий из слов, которых в русском языке нет.

3. Работа над сочинением.

1).

Сочинение на лингвистическую тему – это для вас не новый вид работы. Во второй четверти мы писали с вами сочинение-опровержение мнения Саши Петрова, что изучать правила русской орфографии необходимо и полезно. Сегодня мы с вами порассуждаем на тему словообразования о важности и значении частей слова. Для начала давайте с вами вспомним, основные понятия лингвистики, которые нам пригодятся. (Слайд № 10)

это тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью аргументов.

на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.

  • Из каких частей состоит сочинение – рассуждение? Назовите его структуру. (Слайд № 11)
  • Тезис должен быть точным и кратким.

Доказательства должны быть бесспорными. Вывод должен подтверждать тезис.

2).

– Теперь мы должны подумать, что мы напишем в каждой части нашего сочинения. Я вам даю более узкую тему, например «Значимая часть слова корень». Докажите, что корень – это главная значимая часть слова.

  • Давайте сформулируем убедительный тезис. (Слайд № 12)

Корень – это главная значимая часть слова.

Таким образом, корень – это важная часть слова, которая может многое рассказать о слове. Изучать морфемику полезно и интересно.

3).

– Несколько дней назад я давала индивидуальное задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Значимая часть слова суффикс». Прослушаем, как ученик справился с заданием.

Пример: Суффикс – это значимая часть слова.

Таким образом, суффикс – это важная часть слова, которую изучать полезно и интересно.

4. Домашнее задание.

  • Используя материал классной работы, используя упражнения в разделе «Морфемика. Словообразование» напишите сочинение на тему « Значимая часть слова приставка».
  • Какое сочинение вы дома будете писать?
  • Что предполагает сочинение – рассуждение на лингвистическую тему? (Это рассуждение по вопросам языкознания)
  • Из каких частей должно состоять ваше сочинение?
  • Что вам необходимо знать, чтобы написать сочинение «Значимая часть слова приставка»?

Интегрированный урок развития речи » Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле»./2 часа/

13 стр., 6221 слов

Организация самостоятельной работы учеников на уроке русского языка

... -педагогическую и методическую литературу по данной теме; 2.Определить понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды; .Выявить особенности организации и проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в школе; .Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы; .Обобщить теоретический и практический ...

методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.

Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стил

Развивающие:, Воспитательные:

Тип урока:

Форма урока:

Организация урока:

Скачать: , Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 7 классе

Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.

Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стиле.

Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Организация урока: групповая, класс делится на 3 группы.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания,оценочный лист.

Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.

Типы деятельности: репродуктивно-продуктивный, творческий.

Межпредметные связи: история.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Этап постановки целей урока и мотивации

Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей.

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов.

Этап изучения нового материала.

Работа с текстом. Подведение итогов работы с текстом.

Выяснение особенностей в построении текста-рассуждения и его речевого оформления в научном стиле. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа.

Этап применения знаний в новых условиях.

Сбор материала для создания устного монологического высказывания в научном стиле.

Обсуждение работы творческих групп по созданию устного монологического высказывания научном стиле.

Чтение текста учебника истории п. 25 по группам.

Работа творческих групп:

А) Работа над тезисом, аргументами и выводом текста- рассуждения по теме «Причины крестьянской войны под предводительством Пугачева».

Б) Работа над тезисом, аргументами и выводом текста- рассуждения по теме «Значение крестьянской войны под предводительством Пугачева».

В)Сбор материала для создания текста повествования в научном стиле по теме «Этапы крестьянской войны под предводительством Пугачева.»

10 стр., 4702 слов

Научная работа с презентацией » Давать прозвища и клички ...

... школы, с целью выяснения причин возникновения прозвищ и условий их устранения. Научной основой послужили работы таких авторов, как: Введенская Л.А., ... н. А вот дальше одновременно с кличкой ребёнку давали «детское имя». Это имя выбиралось по специальным правилам, ... ономастике (происхождение имён собственных) мы получаем на уроках литературного чтения. Мы знакомимся с произведениями, где автор да ...

Создание письменного высказывания по заявленным темам.

Индивидуальная работа в тетрадях. Запись полученных текстов в тетрадь.

Обсуждение результатов работы творческих групп.

А) Оценка работы каждой творческой группы.

Б)Самооценка работы в оценочных листах.

Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»).

Оценка работы в группах.

Учитесь говорить и писать.

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично.

В народе говорят: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Но как научиться писать?

ПОПРОБУЙТЕ ПРОДОЛЖИТЬ эту фразу ….

Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.

(Д.С.Лихачев «Земля родная»)

Какую задачу решал данный текст? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

3. Актуализация опорных знаний.

Итак, мы начинаем нашу работу над следующим текстом.

По каким признакам вы определили этот тип речи? (называются несколько признаков)

Задание: заполните таблицу, используя текст. /РАБОТА В ГРУППАХ/

* Вспомните, какое строение имеет текст рассуждение?

* Назовите языковые средства текста –рассуждения? / У каждого из вас есть табличка речевых клише, которые помогут вам составить текст рассуждение?/

На уроках русского языка мы не раз работали с текстами рассуждениями публицистического стиля, рассуждая о том, почему необходимо много и внимательно читать или о необходимости заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

*? Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы у нас получился текст –рассуждение в научном стиле?

4.. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний

Итак, тема урока : Текст –рассуждение в научном стиле.

(Слайды 3) ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ.

ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

СРЕДСТВА НАУЧНОГО СТИЛЯ

А) Работа в группах по текстам п. 25 учебника истории.

1 группа – причины войны под предводительством Пугачева.

3 группа – значение войны под предводительством Пугачева.

5.Подведение итогов работы.

Б) Отчеты работы в группах. Прослушивание и обсуждение полученных текстов.

В) Запись полученных текстов в тетрадь.

*? Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)