Истина есть дочь времени, а не авторитета» (Ф. Бэкон)

Эссе по философии студентки 304 группы Ивановой Дарьи

«Истина – дочь своего времени» (Ф. Бэкон)

Говоря о таком сложном и многогранном понятии, как истина, на мой взгляд, для начала необходимо определить его. Итак, истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Это довольно-таки общее определение, в то время как практически каждый философ пытался определить что есть истина. Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению, основополагающим критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной и,соответственно, распространенной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей».Согласно Платону, человеческая душа причастна к миру идей и это связывает её с истиной. На мой взгляд, при таком рассмотрении истины мы отказываем в истинности знаниям о процессах, происходящих в материальном мире, о природе и обществе, так как эти знания(их Платон называл мнениями) не могут быть получены, а тем более верифицированы путем логики и одних лишь умозрительных заключений. Такая позиция обусловлена идеалистическими взглядами философа, в то время, как его ученик Аристотель является основателем ныне наиболее распространенной классической концепции истины. Главное положение этой концепции сводится к формуле- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritasestadaequatioreietintellectus).

В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом).

Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления. Многие философы, такие как, Лейбниц, Декарт, Спиноза видели истину в некоем идеале, недостижимом пределе. Также одной из распространенных философских идей является то, что истина есть соответствие положений и вещей некоторому критерию проверяемости, верифицируемости. Отсюда можно сделать вывод, что есть 2 пути к истинному знанию- аргументация и эксперимент. Аргументация предоставляет нам вывод, но не увеличивает нашу уверенность, не избавляет нас от сомнений. В то время как эксперимент, как некий эмпирический процесс дает нам наиболее точное знание. Все вышесказанное уже может являться подтверждением заявленной темы, т.к. мы видим, что со временем понятие истины изменялось, подкрепляясь имеющимися на тот момент знаниями.

6 стр., 2933 слов

Понятие истины в философии

... Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой ...

Также, мне представляется необходимым уточнить, что в данном эссе я буду вести рассуждения об относительных истинах, а не об абсолютных, так как они непоколебимы.

Итак, мы определились, что истина относительна. Большинство наших знаний ограничено когнитивными возможностями человека и уровнем технических возможностей. Истина поэтому относительна, что она отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.Время, в котором живет человек, определяет всю полноту знаний, которыми он владеет. Так,например, когда-то создание вечного двигателя считалось панацеей для физики и дальнейшего развития науки, а сейчас же, несмотря на всё еще оставшуюся заинтересованность этим вопросом, он не является столь актуальным.

Мне кажется, что верность заявленной темы можно доказать как теорему, пошагово и последовательно. Итак, у нас есть субъект (человек), который в процессе познания объекта (мира) должен прийти к истине. Объективный мир, который является объектом познания, динамичен, постоянно развивается и изменяется, поэтому невозможно раз и навсегда вывести про него какие-то истины. Также практика, с помощью которой и осуществляется познание этого объективного мира, а также все доступные «познавательные» средства меняются и модифицируются под воздействием эпохи, что означает, что и знания, полученные в процессе познания и проверяемые практикой, также изменяются и развиваются. Отсюда логично заключить, что истина также постоянно находится в процессе развития и изменения, то есть является «дочерью своего времени».

В этой выстроенной мной «познавательной» цепочке важен не только объект познания, но и субъект, а именно, человек, который пытается выявить истину в процессе познания. Необходимо помнить, что человек- существо социальное и его сознание находится под воздействием социокультурных факторов, навязанных ему обществом, что тоже определяет специфику процесса познания и рождения истины. Иными словами, для выработки нового истинного знания путем эксперимента или каким-либо иным, человек всегда использует в качестве предпосылок уже имеющиеся истины, признанные обществом. Так, например, зная, что сейчас Ангела Меркель-федеральный канцлер Германии, никто и не задумается о половой дискриминации в политике, что раньше представлялось просто невероятным.

Если говорить об эксперименте как о способе получения истны-очень важны условия его проведения, наблюдений, степень подготовки, научная база, которой владеет индивид. Один и тот же опыт проведенный в разные века дает совершенно разные результаты, так как это обусловлено количеством информации, которая известна исследователю.

Культура и иные социальные факторы, изменяющиеся с течением времени, также влияют на способность индивида сделать правильный вывод. Как известно, были в истории времена, когда человеку запрещалось «широко мыслить» и выдвигать смелые предположения. Поэтому, если какие-то ценные знания и были получены, они оставались известной истиной только тем, кто их выработал. А затем, возможно, с приходом новой культуры и цензуры эти истины становились общедоступными. Какие-то ложные знания, напротив, могут выдаваться за истину, если так надо власти в этот момент времени (или по каким-либо другим, чаще всего, социальным или политическим причинам)

26 стр., 12756 слов

Истина принадлежит человеку, заблуждение — его эпохе

... знания содержанию объекта познания. Данное соответствие имеет несколько характеристик. Характерная черта истины – наличие объективной и субъективной сторон Готовые работы на аналогичную тему Курсовая работа Истина и заблуждение 480 руб. Реферат Истина и заблуждение ... и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают ...

Истина-отражение действительности в живом созерцании или мышлении. Предположим, что индивид, познающий мир со временем не меняется, но ведь изменяется мир и действительность, которую он познает. Истина может и не оказаться таковой если она «вырвана» из временных границ. Л.Н. Толстой в свое время выдвинул замечательную философскую концепуцию «непротивления злу насилием». Ударили по щеке-подставь вторую. Конечно же, это бесспорно мудро звучит. А особо мудро это звучало в то время, когда люди не были так погружены в схватку за хорошую жизнь, не ходили по головам ради собственного успеха и вообще, жили в более высокоморальном обществе, нежели сейчас. И тогда, следуя этой концепции можно было добиться желаемых результатов и люди бы оценили твою мудрость. В настоящее же время если кто и оценит подобное поведение, то это будет человек, близкий вам по духу, способный понять вас, который и так бы не стал вам причинять боль, но скорее всего, вам просто еще раз дадут пощечину и возьмут то, что им надо. Это все из-за того, что со временем, под воздействием массовой культуры и иных факторов, общество потеряло свой моральный облик, изменилась система ценностей, изменились люди, изменились истины.

Рассматривая истину сквозь призму истории, хочется сказать, что это есть, если можно так выразиться, кристаллизованное чистое знание в истории. Уже имеющееся к определенному моменту времени неполное, фрагментированное знание, пройдя на эмпирическом этапе, построение вокруг него теоретического образа, приобретает целостное понимание и обоснование. Ярким тому примером может послужить, например, тот факт, что Марксу удалось построить теорию современно капитализма только благодаря уже написанным трудам А. Смита и Д. Риккардо

Итак, что же получается?

Истина представляется нам как некий общепризнанный в данное время и эпоху эталон, да и еще на определенной территории (ибо на другом материке она может ею и не быть), эдакая условность, рожденная в споре или же принятая большинством голосов и за нее голову на отсечение готовы отдать лучшие философы и не только….Но через пару дней все может кардинально поменяться. То, что сегодня ты считал истиной таковой уже не будет, т.к. изменились эндогенные условия. Скажем, переехали Вы из Москвы в Папуа-Новая Гвинея, а у них жизнь совсем иная и необходимо мыть ноги перед едой. Вот и получается, что истина-не только дочь своего времени, но и места! (а также других внешних факторов)

Сочинение на тему истина дочь времени

ФИЛОСОФСКОЕ движется ЭССЕ на тему: «Истина использовали была дочерью называется времени» да Винчи. да исключения Винчи (1452-1519) «Истина была единственной дочерью времени» Мироощущение великого творца и человека всегда определяется в способности проявления гениальности личности, вклада его мировоззрения во многие сферы науки и искусства. Понимание истинности момента и личной роли в изменение мира посредством мировоззрения и старание осознать его, следуя религии сердца, разума и энергии, чтобы ощутить данный смысл, проходя все противоречия с самим собой. Единственный смысл творца состоял в продолжении жизни открытий, когда бессмысленность времени полностью была постигнута через многочисленные эксперименты в палеонтологии XV века, робототехнике, художественной перспективе приёмов светотени и смешении красок, размывании цветовых границ и кардиохирургии. Кроме того, насущность его смыслов истин проявлялась в «принятии методов оставаться под водой… несмотря на злую природу людей…». Смысл философии его истин не препятствовал полноте его жизни и являлся эквивалентом понимания созерцания цельности собственной жизни. Его философия представляла формирование афоризмов идеологии натуры о внутренней сущности предметов.

1 стр., 488 слов

«Тайны познания мира»

... очень высокий. Что такое проектная деятельность для меня? Что даёт мне, как учителю, работа над проектом? Что даёт моим ученикам работа над проектом? При работе над проектами дети с ... общество. Зажечь внутри себя огонь, чтобы загорелись и детские сердца. А какие знания и умения будут необходимы нашим детям в середине умения ставить и решать ...

В рассуждениях отмечалась правда людского бытия при существовании ощущения периода совершения выбора и подбора в условиях решимости представить собственную формулировку этим правдам. Философ незаметно принял для себя такое видение мира, в котором существовал «пункт назначения», где проявлялся тот час же результат его стремлений к цели, а усилия имели конечную точку. Время указывало на способность испытать себя на прочность в поисках истины во времени и вечности. Истина на пути познания сопровождала его в перипетиях личностных заблуждений, постоянно изменяющихся и углубляющихся. Он постоянно стремился к постижению истины, ведь она была для него незавершённым знанием, которое развивалось в нем самом. Философ и учёный работал в условиях постоянной смены истин, черпая извне незавершённое знание об исследуемых им процессах. Истина понималась и принималась им как данное: в его мыслях, стремлениях и высказываниях о происходящих процессах в реальной действительности. Философ желал управлять временем и процессом, перематывать его, чтобы узнать перспективу истины. Его жизненной целью сразу и моментально стало знание и его постижение в общей картине мира через достижение правды. «Истина была (и оставалась) единственной дочерью ЕГО времени», ведь философ стремился во времени (и со временем) установить и найти только ту, которая появлялась на поверхности его суждений.

Только время смогло указать учёному на понимание происходящих процессов в искусстве или науке. Правда истины проявлялась для него равномерно методом долгих и сложных исследовательских работ, бесконечных рассуждений и гипотез опытов. Время все же всегда способствует пониманию и видению истины. Время движется неумолимо и стремительно, и только восприятие учёного идет собственным чередом, и в его осознании течение времени проявляется в бесконечных аксиомах новых открытий, опережая сам процесс времени. Учёный всегда понимает, что «истина – дочь времени», потому что содержит возможность – опровергнуть или отвергнуть истину.

«Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» ( Т. Г. Гексли )

В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему эволюции человеческого познания как процесса бесконечного продвижения от одной относительной истины до другой. Во все времена человек пытался докопаться до сути, добраться до истины. В этом состоит сама суть познания, которую многие философы выделяли как главную способность человека, то, что отличает его от животного.

Английский учёный-агностик XIX века Томас Генри Гексли говорил: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иными словами, он полагал, что любая истина, появляясь на свет, опережает своё время, кажется противоестественной, ирреальной. А по прошествии некоторого времени, при более глубоком изучении предмета, оказывается, что эта истина вовсе не даёт того полного знания, которое должна давать, и отмирает как недостоверный пережиток прошлого. Я разделяю точку зрения Т. Гексли и также считаю, что процесс познания человеком мира, окружающего его, не стоит на месте, а значит, мы постоянно узнаём что-то новое о, казалось бы, уже полностью изученных предметах и явлениях. И в таких случаях наши знания об этих предметах и явлениях устаревают, и то, что когда-то казалось невероятной ересью, не укладывалось в человеческих умах, теперь отходит в прошлое как предрассудок.

Для более полного обоснования выбранной точки зрения обратимся к теоретическим доводам. В первую очередь это высказывание связано с таким видом человеческой деятельности, как познание. Познание, по сути, и является тем самым процессом, в ходе которого человек пытается найти упомянутую в высказывании истину. Важно отметить, что выбранное мною высказывание полностью отвечает агностическому мировоззрению относительно процесса познания. Агностицизм (в области познания) означает философское течение, которое заключается в том, что человек не способен познать мир, а способен лишь на познание своих субъективных образов. Иными словами, агностики отрицают способность человека добраться до истины.

Так что же такое истина? Современные обществоведы определяют истину как знание, которое достоверно, то есть в полной мере соответствует познаваемому объекту или явлению. Истины можно разделить на два разряда: абсолютная и относительная. Абсолютная истина представляет собой полное, окончательное, исчерпывающее знание о предмете – идеальный конечный результат процесса познания. Относительная же истина предполагает любое достоверное знание. То есть все полученные человеком достоверные знания – относительные истины. Так же как отдельную характеристику истины выделяют её объективность. Объективная истина – знание, свободное от субъективных факторов, объективное отражение действительности.

Для подтверждения истинности того или иного знания учёные выделяют различные критерии истины. Так, например, философы-марксисты считали, что универсальный критерий истины – подтверждение её практикой. Но, так как далеко не все знания можно проверить на практике, выделяют и другие критерии истины. Такие, как, например, построение логически непротиворечивой системы доказательств или очевидность, аксиоматичность истины. В основном эти критерии используются в математике. Другим критерием может быть здравый смысл. Также некоторые современные философы выделяют как критерий истины компетентное мнение группы учёных. Это свойственно современной науке, особенно для узких областей. В данном контексте мне хотелось бы вспомнить изречение немецкого публициста и писателя Людвига Бёрне: «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия. Заблуждение – это истина, просуществовавшая лишь минуту».

Помимо теоретических обоснований, можно привести также ряд конкретных аргументов. Пожалуй, самым ярким примером можно считать отказ от геоцентрической системы мира (представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды).

В ходе научной революции XVII века выяснилось, что геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. То есть как сначала сенсационно и неправдоподобно появилась истина, гласящая, что Земля не просто часть Вселенной, но и её центр, так же впоследствии она уступила дорогу новому знанию.

Можно привести и другой пример. Древние люди не могли объяснить многих природных явлений, таких, например, как дождь, гром, солнце. Но так как человеку необходимо дать объяснение происходящему, познать непонятные явления, то они были объяснены действиями небесных сил – богов. Для древних славян истинное знание о громе заключалось в том, что бог Перун гневается на свой народ. Но разве можем мы считать это истиной в наши дни, когда мы уже вроде бы досконально изучили эти явления с научной точки зрения? Конечно нет. Более того, такие точки зрения воспринимаются в современном мире не просто как предрассудок, а как глупость и невежество.

Каждому новому знанию присуща некая дерзость. Вспомним, например, ситуацию рубежа XIX и XX веков, когда люди были уверены, что изучать уже нечего: всё изучено и открыто. Повсеместно начали закрываться кафедры физики, учёные начали забрасывать свою деятельность. Но великие открытия были ещё впереди. Были открыты делимость атомов, лучи Рентгена, Эйнштейн открыл теорию относительности, и многое другое. Тогда эти знания казались противоестественными и революционными. Однако сейчас мы воспринимаем эти вещи как очевидные и устоявшиеся.

И, наконец, что может быть очевиднее и аксиоматичнее даже для человека не особо сведущего в математике, чем то, что через две точки пространства проходит прямая, и притом только одна? Но это является истиной только в Евклидовой геометрии (III в. до н. э.).

В геометрии Лобачевского (середина XIX века) эта аксиома вовсе не является истиной. Да и вообще, вся Евклидова геометрия является лишь частным случаем геометрии Лобачевского.

Также можно привести и пример из жизненного опыта. Думаю, у каждого человека есть или был такой друг, о котором, казалось бы, известно всё: его поведение предсказуемо, его характер хорошо изучен, как нам кажется, у нас сложилось истинное знание об этом человеке. Мы можем знать, например, о его доброте, и каково же будет наше удивление, когда мы собственными глазами увидим, что этот человек способен на жестокость. Именно в этот момент аксиома и попадёт в разряд предрассудков.

Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, любая истина имеет свой «срок годности». Появляясь как что-то непонятное, неприемлемое, она становится частью нашего сознания, истиной в привычном понимании этого слова, а потом умирает под напором новых идей, познания и прогресса.

< Предыдущая Следующая >

Тренировочные эссе для обществознания ЕГЭ

«Истина — дочь времени» (Цицерон) «Истина — дочь времени» — известное высказывание Цицерона, древнегреческого политического деятеля, оратора и философа, которое относится к сфере такой науки, как философия. Философия — это наука о всеобщих законах природы, общества и человека, исследующая познавательное, нравственное, ценностное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нём. В современном мире существует множество различных наук, которые играют важную роль для всего человечества, и философия не является исключением. Именно поэтому тема, которую затрагивает автор является актуальной не только в данный момент, но и во все времена. Обратимся к теме данного высказывания. Автор говорит о зависимости истины от времени, другими словами, он утверждает, что правота истины, её полная правдивость становится понятной только по истечении некоторого времени, так как за этот промежуток могут произойти какие-либо изменения, которые сделают существование этой истины невозможным, опровергнут её. Эти изменения могут быть абсолютно разнообразны, начиная с каких-либо научных открытий и заканчивая эмоциями и чувствами людей. Для того, чтобы более подробно разобраться в этой теме, необходимо рассмотреть некоторые термины. Истина — это достоверное, правильное знание. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от конкретного человека, ни от человечества. Относительная истина — неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания. Другими словами, это знание, которое зависит от времени, места и условий его получения, о чем и говорит автор данного высказывания, утверждая, что истина порождается временем. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Существует теория, что абсолютная истина считается недостижимой, является моделью, так как общество система динамичная и человечество развивается вместе с ним. За счёт этого развития происходят новые открытия, узнается новая информация, в результате чего знания и представления о каком-либо предмете могут поменяться, и это превратит абсолютную истину в относительную, а может и в заблуждение. Как уже стало понятно, разница между относительными и абсолютными истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина имеет некоторые критерии, к которым относятся: чувственный опыт, теория и практика. Практика является самым важным критерием истины, так как истинность знаний доказываются практическим путём. Для того, чтобы подтвердить се вышесказанное, необходимо привести дополнительные аргументы.Во-первых, важно знать, что абсолютной истины не может быть без относительной, всегда сначала рождается относительная истина и только со временем она может превратиться в абсолютную путём каких-либо действий. Для того, чтобы истина стала из относительной абсолютной необходимо время, за которое человечество будет развиваться и сможет сделать новые открытия, которые дополнят относительную истину и сделают её абсолютной. К примеру, раньше люди были уверены, что наша Земля плоская, стоит на трёх слонах и черепахах. Они были уверены в этой истине и не подвергали её сомнению, но после Коперник, а затем и Галилей смогли доказать, что Земля — шар. Ещё через какой-то промежуток времени учёные выяснили, что это не совсем шар, а немного приплюснутый. В любой из этих исторических периодов люди были уверены в своей правоте, для них это было абсолютной истиной. Но время доказало, что они ошибались. Это подтверждает слова Цицерона. Во-вторых, говоря о том, что истина порождена временем, можно сказать о том, что истина рождается в результате споров людей, их рассуждений, выдвижения гипотез и их доказательств. Это всё включает в себя такой критерий истины, как практика, и это, несомненно требует времени. Люди вступают в дискуссии друг с другом, доказывают им свою точку зрения, в результат чего один из участников соглашается, находя ошибку в своих знаниях. Также люди доказывают какие-либо гипотезы, выдвинутые ими, это может занять несколько часов, если достаточно проведение простого эксперимента в лаборатории, а может занять несколько лет, к примеру в случае астрономии, когда люди были вынуждены десятилетиями наблюдать за небом или за конкретной звездой, чтобы достичь истины. Таким образом, проанализировав термины и приведя некоторые аргументы, мы смогли доказать правоту А.Цицерона, который утверждал, что истина является ничем иным как ребёнком времени

Урок по обществознанию » Истина и ее критерии» , Каликина Ольга Анатольевна, учитель истории и обществознания, МКОУ «СОШ № 18»г. Нальчика

10 класс

Тема : Истина и ее критерии.

Базовый учебник

: Л.Н. Боголюбов Обществознание. 10 класс.

М. Просвещение. 2020г.

Цели урока

: способствовать формированию представления об истине как о сложном философском понятии, что истина неоднозначна, она рождается из утверждения и отрицания, определить критерии истины, обучить пользоваться ПОПС-формулой, способствовать развитию коммуникативных способностей учеников.

Оборудование

: компьютер, проектор, 2 листа ватмана, маркеры, плакат с ПОПС-формулой, листы с высказывания об истине (раздаточный материал)

Структура и ход урока.

Эпиграф. Из утверждения и отрицания рождается истина.

Л. Фейхтвангер

  1. Мотивационная беседа.

Учитель: Я возьму на себя смелость, предположить то, о чем вы мечтаете. Вы мечтаете о свободе. О свободе от уроков, от домашних заданий.

Вы станете свободными, если познаете истину. Ведь Иоанн Евангелист сказал:

« И познайте истину, и истина сделает вас свободными. (Евангелие от Иоанна)

Какие вам известны самые распространенные афоризмы об истине?

  • Истина рождается в споре.
  • Истина где-то рядом.
  • Платон мне друг, а истина дороже.

Потрясающе как важна истина для человека! Она даже важнее дружбы! Человек так остро нуждается в истине!

«Всякий раз, когда ум может сформулировать истину, он празднует маленькую победу».

Я предлагаю вам,отпраздновать свою маленькую победу, открыть, сформулировать для себя истину.

  1. Основная часть.

Думаю, вам приходилось слышать: «истина находиться на дне стакана».

Вот перед вами стакан с водой. Что вы можете сказать о стакане и находящейся в нем воде?

(Стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст).

Это не тест для оптимистов или пессимистов. Удивительно то, что оба эти утверждения верны, хотя и противоположны. Одно — утверждающее, другое — опровергающее. Что же является истиной?

«Противоположностью истины является другая истина».

Как же все запутанно! Давайте разберемся с понятием «истина».

Несколько простых вопросов:

  • Сумма углов треугольника равна… (180 градусов).

    Это истина? Абсолютная?

  • Параллельные прямые не пересекаются. Это утверждение — истина?

(Согласно, неевклидовой геометрии, в пространстве сумма углов треугольника может быть не 180, и в пространстве параллельные прямые могут пересекаться.)

  • Назовите дату вашего рождения. Это — то уж истина абсолютная?

А по мусульманскому календарю это будет совсем другой год и день!

Философы говорят, что существует истина относительная и абсолютная.

Все примеры имеют отношение к истине относительной. Лично я не знаю примеров абсолютной истины.

Абсолютной истины не существует – такова абсолютная истина. Д. Джеролд

Возможно вам удастся найти абсолютную истину.

Древние говорили: истина рождается в споре. Проверим!

1группа выступают сторонниками тезиса, что роль личности в истории определяющая!

2группа выступают противниками данного тезиса, пытаясь его опровергнуть. Если не личность, то кто тогда определяет ход развития исторического процесса?

Чтобы изложить свою позицию, предлагаю воспользоваться вот таким алгори (плакат).

П

озиция — Я считаю…

О

боснование – потому, что…

П

ример – так как, например…

С

уждение – и поэтому….

Вывод:

Какую роль играет личность в истории спорный вопрос: всегда ли определяющую? Пожалуй, не всегда определяющую, но всегда очень важную. Роль личности в историческом процессе, в определении стратегии развития общества значительна. Но, действительно, «один в поле не воин». Только в условиях народной поддержки реализуется программа, разработанная лидером.

Каждый из нас является творцом истории. В условиях демократического общества, именно каждой личности, дается возможность принять активное участие в историческом процессе, и шанс стать известной исторической личностью. Как бы хотелось, чтобы истиной было то, что каждый из нас является творцом истории.

С помощью чего можно определить истинность чего либо, какого- либо утверждения?

Попробуйте закончить предложения:

Истина – это то, что выдерживает проверку …(опытом) (Эйнштейн)

Истина – это дочь …(времени) (Цицерон)

Французский философ 18в. Ж. Робине писал: « Не существует такой истины, против, которой не спорили бы и которая не была бы доказана столькими же способами, сколькими ее опровергали».

  1. Заключение. Выводы.

В японском саду Реандзю 15 камней, но посетители могут увидеть только 14. Почему они не видят 15й? Знаете ответ на эту загадку?

Ответ: Чтобы увидеть 15й камень, нужно посмотреть сверху! Так и для постижения истины нужен не односторонний, а всеобъемлющий взгляд.

Что истинно, а что — нет, можно увидеть тогда, когда рассмотришь проблему со всех точек зрения. То есть, чтолибо утверждая или (и) опровергая, мы находим истину.

О. Уальд сказал: «Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной».

И познайте истину, и истина сделает вас свободными. (Евангелие от Иоанна)

Сформулировали вы для себя, что такое истина? Понятно, почему она рождается из утверждения и отрицания? Вы одержали маленькую победу. Вот вам и награда (каждый участник получает высказывания об истине).

  • Из утверждения и отрицания рождается истина. Л.Фейхтвангер
  • Всякий раз, когда ум может сформулировать истину, он празднует маленькую победу. Дж. Сантаяна
  • Противоположностью истины является другая истина. Ж.Вольфром
  • Абсолютной истины не существует – такова абсолютная истина. Д.Джерольд
  • Истина – это то, что выдерживает проверку временем. А. Эйнштейн
  • Истина – дочь времени. Цицерон
  • Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. О.Уальд
  • Не существует такой истины, против, которой не спорили бы и которая не была бы доказана столькими же способами, сколькими ее опровергали. Ж.Робине
  • Познайте истину, и истина сделает вас свободными. (Евангелие от Иоанна)

Эссе на тему “Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок” – (Т. Г. Гексли)”

Английский учёный-агностик XIX века Томас Генри Гексли говорил: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иными словами, он полагал, что любая истина, появляясь на свет, опережает своё время, кажется противоестественной, ирреальной. А по прошествии некоторого времени, при более глубоком изучении предмета, оказывается, что эта истина вовсе не даёт того полного знания, которое должна давать, и отмирает как недостоверный пережиток прошлого. Я разделяю точку зрения Т. Гексли и также считаю, что процесс познания человеком мира, окружающего его, не стоит на месте, а значит, мы постоянно узнаём что-то новое о, казалось бы, уже полностью изученных предметах и явлениях. И в таких случаях наши знания об этих предметах и явлениях устаревают, и то, что когда-то казалось невероятной ересью, не укладывалось в человеческих умах, теперь отходит в прошлое как предрассудок.

Для более полного обоснования выбранной точки зрения обратимся к теоретическим доводам. В первую очередь это высказывание связано с таким видом человеческой деятельности, как познание. Познание, по сути, и является тем самым процессом, в ходе которого человек пытается найти упомянутую в высказывании истину. Важно отметить, что выбранное мною высказывание полностью отвечает агностическому мировоззрению относительно процесса познания. Агностицизм (в области познания) означает философское течение, которое заключается в том, что человек не способен познать мир, а способен лишь на познание своих субъективных образов. Иными словами, агностики отрицают способность человека добраться до истины.

Так что же такое истина? Современные обществоведы определяют истину как знание, которое достоверно, то есть в полной мере соответствует познаваемому объекту или явлению. Истины можно разделить на два разряда: абсолютная и относительная. Абсолютная истина представляет собой полное, окончательное, исчерпывающее знание о предмете – идеальный конечный результат процесса познания. Относительная же истина предполагает любое достоверное знание. То есть все полученные человеком достоверные знания – относительные истины. Так же как отдельную характеристику истины выделяют её объективность. Объективная истина – знание, свободное от субъективных факторов, объективное отражение действительности.