По картине И.Попова «Первый снег» план-конспект по русскому языку (7 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь

Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека; отбирать нужные средства языка для их выражения — писать сочинение – описание картины.

  • Добрый день. Начинаем урок развития речи, и я вновь приглашаю вас

в мир прекрасного, в мир искусства, в мир живописи.

Тема урока

1).Речевая разминка.

-На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

  • Для начала проведем речевую разминку.

Обратимся к предложенным текстам.

Текст № 1

Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.

Текст № 2

Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

  • В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?
  • О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?

(Материал, форма, причина образования).

  • Как говорится об этих же признаках в другом тексте?

(Конкретно, с выражением личного отношения к снежинке , упавшей на руку).

  • Почему так различаются эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка.

(Эти отрывки разные по стилю ).

  • Обратите внимание на построение 1 –го текста – описания. Какова его структура?

I. Общее впечатление о предмете.

12 стр., 5805 слов

Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника

... которых зависит качество экскурсионной речи учителя; определить ее место в системе речевых профессиональных для учителя жанров; выявить исходные знания студентов-филологов об экскурсионной речи, уровень сформированности умений создавать данный профессионально значимый речевой жанр: определить содержание обучения ...

II. Указание на признаки, детали предметов.

III. Отношение к предмету.

  • Как эта структура реализована в тексте?

1.Какая чудесная снежинка села на мою ладонь.

2.Детальное рассмотрение признаков предмета.

3.Жаль, что исчезла красота.

  • Заметьте, что 1-е предложение служит формулировкой основной мысли текста . Доказывает ли автор последующим описанием основную мысль?
  • Может ли оставить равнодушным это описание? Не появилось ли у вас желания остановиться и рассмотреть знакомую незнакомку – снежинку?
  • Вы сумели проанализировать это описание. Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением?

На основе анализа этого отрывка сделаем выводы, составим план работы:

2).Цель урока: понять замысел художника, создать высказывание по теме картины, выразить своё отношение к увиденному.

3).План работы над сочинением.

Для этого:

1.Рассмотреть картину, выделить части, детали.

2.Определить тип речи (описание).

3.Стиль речи (художественный).

4.Сформулировать основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).

5.Отобрать языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения.

  • Этот план поможет вам правильно построить сочинение.

4).Описание картины.

  • Рассмотрите внимательно репродукцию и определите жанр

портрет , пейзаж , сюжетная картина

состояние»

(Настроение, самочувствие, расположение духа).

  • А можно ли сказать: какое настроение у создателя этой картины?

(Да, автору радостно наблюдать обновление природы, он не налюбуется красотой первого снега).

  • Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?

(Состояние природы вызвано наступлением зимы, а самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Запишем вывод:

В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека передается постоянная на данный момент картина мира и настроение человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано.

  • Итак, представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы восхищенно ахнули: выпал снег! Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете лист бумаги…
  • О чем рассказать в первую очередь? Как выразить свое восхищение? И вот здесь вам помогут средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

картина И.Попова «Первый снег».

  • Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?

( Улица города: тротуары, мостовая, высокие дома, телефонная будка, дети, собака, деревья, снег, небо, воздух ).

12 стр., 5647 слов

Рассказ об изменениях рек зимой. описание природы зимой. Природа зимой

... о зиме написано столько замечательных стихотворений русскими поэтами. В описание зимы обязательно добавляется настроение автора, его чувства. Снег, вьюга, ... месяц снежный, снег запорошит дороги, склоны берегов замершей реки, придаст зимнему лесу снежный застенчивый вид. Природа зимой тиха ... и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта). Люди с древнейших времен отметили четыре важные точки ...

  • Каковы признаки этих предметов?

Мостовая , тротуары, крыши домов покрыты белым снегом.

Снег белый, чистый, легкий, мягкий, пушистый.

Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий.

Он может порхать, лететь, валить, сыпать; плавно опускаться, весело кружить, ослепительно блестеть.

Воздух прозрачный, свежий.

Небо сиреневое, светлое.

Девочки радостные, веселые, счастливые.

Жители домов, случайный прохожий, собака

  • Почему вдруг замер щенок? Возможно, он впервые в своей жизни видит снег? А может, тоже не может скрыть своего восторга?
  • И прохожий в телефонной будке, и малыш у окна – все рады первому снегу. Город еще только просыпается: 8:00. О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

настроение,

(Вся картина пронизана ощущением свежести, мягкости.)

средствами

(Художник использует определенные краски: неяркие, прозрачные, желтые, белые, розовые, светло-коричневые).

5).П.И.Чайковский «Времена года» (фрагмент).

  • Прослушайте зимний фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
  • Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при ее прослушивании?

6).А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок).

  • В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

отношение поэта

(Поэт восхищается началом зимы, олицетворяет природу – «зимы ждала, ждала природа»; передает ее красоту-«зимы блистательным ковром»).

А.А.Пластова «Первый снег

разных видах искусства

  • Попробуйте отметить, что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

(Автор стремится передать свое отношение к описываемому).

-Это очень трудная задача – уловить и словесно передать сложные, порой противоречивые чувства человека, вызванные состоянием окружающей среды. Известные мастера слова, живописи, музыки делали это очень искусно. Попытаемся и мы точно и выразительно, в художественном стиле описать свои чувства от увиденной пейзажной зарисовки И.Попова «Первый снег».

  • В сочинении желательно использовать словосочетания с наречиями, помогающими ярче, живее представить действия предметов.

На доске:

Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковер; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие на парашютики; темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветви; как в сказке.

16 стр., 7587 слов

По картине крымова «зимний вечер» (6 класс)

... Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер» Передо мной картина Н. Крымова “Зимний вечер“. Разглядываю её, и всё изображённое на ней кажется мне знакомым. На большей части картины художник изобразил снег. Пушистый, густой, снег ... домах наверняка тепло и уютно. На косогоре виднеется купол церкви, это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью. Для 6 класса ...

7)Устное сочинение по картине, подведение итогов и запись домашнего задания.

Сочинение по картине

И.Попова «Первый снег».

Перед нами пейзажная зарисовка И.Попова «Первый снег».

Художник изобразил городскую улицу в начале зимы. Мостовая, тротуары, крыши желто-коричневых домов,- все покрылось неожиданно выпавшим за ночь снегом. Белый, пушистый, снег искрится и освещает все вокруг. Он летит, кружится, падает на землю. Крупные хлопья снега покрыли бело-розовым ковром всю землю, а дома одели в белые шапки. Небо стало необычным, по-зимнему сиреневым. Рядом с домами видны прогнувшиеся от тяжести снега ветви деревьев.

Эта светлая радость природы естественным образом передалась и людям. Дети не в силах сдержать восторга от встречи с первым снегом. Девочки выбежали на улицу, прыгают, радуются, весело ловят руками белые снежинки. Они с удовольствием вдыхают вкусный запах зимнего воздуха. Восхищаются чудом преобразования природы жители домов и прохожий в телефонной будке. Даже собака учуяла необыкновенную свежесть зимнего утра. Город будто умылся и посветлел, как в сказке.

Автору удалось проникнуть в одну из тайн природы — снегопад.

Для передачи своих чувств художник использовал неяркие, светлые

краски: желтый, сиреневый, светло-коричневый. Мы искренне

любуемся красотой зимнего утра, изображенного на картине.