Пророчество Платонова в повести «Котлован»

Пророчество Платонова в повести «Котлован»

Главный герой произведения Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Мы узна­ем, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом общей жизни». Таким образом, в самом начале повести перед нами предстает традиционный для русской литературы образ народного искателя счастья и правды. В то же время это представитель первого поколения советской интеллигенции, едва нарождавшейся в двадцатые го­ды. Вощев тоскует из-за того, что никто не может ему объяснить, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл. жизни — в работе на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы. Они живут «впрок», «заготовляя» свою жизнь для будущего всеобщего благоденствия. Эти люди не­гативно относятся к размышлениям Вощева, потому что, по их мнению, мыслительная деятельность явля­ется отдыхом, а не работой. А отдыхать сейчас не время. Выходит, что задумавшийся «среди общего темпа труда» Вощев потенциально опасен для идеи рытья ямы. А ведь ее роют согласно директиве свер­ху, в соответствии с генеральной линией! Но герой не может разобраться, зачем нужен этот котлован.

Он просто разрастается во все стороны благодаря удар­ному труду рабочих, не приобретая при этом никакой функциональности. Сомнения главного героя передают нам мысли само­го автора, оказавшиеся действительно пророческими. Котлован строится на энтузиазме рабочих до бесконеч­ности — он будет постоянно расти, калеча землю, уничтожая пашни и реки… Потому что главное, что движет людьми, которые руководят этим «проек­том», — «угодить наверняка и забежать вперед гене­ральной линии». К сожалению, огромное количество ударных и часто бессмысленных строек советских вре­мен действительно изменило нашу землю порой до не­узнаваемости. В «Котловане» Платонов пытался преду­предить своих современников об этом.

Но его повесть не была напечатана, потому что во времена единомыс­лия нельзя иметь свое мнение. И об этом Платонов то­же говорит своей повестью. Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в «винтик» системы — едва ли не главная в «Котловане». Создав скорбный гротеск, Пла­тонов показывает массовый психоз всеобщего послуша­ния, безумной жертвенности. Судьба Вощева трагична.

6 стр., 2958 слов

Напиши из 7-8 предложений. 22 марта отмечают всемирный день воды. ...

... Это известно на самом высшем уровне, поэтому воду призывают сохранять и оберегать от загрязнения. Смысл Всемирного дня воды 22 марта Вода — это не только источник жизни, который питает нас энергией. Ее сила почти ... вспомнить, насколько зависимо от воды все живое и какаю силу она в себе скрывает. 4 класс Другие сочинения: ← 27 марта день театра↑ О праздниках12 декабря День Конституции РФ → Стоит ...

Он так и не нашел истины: не только сути бытия, но и истины более близкой, которая помогла бы ему со­вершать ежедневные поступки осмысленно и достойно. Ведь даже идея светлого будущего, олицетворением которой в повести является девочка Настя, не терпит испытания временем. То, что рабочие видят реального ребенка, ради ко­торого стоит жить «впрок», вдохновляет их и заставля­ет работать еще больше. Кроме того, мы видим, что ра­бочие воспринимают Настю как символ будущего бла­годенствия, коммунизма (Сафронов приветствует девочку как «элемент будущего»).

Сама Настя говорит: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!» Но де­вочка Настя, единственная радость и надежда землеко­пов, умирает.

Глядя на умирающую Настю, Вощев ду­мает: «Зачем… теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, вер­ного человека, в котором истина стала бы радостью и движением? » Но землекопы все равно продолжают свою работу… Мне кажется, что смерть девочки, символизировав­шей собой не просто будущее, а коммунистическое бу­дущее, имеет два значения. Во-первых, Платонов гово­рит нам о том, что никакая, пусть даже самая благо­родная цель, не оправдывает человеческие жертвы, насилие над личностью, тем более смерти ребенка, в чем он перекликается с Достоевским.

А во-вторых, Платонов просто предсказывает недолговечность уто­пической идеи «полного душевного коммунизма». Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыс­лия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток. Он пишет, что кто-то: «Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наде­лав из нее массу кумачовых плакатов об ударном тем­пе и энтузиазме. А на место Бога теперь претендует реальный живой человек — «вождь всех времен и на­родов». Повесть Платонова «Котлован» — свидетельст­во того, что автор уже тогда понимал антидемократич­ность Советской власти и видел, к чему может привес­ти такое развитие событий. Личность растворяется в массе, вера исчезает с приходом живых идолов.

Наверное, именно поэтому в полном молчании исчезает Плот, на который, не рас­ходуя средств на умерщвление, погрузили неугодных: и середняков, и бедняков, и несознательных бедняков. Плот — это символ воздействия на непослушных. В нем находит отражение трагический исход в лагеря и ссылки. В чем же были виноваты крестьяне?

В отли­чие от рабочих-землекопов они заботились не о всеоб­щем благе, а о том, как прокормить собственные семьи. Крестьяне не ожидали от Советской власти ничего хо­рошего. Поэтому у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей был заготовлен гроб-Повесть Платонова «Котлован» — это не только суровое пророчество, но и предупреждение всем по­колениям. Нет ценности выше человеческой личнос­ти, не возомни из себя бога — автор призывает чита­теля вернуться к вечным нравственным постулатам.

Этим и рядом других произведений Платонов со всей силой своего таланта показывает ошибочность и опас­ность пути, по которому шла наша страна в те страш­ные годы.

10 стр., 4648 слов

Истина есть дочь времени, а не авторитета» (Ф. Бэкон)

... места! (а также других внешних факторов) Сочинение на тему истина дочь времени ФИЛОСОФСКОЕ движется ЭССЕ на тему: «Истина использовали была дочерью называется времени» да Винчи. да исключения Винчи (1452-1519) «Истина была единственной дочерью времени» Мироощущение великого творца и человека всегда ...