Конспект по русскому языку 8класс -описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Сочинение

«Конспект урока по русскому языку 8класс Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».»

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школа-интернат № 3

Конспект урока по русскому языку 8класс, Сочинение-описание по картине, К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Подготовила учитель русского языка и литературы

Самогородская И.В.

Таштагол

2018

Тема. Сочинение-описание по картине, К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и цели урока, количества времени, отведённого для этой цели (2 урока).

  • Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

(необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение)

  • Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

(сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры)

2. Рассматривание картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце»

Беседа по картине:

  • Какие чувства, желания рождает пейзаж?

/радости, торжественного предчувствия нового, желание подставить лицо тёплым весенним лучам солнца/

  • Что больше всего привлекает ваше внимание?

/жанровая сценка: дети, лошади, собачка/

Давайте мысленно уберём их из картины. Что изменилось?

3. Анализ картины.

Каков, по-вашему, замысел картины?

— Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Всё истомилось. Всё ждёт тепла и света, но всё же жаль уходящей зимы с её красотой, с её забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.

  • По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
  • Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к тёплым лучам солнышка.
  • Какие цвета использует художник? (голубой, желтый, розовый, синий).

  • Какие тона преобладают – тёплые или холодные?

Сероватые оттенки, ещё холодно, но с неба льются тёплые жёлтые тона.

4 стр., 1978 слов

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию ...

... для этой цели (2 урока). - Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа: картина К.Ф. Юона « Мартовское солнце». Художник изобразил самое начало весны- ...

Рассказ учителя по содержанию картины.

На картине «Мартовское солнце» К.Ф. Юон изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег ещё повсюду. Он звонко хрустит под копытом весело трусящих по деревенской улице лошадок, ещё глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается лёгкое дуновение весеннего ветерка. Лучи солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, стройные берёзы, домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.

Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить уютную природу Подмосковья, так любимую художником Юоном.

В) Работа над третьей частью упражнения № 239.

Составим с данными словосочетаниями предложения, которые можете включить в сочинение.

На картине К.Ф. Юона изображен предвесенний пейзаж. Художник выбрал праздничное сочетание красок, чтобы передать весеннее, праздничное настроение, царящее в природе. Стволы высоких тополей окрасило золотистым цветом. Они выделяются на ярко-голубом фоне неба. Утренним солнцем слепит глаза. Фигуры людей на лошадях вписываются в пейзаж, придают ему дополнительный смысл. Можно рассматривать картину как жанровую сценку. Весело ехать по последнему снегу на лошадях! Все радуется весне: и деревья, величаво раскинувшие ветви на лазурном фоне неба, и животные, и люди. Обращают на себя внимание детали, подчеркивающие начало весны: осевший снег, испещренные следами, легкие сиреневатые облака, свободные позы всадников, тени на снегу.

5. Составление плана сочинения.

Обсуждение возможных вариантов вступления.

Признаки ранней весны.

Примерный вариант плана:

  1. К.Ф. Юон – мастер пейзажа.

  2. Сюжет картины «Мартовское солнце».

  3. Настроение, вызванное картиной.

6. Словарная работа.

Воспроизведение таблицы в тетради и подбор рабочих материалов к сочинению.

Изображение на картине

Жанровая сценка

Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка

Снег в марте

Подтаял, потемнел, осел

Небо

Голубое, ясное, высокое

Солнце

Льёт свое тепло, играет на снегу

Воздух

прозрачный

Деревья

Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви

Юон Константин Федорович был мастером в жанре пейзаж. Художник имел свой дом в Подмосковье и большинство работ художника, сделанные именно в той местности. Одна из таких работ, посвященная красоте родного края была написана в 1915 году и называется «Мартовское солнце». Когда слышишь название, но еще не видишь картины, то почему представляется очень много зелени, но когда впервые видишь полотно, то фантазия не сходится с реальностью. На полотне изображена самая, что не есть, русская зима. Все укрыто белоснежным снегом. Но он уже не такой хрустящий как в январе. Художник изобразил начало марта, когда солнце уже начинает сильнее пригревать, но снег еще не тает. В центре картины Юон изобразил двух всадников на конях. Это совсем юные мальчики, которые уже оседлали коней, и скачут куда-то вперед. А сзади них ведет за вожжи двухцветную лошадь, такой же юный парень. А сзади, ему помогает маленькая черная собачонка. Лошади едут по широкой проселочной дороге, просто сейчас она укрыта снегом и следы натоптаны везде.На заднем плане картины Константин Федорович изобразил небольшую деревушку. Домики стоят в две длинные улицы. Они деревянные, а крыши еще покрыты снегом. Но спустя несколько дней при таком солнце он быстро растает. Домики очень красивые и ухоженные, видно, что хозяева любят и ценят свое жилище.Всю деревню окружают деревья. Особенно много берез. Ведь именно береза является символом России. Большинство художников изображали именно это дерево в своих работах. Чуть ближе к краю картины расположены большие массивные дубы.

Хочется отметить, как профессионально подобраны краски Константином Федоровичем. Все цвета довольно яркие, но в то же время от них не рябит в глазах. А снег он изобразил таким образом, что если смотреть при ярком дневном цвете на полотно, то кажется, что он блестит. Меня очень поразило, как четко изображены падающие тени от лошадей и деревьев. По всей видимости, день шел к концу и художник при написании полотна, был повернут к солнцу.

Глядя на картину, ощущается легкость и свежесть, ведь скоро наступят теплые деньки. Снежное одеяло растает, а под ним вырастет сочная зеленая трава. И деревня заживет новой насыщенной жизнью.