Технология подготовки учащихся 11-х классов к итоговому сочинению

6. Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем

итогового сочинения определяются задачами его

введения: выявить уровень речевой культуры

выпускника, его начитанность, личностную

зрелость и умение рассуждать с опорой на

литературный материал по избранной теме.

Назначение итогового сочинения – проверка

речевых компетенций и умения обращаться к

литературному материалу, выбрать наиболее

соответствующее проблематике сочинения

произведение (произведения) для раскрытия темы.

Экзаменационный комплект будет

включать 5 тем сочинений из закрытого

перечня (по одной теме от каждого

общего тематического направления).

7. Инструкция для выпускников

Чтобы обеспечить

прозрачность и ясность

предъявляемых требований к

сочинению (параметры

оценки), в том числе

обязательность опоры на

произведения отечественной

и мировой литературы,

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

каждый комплект

сопровождается инструкцией

для выпускников,

размещаемой на

экзаменационном листе.

8.

Выберите только ОДНУ из

предложенных ниже тем сочинений, а затем

напишите сочинение на эту тему

(рекомендуемый объём не менее 350 слов

(примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и

аргументируйте свою позицию, выстраивая

рассуждение в рамках заявленной темы на

основе не менее одного произведения

отечественной или мировой литературы

по Вашему выбору (количество

привлеченных произведений не так важно,

как глубина раскрытия темы с опорой на

литературный материал).

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

Продумайте композицию сочинения. Обращайте

внимание на речевое оформление и соблюдение

норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

4 стр., 1697 слов

Система подготовки к итоговому сочинению по литературе методические ...

... литература жестокий мир людей? Темы, предложенные выпускникам в декабре, можно использовать для подготовки к сочинению на следующий год. [2] После изучения методических рекомендаций для учителей и выпускников по проведению итогового сочинения ...

При оценке сочинения в первую очередь

учитывается соответствие выбранной

теме и аргументированное привлечение

литературных произведений

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

9.

10.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями,

реализующими образовательные программы среднего

общего образования

  • Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии №1 и №2

являются основными.

  • Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо

получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление

«незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к

«незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет»

хотя бы по одному из других критериев (№3-№6).

  • При выставлении оценки учитывается объем сочинения.

Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300

слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и

служебные), то такая работа считается невыполненной и

оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в

сочинении не устанавливается: в определении объема своего

сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу

отводится 3 часа 55 минут.

11.

Если сочинение

списано из какого-либо

интернет, то

за такую работу

ставится «незачет».

Выпускнику

разрешается

пользоваться

орфографическим

словарѐм

12. Критерий №1: Соответствие теме

Данный критерий нацеливает на проверку

содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему,

выбрав путь её раскрытия (например,

отвечает на вопрос, поставленный в теме,

или размышляет над предложенной

проблемой, или строит высказывание на

основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии,

если сочинение не соответствует теме или

в нем не прослеживается конкретной цели

высказывания, т.е. коммуникативного

замысла (во всех остальных случаях

выставляется «зачет»).

13. К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на

предложенную тему, выбрав убедительный путь её

раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный

в теме, или размышляет над предложенной проблемой,

или строит высказывание на основе связанных с темой

тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения

выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную

тему, коммуникативный замысел сочинения

прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не

прослеживается.

0

14. К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не

менее одного произведения отечественной или мировой литературы по

собственному выбору, определяя свой путь использования литературного

материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов

4 стр., 1638 слов

Отзыв сочинение о произведении искусства

... выпускники оценивают произведения современной (им? нам?) литературы. Может быть, кому-то из сегодняшних школьников предстоит стать литературными ... сочинения в свя­зи с прочитанным). III. Обобщение, в ко­тором оценка данного произведения ... отзыве Особенности подхода Автор отзыва объяс­няет свой интерес к произведению личны­ми пристрастиями, а также общественной значимостью подня­тых в произведении ...

смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры

и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве

формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной

со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия

произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении

сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но

ограничивается общими высказываниями по поводу художественного

произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного

произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием

литературного материала.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не

становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

2

1

0

15. К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью,

логичностью изложения мыслей и соразмерностью

частей, внутри смысловых частей нет нарушений

последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его

части логически связаны между собой, но внутри

смысловых частей есть нарушения

последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный

замысел, но есть нарушения композиционной связи

между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла

написанного, или отсутствует тезисно-доказательная

часть, или аргументация не убедительна.

2

1

0

16. К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли,

используя разнообразную лексику и

различные грамматические

конструкции, при необходимости

уместно употребляет термины,

избегает штампов.

Выпускник точно выражает мысли, но

его речь характеризуется бедностью

словаря и однообразием

грамматического строя речи.

Низкое качество речи существенно

затрудняет понимание смысла, или

сочинение написано бедным,

примитивным языком, или изобилует

просторечными выражениями и

вульгаризмами.

2

1

0

17. К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует

творческий, нестандартный

подход к раскрытию темы (в

сочинении отмечаются

интересные мысли, или

неожиданные и вместе с тем

убедительные аргументы, или

свежие наблюдения и проч.) или

яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует

самостоятельности мышления,

и/или творческого, нестандартного

2 стр., 608 слов

Рассуждение «Добро и зло»

... добрых поступков. Если пропадет добро, мир наполнится страданиями и жестокостью. Для подтверждения важности и значимости добра используем следующие примеры. Далее сочинение-рассуждение на тему «Добро и зло» сопровождается аргументами. Первый ... новый мобильный телефон. В одной из телевизионных программ мальчик услышал о том, что в зоопарке умирают животные, так как нет денег на приобретение для ...

подхода, и/или оригинальности

стиля.

1

0

18. К6. Речевые нормы

Допущено не более 2

речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые

ошибки.

1

Допущены 5 и более

речевых ошибок.

0

19. К7. Орфографические нормы

Орфографических

ошибок

нет,

или

допущена

1

негрубая

ошибка.

Допущены

2-3

орфографические ошибки.

3

2

Допущены

4-5

орфографических ошибок.

1

Допущено

более

5

орфографических ошибок.

0

20. К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных

ошибок нет, или

допущена 1 негрубая

ошибка.

Допущены 2-3

пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5

пунктуационных ошибок.

Допущено более 5

пунктуационных ошибок.

3

2

1

0

21. К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2

грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4

грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более

грамматических ошибок.

0

22. К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки

отсутствуют.

2

Допущены фактические

ошибки в фоновом

материале (одна и более).

1

МАКСИМАЛЬНЫЙ

БАЛЛ

20

23. Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

Рекомендации по переводу баллов в 10балльную шкалу

Отметка по

десятибалльной

системе

оценивания

0

Первичный балл 0-4

1

2

3

4

5

5-6 7-8 910

1112

1314

6 7 8 9 10

15- 17 18 19 20

16

24. Направления итогового сочинения-2019

1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги

2. Надежда и Отчаяние

3. Добро и Зло

4. Гордость и Смирение

5. Он и Она

Сочинение носит метапредметный характер,

то есть позволяет судить о гражданской,

морально-нравственной зрелости ученика, что

является итогом обучения и воспитания в

школе, с одной стороны, и допуском к ЕГЭ по

русскому языку, с другой

25. 3. ДОБРО И ЗЛО : рекомендации ФИПИ

В рамках данного направления можно рассуждать о

диаметрально противоположных проявлениях человеческой

натуры, связанных с представлениями о милосердии и

жестокости, миролюбии и агрессии, великодушии и

бессердечии;

Понятия «добро» и «зло»часто оказываются в центре

внимания писателей, которые исследуют реакции человека

на жизненные вызовы, на поступки других

людей,

анализируют поведение героев в ситуации нравственного

выбора как в личностном, так и в социально-историческом

плане.

26. ДОБРО и ЗЛО : рекомендации ФИПИ

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о

нравственных основах отношения к человеку и ко всему

живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о

2 стр., 712 слов

Сочинение природа в жизни людей с точки зрения толстого

... день взаимодействует с природой. Но многие люди не замечают этого и относятся к ней не серьезно, не понимая, какой вред они наносят природе. Вот и Л. В. Толстой в популярном романе ... что он хотел донести до читателя. Роман Толстого очень многогранный и захватывает самые важные стороны человеческой жизни в том числе и природу. В романе, этому уделено огромное внимание, ведь ...

гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с

другой, — об антигуманном желании причинять страдание и

боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость»

принадлежит к «вечным» категориям,

во многих произведениях литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов

или проходящие путь нравственного перерождения

27. ДОБРО и ЗЛО: аспекты направления

Добро и зло как противоположные проявления

человеческой натуры, определяющие поступки человека

Добро и зло как внутренний и внешний конфликт

Добро и зло по отношению к окружающим, близким,

слабым, врагам и т.д.

Человеческая душа – арена добра и зла

Зло как порок

Воспитание личности, как зарождается добро и зло

28.

Каким бывает?

Безграничным

Истинным

Всепобеждающим

Что лежит в основе?

любовь, милосердие

человеколюбие

смирение, кротость

синонимы

Гуманистическое

ценить жизнь

Благородство

Отзывчивость,

Сердечность

Благожелательность

Человечность,

человеколюбие

Великодушие

Душевная щедрость…

Антигуманное

желание причинить

другому

Беспощадность

Безжалостность

Бессердечие

Бесчеловечность

Злоба и неприязнь

Посягательство на

чужую жизнь

Жестокость

Несправедливость

ДОБРО

ЗЛО

к близким, родным

способность

Поведение, поступок

Качество, чувство

Свойство, состояние

черта

Возвышает человека

Сближает людей

Обнажает лучшие качества

Воскрешает, помогает

Даёт силы жить

Освобождает от злобы,

неприязни, зависти, лжи

Разрушающим

Непостижимым …

Что лежит в основе?

безволие Слабость

корысть, зависть,

К кому проявляется?

к близким, родным

к окружающим людям

к слабым, к врагам

к природе, животным, к

себе

гиперонимы

к окружающим людям

к слабым, к врагам

к природе, животным

к себе

Какова роль?

недоверие, обида

эгоизм

бескорыстие

К кому проявляется?

Каким бывает?

Чем опасно?

разрушает человека морально,

рождает жестокость,

агрессию, делает людей

несчастными, разъединяет

людей, уничтожает веру в

добро и справедливость

НЕГАТИВНО ПО СВОЕЙ СУТИ:

жестокость порождает

жестокость

29. ДОБРО и ЗЛО: цитаты и афоризмы-1

1. Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди

родятся добрыми» (Конфуций)

2. «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она

незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком

деле» (Л.Н. Толстой)

3. «Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни

6 стр., 2922 слов

Сильные люди всегда просты Толстой

... уже совсем другая история.. Сильные люди всегда просты Толстой — сочинение «Сильные люди всегда просты» сочинение Безусловно, прав был Л. Н. Толстой, когда говорил, что «сильные люди всегда правы». И с этим нельзя не согласиться, тем более что в ... фразу «Вижу цель, не вижу препятствия». На самом деле, сильный человек очень мягкий и тёплый. В его душе можно зарыться и «плакать, плакать, плакать», ...

понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как

стремление к добру» (Л.Н. Толстой)

4. «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» (В. Гюго)

5. «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее

достоинство – доброта» (Ф. Бэкон)

6. «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» (А.П.

Чехов)

7. «Всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)

8. «Добро – не наука, оно действие» (Р. Роллан)

9. «Прекраснейшая музыка души – это доброта» (Р. Роллан)

30. ДОБРО И ЗЛО: цитаты и афоризмы -2

10. «Зло исцеляется противоположным» (Вольтер)

11. «Зло порождает зло» (М.Ю. Лермонтов)

12. «Кто не карает зла, тот способствует

его свершению» (Леонардо да Винчи)

13. «Из всех добродетелей и достоинств души величайшее

достоинство – доброта» (Ф. Бэкон)

14. «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда

себе» (Л.Н. Толстой)

15. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты»

(Л. Бетховен)

16. «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду,

часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на

железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет

катастрофу от главного и безопасного движения по

жизни. (Г. Бичер)

17. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот,

кто не умеет делать зла» (В. Ключевский)

31. ДОБРО И ЗЛО: цитаты и афоризмы-3

18. «Добро не наука, оно действие» (Р. Ролан)

19. «Доброе – это прекрасное в действии» (Ж.Ж. Руссо)

20. «Прекраснейшая музыка души – это доброта» (Р. Ролан)

21. «Только добро, творимое человеком, остаётся, и благодаря

ему жизнь чего-нибудь стоит» (Ж.Ж. Руссо)

22. «Живут лишь те, кто творит добро» (Л.Н. Толстой)

23. «Какая необходимая приправа ко всему – доброта. Самые

лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые

худшие пороки с нею легко прощаются» (Л.Н. Толстой)

24. «Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство

доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»

(Л.Н. Толстой).

25. Добродушие рождается из любви,

гнев рождается из ненависти (Цзыгань)

32. ДОБРО И ЗЛО: цитаты и афоризмы-4

милосердие» (Франсуа Рене де Шатобриан)

27. «Делайте, что и как можете: только

любите добро, а что есть добро –

спрашивайте у совести» (Н.М. Карамзин)

28. «Из всех наук, которые человек должен

знать, главная наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла, как можно

больше добра» (Л.Н. Толстой)

29. …

Пословицы и поговорки:

Добро не лихо – ходит тихо.

Добрый человек в добре проживёт век.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

33. 3. ДОБРО И ЗЛО: литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

2. Гоголь «Портрет»

3. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

4. Толстой Л.Н. «Война и мир»

7 стр., 3202 слов

Духовная высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

... «дело», «бессознательно» участвуя в «роевом» движении человечества. Духовная высота “простого человека” в романе Толстого “Война и мир” Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева. После казни “поджигателей” у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера “как будто ...

5. А.М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне

6. Шолохов М.А. «Тихий Дон», «Судьба человека»

7. Платонов «Юшка»

8. Булгаков М. «Мастер и Маргарита»

9. Твардовский А. «Василий Тёркин»

10. Быков В. «Сотников»

11. Васильев Б. «А зори здесь тихие…»

12. Кондратьев В. «Сашка»

13. Солженицын А.И. «Матрёнин двор»

14. … ВСЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

34. 3. ДОБРО и ЗЛО: возможные темы сочинений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

БЛОК I: тема-проблемный вопрос

Что значит быть добрым?

Какого человека можно назвать добрым?

В чем заключается сила доброты?

Почему человек должен быть добрым?

Что значит – жить по законам добра?

В каких поступках человека проявляется доброта?

Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

Как связаны между собой добро и зло?

10.

11.

12.

13.

14.

Почему зло разрушительно?

В чем, по-вашему, могут быть причины проявления зла?

В чем, по-вашему, источники зла?

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-klass/

Можно ли одержать победу над злом?

35. 2. Добро и Зло: возможные темы сочинений

БЛОК II: тема-проблемный вопрос, связанный с цитатой

Как вы понимаете высказывание (смысл)…;

Согласны ли вы (с мнением, точкой зрения, изречением,

высказыванием, словами… и т.д.);

Действительно ли…

1. Как вы понимаете высказывание Р.Ролана:«Прекраснейшая

музыка души – это доброта»?

2. Согласны ли вы с утверждением, что истинная доброта

всегда бескорыстна?

3. Согласны ли вы с утверждением Д. Лондона: «Как легко

быть добрым!»

4. Действительно ли «легко быть добрым» (Д. Лондон)?

36.

Добро и зло как качества души человека,

определяющие его поступки

А.И. Солженицын. Матрёнин двор

МАТРЁНА

герой, несущий идею добра

— стремление быть полезной и

нужной;

— готовность помочь каждому;

— бескорыстие;

— жестокие удары судьбы НЕ

ожесточили её душу; не озлобили,

не отстранили от людей, не

замкнули в себе;

БЕСКОРЫСТИЕ, СМИРЕНИЕ,

ВЕЛИКОДУШИЕ, ДОБРОТА одного

человека способна изменить мир

к лучшему

ФАДДЕЙ

многолетняя

затаённая

обида;

— неоправданные обвинения;

— душевная злоба;

— неспособность прощать;

— цинизм (делёж имущества)

ЗЛОБА порождает НОВОЕ ЗЛО

и

не

находит

никакого

оправдания

37.

Добро и зло как качества души человека,

определяющие его поступки

А.Платонов. «Юшка»

ЮШКА,

Герой, несущий идею добра

Тот, кто видит в людях

только добро, истинно добр.

Б. Екимов «Говори, мама, говори»

10 стр., 4654 слов

Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов

... и на победу над разрушительным воздействием войны в собственных душах. Действующими лицами становятся «антагонистические» силы - любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства. ЧЕЛОВЕК МИРА И ВОЙНЫ «Герои Астафьева живут в полноте и ... в разработке Астафьевым военной темы. Усилия героев Астафьева, как и персонажей прозы Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка о 1-й мировой войне, Ю. ...

Как важно вовремя понять,

что жалеть надо не деньги,

отданные за телефон, а

престарелую МАТЬ, чья

жизнь может оборваться в

любой момент!

ДОЧЬ осознает, что

равнодушно обрывая рассказ

доброй матери, она наносит

ей жестокую обиду

ОКРУЖАЮЩИЕ

«зло с кулаками»

Обижают не только физически,

но и морально; унижают,

оскорбляют

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Подчас достаточно просто

отстраниться – жестокость по

отношению к самому родному

человеку

НАСТЯ

Равнодушие – есть проявление зла,

которое убивает. Это «паралич души».

Дочерний долг – это не только

денежные переводы – близкие люди

нуждаются во внимании, заботе,

любви, поддержке.

38.

Добро и зло как качества души человека,

определяющие его поступки

А.М. Горький «Старуха Изергиль»

ДАНКО

герой, несущий идею

человеколюбия

— бескорыстен;

— благороден;

— человеколюбив;

— великодушен; …

Сердцем освещает путь людям:

на такой поступок способен

лишь тот, кто живет по

законам добра и человеколюбия,

в чьей душе нет места злу,

агрессии и насилию

ЛАРРА

воплощение зла

— воплощенная бездуховность и

безнравственность;

— мнимая уверенность в своей

исключительности;

— эгоизм как проявление личной

свободы

Финал жизни закономерен:

терпит «поражение от зла»,

заключенного в нем самом

Жизнь, наполненная злобой, не

может принести счастья

ЛЮДИ ТВОРЯТ СВОЮ СУДЬБУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО,

ЧТО ИМИ РУКОВОДИТ – ДОБРО ИЛИ ЗЛО

39.

Добро и зло как качества души человека,

определяющие его поступки

«Война … противное человеческому разуму и всей человеческой

природе событие»

ВОЙНА – великое зло, которому сложно и нужно противостоять

Л.Н. Толстой

С любовью и уважением

говорит о героях партизанской

войны (Денисов, Тихон

Щербатый, …): война не

ожесточила, не согнула, не

убила человеческое

ДОЛОХОВ

— безжалостен;

— безразличен к смерти Пети;

— жаждет крови разбитого врага

М.Шолохов «Тихий Дон»

Земля, Дом, Семья = ДОБРО,

Это единственное,

ради чего живёт человек

Уроки войны, переехавшей судьбу

ГРИГОРИЯ МЕЛИХОВА:

Нет правды в убийстве ближнего.

Нельзя жестокостью посеять и

завоевать добро.

40.

ЗЛО КАК ПОРОК

(Порок? Порочный человек? Порочный круг? Пороки общества?)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

МАРМЕЛАДОВ

порочный герой, несчастье

которого губит других: доводит

семью до крайней нищеты

Зло, облаченное в порок,

окончательно захватило душу

героя, и он не в силах ему

противостоять

ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ

Циник, лжец, лицемер, эгоист,

2 стр., 583 слов

Сочинение человек на войне по литературным произведениям

... произведениях. А.Толстой, Э.Асадов, К. Симонов, В.Пикуль, В.Быков, М.Джалиль, Е.Носов…Список этих имён велик! Они не по слухам знали о войне. ... желании, чтобы его признали в этом уроде. Но русская душа, закалённая в горниле жесточайших боёв, осталась чуткой ... люди: Лев, даже в горе, все равно он – лев, А вот шакалом никогда не будет! (Э.Асадов) Я считаю, одно из самых сильных произведений на ...

безнаказанно переступающий

через людей, презирающий их

Насильник, убийца, сластолюбец,

растлитель, исчадие ада

Внешне благонравные,

порочные внутри

41.

ЗЛО КАК ПОРОК

(Порок? Порочный человек? Порочный круг? Пороки общества?)

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Воланд

Азазелло

Коровьев

Бегемот

ЗАВИСТЬ

КАРЬЕРИЗМ

УМЕНИЕ

НЕНАВИСТЬ К

ТАЛАНТУ…

КАК порок овладевает душой человека,

забывающего о добре?

Массовый гипноз, сеанс чёрной

магии обнажает внутреннее

«Я» человека:

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

НИКОНОР БОСОЙ

АЛЧНОСТЬ

ГРУБОСТЬ

НИЗКОПРОБНЫЙ ВКУС

МАССОЛИТ

ОБЩЕСТВО, ОХВАЧЕННОЕ ПОРОКОМ, ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО

ДОБРУ, И ЕГО СИЛА ВСЕПОБЕЖДАЮЩАЯ (Воланд)

42.

Человеческая душа – арена борьбы добра и зла

РАСКОЛЬНИКОВ

Добр и человеколюбив:

— •горячо любит сестру и мать;

•жалеет Мармеладовых и помогает

им;

•не остается равнодушным к судьбе

пьяной девочки на бульваре

Жестокое убийство старухипроцентщицы и её сестры,

кроткой Лизаветы

Ради чего? В основе Зла

положено Добро?

эгоистичен

жесток

беспощаден

индивидуалистичен

Античеловеческая теория

«права имеющих» и

«тварей дрожащих»

Герой проходит тяжелый путь

преодоления, становясь на

дорогу, ведущую человека к

добру через испытания.

43.

Воспитание личности,

или как зарождается добро и зло в душе человека

«ВОЙНА И МИР» Л.Н. Толстого

«ЧУЧЕЛО» В. Железникова

Семьи Ростовых и

Болконских:

— любовь друг к другу;

— добрые намерения, которыми

продиктованы все поступки;

— искренняя преданность своим

детям, своей семье;

— отзывчивость, доброта к

членам семьи; опасения

огорчить близкого человека, …

Как беспощадны дети по

отношению к тем, кто чем-то от них

отличается!

Равнодушие,

Ненависть,

Презрение,

Жестокость

по отношению к главной героине –

Лене Бессольцевой…

приносит ей невыразимые

44.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги:

рекомендации ФИПИ

Многосторонность и неисчерпаемость, а также широчайшая

проблематика произведения делает его беспрецедентно

актуальным и для современного читателя, заставляя

размышлять над проблемами, важными для любого времени

Вечный бестселлер

Энциклопедия

русского духа и

образа жизни

«…навсегда

запоминающееся

потрясение не только

эстетическое, но и

нравственное»

К. Симонов

«Какой художник и

какой психолог!»

Г. Флобер

«…Толстой – наш общий

учитель: он учит нас

наблюдать человека и

во внешних проявлениях,

выражающих его

природу, и в скрытых

движениях его души…»

А. Франс

45.

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги:

рекомендации ФИПИ

Темы, связанные с данным направлением, предполагают

попытку осмысления важнейших исторических и

нравственно-философских уроков знаменитой толстовской

эпопеи.

Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге,