По тексту Ф.Вигдоровой. Пример сочинения по тексту Ф.А.Вигдоровой Образцы сочинений по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

из школы 162 Кировского района Петербурга;

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

2 стр., 760 слов

Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву

... вами пишем непре­рывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть своя ...

(25)Мальчишка разбил стекло.

  • (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы. (41)Скажу правду – уволят с работы. (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Примерный круг проблем:

1. Проблема человеческой трусости. (Почему люди боятся? Есть ли в будничной жизни место мужеству?)

2. Проблема совести. (Что заставляет человека идти против собственной совести?)

1. Мужество бывает необходимо даже в обычных житейских ситуациях: не испугаться сказать правду, вступиться за слабого.

2. Часто человек поступает против совести, потому что им овладевает чувство страха, порой бессознательное, управляющее нами из глубин нашего подсознания. Нужно искоренять это чувство, ведь каждый человек ответственен за то, что происходит вокруг. Сегодня ты поступился своей совестью, завтра сам можешь стать жертвой такого же «отступления».

Образцы сочинений по направлению «Смелость и трусость».

К каким последствиям может привести трусость?

Страх… Это понятие знакомо каждому из нас. Всем людям свойственно бояться, это естественное чувство. Однако порой страх перерастает в трусость – душевную слабость, неспособность к решительным действиям. Это качество может привести к негативным последствиям: как к нравственным страданиям, так и физическим, даже к смерти.

11 стр., 5101 слов

Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре

... Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он ... его чувств, она занята устройством своей собственной жизни. Наиболее важным произведением, относящимся к теме «футлярной жизни» и давшим ей название, является рассказ «Человек в футляре», написанный в ...

Сочинения по направлению «Верность и измена».

Как вы понимаете слово «верность?

Что такое верность? На мой взгляд, это слово можно понять по-разному в зависимости от ситуации. Если речь идет о любовных отношениях, то верность – это прежде всего стойкость и неизменность в своих чувствах, готовность быть с близким человеком в любой ситуации.

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом — решать ему самому. (Направление РАЗУМ И ЧУВСТВА,)

Люди часто говорят: «Я чувствую. » Всем известно, что можно испытывать любовь, злость, страх. Чувств очень много, и они так разнообразны! Что же такое чувство? Согласно словарю, это эмоциональный процесс, который не управляется разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что сознание подсказывает нам одно, а чувства-совсем другое! На протяжении уже нескольких тысячелетий люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. Для меня, пожалуй, в этой ситуации важнее разум. Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям .

15.3 Что такое совесть? (По тексту 3 сборника И.П.Цыбулько.)

Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Я считаю, что совесть есть у каждого человека, но не каждый может к ней прислушиваться.

Образцы сочинений по направлению «Равнодушие и отзывчивость»

Что значит быть отзывчивым?

Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым — значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

ЕГЭ 2018. Задание 24 — АРГУМЕНТЫ по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Примерные сочинения по направлению «Цель и средства»

Все мы ставим жизненные цели и потом пытаемся их достичь. Цели могут маленькими и большими, важными и не очень: от покупки нового телефона до спасения мира. Какие же из них можно считать достойными, а какие — нет? На мой взгляд, значимость цели определяется тем, скольким людям ее достижение сможет помочь. Если целью является приобретение какой-либо вещи просто для собственного удовольствия, то понятно, что достижение ее сделает счастливым только одного человека. Если же целью является, например, изобретение средства от рака, то очевидно, что ее достижение поможет спасти множество людей. Именно цели, направленные на благо многих людей, можно считать важными и, безусловно, достойными. Важно ли ставить цель творить добро? Или, может быть, достаточно жить только для себя, ставя во главу угла лишь собственное благополучие, в основном материальное? Мне кажется, что человек, который стремится к тому, чтобы что-то делать для общего блага, живет более полной жизнью, его существование приобретает особый смысл, а достижение цели принесет большее удовлетворение.

15.3 Что такое человечность? (По тесту 12 2015 года сборника И.П.Цыбулько.)

22 стр., 10964 слов

Фортепианные произведения И.Ф. Стравинского

... звучат произведения Стравинского, в том числе и его фортепианная музыка. В исполнительской практике более активно стали использоваться не только широко популярные сочинения композитора, ... собственный, неповторимый «голос». Если начало пути композитора непосредственно связано с русской музыкальной жизнью предреволюционного десятилетия, то становление и стабилизация неоклассических тенденций ...

Человечность – это заботливое отношение к окружающим, готовность прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, она выражается в уважении и терпимости, в доброжелательном отношении как близким, так и к чужим людям.

15.3 Что такое добро? (Сочинение по тесту 5 сборника И.П.Цыбулько. 2018 год.)

Добро – это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. На мой взгляд, оно выражается в великодушии, милосердии и любви к окружающим.

9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова?

Во многих произведениях русской классики авторы использовали сны главных героев, чтобы более глубоко раскрыть их образы.

9.Какую роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Сплетни играют важную роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», являясь неотъемлемой частью жизни . Слухи стали своеобразным двигателем сюжета произведения: ведь именно разговоры о том, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз, а сам он «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», заставляют оскорбленного героя бежать из Москвы. Тема сплетен довольно распространена в произведениях русской классической литературы 19 века.

17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)

Герой с драматичной судьбой, так называемый «», — это классический образ в русской литературе. Открыл этот список грибоедовский Чацкий, а продолжили лермонтовский Печорин и тургеневский нигилист Базаров. Но для меня интересней трагичная история жизни уникального и неповторимого пушкинского Евгения Онегина.

9. Роль сна Татьяны в идейном содержании романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В каких произведениях русской классики встречается такой художественный прием, как изображение сна героя? (Вариант 2.)

Сон Татьяны – это важная композиционная вставка в романе «Евгений Онегин», предвещающая будущие сюжетные события, помогающая читателю проникнуть в психологический мир , узнать о ее тайных желаниях и взглядах на мир. Но не только А. С. Пушкин использовал прием введения сна в повествование.

9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»? (Вариант 2.)

После прочтения данного отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель представляет прекрасный, большой, шумный и величественный город, чьи «старинные главы» горят, «как жар, крестами золотыми». Примечательно то, что другие русские писатели тоже использовали образ Москвы в своих произведениях. Например, А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», как бы штрихами описывая столицу, всего лишь упоминает такие ее достопримечательности, как Кузнецкий мост, книжные и бисквитные лавки. А вот М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» дает настолько подробную характеристику городу, что каждая деталь и даже цветовая гамма пейзажа играют важную роль в понимании той или иной сцены. Вспомним хотя бы ту странную атмосферу жаркого майского вечера и на удивление пустынных аллей Патриарших прудов в первой главе произведения.

8. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство. Во-первых, герои не имели общих интересов, идей, их отли

На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Страх способен сковать человека, лишить способности говорить не только в минуту смертельной опасности, но и в повседневности, когда, казалось бы, человек в основном находится в безопасности. Например, мальчик, о котором рассказывает Ф.А.Вигдорова. Он не боится смерти, слетая на лыжах с крутой горы, хотя вероятность получить травму в ходе таких развлечений возрастает в сотни раз. Но вот признаться в том, что он разбил окно, мальчик не может, не смотря на то, что признание не может повлечь за собой его гибель.

Наказания ребенок боится больше смерти, что со стороны кажется нелепым и глупым. Поругают, накажут, объявят домашний арест, лишат игр, заставят убирать, накричат — жизнь на этом не остановится. Эти происшествия — жизненный опыт, который становится бесценным, если из него выносят урок, будь то даже разбитое окно. Но можно предположить, что мальчик — совсем ребенок и что такое смерть он не знает или не понимает. Тогда страх перед наказанием и осуждением становится, действительно, его самым большим страхом. Но разберем другую ситуацию, также упомянутую автором. Ключевое лицо в ней — бывший военный. Он, казалось бы, взрослый, умудренный опытом мужчина. Ужаса, что он повидал на войне, так много, что хватит на несколько жизней вперёд. На поле битвы он не раз рисковал своей жизнью, стал героем войны. Но вот вступиться за несправедливо осуждённого товарища он испугался, прямо как мальчик, разбивший окно. Опять же, погибнуть на войне солдат боится меньше, чем сказать слово против ложного обвинения и перечить людям, что выше него по социальному положению. Со страхом в повседневной жизни сталкиваются все — будь то ребёнок или взрослый. Разница лишь в том, что в зрелом возрасте трусливый поступок может привести к более печальным последствиям.

Автор считает, что хотя страх бывает разным, но мужество, которое необходимо при борьбе с ним, в любых условиях — одно. Мужество требует, чтобы «человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании».

Я абсолютно согласна с позицией автора. Ещё я заметила, что в большинстве случаев страх, с которым человек сталкивается в повседневной жизни — это страх осуждения обществом. Подавляющая часть людей очень зависима от мнения окружающих. Исходя из того, что человек — это биосоциальное существо, этот страх вполне естественен. Практически все люди не могут жить изолированно от общества, для большинства одиночество — самое ужасное, что только может случиться в жизни. Тот же солдат, побоявшийся заступиться за друга, не смог сказать ничего против несправедливости, потому что не знал, как к его поступку отнесётся общество. Сражаясь же на войне, он был уверен, что его дело правое, что даже если он погибнет, то на Родине его все равно будут считать героем, потому что он сражался за мир в своей стране.

И всё-таки я считаю, что подобные страхи не только не спасают человека от необдуманных поступков, грозящих ему гибелью (а первоначальное предназначение страха именно в этом), но и действуют на него негативно. Боясь мнения окружающих, испытывая стыд, придумывая себе комплексы, человек не может реализоваться как личность, потому что он всегда боится неудачи и следующее за ней презрение общества. Когда-то я прочитала следующие слова:» Даже если вы ангел, все равно найдутся люди, которых будет раздражать шелест ваших крыльев». Каким бы человек идеальным не был, всегда будет существовать некоторое количество людей, которым он не понравится. Стоит ли гнаться за недостижимым? Общество — совокупность обычных людей, имеющих свои личные страхи. Этих людей не нужно бояться или ненавидеть, к ним нужно относиться, как к людям.

В заключение хочу сказать, что страх может быть как полезен, например, когда он способен уберечь человека от опасности, так и губителен для . Большинство страхов, с которым человек сталкивается в повседневной жизни — результат детского воспитания, заложенные обществом глубоко в сознание нормы и правила поведения. Общество стремится управлять человеком, не давать ему возможности выделиться и стать индивидуальностью. Однако стадо овец нередко бывает загнано в ловушку стаей волков. Человеку нужно руководствоваться в первую очередь душой и совестью.

Обновлено: 2019-06-25

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание., Русский язык

21 из 24

(1)Я знала . (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Показать текст целиком

Известная русская писательница Ф.А.Вигдорова в данном тексте размышляет о том, что такое мужество и есть ли место страху в жизни мужественного человека.

Почему так важно преодолевать страх в житейских ситуациях? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.

Размышляя над этой проблемой, Вигдорова цитирует поэта Рылеева: «Удивительное дело, … мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Писательница развивает эту мысль и приводит два примера проявления малодушия в мирной жизни людей. Первый — мужчина, прошедший войну. Он не боялся войны, смерти, «но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убежден, как в своей собственной, он не вступился». Второй — мальчик, разбивший стекло в школе. «Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что человек должен быть в ответе за каждый свой поступок и за всё, что делается вокруг нас. Вигдорова считает, что мужество бывает одно, и оно требует умения преодолевать в себе страх везде и всегда.

не поменяли мнение в худшую сторону

Действительно ли, одним из самых тяжёлых испытаний в жизни человека является испытание страхом? В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему преодоления страха в обычной, мирной жизни. Эта проблема относится к разряду вечных нравственных проблем.

Рассуждая о том, что такое страх, Вигдорова подчёркивает, что «страх многолик, иногда он поражает бесстрашных». Писательница относит его к одной из «живучих болезней души» и, подтверждая свою мысль, приводит слова декабриста Рылеева: «Мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

В качестве иллюстрации Вигдорова ссылается на случай из . Человек, прошедший войну как герой, в новой мирной жизни не вступился за товарища, в невиновности которого был убеждён. Испугался сказать слово в пользу справедливости.

Позиция автора однозначна: мужество «испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах». Человек не должен жить по принципу «моя хата с краю», не должен молча проходить мимо несправедливости. Он должен «уметь преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании».

С точкой зрения Ф.Вигдоровой невозможно не согласиться. Действительно, чтобы отстаивать правду, противостоять так называемому общественному мнению, защищать слабых, необходимо иметь мужество.

Трусость может привести к необратимым последствиям. Испытание страхом проходят герои повести В.Железникова «Чучело»: Ленка Бессольцева и Димка Сомов. Ребята-шестиклассники сознательно сорвали урок, за что были наказаны: весь класс лишили поездки в Москву, к которой ребята долго готовились. Во главе с общепризнанным лидером класса Железной Кнопкой ребята решают наказать того, кто рассказал классному руководителю о намеренном срыве урока. Ленка, знавшая, что сделал это Сомов, ждёт, когда же Димка признается, но увидев, что его словно «перевернуло» от страха, берёт его вину на себя. Ребята объявляют Ленке жестокий бойкот. Её гоняют по городу, унижают, сжигают на её глазах чучело Бессольцевой. Но самым страшным для девочки становится разочарование в Димке, которого она считала своим другом. Он оказался не только трусом, но и предателем: стал участником жестокой травли. Несмотря на унизительное преследование, Ленка так и не разоблачает Димку, правду ребята узнают от другого человека. Героиня с честью прошла испытание страхом, Димка же сломался, согнулся под натиском обстоятельств, потеряв при этом свою индивидуальность.

У. Черчиллю принадлежат такие слова: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных ». Преодолеть страх, победить в себе труса значит остаться верным нравственному императиву.

Обновлено: 2017-12-09

Внимание!

Ctrl+Enter

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание., Полезный материал по теме, Сочинение по тексту:

Почему даже самые мужественные люди способны проявлять трусость в повседневной жизни? Вот вопрос, над которым задумывается Фрида Абрамовна Вигдорова.

Размышляя над этой проблемой, автор приводит слова писательницы Тамары Григорьевны Габбе о том, что одним из главных испытаний в жизни человека является страх. Страх, который «настигает… в обычной, мирной жизни» каждого из нас. Он «не грозит ни смертью, ни увечьем», однако, с сожалением отмечает повествовательница, способен поразить даже самых отважных: героя войны, не раз глядевшего в глаза смерти, или мальчишку, который с легкостью переплывает незнакомую реку. Люди, не страшащиеся жертвовать собой в минуты опасности, зачастую робеют в житейских ситуациях. И причиной того, уверена Ф. А, Вигдорова, является боязнь утратить свое благополучие.

Родион Раскольников, герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», — человек отважный. Однажды он, рискуя собственной жизнью, вытащил двух маленьких детей из горящего дома. Так почему же, совершив преступление, персонаж так боялся признаться в содеянном? Разве он трус? Конечно, нет. Просто страх упасть в глазах своих близких долгое время не давал Раскольникову стать на путь исправления.

Герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат — человек, проживший полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь тот, кто не знает жалости. Однако во время вынесения приговора над Иешуа прокуратор, убедившийся в невинности Га-Ноцри, не сказал свое слово «в пользу справедливости». Не сказал потому, что боялся утратить свое благополучие…

Таким образом, даже самые отважные люди порой робеют в житейских ситуациях перед страхом потерять должность, авторитет, состояние.

Текст Фриды Абрамовны Вигдоровой:

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара

Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

  • В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они

встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе –

благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?

(11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не

страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу

справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть

живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где

каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

  • (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой

головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.

(33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу

правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел

преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)