Система работы над м-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек») методическая разработка по литературе (11 класс)

Система работы над сочинением-рецензией (по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек»)

Работа выполнена: ведущим учителем русского языка и литературы Арской средней общеобразовательной школы № 1 им.В.Ф.Ежкова Герасимовой Еленой Семеновной.

Известно, что экзамен по литературе является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материала, владение русским языком, умение связно, последовательно, логично и ясно выражать свои мысли. Любое сочинение пишется в определенном жанре (литературно-критическая статья, отзыв, рецензия, эссе, дневник и т.д.).

Работа над такими сочинениями развивает творчество и самостоятельность учащихся. Сочинения таких жанров удаются тогда, когда школьник хорошо знаком с материалом. Поэтому подготовку к работе над сочинением любого из этих жанров нужно начинать на уроках изучения биографии и творчества автора произведения.

Так, после изучения повести А.Платонова «Сокровенный человек» предлагаем учащимся написать сочинение-рецензию с описанием главного героя. Но подготовку к работе над рецензией поэтапно проводим на всей системе уроков по изучению творчества

А. Платонова.

Изучению творчества А.П.Платонова отводится 5 часов и 2 часа развитию речи. Темы уроков предлагаются следующие:

Первый урок: «Неимоверный случай — жить…» А.Платонов. Судьба А.Платонова и его книг.

Второй урок: «Но без души и помыслов высоких Живых путей от сердца к сердцу нет». Е.О.Галицкий. Художественный мир писателя.

Третий урок: Повесть «Сокровенный человек», история создания, сюжет и композиция, проблематика произведения.

Четвертый урок: Своеобразно характера Фомы Пухова. Осмысление революционной действительности в повести. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего платоновскими героями

Пятый урок: Идейное содержание повести, авторский стиль.

Шестой-седьмой уроки: Подготовка к сочинению-рецензии по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек» и анализ творческих работ учащихся.

2 стр., 805 слов

Пророчество Платонова в повести «Котлован»

... этом Платонов то­же говорит своей повестью. Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в "винтик» системы — едва ли не главная в "Котловане». ... заготовлен гроб-Повесть Платонова "Котлован» — это не только ... светлого будущего, олицетворением которой в повести ... землю порой до не­узнаваемости. В "Котловане» Платонов пытался преду­предить своих современников об этом. Но его повесть ...

На первом уроке обозначаем для ученика отдаленную цель: подготовку к сочинению-рецензии по памятке, которая у них имеется.

Памятка .

1. Внимательно прочитайте произведение. Определите особенности творчества писателя, его мировоззрение, гражданскую позицию, место данного произведения в ряду других, созданных автором; условия, в которых книга была написана; когда была опубликована, ее путь к читателю.

2. Определите жанр произведения, его особенности , сюжет и композицию , его оригинальность, авторский замысел и его воплощение.

3. Определите проблематику произведения, его основные темы, идейное содержание, отражение в нем прошлого, будущего и вечности.

4. Определите систему образов, созданных автором. Главное и второстепенные персонажи, отношение к ним автора.

5. Определите художественные особенности произведения, его стиль и язык, силу воздействия на читателя.

6. Определите значение, роль произведения в историко-литературном процессе, новаторство писателя.

Отводим в тетради место для сбора материала и приступаем к записи необходимой информации из лекции учителя и сообщений учащихся.

На первом уроке делаем записи о времени, когда А.Платонов создавал свои произведения, и о судьбе его книг.

Записи.

1. С удьба А.Платонова, время, в которое создавались его произведения .

Судьба А. Платонову отмерила всего 51 год, но все трагические события первой половины XX века (революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) отпечатались в его творчестве. А.Платонов родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Он познал, что такое нищета, задавленность тяжким механическим трудом, однообразным бытом. Он обостренно чувствовал великую несправедливость жизни, поэтому революцию воспринял как путь к свету. Долгие годы находился на краю бедности, претерпел личную неприязнь Сталина, арест и смерть сына, но никогда не приспосабливался.

2. Судьба книг .

Б биографии и в произведениях Платонова нашли отражение его утопические представления о революции и социализме и преодоление этих утопических взглядов. Его творчество рубежа 20-30 годов — яркое тому подтверждение. В это время им были написаны роман «Чевенгур» (1929), повести «Котлован» (1930), «Ювенильное море»(1934) и другие. Все названные произведения не публиковались при жизни писателя и увидели свет лишь в конце 80-ых годов. После публикации сатирических рассказов «Государственный житель»,

«Усомнившийся Макар», очерка «Че-че-о», повести «Впрок» (1929), раскрывающих паразитизм бюрократии в стране, Платонова обвиняют во всех смертных грехах, наклеивают ярлык классового врага, подвергают резкой несправедливой критике. Платонова перестают печатать. Лишь в 1934 году в периодике появятся два небольших рассказа: «Любовь к дальнему», «Такер».

Опубликованный в 1946 году в’ журнале «Новый мир» рассказ «Возвращение» вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь к произведениям Платонова был практически закрыт вплоть до его смерти в 1951 году.

Годы хрущевской оттепели были годами второго рождения писателя. Выходят отдельные сборники, выпускается двухтомное собрание сочинений.

С 1986 года начинается «третье рождение» писателя. В июльском номере журнала «Знамя» было опубликовано «Ювенильное море», в «Новом мире» в 1987 году печатается «Котлован», в «Дружбе народов» — в 1988 году — «Чевенгур».

На втором уроке , когда вводим учащихся в художественный мир Платонова, выявляем основные лейтмотивы прозы писателя, обращаем внимание на особенности платоновского изображения мира и человека.

Записи

Основные положения

Уточняющие записи учащихся

1.

Платонов создал свой особый мир.

Платоновский мир — это отражение эпохи револю ции и строительства социализма Времени, когда социалистическая утопия (рай на земле) провозглашаются целью, для достижения которой используются все средства Но, по Платонову, утопия, которая должна была преодолеть все конфликты, превращается в утопию, обострившую все конфликты до массового человекоубийства.

2.

В мире Платонова сутью человеческого бытия является конфликт .

Основной конфликт — между жизнью и смертью . Из него вытекают другие конфликты: между сыном отцом, между матерью и женой, между недвижимостью и движением, между человеком и природой.

3.

Местом преодо ления конфликтов и достижения счастья представля ется писателю уто пия, обещанная революцией.

Преодолением на пути решения всех конфликтов является разделение мира на «ученых» и «неученых», на «дураков» и «умников».

4.

Центральное место в мире Платонова за нимает человек , ищущий счастья.

Писатель выбирает своим героем человека, не имеющего ничего. Герон Платонова — чаще всего мастеровые, деревенские правдоискатели, машинисты пребывают в своеобразном странствии, скитальничестве. Они ищут путь к разгадке счастья, верят, что счастье даст революция.

5.

Платонов выра батывает своеобраз ную поэтику, стиль и язык, позволив шие ему стать лето писцем эпохи стро ительства утопий.

Все основные произведения Платонова построены по одной модели — это путешествие в поисках счастья и в глубь себя. Писатель использует одни и те же знаки: поиски ведут «дураки». Цель их поисков — счастье, которое они понимают как разгадку тайны смерти, встречу с отцом и обретение души. Основной сюжет его творчества — поиски веры, сомнения в ней, разочарование и неутолимая тоска по вере.

6.

Главная особен ность поэтики Платонова состо ит в сочетании натурализма и метафизики (идеалистическое представление о мире).

Предельная фнзиологичность описаний смерти и любви резко контрастируют с запредельными мечтами героев. Платонов рисует фантастический мир, который предель но точно отражает мир реальный.

7.

Платонову не удалось бы сотво рить свой мир, не создав свой язык.

Смысловые смещения в рамках предложения, эпизода, сюжета — наиболее точное отражение сдвинутого миро устройства и миропонимания. Платоновский язык включает в себя обычные слова, но законы сочетаемости слов делают его структуру фантастической. Иными словами, сам язык и есть модель той фантастической реальности, в которой обитают персонажи Платонова Отличительная особенность языка Платонова- это «неуравновешенный» синтаксис, «произвол» в сочетании слов. Язык шероховатый, но запоминающийся и яркий. Писатель использует различные художественные приемы: гиперболы, гротеск, иронию, переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов. Слово у Платонова не только самостоятельная смысловая единица, оно имеет много контекстуальных значений.

Н а третьем уроке начинается самая интенсивная работа над подготовкой к рецензии.

Этапы работы

Записи в тетради

1.

Определение жанра произведения.

Социально — философская повесть, потому что в ней дается попытка осознания бытийного смысла гражданской войны и новых социальных отношений героем повести.

2.

Работа со словарем, запись определения слова «повесть».

Повесть — эпический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. В отличие от романа повесть избирает меньший по объему материал, но воссоздает его с большей степенью подробности, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. В повести сильнее, чем в романе, выражен субъективный элемент — отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть отражает и развитие характера, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества («Энциклопедический словарь юного литературоведа», М, «Педагогика», 1988г.)

3.

Авторский замысел и его воплощение.

«Сокровенный человек» был частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое — революционный катаклизм. Платонов пишет в 1927 — 1929 годах повести «Сокровенный человек», «Ямское поле» и роман «Чевенгур», из которого ему удается опубликовать лишь некоторые главы. Первая часть романа связана с двумя повестями временем действия, темой, героями. «Сокровенный человек» предварен указанием автора: «Этой повестью я обязан своему товарищу Ф.Е.Пухову и Т.Тольскому, комиссару Новороссийского десанта в тыл Врангеля». Следовательно, герой повести — Федор Егорович Пухов-рабочий, пролетарий- железнодорожник — действительно является существовавшим «бывшим товарищем» писателя, а его приключения — подлинными приключениями. А.Воронский, редактор журнала «Красная новь», прочитав рукопись, хотел опубликовать повесть, но летом 1927 года был снят с поста главного редактора журнала. «Сокровенный человек» выходит книжкой (вместе с «Ямским полем») в 1928 году и на следующий год переиздается в сборнике « Происхождение мастера». Фома Пухов вызывает недоумение критики: социальное происхождение его безупречно, в гражданской войне он участвует. Но поведение его странно и в партию он вступить отказывается. С конца 1929 года (после первой волны атак на Платонова) Фома Пухов объявляется «лишним человеком», «искателем приключений», не являющимся настоящим героем тех лет.

4.

Особенности сюжета повести.

Сюжет повести — путешествие Пухова в поисках смысла революции. Чаще всего мы видим его в дороге. Дорога была важнейшим лейтмотивом в произведениях Радищева и Гоголя, Лескова и Некрасова. Как и у русских классиков, дорога у Платонова — сюжетно- образующий элемент. Сюжет повести состоит не в столкновении красных и белых, не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге. Становясь синонимом духовного поиска, дорога у Платонова постепенно теряет свое пространственное значение. Дело в том, что у героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла.

5.

Проблемы, постав ленные Платоновым в повести.

1. Жизнь и смерть.

2. Человек и революция.

3. Поиски пути к гармонии (гармонии между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком, гармонии в душе человека).

4. Место и роль человека во вселенной.

5. Мотив смерти и всеобщего сиротства.

6. Проблема счастья.

На четвертом уроке отрабатываем грамотное цитирование текста для сочинения. Учащиеся находят отрывки в романе, которые подтверждают выводы:

О Фоме Пухове : « Ячейка решила, что Пухов — не предатель, а просто придурковатый мужик… Но с Пухова взяли подписку — пройти вечерние курсы политграмоты», «…не враг, но какой-то ветер, дующий мимо паруса революции». « Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую ее глупость, хотя к ней был мало причастен». «Если только думать, — заявляет он, — тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь». « Они ничего, ребята думал Пухов о коммунистах, — хотя напрасно Бога травят: не потому, что Пухов был богомольцем, а потому, что в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли».

О бессмысленности жизни : «… бессмысленность жизни так же, как голод и нужда, измучила человеческое сердце».

О партии : «Вождей и так много, а паровозов нету! В дармоедах я состоять не буду».

Об окружающих Пухова людях : «Их не интересовали ни горы, ни народы, ни созвездия, и они ничего ниоткуда не помнили…»

О пейзаже : « А над всем лежал чад смутного отчаяния и терпеливой грусти». «…над Волгой шелестели дикие ветры, и все пространство над домами угнеталось злобой и скукой».

На пятом обобщающем уроке работаем над языком художественного произведения, к этому уроку учащиеся подбирают эпиграфы к сочинению.

Так как центрообразующим началом в повести является человек с его извечным вопросом: как жить?, то и самостоятельно подобранные учениками эпиграфы отражают эту мысль. Вот примеры:

Душа Вселенной – истина.

Авиценна

Принести спасение человечеству мы можем только собственном хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.

Эразм Роттердамский

Как художник и гражданин он (Платонов) не упрощал картины жизни, не давал себе отдыха от ее проблем. Он непременно шел в бой за счастье человека в сложном и трудно меняющемся к счастью мире.

В. Акимов

Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, жить.

У.Шекспир

Истина и справедливость — вот единственное, чему я поклоняюсь на

земле.

М. Лютер

Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть.

Б.Паскаль

Все возможно и удается все, но главное — сеять души в людях.

А. Платонов

Правда — борьба за любовь, которая обнимает весь мир, и от нее всем хорошо.

М.Пришвин

Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

О.Волков

Спешите делать добро, пока не стало поздно.

Ф.П. Гааз

Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? откуда? куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы

А.Фет

При работе над языком повести учащиеся отмечают, что язык шероховатый, но запоминающийся. Отличительными особенностями называют необычный синтаксис, «странное» сочетание слов, приводят примеры: «… проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки».

«Сердце его иногда тревожилось и трепетало от гибели родственного человека и хотело жаловаться всей круговой поруке людей на общую беззащитность».

Учащиеся отмечают, что писатель использует различные художественные приемы: иронию, переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов; «напрасно Бога травят», «в религию люди сердце помещать привыкли», «отражали осиротевший одним человеком мир», «тратят зря американский паровоз», «жалость потерять свое тело» и другие.

Ученики замечают, что абстрактные понятия у Платонова постоянно опредмечиваются: «…и история бежала в те годы… », «… он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую ее глупость».

Шестой-седьмой уроки — подготовка к сочинению-рецензии и анализ творческих работ учащихся.

Тема урока: Подготовка к сочинению-рецензии по повести А.П.Платонова «Сокровенный человек» с описанием центрального героя.

Цели урока:

1.Научить подбирать и систематизировать материал к работе над текстом сочинения-рецензии.

2.Развивать творческие способности, логику и речь учащихся.

3.Способствовать воспитанию творческой личности.

Метод урока: Беседа с элементами литературоведческого анализа.

Оснащение урока:

1.Текст повести А.П.Платонова «Сокровенный человек».

2.Записи, сделанные учащимися в тетрадях.

3.Памятка «Как работать над рецензией на книгу».

4.Образцы вступления, заключения.

Эпиграфы:

Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело. К.Д.Ушинский

Хорошо читать — это значит рассуждать, это значит мыслить вместе с автором. М.А.Рыбникова

Ход урока

I. Актуализация изученного материала

Учитель. Завершая работу по изучению повести А.П. Платонова «Сокровенный человек», познакомившись с ее героем, выявив особенности сюжета, композиции, стиля писателя, попробуем подготовиться к работе над сочинением-рецензией с описанием центрального героя. Что такое рецензия?

Ученики . Это распространенный вид высказывания о прочитанном художественном произведении, фильме или спектакле. Рецензирующий должен не только выразить свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки произведения, особенности построения, авторские приемы изображения героев и событий.

Учитель. Какие знания необходимы для написания рецензии?

Учитель . Для чего нужно анализировать произведение? Обратите внимание на эпиграфы урока.

Ученики . Совершенно прав Ушинский и Рыбникова, говоря о том, что нужно понимать, что читаешь, что хотел сказать автор своим произведением, чему научить читателя, от чего предостеречь, то есть заставить читателя мыслить, искать истину, понять себя и окружающий мир.

II. Формирование новых знаний и понятий.

Учитель . Сочинение-рецензия, как и любое другое сочинение, состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Перед вами три образца вступления к сочинению. Какое из них наиболее удачное, на ваш взгляд?

Первое вступление

«Лицом к лицу — лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.»

Как часто повторяем мы эти слова поэта, которые представляются нам чуть ли не аксиомой. Художническое видение мира А.Платоновым принципиально иное. Ему некогда ждать! Только лицом к лицу он может постичь сокровенную суть людей, живущих, действующих, думающих, надеющихся на счастье именно сегодня, а через суть отдельного человека — глобальный смысл того, что совершается сейчас, прямо на его глазах в масштабах всей страны и будет, видимо, иметь далеко идущие последствия.

Этот пристальный, тревожный и провидческий взгляд А.Платонова на жизнь и судьбу народа определил его собственную, личную судьбу и судьбу его главных, сокровенных сочинений.

Хотя прямые параллели между жизненным путем писателя и излюбленными темами несут печать нарочитости, но в данном случае они уместны. А.Платонову не надо было наблюдать жизнь своих героев — мастеровых, крестьян, красноармейцев, он знал ее изнутри. И в его художественных произведениях воплотились все ступени, которые прошел народ в революции, в этом «прекрасном и яростном мире». Вот таким героем, жизнь которого автор знал изнутри, является Фома Пухов — центральный образ повести «Сокровенный человек».(1928 г.)

Второе вступление

Неподдельная чуткость А.Платонова к человеку, к чужой боли делают его произведения животрепещущими, передают человечность его героев. Кто же они, его любимые герои? Это романтики жизни в самом полном смысле слова Они не притязательны, неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят, каково их биографическое прошлое — не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное. Все они — преобразователи мира. Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами-людьми раскрепощенной мысли. К ним и относится герой повести «Сокровенный человек» (1928г.) — Фома Пухов.

Третье вступление

«Сокровенный человек» был частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое — события революции и гражданской войны. А.Платонов пишет в 1927 -1929 годах повести «Сокровенный человек», «Ямское поле» и роман «Чевенгур». Первая часть романа связана с двумя повестями временем действия, темой, героями. Повести были опубликованы 1928 году. Авторское понимание героя вынесено в заглавие — «Сокровенный человек». Однако Фома Пухов вызывает недоумение критики: социальное происхождение его безупречно, в гражданской войне он участвует, но поведение его странно и в партию он вступить отказывается. Герой объявляется « лишним человеком»,

« искателем приключений, забиякой, вралем», не являющимся «настоящим героем» тех лет. В чем причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором? В чем своеобразие самого типа героя, созданного Платоновым?

Ученики. Наиболее удачным можно считать третье вступление, так как в нем есть конкретная постановка темы рецензии — описание главного героя, в нем дается необходимая информация о книге, о времени, которое изображено в повести. Разные точки зрения на героя автора и критиков конца 20-х годов заставляют разобраться в этих несовпадениях и понять главного героя

— Более слабым можно считать первое вступление, так как оно слишком растянуто, пестрит общими фразами, постановка темы рецензии дается только в конце вступления.

— Второе вступление удачнее, чем первое, потому что в нем дается общая характеристика любимых платоновских героев, к которым относится и Пухов, герой «Сокровенного человека», но в нем нет информации о рассматриваемом произведении.

Учитель. Повесть прочитана. Попробуем обобщить то, о чем мы говорили на

предыдущих уроках. Какие важные проблемы поднимает автор в повести?

Ученики. Ключевой является тема жизни и смерти. Что такое человек? Что такое жизнь? В чем ее смысл? — эти вопросы волнуют и Платонова, и его героя.

— Не менее важной является тема революции. Видя рядом с собой смерть жены, товарищей, герой не столько понял, а скорее почувствовал бессмысленность революции, которая не решает вопрос о смерти.

— И, конечно, осмысление этих вечных вопросов ведут героя к поискам гармонии в жизни. Отсюда и особенность построения повести — изображение странствий героя в поисках истины, счастья.

Учитель. Каков же сюжет произведения?

(после ответов учащихся коллективно составляем образец сюжета).

Сюжет

Герой — странник — железнодорожный рабочий Фома Пухов путешествует по России в поисках смысла пролетарской революции и нового мироустройства.

Учитель. Основой художественного мира писателя в повести является главный герой Фома Пухов — железнодорожный рабочий. В чем сходство и в чем отличие Фомы Пухова и сложившегося в советской литературе 20-х годов образ пролетария?

Ученики. — Своим социальным происхождением Фома Пухов напоминает традиционный для советской литературы 20-х годов тип героя – пролетария. Он воюет на стороне Красной Армии, не сомневается, что должны победить рабочие. Однако на этом сходство заканчивается, потому что в душе Пухова не происходит « переделка людей» в « огне гражданской войны». Герой чем-то напоминает дурака из русских сказок, который не столько глуп, сколько наделен способностью все понимать и делать по- своему.

— Даже названием повести Платонов указывает на необычность своего героя, на сокрытый в его душе особый, неповторимый мир. В отличие от других героев гражданской войны, чьи искушенные цели продиктованы идеологическими установками, Фома Пухов стремится к подлинному познанию мира, во всем убедиться лично, выяснить, «куда и на какой конец идут все революции и всякое людское беспокойство».

Учитель. Какие требования предъявляет Фома к революции?

Ученики. Пухов ждет от революции того, что прежде обещала людям религия: вселяя надежду на бессмертие, она наполняла смыслом его земное существование. Рассуждения Пухова «в религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли» убеждают нас в том, что он сомневается в святости революции, в ее способности принести людям счастье.

Учитель. Какую позицию занимает Пухов по отношению к описанным событиям?

Ученики. Позицию странника. Правда, это слово в повести многозначно. Оно обозначает странствующего человека. Оно созвучно со словом «странный» — таким кажется Пухов окружающим. Наконец, странник — человек, который не только участвует в событиях, но и наблюдает со стороны, отстраненным взглядом. Это взгляд позволяет Пухову увидеть странности самой революции.

— И в итоге герой Платонова приходит к выводу, что в революции каждый человек должен обрести смысл существования. Но встреча с людьми, общение с ними наводит его на грустные размышления: « Их не интересовали ни горы, ни народы, ни созвездия, и они ничего ниоткуда не помнили».

— Пейзажи Платонова тоже помогают понять мир, в котором живет герой. Пейзажи объединяет мотив смерти. Фома Пухов видит одно и то же: смерть деревьев, паровозов, людей. Пухов видит, что люди не ценят свою жизнь, следовательно, они не ценят жизнь других людей. Герой убеждается, что гражданская война ведет к умиранию. Не нашел Пухов в революции высшую цель, поэтому не готов он отдать за нее свою жизнь.

Учитель . Так в чем же Фома Пухов находит счастье?

Ученики . В общении с машиной, потому что видит в ней гармоничное сочетание частей, работающих во взаимном согласии. Потом он открывает ту же гармонию и в мире природы. Не случайно герой чувствует себя спокойным и счастливым, когда передвигается в пространстве.

Учитель . Но почему же финал произведения остается открытым?

Ученики. Видимо, потому, что Платонов не был уверен в том, что такая революция принесет счастье человечеству.

(После ответов учащихся делаем вывод).

Вывод. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, персонажи обитают в мире, лишенном интерьеров и вещных подробностей. Поэтому очень важное место в поэтике Платонова занимает значение имени, так как это едва ли не единственный источник информации о герое. Так, в «Сокровенном человеке» писатель выбирает своему герою имя, плотно прилегающее к персонажу: Фома не верит словам, и как апостол, вкладывает персты в раны, чтобы убедиться в их подлинности. Вот и Пухова не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему необходимо лично убедиться в святости революции, в ее способности преодолеть смерть. Все основные произведения Платонова построены по одной модели — это путешествие в поисках счастья и в глубь себя. Писатель использует почти сказочные образы: поиски ведут «дураки» (как сказочный Иванушка-дурачок); цель их поисков — счастье.

Учитель. Сочинение заканчивается заключением. Зачитайте ваши варианты заключения. Которое из них наиболее удачное, на ваш взгляд?

Образцы заключения

Первое заключение

В последней главе повести после всего пережитого в гражданской войне Фома внезапно «снова увидел роскошь жизни». Однако финал произведения остается открытым:

«- Хорошее утро! — сказал он машинисту.

Тот потянулся, вышел наружу и равнодушно освидетельствовал:

-Революционное вполне».

Вряд ли Пухов обретет покой в том мире , где красота утра определяется его «революционностью», а значит поиск его не кончается и Пухову суждено быть вечным странником.

Второе заключение

С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек. Писатель считал, что чужую беду надо переживать так же, как свою личную, помня об одном: «Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все. Долой человечество — пыль, да здравствует человечество — организм… Будем человечеством, а не человеком действительности». Поистине к Андрею Платонову и его героям с полным правом можно отнести слова А. С.Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

Третье заключение

Итак, с первой же фразы повести А.Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе, человека странного, «единичного», мучительно думающего и ищущего гармонии в мире и в себе. Весь путь Фомы Пухова — это выражение протеста против насилия, выраженного с гениальностью Достоевского: если людей «целыми эшелонами отправляют» в революцию, а результат их борьбы — смерть, если людей ссылают на плотах в океан, а в их домах гуляет ветер, они пусты, а дети — символ будущего — от усталости, бесприютности, одиночества умирают, то «нет!» такому пути и такому будущему.

Ученики. Наиболее удачным является последнее заключение, так как оно по тематике перекликается со вступлением и основой частью.

Ш. И тог урока . Сегодня мы работали над жанром сочинения-рецензии, вспомнили характерные для него смысловые и композиционные средства

IV. Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию по повести А.Платонова «Сокровенный человек» с описанием центрального героя.

Рецензия на повесть А.Платонова «Сокровенный человек».

Герой-странник в повести А.Платонова «Сокровенный человек».

Человек хочет понять себя, чтобы освободиться от ложных понятий греха и долга, возможного и невозможного, правды и лжи, вреда и выгоды и т.д. Когда поймет человек себя, он поймет все и будет навсегда свободен. Все стены падуг перед ним, и он наконец воскреснет, ибо настоящей жизни еще нет.

АПлатонов.

Место писателя в литературе определяется его способностью создать свой особый мир. Платоновский мир — это отражение эпохи революции и строительства социализма Центральное место в этом мире занимает человек, ищущий счастья. Писатель выбирает своим героем человека, не имеющего ничего — нищего, темного, но одержимого мечтой достичь вершин счастья. Платоновский герой ищет разгадку тайны бытия, веря, что счастье даст революция.

Таким героем является и Фома Пухов, центральный персонаж повести «Сокровенный человек». Повесть была частью широкого замысла исследовать недавнее прошлое — трагические события революции и гражданской войны. Опубликованная в 1928 году, она обратила внимание критики необычным героем. Хотя авторское понимание героя вынесено в заглавие, в литературной критике конца20-х годов Фома Пухов был охарактеризован как «лишний человек», «искатель приключений, враль, забияка», «мелкий человек». В чем причина столь радикального несовпадения оценки платоновского героя критиками и автором? В чем своеобразие самого типа героя, созданного Платоновым?

Своим социальным происхождением Фома Пухов напоминает традиционный для советской литературы 20-х годов тип героя-пролетария. Он так же воюет на стороне Красной Армии, так же знает, что должны победить рабочие. Однако на этом сходство и заканчивается, потому что в душе Пухова не происходит тот психологический процесс, который стал предметом изображения в прозе социалистического реализма — «переделка людей» «в огне гражданской войны». Скорее, герой Платонова чем-то напоминает дурака из русских сказок, который все понимает и делает по-своему, а не руководствуется общепринятыми представлениями о жизни.

Повесть начинается с того, что Фома Пухов «на гробе жены вареную колбасу резал». Писатель объясняет поступок Фомы тем, что герой «не одарен чувствительностью», но тут же указывает и иную причину: Фома проголодался. В нечувствительность героя поверить трудно, так как не раз на протяжении повести он вспомнит об умершей жене. Жест Пухова, кажущийся на первый взгляд кощунственным, связан прежде всего с необходимостью жить дальше. Но стоит ли жить, если смерть — единственный итог жизни? Так уже на первой странице обозначена одна из главных тем повести — жизнь и смерть. Второй будет революция.

Сюжет повести очень прост — герой-странник-железнодорожный рабочий Фома Пухов путешествует по России в поисках смысла пролетарской революции и нового мироустройства. Но всюду он находит смерть. Путешествие Пухова по стране, объятой гражданской войной — путешествие от смерти к смерти. Оставив дом после похорон жены, он садится на снегоочиститель: в паровозной аварии гибнет помощник машиниста; белый офицер убивает инженера-начальника дистанции; красный бронепоезд расстреливает казачий отряд. Люди гибнут в боях, от болезней, голода, стреляются сами. Поневоле у Пухова возникает вопрос: что есть революция, которая не решает вопроса смерти? Герой подходит к революции с требованиями высшей справедливости; он ждет от нее того, что прежде обещала людям религия: вселяя надежду на бессмертие, наполняла смыслом его земное существование. Однако действительность, по наблюдениям Пухова, утверждает обратное: «В религию люди сердце помещать привыкли, а в революции такого места не нашли». Героя не убеждают чужие установки, ему необходимо лично убедиться в святости революции, в ее способности преодолеть смерть. В этом он схож со своим библейским тезкой, апостолом Фомой (отсюда имя главного героя), который отказывается поверить в воскресение учителя, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них персты.

Особенность композиции повести связана с сюжетом: путешествие предполагает обязательное присутствие дороги, которая связывает внешне хаотичные, логически не мотивированные перемещения героя по просторам России воедино. Как и у русских классиков, дорога у Платонова — сюжетно- образующий элемент. Сюжет повести состоит не в противоборстве героя с враждебными силами, а в напряженных жизненных исканиях Фомы Пухова, поэтому сюжетное движение возможно только тогда, когда герой находится в дороге.

Следовательно, позиция Пухова в повести — позиция странника. Это слово многозначно: оно обозначает странствующего человека, созвучно со словом странный (таким кажется окружающим Пухов).

Наконец, странник- человек, который не только участвует в событиях, но и наблюдает за ними со стороны. Вглядываясь в лица людей, встречающихся на его пути. Пухов пытается понять, изменила ли революция их жизнь. Но Фома видит, что «их не интересовали ни горы, ни народы, ни созвездия, и они ничего ниоткуда не помнили…» Утрата смысла утрата чувства, утрата осмысленного движения — таковы итоги трагических исторических преобразований. Символический образ поезда «неизвестного маршрута и направления, образ истории, сравниваемой с паровозом, который тащит груз нищеты и отчаяния, пейзажи, объединенные мотивом смерти, — все это подтверждает печальные выводы героя.

И даже в языке повести Платонов сумел отразить тот переходный этап, когда канцеляризмами, идеологическим штампом, бюрократической стерилизацией ломался живой язык народа Отсюда шершавость, корявость, соединение в одно целое несоединимых разностильных слов и выражений. Поэтому слово Платонова — слово-предупреждение, слово-пророчество.

И все же решается ли проблема счастья в повести ? Частично. Полноту и радость жизни Фома Пухов ощущает в общении с машиной, потому что видит в механизме гармоничное сочетание частей, постепенно он открывает ту же гармонию и в мире природы, поэтому он так спокоен и счастлив, передвигаясь в пространстве. Однако финал произведения остается открытым. Почему? Видимо, ни автор, ни герой не сумели найти ту же гармонию в революции.

Итак, с первой же фразы повести А.Платонова перед нами предстает образ человека, не утратившего своей личности, не растворившегося в массе, человека странного, мучительно думающего и ищущего гармонии в мире и в себе. Весь путь Фомы Пухова — это выражение протеста против насилия, выраженного с гениальностью Достоевского: если людей «целыми эшелонами» отправляют в революцию, а результат их борьбы — смерть, если людей ссылают на плотах в океан, а в их домах гуляет ветер, они пусты, если дети — символ будущего — от усталости, бесприютности, одиночества умирают, то «нет!» такому пути и такому будущему.

Рецензия на сочинение-рецензию .

Учащийся справился с поставленной перед ним задачей — написать сочинение-рецензию с описанием главного героя. Работа глубокая, содержательная, иллюстрирует стремление автора проникнуть в мир духовных переживаний героя. Пишущий хорошо разбирается в особенностях жанра данного сочинения, поэтому в работе дается общая характеристика произведения, определяется ее актуальность, отмечаются художественные особенности повести, его отличие от произведений других писателей о революции. Учитывая особенность темы, автор достаточно подробно анализирует образ главного героя, отмечает те методы и приемы, при помощи которых раскрывает характер героя.

Учащийся хорошо знает содержание повести, умело отбирает материал и комментирует его, логично и последовательно излагая мысли.

Вступление и заключение органично связаны с основной частью, выдержана их соразмерность, продумана логика связей.

Работа демонстрирует хорошее владение правильным литературным языком, умение автора отобрать необходимую лексику, использовать интонационно — пунктуационное богатство речи.

Сочинение-рецензия .

Все возможно и удается все, но главное — сеять души в людях.

А.Платонов.

Наше узнавание Платонова было длительным: с20-х годов до сегодняшнего дня. Существует мнение, что долгожданное, когда оно является, имеет свойство разочаровывать. Этого нельзя сказать о Платонове. Его творчество — скорее, загадка, оно не похоже на все, что знали прежде, и во многом даже необъяснимо.

Почему многие произведения Андрея Платонова совсем не были опубликованы при его жизни, а те, что были напечатаны, вызывали резко критическое отношение? Почему Сталин, прочитав бедняцкую хронику «Впрок», не пожалел самых ругательных выражений; Горький, высоко оценив «Чевенгур», считал, что роман этот опубликован не будет, центральный герой вышедшего в свет 1928 году «Сокровенного человека» будет объявлен критикой «лишним человеком»?

Парадокс Платонова заключается в том, что был он подлинным пролетарским писателем, идеальной моделью писателя, о котором мечтали творцы новой социалистической культуры в первые годы после Октября. Сын рабочего, сам рабочий, без колебании поверивший в то, что революция осуществит мечту человечества о всеобщем счастье, изобретатель и поэт, строитель деревенских электростанций и публицист, автор рассказов о светлом будущем, мрачном прошлом и трудовых буднях сегодняшнего дня, мог, казалось бы, твердо рассчитывать на почетное место в советской литературе. Но он оказался непригодным ей. Борис Пастернак писал о 30-х годах: «Это было несчастье такое нечеловеческое, такое невообразимое, катастрофа такая ужасная…» А.Платонов сумел изобразить эту катастрофу, что не могло не привести к столкновению между Платоновым и государством.

А.Платонов относится к числу тех писателей XX века, для произведений которых характерна система устойчивых, сквозных мотивов, проходящих через все творчество. И одним из ключевых в его произведениях является образ странника. Вот и Фома Пухов, герой повести «Сокровенный человек», отправляется в путь на поиск смысла пролетарской революции и вечной истины.

Писатель назвал своего любимого героя «сокровенным человеком», духовно одаренным, «потаенным», то есть внешне вроде бы простым, даже равнодушным, каким — то Иваном-дурачком, а на деле — глубоким философом и правдоискателем. «Без меня народ неполный», — говорит он, давая понять, что кровью и плотью связан с нацией. Он привык странствовать, этот Пухов, и если народ пошел в поход за золотым руном, то он тоже покидает свой домишко. «Согласны ли вы, товарищ Пухов, за пролетариат жизнь положить?» — спросил у него комиссар. «Кровь лить согласен, только чтобы не дуриком», — ответил строго Пухов, воспринимавший революционную идею как отдаленный гул, ведь главное для него — быть со своими. Он знал и не считал за особый героизм, что его поколение работает на будущее, проведя аналогию между жизнью человека и природой: «Листья утрамбовывались дождями в почву и прели там для удобрения, туда же укладывались для сохранности семена. Так жизнь скупо и прочно заготовляет впрок ».

Фома — «сокровенный человек», в нем запрятана душа, для которой он не находит места в революции. Всюду он находит смерть. Гражданская война изображается в повести как человекоубийственная война. Писатель сочувствует молодым красноармейцам, «полным мужества и последней смелости», потому что они стремятся к счастью, «которому они были научены политруком». Но Фома Пухов не хотел верить на слово политруку. Он хотел проверить «мечту о счастье» . Отсюда и его имя. Фома не верит словам и, как апостол вкладывает персти в раны, чтобы убедиться в их подлинности.

Отношение Пухова к революции и ее руководителям — модель отношений между «дураками» и «умниками», которые рассматриваются писателем во всех его произведениях 20-х — первой половины 30 -х годов. Пухов-дурак, ибо он не хочет власти, а коммунистическая партия для него — синоним власти. Корысть или горе могут привести рабочего человека в партию, то есть к власти — так рассуждает пролетарий Пухов. Но он — не враг революции, просто хочет понять ее смысл. Он задает ей вопросы нравственного порядка, на которые она отвечает ему, с его точки зрения, неудовлетворительно. Пухов не хочет ограничиться любовью к пролетариату, он сочувствует всем страдающим. Фома не верит в возможность изменения человека революционным путем. Он увидел ее, Революцию — и не поверил в нее. Усомнился в ней.

Но Пухов доходит до «счастья». Его счастье- это работающая машина, это жизнь без начальства, мужская дружба. Но радость оказывается миражом, и писатель хорошо это знает.

Своими произведениями Платонов хотел предостеречь: ненависть, злоба разрушают, а не созидают; у людей есть дело — жизнь. Жнзнь, достойная человека, расшифровывается писателем следующим образом: «Все возможно и удается все, но главное — сеять души в людях».

Рецензия на сочинение-рецензию .

В сочинении как бы перелистываются страницы истории и повести «Сокровенный человек». Автор делится своими впечатлениями о прочитанном, связывает литературу с жизнью. Учащийся показал знания содержания повести, умело отобрал эпизоды для анализа. По ходу изложения материала сделаны необходимые выводы. Удачен эпиграф.

Заключение органично связано с основной частью, выдержана его соразмерность. Вместе с тем в работе есть недостатки. Во-первых, вступление слишком объемно, в нем много общих фраз, не связанных по тематике с основной частью. Во-вторых, в данной работе наблюдается отступление от заданного жанра: работа написана в жанре литературно- критической статьи. В работе отсутствуют необходимые сведения о книге и авторе, не отмечается ее актуальность, нет характеристики художественной манеры автора.

Работа написана грамотно, без речевых и грамматических ошибок.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/chertyi-sokrovennogo-cheloveka-v-lyubimyih-geroyah-platonova/

1. М.Гедлер. «Андрей Платонов в поисках счастья». Издательство МИК, М., 2000г.

2. Л.А.Трубина. «Русская литература XX века». М. Издательство «Флинта», Издательство «Наука», 1999г.

3. В.ДСерафнмович. «Русская литература (1-ая половина XX века)». М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.

4. «Русские писатели. XX век».Библиографическин словарь. 4.2. М, «Просвещение», 1998г.

5. Т.О.Скиргайло. «Сочинения разных жанров». Казань . 2001г.

6. Г А.Котельиикова «Аннотация — отзыв — рецензия — эссе». Журнал «Русский язык в школе», 1998г.,№1.

7. «Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших дней». Издательство Казанского университета, 1995г.

8. Е.Горбунова. «С каждым спаянно мое сердце…». «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», 2000г., №5.