«Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой

«Величайшие истины – самые простые» — Л.Н.Толстой

Истина – это верное, правильное отражение действительности. Другими словами, это что-то неоспоримое, что-то, на чём держится наш мир. Утро сменяет ночь, а весна – зиму. Эти явления настолько привычны, что мы не замечаем их присутствия и влияния на нашу жизнь, как не замечаем движения стрелки часов. Между тем, именно самые простые истины являются одновременно и величайшими.

«Человек должен быть добр и терпим по отношению к окружающим» — то, что известно всем. Это простейшая и неоспоримая истина, которую людям прививают ещё в раннем детстве. Понятия о добре и зле, правильных и неправильных вещах, правде и лжи ребёнок усваивает во время взросления. И когда это происходит, он делает свой самый важный в жизни нравственный выбор – каким человеком ему стать: жестоким и бессердечным или доброжелательным и душевным. Самые простые понятия закладывают прочную основу для будущего каждого. В этом и состоит их величие: очевидные на первый взгляд вещи влияют на восприятие человеком мира. Если бы не было этих простых истин, то вокруг бы царил хаос, и общество не знало бы ни любви, ни дружбы, ни счастья. Только аморальность и жестокость. Незримое присутствие сказанных когда-то родителями слов ощущается на протяжении всей жизни и прочно входит в наше сознание, словно цветок добра, бережно посаженный ими, растёт с тех пор в нашем сердце. Проходя мимо нуждающегося, человек задумается, вспомнит наставления матери и поможет. А другой человек, стоя на пороге неправильного нравственного выбора, вновь услышит произнесённые отцом слова и доброте и её необходимости и сможет избежать ошибки. Постепенно, приобретённые знания о правильности каких-то поступков складывают совесть человека. Каждая истина – маленький кирпичик, а таких кирпичиков – тысячи. Люди, обладающие совестью и сильной, доброй душой, являются показателями правильности нашего мира. То, что существовало сотнями, тысячами лет не теряет своей актуальности, потому что только в условиях человечности и нравственности наш мир может развиваться и продолжать существовать. Величие этих истин – в их доступности, востребованности, принятии обществом. Простота не делает их «недостаточными» или ограниченно действующими. Простота делает их бессмертными. Такие истины будут действовать и влиять на общество всегда.

Говоря о величии простых истин, Лев Николаевич Толстой имел в виду их значимость и то, как необходимо понимать, что чаще всего важные вещи лежат на поверхности. При этом они не должны быть чем-то сложным, важна лишь ценность и смыл, которые они несут.

4 стр., 1724 слов

Что есть истина в искусстве

... понятий истина, ошибка, заблуждение и ложь, место истины в гносеологии. В ходе рассмотрения последней проблемы будут даны разные походы к определению истины, рассмотрены понятия ... человека и его мышления. Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины … "истина - есть соответствие знания действительности", "истина ...

«Величайшие истины — самые простые» Лев Толстой

«На своих ошибках только дураки учатся, умные – на чужих», — с детства наставляли старшие родственники. Я кивала и… дежурно сажала на лоб очередную шишку. Которой можно было бы избежать, потому что до меня миллионы людей уже сделали выводы из подобных ситуаций. Доказав, что «друзья познаются в беде», что «тише едешь – дальше будешь» и «плетью обуха не перешибёшь», отрыдав положенное и усвоив урок, я двигалась к очередным «мастер-классам», которые опять заканчивались печально для моего лба. Но с недавних пор наметился прогресс: то ли повзрослев, то ли заматерев в боях, я научилась смотреть по сторонам и от частного приходить к общему – слава индукции. Есть надежда, что в дальнейшем чело не пострадает.

Каждому свое

У моих подружек на двоих имя Лена, знак зодиака Овен и я – в качестве миротворца. В остальном между Ленами пропасть. Лена-младшая (преимущество в три года) со школьной скамьи мечтала о простом женском счастье: чтобы милый рядом, дети тоже, дом полная чаша, питомцы Мурка и Барбос дружны и сыты. Она рано вышла замуж, без промедления обзавелась парой «наследных принцев», правда, из питомцев только кот. Лена работает воспитательницей – «к мальчикам поближе», карапузы в соседней группе. Отработав, Лена забирает их и скорее домой – кормильцу ужин готовить. Летними вечерами шумное семейство гуляет в парке, зимними – папа читает «принцам» книжки, Лена вяжет. Они живут скромно, долго копят на новую мебель, берут кредиты на ремонт, лето проводят в деревне у родственников. Но, бывая у них в гостях, я понимаю, о какой семье мечтаю.

Лена-старшая защитила кандидатскую по экономике, думает о докторской, грезит дипломом МВА. Она самостоятельно купила квартиру, дважды в год отдыхает на океанском побережье. Встречается с серьёзным мужчиной, помешанным на дорогих машинах. Навещая Лену-старшую, я изумляюсь размерам ее квартиры, стильному дизайну и упорству хозяйки. Портит впечатление лишь ее дежурная фраза: «Я добилась всего, что нужно для счастья. Не то, что некоторые, нарожали детей и носочки вяжут». И я опять завожу шарманку про то, что наша младшая подруга абсолютно счастлива, единственное, о чем мечтает – родить дочку и дать детям хорошее образование. О том, что мать семейства жалеет бездетную, жадную до побед и впечатлений тёзку, я молчу. Мои Лены с удовольствием поспорили бы, кто из них счастливее, но я не допускаю баталий. Каждая из них по-своему права, каждая серьёзно ошибается. Но обе счастливы.

Кто бы мог подумать, что счастье вполне укладывается в математическую формулу: это притязания и желания, поделенные на возможности. Каждый по-своему представляет количество вещей, достижений и побед, когда можно сказать: «Жизнь удалась!» А фраза «мне большего не надо» говорит не об инертности человека, но об умении довольствоваться тем, что есть. Нужно всего лишь решить, что тебе действительно нужно, и двигаться к цели… А я пока мечтаю о детях, муже, немножко – о квартире и зачем-то — дипломе МВА.

Говорить правду

Эпизод найден на просторах Интернета. Что называется, ни прибавить, ни отнять.

«Шла встреча, на которой собрались все чины крупной кинокомпании. Обсуждались съемки. Большой начальник спрашивает маленького администратора: «Никита, ты договорился о съемках на таком-то объекте?» Никита отвечает: «Нет, не договорился». И понятно, что Никите не сдобровать: все важные, надутые, а тут какой-то Никита что-то не сделал. Ату его! Большой начальник расцвёл в предвкушении: «Ну что ж, давайте-ка послушаем, почему Никита не выполнил свою работу. Ну-ка, Никита, встань и расскажи нам всем, а? Ну, расскажи!». И ясно, что Никита сейчас будет рассказывать, что он звонил сто раз, но не дозвонился. Или что ему пообещали позвонить, но не позвонили. Что он застрял в лифте и просидел в нем неделю. Что он потерял телефон. Что он потерял память. Было понятно, что Никита начнет сейчас врать и изворачиваться. Потом он выслушает много слов, на него будут кричать. Никита опять станет объяснять, а большой начальник на каждое его слово найдет сто в ответ. В общем, обычная унизительная процедура. И вдруг Никита встает и говорит четким спокойным голосом: «Я не договорился о съёмках потому, что забыл». И большой начальник совершенно растерялся. Он готов был услышать сбивчивый лепет, готовил речь в ответ. А тут раз – и ему просто сказали правду. Обычную правду. «Я забыл». И что? И ничего. Большой Начальник сказал: «А… Ну ладно». А присутствующие почему-то испытали неловкость от пронзительной очевидности: самый взрослый человек здесь – администратор Никита».

22 стр., 10598 слов

Сборник идеальных по обществознанию. Мы ехали берегом лены на ...

... Теоретический материал, Текст В. Г. Короленко:(1) Мы ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера. (2)Однако река упорно боролась с морозом: ближе к берегам она превращалась в застывшую безобразную грязно- ... самопожертвование – это, Приложение №2, Блок 1. Композиция сочинения, Блок 2. Зачин в сочинении-рассуждении, Вступление может, Формы зачинов:, Грамматические средства оформления ...

«Когда не знаешь что сказать, говори правду» — очередная банальная истина. Вообще, правду нужно говорить всегда, за исключением совсем уж неуместных ситуаций. Потому что так поступают взрослые серьёзные люди. И я очень хочу всегда брать пример с честного администратора. Но периодически, опаздывая на работу, судорожно придумываю причину опоздания: что на этот раз, у меня кран сорвало или «роту бабушек через дорогу переводила»?..

«Лучшая подружка – подушка»

Эту истину мама не уставала повторять Алине. А когда за дочерью стал ухаживать «весь из себя положительный» Шурик, и вовсе утратила чувство меры: «Поменьше девчонкам рассказывай про ваши отношения. Если что, лучше со мной посоветуйся, все-таки побольше вашего на свете живу». Алина о Родительница хмыкала: «Как бы из-за подружек плакать не пришлось…»

Как-то Алина заметила, что одна из «особо приближенных» ведёт себя странно. Над шутками Шурика хохочет до колик, а раззадоренный остряк и рад стараться. Зато Алину то и дело поддевает в его присутствии. То вдруг вспомнит, как в 10-м классе Алина пригласила одноклассника на танец, а тот отказался. То преисполнена благих намерений: «Шурик, давай нашу Альку отправим в программу «Снимите это немедленно»? Там её приоденут стильно». И всегда получалось, что Шурик – гений юмора и молодец, а Алина – недотёпа никудышная. И ведь не приструнить болтушку! Алина цыкнула было, та невинно распахнула глаза: «Ну, ты чего? Я же любя». В общем, Шурик и барышня хохочут, Алина недоумевает: что-то происходит у неё на глазах, или только чудится?

Однажды вечером позвонила Шурику: «Что делаешь?» Тот растерялся: «В онлайне с N общаюсь, она первая мне написала». Тут же потревожила подружку: «О чём вы там с Шуриком беседуете?» Услышала невразумительное: «Да он первый предложил поболтать, ни о чём треплемся»… Поняв, что все улики налицо, Алина вспомнила мамино наставление…

Для двоих участников финал этой истории счастливый, для одного – не очень. Так бывает, если послушать мудрую маму и вовремя принять «меры по устранению».

1 стр., 425 слов

По пьесе «На дне»: истина или сострадание, правда или ложь, образы ...

... определенными людьми лучше слукавить, проявив сострадание и подарив надежду. Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение по пьесе «На дне»: истина или сострадание, правда или ложь, образы Луки и Сатина в повести Горького» ... и любимые стихотворения. Так что же важнее – истина или сострадание? Сам драматург, на мой взгляд, предпочитает позицию Сатина, считая, что только правда может служить толчком положительных ...

Женские журналы в тысячный раз поднимают тему: «Существует ли женская дружба?», психологи рассказывают о духе соревнования между женщинами, даже если они «ещё на горшках вместе сидели». Самые непримиримые спорят, приводят примеры. А другие вспоминают афоризм: «Все ссоры между женщинами – из-за мужчин» и поступают, как надлежит с мухами и котлетами: подружки отдельно от мил-дружков.

«Кратчайший путь до точки — прямая»

Школьный курс геометрии, на мой взгляд, емко объясняет вот что: понять и услышать друг друга проще, если люди поговорят. Прямой разговор выигрышней намеков, настаивания на своем и поступках назло. Ужасно не люблю вспоминать тот эпизод, но ради красного словца …

Мы поссорились. Я уперлась рогом и ждала покаяния со стороны 20-летнего друга (вообще-то больше, чем друга).

Вовка занял такую же позицию. Я рассердилась и перестала приходить в общую компанию. Вовка ответил убийственным спокойствием. Я закусила удила и пошла с компанией однокурсников в кино, после фильма позволила «свежему кавалеру» проводить до дома. Вовка был замечен в обществе какой-то фифы, как донесла спецагентура в лице подружек. Агенты присовокупили пожелание: «Дурни вы лапотные, помиритесь! Хватит жилы друг из друга тянуть, поговорите наконец!» Я злорадно ухмыльнулась и уехала с родителями к морю: пусть помается-поскучает. А «мытарь» рванул на целый месяц в горы, по приезде был демонстративно весел… И я, и он, и все вокруг понимали, что смысл нашего спектакля один: «Ты ещё пожалеешь, что меня нет рядом! Докажу, что я – матерый человечище!»

Вечерами кто-то звонил на домашний, если брали трубку родители, звонок обрывался. Если я – кто-то (известно кто) молчал и вздыхал. Вытерев слезы, я шла выгуливать пекинеса Чапу, хотя тот упирался и зевал. Совершив десять кругов почёта вокруг Вовкиного дома, то грустила по Вовке, то вынашивала новые планы наказания любимого строптивца… Наверное, я бы вытоптала у Вовкиного жилья каменитсую дорожку, но однажды на обратном пути встретила его… Мы сидели, сложившись «домиком», приникнув головами, Чапа спал у Вовки за пазухой, Вовка говорил, а я соглашалась и плакала…

Этот урок нам обошелся в три месяца переживаний и километры нервов. С тех пор, когда что-то не ладится, кто-то из нас говорит кодовую фразу: «Стоп. Давай оба успокоимся и поговорим».

До всего дойти своим умом

«Вся моя жизнь ушла на то, чтобы убедиться в правоте банальных истин, — сказала мисс Палмер. – Нам с раннего детства на ложечке подносят всю мудрость, накопленную человечеством. Каждый день мы слышим: «Тихие воды глубоки», «Пока есть жизнь, есть надежда», «У каждой тучи найдется серебряная подкладка» и прочее подобное, но это все равно что метать бисер перед свиньями. Пока сам не споткнешься о камень, на котором уже падали миллионы раз до тебя, ничего не поймешь и ничему не научишься. Зато, если уж сделаешь свое доморощенное открытие, хочется кричать на весь мир: «Эй, люди! Все слушайте меня! Известно ли вам, что настоящий друг познается в беде? Я только что это обнаружил! Знайте же: не все золото, что блестит». Но кричать бесполезно, только зря горло надорвете. Вот так я и живу – от одного банального открытия к другому».

3 стр., 1030 слов

Всегда говорить правду — смелость или глупость?

... они верят. Другие же считают, что правда это то, что может гарантировать безопасность человеку. В таком утверждении тоже есть доля истины, поскольку люди привыкли к безопасной, спокойной жизни и если им ... говорить правду, получилось так много, что ситуацию можно интерпретировать вполне однозначно. Однако это не совсем так. Конечно, злонамеренная ложь — это всегда плохо, но ведь иногда она бывает ...

Я подчеркиваю в книге «Нефритовые четки» строчки, подумав, закладываю страничку календариком. Определенно, в уста мисс Палмер автор Борис Акунин вложил свой опыт. Да уж… Если такой гигант мысли, вслед за любимым Довлатовым, жизненные уроки постигал своим умом, стоит смириться, что осваивать банальные истины предстоит самостоятельно.

Булгаков м. а. — Что есть истина — сочинение

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Человечество, обладающее истиной, обладает величайшим преимуществом перед вселенной. Другой разговор, что человечество не всегда правдиво с самим собой, не всегда признает свои ошибки, не всегда находит силы взглянуть правде в глаза.

Тем временем, правда – категория, делающая людей лучше в собственных глазах и в глазах окружающих.

Проблема

В своем тексте Л.Н. Толстой поднимает проблему правды, которая способна при правильном использовании этого понятия, изменить весь мировой уклад к лучшему.

Комментарий

Автор уверен, что самые важные жизненные изменения человечества происходят не под влиянием армий, революций, решений правительства. Все, что для перемен нужно – изменить взгляды общества на возникающие проблемы. А взгляды и убеждения социума поменяются при простейшем условии – всем и всегда говорить правду.

Не нужно выдумывать несуществующих истин, не нужно изобретать велосипед, нельзя полагаться на опыт прошлого. Только при соблюдении этих условий будет возможным безболезненное преобразование нашей несовершенной жизни.

Чтобы избавиться от того, что тяготит нас в жизни, уничтожить преследующие нас бедствия, нужно просто не лгать, не поддаваться намеренному обману, не говорить того, чего на самом деле не думаем. Нужно всего лишь понимать, что вся сила общества в правде, в умении высказать ее бесстрашно, в умении не совершать глупых и недостойных поступков.

Правды боятся больше, чем многотысячных армий или революций. Для того, чтобы сокрушить истину, спрятать ее от глаз миллионов, правительство вводит жесточайшую цензуру, подкупает газеты и другие средства выражения общественного мнения.

Основная сила каждого человека скрывается не в книгах или газетах, она прячется в открытых мыслях каждого благоразумного человека, которые он высказывает откровенно жене, товарищам, самым близким людям.

Одному человеку достаточно высказать свое истинное правдивое мнение, его подхватят миллионы, ему откликнутся даже те, кто доселе думал иначе и просто не понимал своих истинных предпочтений. Следом за этим произойдет изменение в поведении людей, изменятся их поступки.

Авторская позиция

Автор сетует на то, что имея в своих руках такое оружие как истина, люди продолжают жаловаться на жизнь и ничего не делать. Один боится правда чем сладкая ложь. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь: пословица">сказать правду из-за возможной утраты материального благополучия, второй потому, что хочет достичь славы и власти и впоследствии помогать людям, третий просто не хочет оскорблять людей.

Л.Н. Толстой уверен, что жизнь изменится только тогда, когда старое общественное мнение заменится на новое, свежее. А это возможно только при смелом высказывании новейших требований. Только истина поможет изменить неудовлетворяющий порядок жизни.

Своя позиция

С автором невозможно не согласиться. В современном обществе действительно слишком много лжи. Все боятся сказать правду, высказать смелое мнение, отличающееся от других. Возможно, боятся последствий, или же просто опасаются выглядеть глупо.

Если же кто-то найдет в себе силы раскрыть обществу правду, истину, то жизнь непременно преобразуется.

Аргумент 1

Проблему правды поднимали многие писатели и поэты. Сразу вспоминается пьеса М. Горького «На дне», где вопрос о правде рассматривается с двух противоположных сторон – с позиции Сатина и старца Луки. Первый был за то, что правда – это первостепенно для жизни, нужно жить только правдой, и тогда человек сможет реально взглянуть на вещи, на окружающую его жизнь.

Лука же проповедовал значимость лжи во спасение, однако его праведная ложь привела лишь к несчастьям – Пепел оказался на каторге за убийство, Наташа пропала, Актер повесился. М. Горькому больше близка позиция Сатина, так как на пороге 20 века значимость человеческого могущества признавалась практически всеми творческими людьми. Правда – главное оружие современного человека.

Аргумент 2

Правда всегда меняет человека к лучшему, к лучшему меняется и его жизнь. К примеру, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» единственным выходом для главного героя – Родиона Раскольникова – стало признание в содеянном им грехе, убийстве старухи-процентщицы.

Только высказанная вслух правда помогла ему избавиться от ужаснейших внутренних терзаний. Несмотря на то, что он оказался в заключении после признания, в его выздоровевшей душе зрел план, как устроить дальнейшее благополучие людей.

Заключение

Правда облагораживает человека, она возвышает его, помогает быть уверенным в себе и в окружающих людях. Попробуйте всегда говорить правду, и вы увидите, как ваше существование приобретает совершенно новое осмысленное значение.

Истина в споре.

Утверждение, что истина рождается в спорах, тоже вызывает немало споров. Ведение дискуссии – это искусство, которым владеют далеко не все. Любое неаккуратное слово способно разрушить семью, дружбу, коллектив, а спорящих превратить в заклятых врагов. Несложные правила помогут грамотно высказать свое мнение и не выйти за пределы разумного:

  • Правда не всегда соответствует фактам.
  • Если обратиться к главным ценностям, можно обратить спор в поиски истины.
  • Иногда достоверность не стоит утраты доверительных отношений.
  • Многие спорят просто так, потому что предпочитают несогласие.
  • В бесконечных прениях рождается не истина, а истинное лицо человека.
  • Если вы спорите с идиотом, вероятно, он поступает так же.
  • Чем больше вы подключаете эмоции, тем меньше шансов отстоять свою правду.
  • Иногда умение слышать и слушать поможет разрешить спор лучше любых доводов.
  • Чистая правда должна преподноситься корректно.
  • Лучшая альтернатива спору – диалог.

Верный признак того, что спор прошел плодотворно – ощущение взаимного согласия и большего понимания оппонента.

Выводы:

  • Истина – отражение объективной реальности и воспроизведение ее такой, как она существует сама по себе.
  • Истинную красоту можно обнаружить в самом себе с помощью несложных практик.
  • Спор приводит к истине только в том случае, когда ведется корректно и уважительно.

Пройти тест на психологический возраст

ДМИТРИЙ СУСЛИН – учитель и писатель , Эссе на тему: «Есть две мирные формы насилия: закон и приличия» (И.В. Гете), Автор: Королева Дарья Александровна, класс М-10-1.

Хочется начать, пожалуй, с того, что данное высказывание величайшего немецкого философа и поэта посвящено такому интереснейшему разделу обществознания, как правоведение. Оно говорит о различных регуляторах общественной жизни, сущности права и его связи с приличием.

Современное общество XXI века сложно представить без права. Ведь даже с самого рождения мы получаем наше естественное право – право на жизнь. Однако что же такое право? Право – совокупность общеобязательных правил, охраняемых силой государства. Права людей регулируются законами, что позволяет нам чувствовать себя в обществе более защищенным, при этом их соблюдение является нашей обязанностью перед государством, в противном случае – следует привлечение к юридической ответственности в соответствии с кодексами, содержащими в себе меры наказания. Иоганн Вольфганг фон Гете в своем высказывании приравнивает право к одной из форм насилия. Я абсолютно солидарна с данной точкой зрения, ведь возможно человек не всегда поступает так, как ему хочется, потому что знает, что в ответ могут последовать определенного рода наказания, санкции. Мало кто хочет для себя неприятных последствий, поэтому приходится поступать скорее так, как «надо». Таким образом, соблюдение законов принуждает человека к чему-то, что в общем то можно сравнить с насильственными действиями в адрес этого индивида.

Второй же формой насилия, по мнению Гете, являются приличия или же нормы морали. Нормы морали – это определенные стандарты и предписания, которые регулируют поведение людей в обществе. Нет, они нигде не прописаны, в отличие от права, они по сути не обязательны к исполнению. Однако их несоблюдение также приводит к определенным последствиям. Нормы морали устанавливаются обществом, поэтому их несоблюдение пресекается именно обществом.

Связью законов и приличий является то, что они обязывают человека к совершению поступков лишь определенного рода, регулируя тем самым нашу общественную жизнь. Несоблюдение их подразумевает собой мирные формы наказания. Однако отличие между ними заключается в том, что несоблюдение законов повлечет собой тюремные сроки, исправительные работы, компенсации за ущерб (в зависимости от степени тяжести совершенных поступков), в то время как несоблюдение норм морали – непринятие человека в социуме, игнорирование его просьб, в той или иной форме издевательства в его адрес.

Приведу пример нарушений норм морали из своего социального опыта. Очень часто, проходя по улице мимо подростков, можно услышать нецензурную лексику. Для воспитанных людей – это неприемлемое поведение. Данный поступок сразу вызывает отвращение у окружающих. Такое чувство возникло и у меня. Для человека нашего века характерна высокоразвитая толерантность, в следствие которой большинство людей постарались «этого не заметить».Однако проходившая мимо пожилая женщина решила не молчать и пресечь неуважительное отношение. Она сделала замечание молодым людям. В их глазах можно было заметить раскаяние и они обязались не повторять такого вновь..

Примером нарушения закона может стать кража чужого имущества. Однажды я стала свидетелем кражи в общественном месте, что, конечно, тоже вызвало огромный спектр негативных эмоций. Подобного рода нарушения регулируются уголовным кодексом РФ.

В заключении я хочу сказать, что создание законов, борьба людей за права (примеров к которым в нашей истории можно найти очень много), а также моральные и этические нормы – это важная составляющая нашей жизни. Несмотря на то, что закон и приличия громко называются «формами насилия» – это необходимость. Ведь это залог высокой правовой культуры в обществе и справедливости.

Коперник

Геоцентрическая модель мироздания на протяжении тысячелетий отвечала интересам религиозных и государственных деятелей: Земля, как центр Вселенной, занимает особое положение, они «избрана» Богом. Этот факт считался непреложной истиной, в которой не надлежит сомневаться никому. Однако такая модель не могла объяснить множество явлений: например, странное поведение планет, которые не подчинялись законам движения остальных небесных светил.

Живший в XVI веке польский астроном Николай Коперник предложил другую, более совершенную модель мироустройства, в которой Земля и остальные планеты вращались вокруг центрального светила – Солнца. Она хорошо объясняла странности в движении планет, появилась возможность вычислить размеры Солнечной системы и узнать законы, по которым двигались все небесные тела.

Однако такая революционная гипотеза была названа Церковью кощунственной и несущей угрозу для всего миропорядка. Причина такой реакции довольно проста: мысль Коперника о заурядности планеты Земля ставила под сомнение слова Библии, более того, угрожала авторитету церкви, которая до этого считала себя монополистом в объяснении того, как устроена Вселенная.

Что такое истина?

Истина — это объективное знание, которое соответствует действительности и не зависит от оценочного мнения познающего. Это абстрактное понятие, существующее в человеческом познании в данный момент времени. Истину невозможно описать словами, так как наш язык сильно ограничен. Ее нельзя увидеть или пощупать, ее можно осознать или постичь. Истиной может именоваться само знание и понятая действительность.

главным критерием

В русском языке правда и истина не только пишутся по-разному, но имеют разные значения. Хотя словари трактуют эти слова как синонимы, различия все же есть:

С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей. И каждый из них будет по-своему прав. Нет четкого определения, что такое истина Каждый человек по-своему трансформирует это довольно абстрактное понятие. Всегда, во все времена люди искали истину в сложных и возвышенных вещах. На этом фоне особенно поражает простота, с которой это понятие раскрывается у Булгакова. Беседа Иешуа с Понтием Пилатом дает очень простой ответ на такой сложный вопрос. На вопрос прокуратора “Что такое истина?” Иешуа говорит: “Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. …Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан”. Вот она, истина Иешуа не ищет ее в высоких словах и чувствах, а видит ее в простых и, на первый взгляд, обыденных вещах. Для него просто необходимо жить истинной жизнью, это единственно возможное для него состояние. Создавая этот образ, Булгаков показал, что и добро, и милосердие, и любовь к людям являются следствием истинной жизни, следствием честности с другими и с самим собой. В сцене разговора Иешуа с Понтием Пилатом происходит столкновение двух истин: вневременной, вечной истины Иешуа и “ершалаимской” истины Пилата Прокуратор пытается подтолкнуть арестанта ко лжи, не понимая его убеждений: “Отвечай! Говорил?.. Или… не… говорил?”. Лишь на мгновение он, казалось бы, постигает вечную истину Иешуа, но изгоняет ее, как видение. Пилят не принимает ее, а потому и не проявляет милосердия к своему пленнику. Ложная жизнь, не приемлющая истину, “во всей красе” представлена жителями Москвы. Они врут, никогда не являют свои истинные чувства. Только два человека во всем городе не боятся противопоставить всеобщему вранью окружающих свою собственную честность — Маргарита и Иван Бездомный. Последний сумел не только признать ужасными собственные стихи, но и отказаться, навсегда отказаться от их написания. Оба эти героя, однако, не выдерживают “сражения” с ложной жизнью. В эпилоге Иван Бездомный уже “знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился”. Однако истина не покидает его совершенно, как платок к Фриде, она постоянно возвращается к нему. И Маргарита также терпит поражение в городе, а истину вместе с Мастером находит уже в вечности. В романе “Мастер и Маргарита” изображена истинная жизнь и жизнь ложная. Как в свое время Толстой, Булгаков противопоставляет друг другу эти две жизни. В эпилоге он показывает жизнь города, которая как бы замыкается в круг. Город утратил все духовное и талантливое, ушедшее из него вместе с Мастером. Утратил все прекрасное и вечно любящее, ушедшее вместе с Маргаритой. Он утратил все истинное, что было. Наконец, из него ушел далее Воланд со своей свитой, который, как это ни странно, также является героем истинной жизни, ведь именно он разоблачает ложь и притворство жителей Москвы. Что же в результате остается в городе? Люди, живущие обыденной, лишенной каких-либо чувств, неистинной жизнью. Людишки, обреченные на общение только с материальной стороной жизни… Всю жизнь человек стремится к поставленной цели, ищет свою собственную истину, свой смысл жизни. И от того, как он проживает свою жизнь, зависит то, что он обретет после смерти. Это тоже истина, которую Булгаков раскрывает на примере всех героев “Мастера и Маргариты”. Вспомним, что говорит на балу Воланд: “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. …Ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!”.
Истина Правда
дает знание об общих законах бытия дает знание об отдельных фрагментах общей картины
объективная субъективная
единственная у каждого своя
является философской и религиозной категорией относится к бытовым понятиям
возвышенная земная и будничная

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: образец обществоведческого эссе по философии , Образец эссе

ФИЛОСОФИЯ

« Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» ((Л.Н.Толстой)

Что такое истина? Как соотносятся истина, ложь и заблуждение? Прав ли Л.Н.Толстой, утверждая, что главным препятствием познания истины является не ложь, а подобие истины? Попробую поразмышлять над этими вопросами, опираясь на высказывание русского писателя.

На мой взгляд, в основу данного изречения заложена проблема истины и заблуждения. Чтобы обосновать свою позицию, рассмотрю сущность таких философских категорий, как «истина», «критерии истины», «ложь», «заблуждение». Итак, истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Рассмотрим их. В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Истина всегда субъективна по своей форме, однако по своему содержанию, т. е. по тому, что содержится в знании, она объективна. Содержание этого знания не зависит от сознания людей. Оно соответствует действительности, законам, явлениям природы и общества. К примеру, законы механического движения были открыты и сформулированы И. Ньютоном. Но эти законы существуют независимо от основателя классической механики.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое последующим развитием науки. Именно поэтому абсолютная истина — это только идея, т. е. некоторый идеал, к которому, безусловно, нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят «вечные» или «окончательные» истины, истины факта (Маркс родился 5 мая 1818 г.).

Хотя и здесь есть относительный момент — само летосчисление. В исламском летосчислении (от хиджры) цифры, понятно, будут другими. Понятие «относительная истина» служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента Таким образом, абсолютная и относительная истины — истины объективные. Главным, решающим критерием истины является практика, направленная на реальное преобразование мира — природного и социального. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Рассмотрим, как соотносятся истина и заблуждение? Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину, и поэтому является препятствием познания истины. Попробую обосновать данный тезис. Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Как правило, это одностороннее отражение объективной реальности субъектом, то есть недостаточное знание, которое приводит субъект к заблуждению, ибо он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное.

Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Вот почему Л. Н. Толстой прав, считая подобие истины (заблуждение) г препятствием познания истины. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с теорией Птолемея или с ньютоновской трактовкой пространства и времени. Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному. Вместе с тем можно частично не согласиться с категоричностью писателя, потому что, как показала практика человечества, заблуждение — это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать». И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Ложь же, в отличие от заблуждения, — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. К примеру, рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей. Обобщая, можно сказать, что в целом истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта, а ценность знания определяется мерой его истинности. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Поэтому выход один:

«

Освободить человека от заблуждений — это значит придать ему нечто, а не отнять. Освобождение от лжи есть проповедание истины, знание того, что выдаваемое за истину есть ложь, есть истина. Заблуждение всегда вредит. Рано или поздно оно сделает вред тому, кто признает его за истину» (Шопенгауэр).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что заблуждение как подобие истины, действительно, является препятствием познания истины, и в этом, безусловно, можно согласиться с Толстым Л.Н., но признать все же заблуждение как толчок к продвижению к истинным знаниям.