Технологическая карта русского языка в 3 классе » -миниатюра «Весенняя сказка» план-конспект по русскому языку (3 класс)

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
  • продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка;
  • расширить словарный запас учащихся ;
  • учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность;
  • конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия;
  • успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
  • планировать учебное сотрудничество.

Познавательные:

  • освоение умения составлять текст-описание;
  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
  • высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык –развитие речи – литературное чтение — окружающий мир – музыка — изо

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне».

Аудиозапись «Голоса птиц».

Выставка рисунков учащихся «Весна идёт!» по материалам экскурсии.

Карточки со словами (словарный диктант).

Карточки с этапами плана.

Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 1 ) Урок развития речи

-Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.

Дети рассаживаются.

— Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.

Запись даты в тетради.

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

  1. Минутка чистописания

-Запишите буквы с образца на нижнюю строку:

с л к а е з о к г а и

  1. Словарная работа

— Запишите слова под диктовку: со…нце, пр…талины, сне…, н…беса, луж… .

Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.

(Слайд 2 ) Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.

III. Постановка учебной задачи

Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока.

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные : целеполагание.

Коммуникативные : постановка вопросов.

Познавательные : общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели.

  1. — Вычеркните буквы-«опасные места» из слов в строке чистописания.

с л к а е з о к г а и

— Какое слово у вас получилось? ( Сказка )

-А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт.

-О чём же будет наша сказка? ( О весне ).

-Какие ощущения связаны у вас со словом «весна»? ( Тепло, радость )

  1. – Подберите родственные слова к слову «весна». ( Весенний, веснушки, веснянка .)
  2. – Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. ( Весенний ).

— Женского рода? ( Весенняя ).

— Среднего рода? ( Весеннее )

— Прилагательное множественного числа? ( Весенние ).

  1. –Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.

Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.

IV. Эмоциональная подготвка к написанию сочинения.

Цель: упорядочение материала

Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1. Вступительное слово о весне.

— С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна, происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева. Прочитайте!

(Слайд 3)

А.Н. Плещеев

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!

2. Просмотр презентации «Весна в творчестве русских художников».

— Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.

Просмотр презентации.

— И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.

-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?

— Почему весной особенно хочется радоваться?

— Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы. Для этого нужно вспомнить приметы весны.

3. Выставка рисунков «Весна идёт!»

— Весна пришла в наши края полноправной хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.

Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».

-Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе весной?

Дети: — Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает, рождается заново.

Учитель: -Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

V. Построение проекта сочинения

Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения.

Составляют план достижения цели и определяют средства .

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

-Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим их и у нас получится книга «Весенние сказки».

На доске вывешиваются картинки «Птицы», «Солнце», «Ручейки», «Подснежники».

-Расставьте эти картинки в правильной последовательности. С чего начинается весна?( Светит ярче солнце.)

— В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).

— Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их. Это Весна света.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.

-Светит ярко солнце. Что происходит дальше? ( Тает снег. )

-Наступает время Весны воды. Что происходит в природе? ( Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи. )

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды.

— Мы рассказали об изменениях в неживой природе. А что же происходит с живой природой? ( Прилетают птицы.)

— Будучи на экскурсии, мы отметили, что на улице стало очень весело. От чего? ( Птицы поют )

— Значит, пришло время Весны звуков.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков.

— Какие ещё изменения в живой природе ждут нас впереди? ( Появятся подснежники.Распустятся листья.)

— А это значит, что придёт время для Весны зелени.

Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.

-Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).

-Давайте исправим наш план.

1. Вступление.

2. Основная часть.

а) Весна света.

б) Весна воды.

в) Весна звуков.

г) Весна зелени.

3. Заключение.

Физминутка.

— Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем.

Появились почки на деревьях.

Медведь спит в берлоге.

Белка делает запасы.

Тает снег.

Морозно.

Идёт ледоход.

Опадают листья.

Метут метели.

Ярче светит солнце.

Журчат ручьи.

Солнце светит, но не греет.

Набухание почек.

Оттаивание почвы.

Птицы улетают в тёплые края.

Появление насекомых.

В природе начинается цветение растений.

— Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)

-Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.

-Какой тип речи будем использовать? Почему? ( Описание. Будем описывать приход весны )

-В какой части будем использовать глаголы будущего времени? ( Весна зелени. Это время ещё не наступило .)

VI. Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом. Отбор языкового материала.

Регулятивные : целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные : общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества.

1. Работа над первой частью — вступление.

а) – Итак, мы начинаем писать сказку о весне. Предлагаю начать вот с такого предложения.

Первый весенний Лучик разбудил Весну.

— Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?

— Как называется такой приём в литературе? ( Олицетворение )

-Какие ещё слова подойдут для описания Лучика? ( Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий ).

— Запишите это предложение.

— О чём можно написать дальше? ( О весенних изменениях ).

б) Прочитайте слова на доске.

Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся.

— Что общего в этих словах? ( Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.)

— Кто может выполнять эти действия? ( Человек, животные, неодушевлённые предметы .)

— Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.

-Какие глаголы можно употребить, говоря о Весне? ( Идёт, шагает, шествует. )

— Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему? ( Бредёт, плетётся. Весна — это молодая девушка .)

-Объясните значение слова «шествует». ( Торжественно идти .)

— Действие завершилось или и сейчас продолжается? ( Продолжается и сейчас ).

— В каком времени употребим глаголы? ( В настоящем )

— Можно ли эти предложения использовать во 2 предложении? ( Да. Называется предмет описания )

— Являются ли предложением слова «Идёт весна»?

— Нравится вам это предложение? ( Нет, оно невыразительное ).

-Что нужно сделать, чтобы оно стало красивым, поэтичным? (Украсить эпитетами)

— Какая весна?Подберите эпитеты.( Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.)

— Запишите своё предложение в тетрадь. ( Идёт по земле Красавица-Весна ).

2. Работа над частью «Весна света»

— Переходим к работе над второй частью.

а) Беседа о содержании.

— Как называется вторая часть? ( Основная часть )

— О чём нужно рассказать в этой части? ( О признаках весны )

— Сразу ли весна становится хозяйкой? ( Нет )

— С чего начинается приход весны? ( Стало много солнца. )

-Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.

— Весна света — это первая победа Весны .

б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.

— Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей. ( У каждого ученика карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне ).

— Прочитайте. ( Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением .)

— Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.

  • «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями ». А. П. Чехов.
  • «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега и почернели дороги.» С. Т. Аксаков.
  • «На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой
  • «Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.» И. С. Соколов-Микитов

— Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво написали о весне русские писатели-классики.

в) Составление предложений о Весне света.

— Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.

3. Работа над частью «Весна воды»

-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе происходили далее? ( Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали звонкие ручьи. Появились первые проталины )

— Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.

— О каком явлении ещё можно написать в «Весне воды»? ( О ледоходе ).

— Как образовано слово «ледоход»? Как называются такие слова? ( Сложные слова ).

— Если слово «ледоход» будет играть роль подлежащего в вашем предложении, то какие глаголы вы употребите на роль сказуемого? ( Начался, прошёл, идёт ).

— Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.

— Мы увидели вторую победу Весны — наступила Весна воды .

4. Работа над частью «Весна звуков

а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

— А знаете ли вы, какой голос у Весны? ( Птичьи голоса ).

-Давайте послушаем.

Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»

— Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.

б)Чтение учителем отрывка из произведения.

— Послушайте, как красиво о весне звуков написал писатель Виталий Бианки.

“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, — и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”

в) Составление и запись предложения о Весне звуков.

— Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.

г)Работа в парах.

— Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? ( Грач ).

— Народ давно подметил: увидел грача – весну встречай . Как же радостно становится на душе, когда впервые после зимы увидишь этих птиц, важно расхаживающих по земле. Давайте запишем предложение о грачах.

— Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.

старой гнёзда на грачи чёрные берёзе строят

— Запишите предложение в тетрадь.

5. Работа над частью «Весна зелени»

а) Беседа о первоцветах.

— Последняя победа солнца — наступление Весны зелени.

— Что сразу представили? ( Подснежники ).

-Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. Ну, а самый храбрый из первоцветов — подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.

Цветок весны, идущий к нам по снегу,

Простой цветок, но сколько он несёт

Добра, и радости, и счастья человеку!

б)Составление и запись предложения о Весне зелени.

— Прочитайте: Встречает весну.

-Что прочитали? ( Словосочетание .)

-Назовите главное и зависимое слово. ( Главное слово «встречает»)

— Кто может встречать весну? ( Подснежник )

— Составьте предложение с данным словосочетанием. ( Подснежник встречает весну .)

— Дополните предложение второстепенными членами предложения. ( Радостно встречает весну храбрый подснежник )

-Запишите своё предложение в тетрадь.

в)Заключение

— Вот и закончилась основная часть. Мы проследили последовательность изменения природы Весной и сумели красиво об этом написать. О чём можно написать в заключении? ( Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства ).

— Напишите об этом одним предложением.

VII. Самостоятельная проверка

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : самоопределение.

— Теперь предлагаю вам проверить свою работу.

VIII. Рефлексия деятельности

Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

  1. Заслушивание готовых «Весенних сказок».

— Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?

2. Подведение итога урока.

— Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше не обращал внимания?

— Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть, у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.

3. Домашнее задание

— Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках под своим рисунком (с выставки).