МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПРИРОДЫ ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ»

Сочинение

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная гуманитарная школа № 65 города Донецка»

Учитель русского языка и литературы, Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

по теме «Подготовка к сочинению-описанию природы

по личным наблюдениям»

Аннотация . Методическая разработка урока русского языка в 6 классе представляет собой материалы к уроку развития речи. Разработка включает в себя план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.

Во время урока учащиеся учатся писать сочинение, высказывать своё мнение, развивают навыки работы со словарями, читают, анализируют сочинения других учащихся. В результате дети чувствуют точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы, стремятся к речевому совершенствованию, проявляют интерес к творческой деятельности, выстраивают логические рассуждения, обогащают словарный запас, умеют выражать и аргументировать собственную точку зрения.

Ключевые слова:, Конспект урока

Тема : Подготовка к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям

Цель: познакомить с особенностями описаний природы; научить определять роль описания природы в художественном тексте; подготовить к написанию сочинения-описания природы; повторить план работы над сочинением и приёмы его совершенствования; ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению; научить собирать материалы; познакомить учащихся с приёмами подготовки материалов к сочинению-описанию природы на основе собственных наблюдений, научить этому описанию; показать способ систематизации материалов к сочинению; определять, что в изучаемом (или наблюдаемом) материале относится к теме будущего высказывания; фиксировать свои наблюдения и мысли — делать записи; пользоваться собранным материалом в устной и письменной речи; научить использовать приёмы наблюдения, составления и записи ключевых слов и словосочетаний, подготовки рабочих материалов; познакомить с приёмами подготовки к устному выступлению; познакомить учащихся с особенностями описаний природы; научить описанию природы; организовать поиски текстов с описаниями природы;

развивать

воспитывать

Задачи: научиться писать сочинение ; понять, в чём особенность сочинения-описания природы ; уметь высказывать своё мнение; углубить переживания, сделать осознанными; развивать воображение, фантазию; почувствовать точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы ; представить картины, изображенные в них .

11 стр., 5148 слов

Описание природы весной. Весенняя природа (описание) Описать ...

... с первыми рассветными лучами она опять оживает. Весной в лесу очень хорошо, свежий воздух уже не пахнет сыростью, а благоухает ароматами зелени. Начинается новый виток природы. Категория: Сочинения на свободную тему ... выходят погреться на солнышке и понежиться на молодой травке. Воздух наполняется непередаваемым разнообразием запахов. Весенняя природа неповторима и очаровательна. Описание весны Весна ...

Личностные УУД., Регулятивные УУД., Познавательные УУД., Коммуникативные УУД., Приёмы работы:

собирание материала к сочинению;

  • анализ примеров сочинений — описаний природы;
  • определение роли описания природы в повествовании;
  • описание природы по наблюдениям.

Оборудование:

Тип урока

Ход урока

I. Организационный этап (1 минута)

II. Актуализация знаний. (2 минуты)

Беседа

Какие вы знаете типы речи?

Какие вы знаете стили речи?

В чём заключаются особенности художественного стиля?

Дайте определение понятий

Олицетворение, Сравне́ние.

Слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. Определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки. Используя приём, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. Это может быть всякое определяющее слово: существительное — например: «бродяга-ветер», прилагательное — например: «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолёты несутся, сверкая». Эпи́тет.

III. Мотивация к учебной деятельности (5 минут)

Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами, которые помогут вам написать хорошее сочинение или рассказать о чём-либо.

Один из этих приёмов — внимательно рассмотреть предмет, о котором вы хотите написать или рассказать, выявить его важные признаки, особенности.

Конечно, и для писателя важно уметь наблюдать и записывать свои впечатления. Многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют всё, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило.

А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г.Я. Снегирёв в рассказе «Чудесная лодка».

Чтение по ролям (автор, Витя, Таня) –

Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошёл между ними и писателем:

  • Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.
  • А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

  • Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.
  • Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

23 стр., 11370 слов

Подумай о чем ты расскажешь в сочинении какие описания включишь в текст

... текста. Покажу данное положение на конкретном примере. В 3-м классе я предложила тему сочинения “Снежинка”. При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чём можно написать в сочинении ... определяет, какой тип текста он будет создавать (повествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-деловом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимости ...

  • Разве всё это не чудесно? — спросил я.

Витя подумал и сказал: «Чудесно».

Таня засмеялась и закричала: «Ещё как чудесно!»

Слово учителя

Если бы после этого разговора ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение. А если бы они ещё раз поехали на лодке, то могли бы увидеть ещё больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы ещё более интересный материал для своих сочинений. Наблюдать, выбирать нужный для сочинения материал из жизни, из книг — очень важное умение, которому мы будем специально учиться.

Анализ неудачного ученического сочинения на тему «Осень наступила» (текст сочинения предварительно записывается на доске).

Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в тёплые страны. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идёт дождь.

  • Интересно ли это сочинение? Почему? (Нет, читать это сочинение неинтересно, потому что в нём говорится о том, что всем и так известно.)
  • Чем можно объяснить неудачи автора? (Возможны разные ответы: автор не определил для себя, ради чего он пишет сочинение, какова его основная мысль; автор не пытается выразить отношение к предмету описания и т. д.)

— Да, вы правы, но надо отметить и другое: это сочинение было бы интереснее, если бы его автор рассказал нам о том, что он сам увидел, услышал, наблюдал: как он заметил, что дни стали короче (если он действительно сам это заметил), как он увидел улетающих птиц, каких именно, как они готовились к полёту, как летели и т. д. Для этого надо было бы всмотреться в наступление осени, понаблюдать, сделать свои маленькие открытия.

— Итак, нужно хорошо знать то, о чём предстоит писать. И если тема сочинения требует наблюдений, надо их провести, чтобы собрать нужный материал. В начале рассказа «Белая трава» В.А. Солоухин пишет о том, что в зависимости от нашего внимания мы можем увидеть около самой речки и мало, и очень много. «На самый грубый, поверхностный взгляд» здесь есть только зелень и вода. Если же «по капельке увеличивать» внимание, то можно одновременно с водой и зеленью увидеть небо, которое бывает «то серое, когда ещё самый ранний рассвет, то серо-розовое, то ярко-красное — перед торжественным выходом солнца, то золотое, то золотисто-синее, и наконец, голубое… в разгаре ясного летнего дня». Затем «в следующую долю внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью… нечто подробное и сложное». Здесь и чёрная коряга, и округлые листья кувшинок, и гладкие жёсткие ягоды черёмухи, и листья ракиты, ярко-зелёные с одной стороны и серебряные — с другой, и разные травы, растущие у кромки воды.

Вот так, внимательно наблюдая то, о чём мы хотели бы рассказать или написать, мы бы увидели много такого, что прежде сами не замечали, а быть может, не замечали и другие. Это и есть один из приёмов собирания материала — наблюдение.

IV. Формулировка темы и цели урока. Постановка учебной задачи (1 минута)

2 стр., 561 слов

Конспект «Развитие речи. Описание природы. по картине И.И. ...

... сравнить с прекрасной, щемящей душу музыкой. Безграничная любовь к родной природе, вера в конечное торжество добра над злом ... жизненный путь прошёл замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. Постоянным спутником его детства и юности была ужасающая ... для пейзажа, и вполне проработанный». Первая же выставленная Левитаном картина получила признание. Называлась она «Осенний день. Сокольники». ...

V. Включение в систему знаний (10 минут)

Беседа. Повторение известного учащимся о сочинениях-описаниях и о роли пейзажа в художественных произведениях. Анализ текстов

Сегодня мы будем анализировать описания природы в произведениях русских писателей и учиться создавать такие описания.

Как вы думаете, для чего писатели рисуют словами явления и состояние природы? Почему они часто описывают уголки природы, в которых действуют герои их произведений?

Анализируются найденный учениками текст («Дубровский», с. 77 – 78).

Вопросы для анализа

1) Кто автор найденного вами описания?

2) Что именно (время года, погода, лес, река и т. п.) и как описывается в тексте?

3) Откуда автор наблюдал явления природы?

4) Как писатель относится (с восхищением, печалью, грустью, удивлением, радостью и т. д.) к предмету описания?

Работа с учебником. Чтение вслух

Текст упр. 326 — зимний лес утром (описание И.А. Бунина).

Вопросы для анализа

1) Что именно описывает И. А. Бунин? (зимний лес январским утром)

2) Где находится автор и откуда видит картину зимней природы?

3) Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж? (синее небо, зелёный бор, тень синяя, зелёные вершины сосен, золотистый солнечный свет, белый снег)

4) В чём заключается основная мысль описания? (показать, что лес очень изменился: «Какое великолепие и спокойствие!»)

Слово учителя

Бунин передаёт свои зрительные впечатления — то, что он увидел, поэтому в описании много «цветовых» слов: небо синее; тень в колеях санного следа совершенно синяя; на зелёных вершинах сосен золотистый солнечный свет; это описание — своеобразная зарисовка, как бы этюд с натуры. И.А. Бунин описывает только то, что можно увидеть из окна дома: небо над снегами, солнце за лесом, просеку, дорогу к дому, вершины сосен. Он выражает своё удивление, восхищение чудесным утром.

Ученик читает продолжение описания зимнего леса январским утром И.А. Бунина

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

5) С какой целью употреблено олицетворение? (радостно не только человеку, но и птицам: «Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу», «галка засмеялась от удовольствия»)

Работа с учебником. Самостоятельное чтение текста упр. 328.

Определить, чем отличаются два описания, какие чувства и настроение в них передаются. Какие для этого используются эпитеты? (понимание уместности употребления тех или иных образно-выразительных средств писателями: у М.М. Пришвина (упр. 328) небо «страшное лиловое» в декабре в хвойном лесу, когда оно закрыто тучами и наступают сумерки. У И.А. Бунина небо «синее, огромное и удивительно нежное» по утрам в январские морозы (упр. 326).

Автор наблюдал эти замечательные явления природы не из окна, а находясь в лесу.

Ученик читает описание морозной ночи А.П. Чеховым

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

Слово учителя. Анализ описания

Удачно найденные детали играют важную роль в описании. Так, в чеховском описании отмечаются «весело мигающие звёзды», «струйки дыма, идущие из труб», «деревья, посеребрённые инеем». Несколько деталей — и читатель получает полное представление о морозной ночи.

Сравнение «Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом» просто, даже обыденно, но читатель чувствует удивительную прелесть ясной морозной ночи.

В сочинениях учащихся отбор фактов и речевых средств должен подчиняться раскрытию замысла, основной мысли.

Беседа.

Какие приёмы подготовки к сочинению вы можете назвать?

Как же применять эти приёмы?

Учитель читает памятку Как наблюдать и собирать материалы к сочинению

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

VI. Составление рабочих материалов (15 минут)

Слово учителя

мотивируют

Работа в парах, группах под руководством учителя

Коллективно составляется и записывается материал к одной или нескольким подтемам сочинения (снег, снежинки, лёд, деревья, дорога…); составляются и записываются рабочие материалы к пункту «Деревья». Записи учащихся коллективно обсуждаются.

Словарная работа

Какие ассоциации вызывает у вас слово зима ?

К каждому из записанных слов подбираем и записываем средство выразительности. Для этого учащиеся используют подготовленный дома материал. Слова записываются на доске.

Беседа – карточка 5 .

Как можно начать сочинение? («Я смотрю в окно и вижу, что наступила настоящая зима…» (В этом начале содержится замысел сочинения: дальше нужно рассказать о тех признаках наступления настоящей зимы, которые видит автор из окна);

— «Погожий зимний день. Светит солнышко. И я с удовольствием смотрю в окно. Ближе всего ко мне …» (Из этого начала ясно, что автор сочинения должен дальше нарисовать хороший зимний день так, чтобы читатель убедился, что автор действительно с удовольствием смотрит в окно)

«Из окна моего дома в этот серый зимний день я вижу серые дома и серое небо. Правда, это кажется так. На самом деле и дома не совсем серые, и небо…»

«Я иду по улице. Темнеет. Видно, ветер стал сильнее. Качаются молодые берёзки, кружась, падают лёгкие пушистые снежинки…»

«Ещё несколько дней назад я любовался картиной, которая открывалась из окна нашего класса. Шли дни. Погода менялась. И вот сегодня, глядя в окно, я вижу совсем другую картину…»

Слово учителя

При доработке сочинения не забудьте воспользоваться памяткой «Как совершенствовать написанное» (см. Часть 1, с. 165 – 166).

VII. Итоги урока (5 минут)

Беседа

Что является объектом описаний в этих сочинениях? (явления и состояние природы (листопад, буря, гроза и т. п.; морозный день, пасмурное утро и т. п.); уголки природы (лес, степь, поле, река, озеро, море и т. п.); местность.

Что является источником ученических сочинений-описаний природы? (наблюдение «Зимний день в моем дворе», «Зимний день на моей улице», «Зимний день в школьном дворе»).

С какой позиции можно описывать зимний день?

Каков может быть замысел сочинения?

Составление таблицы

Тема

Возможные ситуации

Зимний день

а) из окна дома (школы)…

б) по дороге в школу…

в) в солнечную (пасмурную) погоду…

г) когда идёт снег…

д) великолепное (чудесное)…

е) обыкновенное (каких много зимой)…

Слово учителя

Важно провести наблюдения, собрать «свой» материал к сочинению. Хотя предстоит описывать то, что рядом, что можно видеть часто или ежедневно, «точного повторения» ни заката солнца, ни рассвета, ни зимнего дня, ни снегопада никогда не бывает. Просто нужно уметь видеть неповторимую прелесть родной природы — надо этому учиться.

VIII.Домашнее задание (1 минута)

Написать сочинение на одну из тем: «Зимний вечер, каким я увидел(а) его сегодня», «Снегопад», «Иней на деревьях» и т. п. Можно самим найти тему описания, и это будет особенно ценно.

IХ. Рефлексия деятельности (5 минут)

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/plan-sochineniya-opisaniya-prirodyi-klass/

Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 159 с.

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.

Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5—11 классы: пособие для студента-практикан та / Г.М. Кулаева; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 140 с.

карточка 1

Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошёл между ними и писателем:

— Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.

— Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

— Разве всё это не чудесно? — спросил я.

Витя подумал и сказал: «Чудесно».

Таня засмеялась и закричала: «Ещё как чудесно!»

карточка 2

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке…

карточка 3

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

карточка 4

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

карточка 5

1. «Я смотрю в окно и вижу, что наступила настоящая зима…» (в этом начале содержится замысел сочинения: дальше нужно рассказать о тех признаках наступления настоящей зимы, которые видит автор из окна).

2. «Погожий зимний день. Светит солнышко. И я с удовольствием смотрю в окно. Ближе всего ко мне …» (из этого начала ясно, что автор сочинения должен дальше нарисовать хороший зимний день так, чтобы читатель убедился, что автор действительно с удовольствием смотрит в окно).