Духовная высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Духовная высота “простого человека” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Духовная высота простого <a href=человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»" width="300" height="225" class="alignleft size-medium">

В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой противопоставляет искусственности и условности «большого света» простоту и духовную высоту «простого человека».

Образ Платона Каратаева – один из ключевых образов романа, отразивший размышления писателя об основах духовной жизни русского народа.

Каратаев – крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и помещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего».

Он любовно жил со всеми, любил товарищей, французов, любил Пьера. Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелательностью относился к людям.

В его голосе была ласка, простота. Первые слова, с которыми он обратился к Пьеру, — это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, барин?… Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» Каратаев в изображении Толстого – символ «естественного» человека из народа, воплощение народной нравственности.

В романе показаны другие представители низших сословий: Тушин, Тимохин. Их объединяет глубокое внутреннее родство. Капитан Тушин – маленький, внешне невзрачный человек. Но писателю важна его внутренняя красота. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой показывает, как война может способствовать проявлению самых лучших качеств людей.

Перед боем Тушин размышляет о смерти, не скрывая, что смерть страшит его прежде всего неизвестностью: «Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна».

В это время недалеко от балагана упало ядро, и «маленький Тушин с закушенною набок трубочкой» сразу же бросился к солдатам, уже не думая о смерти. Именно робкий, «домашний» Тушин взял на себя инициативу во время Шенграбенского сражения.

6 стр., 2807 слов

Философские проблемы в романе Толстого ” Война и мир ” – по “Война ...

... «Война и мир» — произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время. В романе Толстого нашло ... пробить себе дорогу. Отношение хлестакова к другим действующим лицам – сочинение на тему Толстой подчёркивает то, что и сейчас звучит как чистейшая правда: общество принимает тех, кто ...

Он нарушил диспозицию и выполнил то, что ему казалось единственно правильным: «действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов». Так капитан совершил духовный подвиг, спас людей.

Писатель обращает внимание, какие у этого артиллерийского офицера были «большие добрые и умные глаза».

Именно в глазах, во взгляде человека отражается его душа. Важнейшая черта Тушина – человеколюбие, способность к состраданию. Во время Шенграбенского сражения он подбирает тяжело раненного пехотного офицера и контуженного Николая Ростова, хотя их «велено было бросать».

Капитан всей душой стремится помочь любому человеку. Так, «худому, бледному солдату с шеей, обвязанной окровавленной подверткой», Тушин велел дать воды. Красивый поступок при Шенграбене совершил и капитан Тимохин. Он появился в ту самую минуту, когда русские солдаты поддались панике.

Однако «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Только благодаря Тимохину русские батальоны вновь собрались. Накануне Бородина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: «Что себя жалеть теперь!

Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Одина Тимохин просто и буднично говорит о предстоящем сражении: «Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят». Духовная высота Тимохина и каждого русского солдата проявляется в глубоком патриотическом чувстве.

Именно духовная сила народа помогла спасти Россию.

Перед великим сражением не только солдаты, но и «мужички» ополчения готовы на подвиги: «Всем народом навалиться хотят…» На лицах всех встреченных Пьером людей читалось общее «выражение сознания торжественности наступающей минуты», и сознание это так серьезно, что во время молебна даже присутствие Кутузова со свитой не привлекло внимания: «ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться». Духовная высота «простых» людей определила нравственный исход сражения. Наполеон приказал направить двести орудий на русских – ему доложили, что приказ выполнен, «но что русские все так же стоят».

«Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, — сказал адъютант».

Вот с этого момента и Наполеон, и вся его армия постепенно начали испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв, половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».

К концу войны дух русской армии крепнет, несмотря на крайне тяжелые условия солдатского быта. Одно из самых ярких проявлений силы духа и стихийного гуманизма русских солдатпобедителей – их отношение к противнику.

Если во время отступления армию охватил «дух озлобления против врага», то на последнем этапе войны, когда французские войска бегут из России, «чувство оскорбления и мести» сменилось у солдат презрением и жалостью.

Их отношение к французам становится сочувственным: они обогревают и кормят пленных, несмотря на то, что им самим не хватает провизии. Это естественное чувство человечности живет в душах простых солдат.

5 стр., 2423 слов

Должен ли разумный человек жить чувствами?

... сама возможность жизни». Написать сочинение по на тему: должен ли разумный человек жить чувствами? для современного человека важен, прежде всего, разум. ... гранями. накануне сражения под бородином, подобно простым солдатам, болконский испытывает «теплоту патриотизма». а ведь любовь ... одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – ...

В нем заключено высшее духовное благородство.

Героизм русских солдат и офицеров, «маленьких людей» большой войны, Толстой показал как нечто обычное, будничное. Геройские поступки совершают тихие, незаметные люди, не осознающие себя героями, — они просто делают свое «дело», «бессознательно» участвуя в «роевом» движении человечества.

Духовная высота “простого человека” в романе Толстого “Война и мир”

Духовная <a href=высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»" width="300" height="225" class="alignleft size-medium">

Духовную красоту “простого человека” я хочу показать на примере Платона Каратаева.

После казни “поджигателей” у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера “как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора”. Но вечером того же дня Пьер узнал человека по имени Каратаев, и распавшийся мир стал понемногу обретать стройность.

Не случайно Толстой подчеркивает в Каратаеве не солдатское, а чисто крестьянское начало.

Пьер, впервые поставленный в одни условия жизни с мужиком, вдруг открывает для себя его доброту и трудолюбие, душевное здоровье, непосредственность, его жизнеспособность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике и сам Толстой.

И не случайно Платон Каратаев появляется в романе именно в тот момент, когда Пьеру нужно на что-то опереться, чтобы вернуть себе веру в добро и правду, утерянную им после расстрела французами русских, обвиненных в поджоге Москвы.

Благодаря Каратаеву, пишет Толстой, “прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе”.

Образ Платона Каратаева вызывал самые разнообразные суждения у исследователей творчества Толстого. Для Пьера Безухова Платон Каратаев является олицетворением всего “русского, доброго и круглого”. Движения у него плавные и аккуратные. Он все умеет делать “не очень хорошо, но и не дурно”.

Живет, ни о чем не задумываясь, как птица.

Каждый вечер произносит: “Положи, Господи, камушком, подними калачиком”, а утром, проснувшись, приговаривает: “Лег – свернулся, встал – встряхнулся”. Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны. Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Он рассказывает, что был “давнишним солдатом”, но никогда не любил военную службу.

Попав в плен, он сразу отбросил от себя все солдатское и возвратился “к прежнему, крестьянскому, народному складу”. Платон всегда деятелен: печет, варит, шьет, тачает сапоги, строгает свою палочку. А по ночам, когда закончен трудовой день, позволяет себе побеседовать, спеть песню. Его крестьянский склад характера, бесконечные прибаутки стали для Пьера воплощением “духа простоты правды”.

Но вместе с тем Пьер понимает, что никаких привязанностей у Платона Каратаева нет, ему неведомо чувство дружбы, любви.

5 стр., 2437 слов

Разработка : «Какую роль играет образ Платона Каратаева в романе ...

... Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся. Сочинение: Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) (418 слов) Роман Льва Николаевича Толстого ... и богатых людей, и безвольных рабочих. Так, на чувствительную душу Пьера, находящегося в плену у французов, повлияло пребывание с ним представителя русского народа. Платон Каратаев ...

“Круглый” Каратаев выполнил свою миссию – “остался навсегда в душе Пьера”.

“Пьер не знал отчего; но с тех пор, как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему… Пьер отходил от него подальше и не думал о нем”.

И прежде чем до сознания Пьера дошло, что Каратаев убит, в его подсознании возник образ: Каратаев – капля из водяного шара, которая была и которой больше нет. “Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез”, – думает Пьер.

И, пожалуй, без этого “исчез” были бы неполны для Пьера каратаевские уроки: Каратаев для успешного выполнения своей роли не должен задерживаться среди живых.

Интересно, что в черновых набросках к роману Каратаев выглядит значительно более земным и телесным, чем в окончательной редакции. Он острее откликается на происходящее, у него спокойно-веселый голос. Существует точка зрения, что Платон Каратаев, по мысли Толстого, обобщенный образ русского народа, отражает особенность русского национального характера, его психологию.

Действительно, в фигуре Каратаева воплощен определенный тип народной жизни, складывавшийся веками и особенно хорошо различимый в пору общественных взрывов, когда он яснее всего обнаруживает себя через социальное поведение, нравственный уклад той части русского крестьянства, которая “плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала “ходоков”.

Итак, жизненные корни каратаевского типа достаточно очевидны, и на вопрос “Что именно отразилось в Каратаеве?” исследователи отвечают без заметного разнобоя. Гораздо сложней с вопросами другого рода: “Что в нем выражено?”, “Как он включен в толстовское сцепление идей?”

Существует мнение, согласно которому Каратаев – назидательная схема, патриархальный мужичок в ореоле святости. Он совершенен и никуда не движется.

Его усредненность и внеличное совершенство в человеческом смысле – аномалия, и вряд ли справедливо мнение, будто Каратаев воплотил авторский идеал.

Одна из главных миссий Каратаева, живущего внутри и по законам художественного целого, – быть олицетворением согласия, своеобразной эмблемой истины для ищущего героя или “мерой простоты и правды”, как определяет важную функцию этого образа П. Громов в книге “О стиле Льва Толстого.

Диалектика души в “Войне и мире”: “Не забудем, что именно благодаря “круглому” Платону Пьер Безухов открыл для себя закон “водяного шара””.

Да, облик Каратаева очень легко совмещается с хрестоматийными положениями толстовства, и заключение “Вот он, толстовский идеал” возникает почти автоматически. Только доверившись логическому автоматизму, можно далеко уйти от толстовской художественной логики. Согласимся на минуту, что Каратаев является безусловным идеалом.

Тогда перед нами сразу же встает трудновыполнимая задача – примирить Каратаева и Наташу Ростову. Рядом с обаятельной, “переполненной жизнью” Наташей Каратаев – великий пост.

Она интересна прежде всего тем, что неповторима, он – тем, что повторим ; ее пристрастия, симпатии и антипатии всегда избирательны, Каратаев добр ко всем без разбора; Наташа импульсивна, переменчива, подвижна, Каратаев неизменен и монотонен в своем обезличенном любвеобилии.

13 стр., 6323 слов

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера ...

... для истинно нравственного человека. Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее эпическое ... к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным ...

На первый взгляд Каратаев весь в будничном и житейском. Он не страстотерпец, не иссохший схимник, а земной крестьянин, российский мужик, которому, кажется, век износу не будет.

В свои пятьдесят лет “он не понимал, что такое усталость и болезнь”; зубы его “были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости”.

И при всем том Каратаев с самого начала “не жилец”.

“…Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого”.

Эти строки, написанные в интонации главного итога, прощания с героем, на самом деле предваряют его развернутую характеристику, как бы незаметно переводя историю его жизни в план “прошедшего совершенного”.

Показаться, побыть среди обыкновенных людей и затем исчезнуть, обратившись в дорогое воспоминание, – таков удел Платона.

Каратаев не очень прочно стоит на грешной земле. В его чертах, физических и душевных движениях есть оттенок тихой, “нездешней” благости.

“Задумчивая улыбка”, “грусть”, “тихий восторг”, “выражение тихой торжественности”, “выражение радостного умиления” – такими или по преимуществу такими красками Толстой рисует психологический портрет Каратаева.

Но не надо забывать, что Платон Каратаев в романе лишь один из представителей народа и автор посвящает ему сравнительно небольшое количество страниц. В романе изображено много крестьянских типов: Данила, Феропонтов, Тихон Щербатый, Лаврушка и другие.

Это свидетельствует о том, что Толстой никогда не предполагал сделать Платона Каратаева одним из главных народных персонажей своей эпопеи. Хотя многое в этом смиренном Платоне ему симпатично. Незлобивость, покорность, которые свойственны Платону Каратаеву, были присущи большей части русского крестьянства даже спустя почти сто лет после войны с Наполеоном.

Что же до крестьянского здоровья Платона, то оно совсем иной природы, чем, допустим, грубая сила Тихона Щербатого. Так что, открыв тип Платона Каратаева, Толстой ни в коей мере не погрешил против жизненной правды, хотя, несомненно, он для него положительный персонаж.

Духовная высота «простого человека» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Духовная высота простого человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Платона Каратаева

После казни «поджигателей» у стен Новодевичьего монастыря в душе Пьера «как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора».

Но вечером того же дня Пьер узнал человека по имени Каратаев (пленный солдат Апшеронского полка), и распавшийся мир стал понемногу обретать стройность.

Не случайно Толстой подчеркивает в Каратаеве не солдатское, а чисто крестьянское начало. Пьер, впервые поставленный в одни условия жизни с мужиком, вдруг открывает для себя его доброту и трудолюбие, душевное здоровье, непосредственность, его жизнеспособность, отзывчивость – то есть все те качества, которыми так восхищался в русском мужике и сам Толстой.

16 стр., 7552 слов

Пьер семенов 10 лет спустя

... Образ и характеристика Пьера Безухова сочинение Пьер Безухов – один из главных героев романа Льва Николаевича Толстого. Пьер – незаконно рожденный, ... деятельная, самоотверженная доброта Пьера. Он сближается с простыми русскими людьми: крестьяна­ми, Каратаевым. Он учится уважать ... ложи заниматься самосо­вершенствованием. Общий патриотизм 1812 года захватил Пьера, он сфор­мировал полк, взяв полностью ...

И не случайно Платон Каратаев появляется в романе именно в тот момент, когда Пьеру нужно на что-то опереться, чтобы вернуть себе веру в добро и правду, утерянную им после расстрела французами русских, обвиненных в поджоге Москвы. Благодаря Каратаеву, пишет Толстой, «прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».

Пьера Безухова

Каждый вечер произносит: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком», а утром, проснувшись, приговаривает: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». Он всему радуется, во всем умеет находить светлые стороны.

Платон Каратаев учит Пьера незлобивости, всепрощению, терпеливости и самоотречению. Он рассказывает, что был «давнишним солдатом», но никогда не любил военную службу.

Попав в плен, он сразу отбросил от себя все солдатское и возвратился «к прежнему, крестьянскому, народному складу».

Платон всегда деятелен: печет, варит, шьет, тачает сапоги, строгает свою палочку. А по ночам, когда закончен трудовой день, позволяет себе побеседовать, спеть песню. Его крестьянский склад характера, бесконечные прибаутки стали дня Пьера воплощением «духа простоты правды». Но вместе с тем Пьер понимает, что никаких привязанностей у Платона Каратаева нет, ему неведомо чувство дружбы, любви.

«Круглый» Каратаев выполнил свою миссию – «остался навсегда в душе Пьера». «Пьер не знал отчего; но с тех пор, как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему… Пьер отходил от него подальше и не думал о нем».

И прежде чем до сознания Пьера дошло, что Каратаев убит, в его подсознании возник образ: Каратаев – капля из водяного шара, которая была и которой больше нет. «Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез», – думает Пьер.

И, пожалуй, без этого «исчез» были бы неполны для Пьера каратаевские уроки: Каратаев для успешного выполнения своей роли не должен задерживаться среди живых.

Интересно, что в черновых набросках к роману Каратаев выглядит значительно более земным и телесным, чем в окончательной редакции. Он острее откликается на происходящее, у него спокойно-веселый голос. Существует точка зрения, что Платон Каратаев, по мысли Толстого, обобщенный образ русского народа, отражает особенность русского национального характера, его психологию.

Действительно, в фигуре Каратаева воплощен определенный тип народной жизни, складывавшийся веками и особенно хорошо различимый в пору общественных взрывов, когда он яснее всего обнаруживает себя через социальное поведение, нравственный уклад той части русского крестьянства, которая «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходоков».

Итак, жизненные корни каратаевского типа достаточно очевидны, и на вопрос «Что именно отразилось в Каратаеве?» исследователи отвечают без заметного разнобоя. Гораздо сложней с вопросами другого рода: «Что в нем выражено?», «Как он включен в толстовское сцепление идей?»

Существует мнение, согласно которому Каратаев – назидательная схема, патриархальный мужичок в ореоле святости. Он совершенен и никуда не движется. Его усредненность и внеличное совершенство в человеческом смысле – аномалия (недаром среди товарищей по бараку он слывет блаженненьким, «Платошей», почти дурачком), и вряд ли справедливо мнение, будто Каратаев воплотил авторский идеал.

2 стр., 653 слов

Платон Каратаев в романе “Война и мир” –

... его движении…» Образ Платона Каратаева Пьер Безухов знакомится с этим персонажем во французском плену. Это был сложный для него период, когда он разочаровался в людях и жизни. Платон Каратаев, простой солдат, ... способный на сочувствие и переживания. Война его не озлобила, хотя ему пришлось пережить ...

Одна из главных миссий Каратаева, живущего внутри и по законам художественного целого, – быть олицетворением согласия, своеобразной эмблемой истины для ищущего героя или «мерой простоты и правды», как определяет важную функцию этого образа П. Громов в книге «О стиле Льва Толстого. Диалектика души в «Войне и мире»: «Не забудем, что именно благодаря «круглому» Платону Пьер Безухов открыл для себя закон “водяного шара”».

Да, облик Каратаева очень легко совмещается с хрестоматийными положениями толстовства, и заключение: «Вот он, толстовский идеал» возникает почти автоматически.

Только доверившись логическому автоматизму, можно далеко уйти от толстовской художественной логики. Согласимся на минуту, что Каратаев является безусловным идеалом.

Тогда перед нами сразу же встает трудновыполнимая задача – примирить Каратаева и Наташу Ростову. Рядом с обаятельной, «переполненной жизнью» Наташей Каратаев – великий пост.

Она интересна прежде всего тем, что неповторима, он – тем, что повторим («…жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла, как отдельная жизнь»); ее пристрастия, симпатии и антипатии всегда избирательны, Каратаев добр ко всем без разбора; Наташа импульсивна, переменчива, подвижна, Каратаев неизменен и монотонен в своем обезличенном любвеобилии.

На первый взгляд Каратаев весь в будничном и житейском. Он не страстотерпец, не иссохший схимник, а земной крестьянин, российский мужик, которому, кажется, век износу не будет.

В свои пятьдесят лет «он не понимал, что такое усталость и болезнь»; зубы его «были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости».

И при всем том Каратаев с самого начала «не жилец».

«…Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Эти строки, написанные в интонации главного итога, прощания с героем, на самом деле предваряют его развернутую характеристику, как бы незаметно переводя историю его жизни в план «прошедшего совершенного».

Показаться, побыть среди обыкновенных людей и затем исчезнуть, обратившись в дорогое воспоминание, – таков удел Платона.

Каратаев не очень прочно стоит на грешной земле. В его чертах, физических и душевных движениях есть оттенок тихой, «нездешней» благости.

«Задумчивая улыбка», «грусть», «тихий восторг», «выражение тихой торжественности», «выражение радостного умиления» – такими или по преимуществу такими красками Толстой рисует психологический портрет Каратаева.

Но не надо забывать, что Платон Каратаев в романе лишь один из представителей народа и автор посвящает ему сравнительно небольшое количество страниц.

В романе изображено много крестьянских типов: Данила, Феропонтов, Тихон Щербатый, Лаврушка и другие. Это свидетельствует о том, что Толстой никогда не предполагал сделать Платона Каратаева одним из главных народных персонажей своей эпопеи. Хотя многое в этом смиренном Платоне ему симпатично.

29 стр., 14339 слов

Сочинение что больше всего ценит в человеке толстой

... ность таких как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, ес- тественного, простого /того, что так ценит в человеке Толстой/. Их речь, жесты, ... рактеры, третьего - связь чувств с действиями... Графа Толстого всего более - сам психический процесс, его формы, его ... другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешен- ...

Незлобивость, покорность, которые свойственны Платону Каратаеву, были присущи большей части русского крестьянства даже спустя почти сто лет после войны с Наполеоном. Что же до крестьянского здоровья Платона, то оно совсем иной природы, чем, допустим, грубая сила Тихона Щербатого.

Так что, открыв тип Платона Каратаева, Толстой ни в коей мере не погрешил против жизненной правды, хотя, несомненно, он для него положительный персонаж.