Разработка по русскому языку в 11 классе «От анализа текста к сочинению» учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Сочинение

В своей книге «Письма о добром и прекрасном»…

я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить,

что следование путём добра – путь самый приемлемый и

единственный для человека.

Он испытан, он верен, он полезен…

(слайд1) Д. С. Лихачёв

I. Организационный момент.

II.Этап актуализации знаний и умений учащихся

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите число и тему урока : От анализа текста к сочинению.

Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ. Нам необходимо повторить материал о том, как строится сочинение-рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, как их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.

— Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной?

(слайды 2,3 )

III.Этап обобщения и систематизации знаний

— Вначале совершим небольшой экскурс в часть С , чтобы вспомнить, как пишется экзаменационное сочинение.

Выступление ученицы (работа с презентацией « Алгоритм написания сочинения » ”). (слайд 4)

Текст, с которым мы сегодня будем работать, взят из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Чтобы глубже понять содержание исходного текста, послушаем сообщение об его авторе – академике Д.С.Лихачёве.

Задание классу : Во время просмотра презентации и прослушивания сообщений делаем в тетрадях необходимые для дальнейшей работы с текстом записи.

7 стр., 3398 слов

Контрольная работа : «Этапы работы над художественным произведением. ...

... к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, ...

Сообщение о Лихачёве (слайд 5)

«Письма о добром и прекрасном» — это сборник мудрости Д.С.Лихачёва. В них он щедро делится своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Это речь доброжелательного учителя, каким и был Д.С.Лихачёв. В сборник «Письма о добром и прекрасном», как мы уже говорили ранее, вошло 46 писем . В них учёный писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная …». Эти слова можно воспринимать как завещание Лихачёва.

IV.Этап актуализации знаний

Работа с эпиграфом:

— Эпиграфом нашего урока являются слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

(слайд 6)

— Что означает выражение « следование путём добра»?

— Книга Д.С. Лихачёва написана в форме писем. Что такое письмо?

— Почему же автор выбрал именно форму писем и к кому они обращены прежде всего?

Каждая работа учёного – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к “доброму и прекрасному”.

-Что же такое доброе и прекрасное стало предметом статьи-письма Д.С.Лихачёва? Именно это нам предстоит с вами узнать.

А сейчас я попрошу вас обратить внимание на некоторые высказывания Д.С.Лихачёва, взятые из его «Писем…»

(слайд 7)

Эти высказывания, действительно, содержат мудрость. Они учат нас жизни.

— Ребята, с текстами писем Д.С.Лихачёва мы уже работали. У нас имеются отдельные тетради. Откройте их.

Работая по письмам Лихачёва, мы выделяли название статьи, то есть письма, проблему, которую рассматривает автор в этом письме, и выписывали цитаты, отражающие основную мысль.

— Скажите, пожалуйста, этот собранный в течение двух лет материал помогает вам при написании сочинений?

— Ребята, давайте вспомним ещё раз название статей, написанных этим учёным. Я попрошу сейчас вас их назвать, указать проблему , которую рассматривает автор, и зачитать цитаты . Назовите, пожалуйста, по одному письму.

7 стр., 3068 слов

Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...

... ломался на отдельные глыбы….” до “разрушались на мелкие куски”. По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) ... от да ленн ый. (объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). План I 1. Мой вопрос отцу. ...

(слайд 8)

Письма Д.С.Лихачёва – это, действительно, прекрасный материал, который можно использовать при написании сочинения. Мы можем в качестве аргументов сделать ссылку на эти письма.

V. Работа с текстом.

К записям в тетрадях мы ещё вернёмся, а сейчас я попрошу вас провести анализ одного текста письма , который находится у вас на столах.

Прежде чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему: (слайд 9)

Работая с текстом,нам нужно определить стиль речи, тип речи,тему, идею,рассмотреть проблему.

— Что такое тема? (предмет речи; то, о чём говорится в тексте)

– Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.

– Проблема – вопрос, требующий исследования.

— Итак, внимательно прочитаем текст. Прочитаем так, как мы всегда его читаем, готовясь к написанию сочинения (С1).

— Как можно озаглавить его? Письмо называется «Путями доброты». Запишем в тетрадь.

— Как вы думаете, почему мы взяли для работы на уроке именно этот текст?

Продолжим работу над текстом. Ключ к восприятию понятий “тема” и “идея” можно найти в словах Максима Горького, который говорил: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать”.

Итак: что? как? для чего?

— Определите тип речи данного текста. Докажите это.

— Определите стиль текста. Докажите правильность ответа.

— В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Для этого вам нужно отметить и выписать ключевые тезисы из текста. ( Зачитываются ключевые тезисы и ключевая фраза)

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. ... ССЦ между собой. Информативность присуща только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста является информация. Она содержит сообщение о ...

Запишите их в свои тетради.

Работа в тетрадях (слайд 10)

-Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось.

Самое главное в жизни– это… следовать путями доброты . Другими словами, нужно жить и творить добро. Это можно считать позицией автора.

— Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию .Что называется композицией сочинения? ( Построение сочинения)

Работа над композицией сочинения по тексту

— Давайте вспомним, на что необходимо обращать внимание при работе над композицией сочинения?

— В соответствии с требованиями к написанию сочинения (С1) в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей : Давайте ещё раз назовём эти части.

( слайд 11)

— Повторение компонентов структуры текста (задание с развёрнутым ответом (C1)

— Ребята, сегодня на уроке мы не будем подробно рассматривать все структурные части текста. Конечно, мы должны знать, что любое сочинение включает в себя вступление и заключение. Виды вступлений и заключений мы тоже с вами рассматривали. Вам нужно это повторить.

1. Работа с текстом начинается с правильного определения проблемы . Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования .

— Какова, на ваш взгляд, проблематика исходного текста?

— Выделим основную проблему, используя различные способы формулировки проблемы.

В тексте рассматривается проблема «следования путём доброты»

— Как вы думаете, к какой категории относится эта проблема?

2. Комментарий

Комментарий — «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо».

— Что значит “прокомментировать” проблему?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!!!

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее : пересказывая , мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том , что делает автор.

— Я вновь предлагаю вам обратиться к тетрадям, в которых мы проводим работу по письмам Д.С.Лихачёва. По некоторым из них комментарии уже написаны .Давайте зачитаем их.

3. Авторская позиция (идея текста)

— Авторскую позицию мы уже называли. Давайте ещё раз озвучим её.

4. Собственное мнение

— По какому типу речи строится эта часть сочинения?

— Вспомним, что такое аргумент?

— Что значит аргументировать?

— Вспомним, какие вы знаете виды аргументов?

(Логические, иллюстративные, предположительные)

— Ребята, мы знаем, что при написании сочинения по критерию К4 вы можете получить 3балла, если приведёте 2 аргумента из художественной литературы. С аргументами из публицистических статей Д.С.Лихачёва мы уже работали, а в каких художественных произведениях рассматривается проблема текста «Путями доброты»? Чтобы вспомнить эти произведения, я попрошу вас

посмотреть фрагменты видеофильмов. Вам нужно будет определить, о каких героях пойдёт речь, назвать произведения и их авторов.

Просмотр фрагментов видеофильмов (слайд 12)

— Вы узнали этих героев? Из каких произведений взяты эти фрагменты?

Ребята, в рассказе «Старуха Изергиль» можно выделить образы таких героев, как Лара и сама старуха Изергиль. Жизненная позиция этих героев─жить только для себя. Их жизнь прошла бесследно.

— В каких ещё произведениях рассматривается данная проблема?

— Ребята, вам нужно было дома работать над одним из аргументов утверждения, что, люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих. Давайте заслушаем ваши работы.

— Мы уже говорили, при написании сочинения необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Сочинение должно состоять из вступительной части, основной и заключения. Вам нужно будет дома ещё раз повторить этот материал.

Советы :

Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.

Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

VI. Подведение итогов

-Ребята, давайте подведём итог урока.

— Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой?

( слайд 13)

Ответы учащихся.

— Ребята, прочитаем высказывания великих людей. Какое из них вы смогли бы использовать в качестве главного вывода по уроку? Объясните свою позицию. ( слайд 14)

Учащиеся доказывают свою позицию.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение по основной проблеме текста Д.С.Лихачёва, соблюдая композиционную соразмерность.

VIII. Заключение

В своём письме, обращённом к молодым, Д.С.Лихачёв писал: «Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед…»

( слайд 15)

Я желаю вам, ребята, найти правильный путь и следовать по нему, даря добро окружающим. Заканчивая наш урок, я попрошу вас послушать музыкальную композицию. Слушая её, задумайтесь, ребята, над своими поступками, действиями и поймите, что самое главное в жизни –дарить добро людям!.

Клип песни «Дорога добра» (слайд 16)

Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через использование частично-поискового метода, через индивидуальные способы организации познавательной деятельности, через атмосферу на уроке.

Организация позитивного настроя на работу, создание

благоприятного климата

взаимодействия.

Введение мотивационного

компонента познавательной

деятельности.

Постановка учебных и познавательных задач.

Постановка проблемной ситуации, требующей творческого поиска.

Самостоятельное выполнение заданий способствует развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков.

Использование в своей работе индивидуального подхода позволяет учителю развить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о жизни и творчестве Д.С.Лихачёва.

С целью формирования умений и навыков используется частично-поисковый метод.

Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции.

Правильно организованная с учётом специфики материала работа тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Развитие аналитических

способностей. Формирование

стремления к самопознанию

Развитие стремления к

самоанализу и приобретению

положительных качеств,

необходимых в жизни.

Создание проблемной ситуации.

Идёт фронтальная работа с учащимися, беседа по вопросам на основе ранее изученного материала

Частично-поисковый метод

позволяет осознанней усваивать систему учебных методов.

Активизация самоанализа

Ориентация на свободное речевое высказывание, развитие у учащихся умения формулировать самостоятельно выводы

Развитие творческих способностей и логического мышления

Использование на уроке разных методов обучения позволило повторить большой по объёму изученный материал, проверить умение применять полученные знания на практике.

Подведены итоги урока, внесены коррективы в свою деятельность.

Работа каждого оценена, учебно-воспитательные задачи

достигнуты.

Рефлексия учащимися

проведённой деятельности,

оценивание своей работы

Снятие напряжения, создание

позитивного эмоционального настроя.

Подготовка учащихся к восприятию материала.

Включение детей в решение

поставленных задач.

Учащиеся вовлекаются в процесс усвоения знаний постепенно, сами выделяют новое.

Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность, познавательный интерес к предмету.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по «Письмам Д.С.Лихачёва».

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по данной теме.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по работе с текстом.

Идёт активная работа по анализу текста. Повышается творческий потенциал. В работе учащихся отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение применять полученные знания на практике.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по работе с текстом

Учащиеся строят монологическое высказывание на публицистическую тему, выражают своё отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы.

Работа привлекает детей и тем самым создаёт почву для закрепления большого и сложного материала.

Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность учащихся, познавательный интерес к предмету .

Работа по тексту поможет учащимся в дальнейшем избежать ошибок, обогатит их знаниями и умениями, которые ребята смогут применить на ЕГЭ при выполнении заданий части С1.