«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)

Как написать эссе по обществознанию

ЭССЕ — фр.

Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции,

трактующее частную тему и представляющее попытку передать

индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе

с нею связанные.

(Краткая литературная энциклопедия)

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/ne-iskusstvu-priobretat-sleduet-uchitsya-a-iskusstvu-rashodovat/

Жанр философской, литературно-критической, историко-

биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто

индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто

парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

(Большой энциклопедический словарь)

Предлагаем рекомендации для написания эссе по обществознанию, которые могут помочь эффективному освоению данного вида деятельности школьниками и учителями.

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик.

ШАГ 1.

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик

Некоторые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практически без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышления. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкретизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.

ШАГ 2.

Ответить устно на вопросы:

  1. Какую выбрать тему?

Пример

Тема: «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей)

Например:

Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия)

2. Имею ли я хорошие знания по той науке, к которой относится тема?

3. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор?

Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы,

прежде чем приобретать товары и услуги.

Автор утверждает, что в жизни не только материальные потребности важны для человека.

4. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема?

Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма образно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса.

Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

Речь идет о проблеме противоречивости материальных и духовных потребностей человека.

5. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему?

Я полностью согласен с данным высказыванием.

Я полностью согласен с данным высказыванием.

6. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения?

Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления…

Термины: материальные потребности, духовные потребности, потребности, Теория потребностей

7. Какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта в поддержку своей позиции?

Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Примеры:

Жизнь и творчество русских художников 19 века,

Подвижничество Варлаама Хутынского и др. святых

8. Какая фраза, мысль, цитата станут заключением в работе?

Заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоречия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками обществоведческой темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

9. Вспомнить, какова должна быть структура эссе?

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т).

Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить все же «маленький» жанр.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод).

Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вывод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении проблему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.

ШАГ 3.

Приступить к написанию работы на черновике.

ШАГ 4.

Проверить соблюдены ли требования к эссе и переписать на чистовик.

Подсказки:

  • Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов композиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен красной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

  • При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое качество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совершенствуешь себя!

  • Эссе обязательно должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

  • Приветствуются следующие дополнительные аргументы:

  • Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии ).

  • Имена его предшественников, последователей или научных противников.

  • Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

  • Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

  • Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Критерии оценивания эссе

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

содержание

баллы

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

4

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы.

1

Собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания).

Проблема не раскрыта. Аргументация отсутствует. Или информация дана не в контексте задания.

0

Темы эссе по философии

1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

Ф. Аквинский

2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Белинский

3. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».

Ф. Ницше

4. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

В. Соловьев

5. «Волю и желание нельзя смешивать… Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».

Дж. Локк

6. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».

Л. Фейербах

7. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

Лао-Цзы

8. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

Н. Бердяев

9. «Наука — это истина, помноженная на сомнение».

Валери

10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».

Н. Пирогов

11. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

И. Бердяев

12. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний».

Ж.-Ж. Руссо

13. «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».

Ф. Патрици

14. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».

Э. Фромм

15. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».

У. Годвин

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».

В. Жемчужников

17. «Все было встарь, все повторится снова».

О. Мандельштам

18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».

А. Камю

19. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

К. Гельвеции

20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».

Б. Шоу

21. «Деятельность — единственный путь к знанию».

Б. Шоу

22. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».

Ф. Ларошфуко, Темы эссе по экономике

1. «Торговля не разорила еще ни одного народа».

Б. Франклин

2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».

М. Амстердам

3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».

Наполеон

4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».

Ф. Хайек

5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».

П. Сир

6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».

Б. Шоу

7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

Ж.Дроз

8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».

М. Стинс

9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».

Н. Бердяев

10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

Л. Питер

11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».

Ф. Бэкон

12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».

Г. Форд

13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».

Пириандр

14. «Бесплатных завтраков не бывает».

Б. Крейн

15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».

Б. Франклин

16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».

С. Батлер

17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».

П. Буаст

18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».

С. Джонсон

19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».

А. Рогов

Темы эссе по социологии

1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».

А. Солженицын

2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».

Саллюстий

3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».

И. Шерр

4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым…».

А. Чехов

5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».

Л. Толстой

6. «Законы обязаны своей силой нравам».

К. Гельвеции

7. «Древний обычай имеет силу закона».

В. Максим

8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».

Р. Тагор

9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».

У. Гладстон

10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».

Ш. Лемель

11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».

Р. Эмерсон

12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой».

Ф. Рузвельт

13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

Ж. Вольфром

14. «Соглашения предотвращают конфликты».

X. Маккей

15. «Семья более священна, чем государство».

Пий XI

16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия».

Н. Бердяев

17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов — миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».

П. Сорокин

18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами».

Д. Джебран

19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом».

В. Гюго

20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».

Н. Гоголь

21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность».

В. Ключевский

22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль нити истории».

Р. Дарендорф, Темы эссе по политологии

1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил…».

В. Ключевский

2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей».

В. Ключевский

3. «Хорошая политика не отличается от хорошей морали».

Г. Мабли

4. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи».

П. Сир

5. « Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж. Даламбер

6. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной».

Ш. Монтескье

7. «Большая политика — это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам».

Наполеон I

8. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют».

Саади

9. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов».

К. Победоносцев

10. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».

А. Сумароков

11. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

Дж. Актон

12. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить».

Изборник, 1076 г.

13. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою».

И. Ильин

14. «Демократия — плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».

У. Черчилль

15. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко

16. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо

17. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем».

Б. Шоу

18. «Человек по природе своей есть существо политическое».

Аристотель

19. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Перикл

20. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону».

Аристотель

Темы эссе по праву

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».

В. Соловьев

2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными».

Цицерон

3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы».

Ф. Глинка

4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а многочисленность процессов не в пользу законов».

П. Буаст

5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».

Лао-Цзы

6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению».

О. Бисмарк

7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам».

Ж. Даламбер

8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии».

С. Лец

9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права».

Принцип римского права

10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл».

Ш. Монтескье

11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична».

Латинское изречение

12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть преступление».

Сенека

13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом».

Ш. Монтескье

14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Вольтер

15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».

Теренций

16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает».

А. Кененов

17. «Самый заклятый враг права — привилегия».

М. Эбнер-Эшенбах

18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья».

Цицерон

19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам».

Античный афоризм

20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть».

Платон

21. «Самое большое преступление — безнаказанность».

Б. Шоу

22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать».

Г. Державин

23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались».

Дж. Локк

24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».

При подготовке данного материала использованы следующие интернет – ресурсы:

svechnikov-sk@mail.ru

edu.tomsk.ru/teacher_help/ob