«Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея

«Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея 1

Тип:

Проблема жанра «Войны и мира»(1863-1869 г.) давно волнует литературоведов. Почему же такое большое внимание уделяется форме произведения? Скорее всего, это связано с тем, что «Война и мир» — новое явление в русской литературе. Очень трудно однозначно определить его жанр. Сам автор писал о форме своего творения так: «Это не роман, еще менее поэма. Это то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в какой она выражена».

Русская литература знает немало примеров, когда произведения были новаторскими по жанру: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина считается романом в стихах, «Мертвые души» Н.В.Гоголь назвал поэмой.

Что же представляет по форме «Война и мир»? Решение этого вопроса имеет значение еще и в том плане, что именно жанр настраивает нас на восприятие произведения, у читателя возникают определенные «жанровые ожидания». Из этого следует, что форма произведения подчас может быть отражением его содержания.

Традиционные классические романы включали в себя одну – две сюжетных линии, в основном любовных, несколько действующих лиц. Основной целью романа было показать становление личности героя, его отношения с окружающей средой.

Все эти признаки присутствуют в «Войне и мире». В центре его внимания переплетение судеб двух главных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова. С ними связаны семейно-бытовая, философская, военно-патриотическая линии произведения. Но количество сюжетных линий в «Войне и мире» неизмеримо больше, здесь дана необычайно широкая картина общественной жизни, показаны все слои населения.

«Война и мир» не укладывается в узкие рамки традиционного европейского романа. Европейская форма не годилась для изображения русского национального характера. Несколько раз меняя замысел, Л.Н.Толстой выбрал для изображения события войны 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Он пытался выразить народные стремления, народный дух этой освободительной войны.

В этом произведении присутствуют признаки эпопеи. Традиционно события в эпопее являются жизненно важными, ключевыми для страны и народа. Обычно они охватывают большой промежуток времени. Л.Н.Толстой изобразил именно такой кульминационный момент – освободительную войну 1812 года. Но писатель, как честный художник, не мог показать победы русского оружия, не поведав о причинах трагических поражений 1805 года.

В эпопее судьбы главных героев тесно связаны с судьбой всей страны. Они всегда находятся в эпицентре всех событий. Чаще всего их глазами мы видим сражение — так усиливается впечатление достоверности. В «Войне и мире» огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц. Литературоведы полагают, что в эпопее Л.Н.Толстого задействовано примерно 559 участников – реальных исторических и вымышленных персонажей, не считая безымянной крестьянской и солдатской массы.

Для произведения этого жанра характерна незавершенность. Это неудивительно. Жизнь огромной страны не может быть до конца и всесторонне описана в пределах одного произведения. Важно, но многие отмечают, что роман Л.Н.Толстого есть сама жизнь. Это своеобразный роман – поток. Жизнь прошла через него и продолжила свой путь дальше. «Война и мир», пожалуй, единственное произведение, о котором смело можно так сказать.

В эпопее огромное значение играет образ автора. На первый взгляд, мы не видим его присутствия. Он кажется отстраненным от описываемых событий. Это связано с тем, что Толстой поставил перед собой задачу предельно объективно осветить героические события того времени.

Автор присутствует на каждой странице. С ним связаны философские, лирические, исторические отступления разного рода. Философские отступления в основном связаны с историческими событиями, военными действиями. В этой своеобразной форме автор оценивает причины сражения, дает его предысторию, делает нравственные выводы, критические характеристики исторических и военных деятелей. Философские отступления есть и в кульминационных моментах развития главных героев, в их оценке. Более всего они представлены в третьем томе романа, так как связаны с национальным характером, величием исторической эпохи. Включение тонких лирических отступлений придает эпопее поэтичный оттенок.

В повествование органично включены примеры эпистолярного жанра. Это дневник Пьера, переписка княжны Марьи и Жюли Карагиной. Автор использует также научно-историческое повествование, приводит документальные сведенья, чертежи, планы сражений, умело сочетая реальные и вымышленные эпизоды. А многие сцены военной и семейной жизни напоминают драматургические эпизоды.

Все названные особенности «Войны и мира» позволяют утверждать, что это произведение вобрало в себя отличительные черты разных жанров. Это синтетическое по своей природе творение мастера. Поражает грандиозность, масштабность замысла. По сути, Л.Н.Толстой поставил своей целью исследование национального характера, его силы в переломные моменты истории. Поэтому писатель проводил колоссальную подготовительную работу, изучая архивы и дневники той эпохи, сам посетил Бородинское поле. Ему удалось проникнуться духом времени, почувствовать его значение. Поэтому события тех лет так полно, точно, образно представлены в «Войне и мире».

Современные исследователи придерживаются точки зрения на жанр этого произведения как на роман–эпопею. Невольно замечаешь в ней дух народного древнерусского эпоса. Их сближает общее отношение к великим событиям. И Л.Н.Толстой, и древние авторы смотрят на происходящее с народной, патриотической точки зрения.

Сам писатель признавался, что в этом произведении ему дорога «мысль народная». Поэтому здесь возникает величественный собирательный образ русского народа. Эпопея высветила лучшие черты национального характера: скромность, мужество, огромную силу духа, «скрытую теплоту патриотизма» и «чистоту нравственного чувства» в каждом русском человеке. Роман-эпопея показала огромное значение соборности, объединения всех слоев общества перед лицом общей угрозы. Толстой впервые показал, что исход Отечественной войны определила не штабная верхушка, а скромные труженики войны, простые солдаты, ополченцы, крестьяне. Именно народу писатель отводил ключевую роль в развитии истории – «общей роевой жизни человечества».

В этом романе удивительным образом переплетаются исторические события и индивидуальные судьбы. Толстой следует традиции пушкинского освещения истории, когда личные судьбы героев напрямую зависят от истории. Так, Аустерлиц сыграл главную роль в изменении взглядов Андрея Болконского на мир. При огромном разнообразии событий все они находятся в единой взаимосвязи. Поэтому весь роман представляет собой своеобразное сцепление эпизодов и картин. Это придает целостность произведению. Все события даны во временной последовательности. Автор показывает движение личности во времени.

Любимые герои Л.Н.Толстого показаны в развитии. Отечественная война 1812 года сблизила их с народом, его величием и правдой. До сегодняшнего дня еще не создано более широкого по масштабу и глубокого по эмоциональным переживаниям романа-эпопеи, чем «Война и мир». Поистине это наша национальная гордость.

0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.