Конспект по русскому языку «Анализ текста с элементами сочинения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Конспект урока русского языка в 8 классе., Тема: Анализ текста и обучение написанию элемента сочинения

Цель:

Подготовить к написанию элемента сочинения- рассуждения на тему «Что такое счастье?».

Задачи:

Формировать умение анализировать текст публицистического стиля и написания элемента сочинения

Развить умение строить свое высказывание на данную тему, применять изученные правила при орфографическом анализе текста.

Воспитание нравственных ценностей и уважительного отношения к однокласснику.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Звучит музыка («Мы желаем счастья вам..»).

Учитель. О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Ученики. О счастье.

Объявление учителем темы и целей урока.

Сегодня разговор мы с вами будем вести о счастье. В. Г. Короленко сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Я думаю, вы все согласны с тем, что каждый человек стремится к счастью и каждый достоин счастья. Мне кажется, что когда человек счастливый, он дарит людям улыбки, поэтому помощником на нашем уроке я сделала улыбающееся солнышко, которое поможет вам ответить на вопрос: «Что же такое счастье?»

А итогом ваших размышлений должно стать сочинение.

3.Работа со словарём (ученик).

Словарь под редакцией Евгеньевой гласит, что «счастье – это состояние души, когда человек испытывает чувства удовольствия, удовлетворенности жизнью, радость».

4.Работа в группах по осмыслению своего понимания счастья.

А когда человек испытывает эти чувства?

Подумайте и запишите на лучах ваших солнышек слова, которые объясняют то, когда человек может быть счастливым.

(Одновременно работают и учителя, присутствующие на уроке).

Отвечающий (один из группы):

— Мы считаем, что человек может быть счастливым в… (записывает слова на лучах или ставит плюс, если эти слова уже названы другой группой).

16 стр., 7809 слов

Система работы над м-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный ...

... Сокровенный человек» предлагаем учащимся написать сочинение-рецензию с описанием главного героя. Но подготовку к работе над рецензией поэтапно проводим на всей системе уроков по изучению творчества А. Платонова. ... «умников». 4. Центральное место в мире Платонова за нимает человек , ищущий счастья. Писатель выбирает своим героем человека, не имеющего ничего. Герон Платонова - чаще всего мастеровые, ...

Учитель. Обратите внимание, что с возрастом представление о счастье меняется. Ведь недаром А.Гайдар писал: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить свою Родину».

И сейчас на примере текстов разных авторов мы увидим, как же понимают слово «счастье» писатели и поэты.

5.Работа с текстом

Что такое счастье?

Много я слышал разных споров о счастье.

Одни утверждают, что счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящее счастье и верной дружбы за деньги не купишь.

Другие считают, что счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для других. Кто любит людей, и кого они уважают и любят.

Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Счастье в том, чтобы отдавать, помогать другим, делиться с ними радостью.

Лев Кассиль.

Учитель. Вам предстоит писать элемент сочинения, поэтому мы проведём орфографический и лексический анализ, повторим правила:

— какие орфограммы встретились (безударная гласная в корне, непроизносимые согласные, правописание глаголов);

— какова лексическая особенность текста (в тексте часто встречается слово счастье, это экспрессивный повтор, который помогает создать большую эмоциональность)

— подберём синонимы (счастье – блаженство, удача, судьба; счастливый – удачливый, успешный, блаженный).

1. На какую тему размышляет Лев Кассиль?

2. Каков стиль текста? -публицистический

3. К какому типу речи следует отнести текст? — рассуждение

Учитель. Итак, идея нам ясна. Её можно выразить формулой:

Счастье = отдавать + помогать + делиться радостью. (Л. Кассиль).

Но вы должны будете выразить свою позицию и прокомментировать её. Так как жизненный опыт ваш еще небольшой, я предлагаю вам поработать и с другими источниками.

Релаксация. Чтобы помочь себе переключиться, встряхнуться, поменяйте положение тела, поменяйтесь местами, пересядьте.

6. Работа в группах с другими текстами, отражающими проблему счастья, с целью знакомства с позициями других авторов.

Учитель. Вам нужно прочитать тексты, осмыслить их, обсудить в группах и вывести формулу счастья, которая отражена в данном отрывке.

29 стр., 14188 слов

Рациональные приёмы работы с литературными источниками

... с учителями географии выбирают состав комитета, в который включают директора школы, организатора внеклассной работы, ... географической недели на тему «Ради счастья будущих поколений» (составлено автором) День недели ... Оргкомитет Оргкомитет IV 1.Подведение итогов конкурсов рефератов (по всем классам) 2.Беседа «Сохраним ... века», газеты «География», а также труды ученых-методистов и практиков таких, ...

Группа 1.

. Работа.

Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом,

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета,-

Часы за упорным трудом.

Великая радость- работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета,-

Все счастье земли – за трудом1

В. Брюсов.

« Труд, труд! каким я чувствую себя счастливым, когда тружусь».

Л. Толстой.

Группа 2.

Человеку нужен человек,

Чтоб душе в общении раскрыться,

И своим богатством поделиться,

И вобрать чужих сокровищ свет

Человеку нужен человек.

Наталья Коноплева.

Нет на земле несчастнее такого,

Кто сердцем пуст, кто не нашел друзей,

Кто самого не понял дорогого:

Быть человеком, быть среди людей!

М. Раджабов.

Группа 3.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Ф. Тютчев.

« Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот

высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть».

Ф. Дзержинский.

Группа 4.

Что такое счастье? Соучастье

В добрых человеческих делах,

В жарком вздохе разделенной страсти,

В жарком хлебе, собранном в полях.

Н. Асеев.

Группа 5.

Поверь мне — счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

М.Ю.Лермонтов

Счастье людей заключается в том, чтобы любить.

Гельвеций

Выступления представителей групп.

7 стр., 3312 слов

Наука о счастье: что делает человека по-настоящему счастливым и здоровым

... того, чтобы быть счастливым. Достаточно делать счастливыми других, тогда и счастье само к тебе придет. Что делает тебя счастливым? Что такое счастье-заменители? Что такое счастье? Как стать счастливым? Что делает человека счастливым? Как часто мы ... любимое занятие или работа, или так, чтобы хобби и работа были “два в одном”. Ведь наличие богатства не делает человека счастливым! А заняться любимым ...

Один читает выразительно тексты, другой – записывает формулу на доске.

Результаты работы групп:

Первая. Счастье = труд, работа.

Вторая. Счастье = богатство общения.

Третья. Счастье = благодать сочувствия.

Четвертая. Счастье = соучастье

Пятая. Счастье = любовь

7. Обобщающая беседа.

Учитель. Выведем общую формулу.

Счастье = соучастье + сочувствие + благодать общения.

— Совпадает ли эта формула с формулой Л. Кассиля?

Конечно, ведь трудиться – это отдавать другим, помогать. Любить – это тоже сочувствовать, жалеть, отдавать себя, помогать в беде, доставлять радость другому, испытывать благодать общения. Вспомните себя, ведь по-настоящему счастливым, когда душа крылата и готова к полету, как птица, и наполнена радостью, чувствуешь себя тогда, когда делаешь хорошее другому человеку, когда видишь сияние его счастливых, благодарных глаз. Согласны? Приведите примеры из своей жизни.

— А теперь найдите в нашей формуле однокоренные слова и выделите корень. Какой?

Часть.

Вот статья из этимологического словаря.

Счастье. Происхождение: общеслав., пятый век до нашей эры.

Хорошая доля, хорошая часть (участь).

— Значит, человек может быть счастлив только тогда, когда ощущает себя частью какого-то сообщества людей, когда может делиться своим трудом и своим богатством души с другими.

8.Рефлексия.

— Поднимите руки те, кого сегодня наша работа заставила серьезно задуматься над проблемой счастья, определить свою позицию, выразите её.

— Может быть, кто-нибудь захочет что-то изменить в нашем солнышке или дописать?

Если богатство, то… общения.

Если слава, то… помощника людей.

Если подвиг, то… во имя людей.

— Я очень рада, что вы достигли нашей цели – поразмышляли над таким сложным вопросом, определили свою позицию.

Работа над синквейном о счастье.

9.Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Что такое счастье?», привести аргументы из текстов, проанализированных на уроке, и из жизненного опыта.