Основные требования, предъявляемые к работе над м по предложенному тексту

Сочинение

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ

1. Правильное понимание и интерпретация содержания исходного текста, прежде всего его проблематики и позиции автора.

В соответствии с данным требованием в сочинении должны быть представлены:

четкая формулировка одной из основных проблем;

развернутый комментарий выделенной проблемы, предполагающий умение отразить не все содержание исходного тек­ста, а лишь те важные моменты, которые связаны с основной его проблематикой или умение дать интерпретацию текста в соот­ветствии с поставленной проблемой.

формулировка позиции автора исходного текста по дан­ной проблеме.

2. Отражение собственной позиции.

Данное требование предполагает:

изложение собственного мнения по рас­сматриваемой проблеме с обязательным указанием на совпаде­ние /несовпадение данного мнения с позицией автора и исполь­зованием только этически корректных формулировок;

четкую аргументацию собственной позиции с привлече­нием нескольких (не менее 3) аргументов, которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.

3. Смысловая цельность, композиционная стройность и речевая связность сочинения.

Названное требование предполагает:

— логичность, последовательность, непротиворечивость и за­конченность текста сочинения;

наличие в сочинении определенных композиционных час­тей, соответствующих коммуникативному замыслу автора сочи­нения и выделяемых с помощью абзацного членения.

4. Точность, богатство, выразительность и правильность

речевого оформления сочинения, т. е. точность выражения соб­ственных мыслей, богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка в соответствии с избранным сти­лем речи, отсутствие , пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.

7 стр., 3068 слов

Текст книги «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы»

... сочинений автор делала упор на выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов. В книгу намеренно не включены сочинения ... Древнерусская литература [Электронный ресурс]//URL: ... учтены требования к написанию сочинений, остающиеся ... класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения ...

Теоретические понятия и определения, Тема текста, Проблема текста

В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, за­тронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну об­щую (более значимую) проблему.

добро, счастье, красота

Комментарий к проблеме, Позиция автора

Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положе­ния или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми (в этом случае они могут представлять собой отдельные предложения) и развернутыми (в таких случаях они могут состоять из несколь­ких или даже многих предложений).

Аргументы, основанные на жизненном опыте,, Аргументы, основанные на читательском опыте,, Основные этапы подготовки текста сочинения

I этап. Для выполнения задания части С необходим многоас­пектный анализ предлагаемого текста. Отдельные элементы та­кого анализа включены в тестовые задания части А и В.

IIэтап. Приступая к выполнению части С Единого государственного экзамена, следует еще раз перечитать текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?

Далее необходимо определить тему текста (О чем этот текст? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте) и его проблематику (Какие проблемы поднимает автор?) и записать основные положения в черновике.

Эти положения могут быть переданы своими словами или про­цитированы по исходному тексту.

Внимание!

Ш этап . После этого следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно об­думать ее формулировку и прокомментировать данную пробле­му.

Внимание:

(можно — с помощью небольших цитат) пояснить суть пробле­мы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

IV этап . Далее следует переходить к определению позиции автора по выделенной проблеме. На данном этапе работы важ­но не просто определить позицию автора, но и правильно сфор­ мулировать е е.

Определив авторскую позицию в целом, следует обдумать ее наиболее точную формулировку и записать соответствующие положения в черновике. При изложении авторской позиции можно частично использовать цитаты из исходного текста.

V этап . Принципиально важным этапом работы над сочине­нием является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по прокомментированной пробле­ме, обосновать его и сделать соответствующие пометы в черно­вике.

Внимание:

VI этап. После того как подготовительный этап работы над сочинением закончен, следует соединить все в единое целое и написать связный текст. На этом этапе работы очень важно продумать композицию сочинения и его языковое оформление . С чего начать? О чем говорить в основной части работы? Чем закончить? Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?

14 стр., 6889 слов

Особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству ...

... содержание и особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Цель данной курсовой работы: определить особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Объектом курсовой работы является сочинение как средство самовыражения личности. ...

Композиция сочинения

При обдумывании построения сочинения необходимо стре­миться к тому, чтобы его композиция была стройной и завер­шенной, что предполагает наличие в работе логически связан­ных композиционных частей, в том числе вступительной, ос­новной и заключительной.

В соответствии с заданием в экзаменационной работе целе­сообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов :

1. Общая характеристика темы и проблематики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

3. Характеристика позиции автора исходного текста по вы­бранной проблеме.

4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

Названные разделы могут соответствовать основным компо­зиционным частям сочинения (первая и последняя части могут выступать как вступление и заключение работы) и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.

Однако возможно и иное построение сочинения, предпола­гающее другую последовательность расположения содержа­тельных частей работы, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.