Описание картины лутфуллина три женщины. по картине «Три женщины» Лутфуллина Лотфуллин картины

международных и российских выставок. Лучшие произведения художника находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, в Третьяковской галерее, Русском музее. С наибольшей полнотой талант башкирского художника проявился в картинах, посвященных любимой родине, ее людям, особенно в таких сложных формах живописи, как триптих и композиционный портрет. К ним, прежде всего, относятся «Семья» (1963), «Золотая осень» (1968), «Три женщины» (1969), «Праздник в ауле. 30-е годы» (1969), «Ожидание. Год 1941-й» (1970), «Старуха у окна» (1974) и, безусловно, триптих «Семья колхозника Ражапа» (1974).

Надо отметить, что большинство тематических картин Лутфуллина посвящены истории башкирского народа. В его полотнах история живет не сама по себе, а тесно перекликается с сегодняшним днем. «Прошлое никогда не умирает, — говорит художник, — оно продолжает жить в настоящем. Нельзя понять современности, не думая об истории Родины». А. Лутфуллин — один из немногих художников, картины которого наполнены вдохновенной любовью к своей Родине — Башкортостану. Их всегда отличает яркое национальное своеобразие. Он истинно башкирский художник.

Анализ картины «Праздник в деревне»

Материал картины: Холст, масло.

Жанр картины: Исторический.

Эскиз картине: «Деревенский праздник» Бумага, темпера. 17.5×36.5 см.

Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Размер: 93 х 108.

Дата создания: 1917.

Картину «Праздник в деревне» (см. прил. 2), Кустодиев написал всего за пять дней — именно такое количество времени провел художник в своем загородном имении.

В картине «Деревенский праздник» художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне уютных деревенских изб и яркой осенней листвы. Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен: он построен на сочетании красных, желтых, оранжевых, охристых и белых цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал впоследствии в картине «Праздник в деревне».

В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого — глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность, сближая ее с лубком.

3 стр., 1130 слов

Конспект по русскому языку : -отзыв по репродукции картины художника ...

... обтянутые тканью. На валике закрепляли лист бумаги с рисунком кружева. ( ( 4. Беседа по картине (продолжение) — Что в картине подтверждает, что В.А. Тропинин создал новый жанр — портрет? (Художник изобразил кружевницу ... V . Работа по теме урока 1. Рассказ ученика о В.А. Тропинине Василий Андреевич Тропинин — живописец-портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. ( Ещ ...

Тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью особенно привлекала художника. Картина «Праздник в деревне» имела большой успех на выставках, как в России, так и за рубежом.

Анализ картины «Троицын день»

Материал: Холст, масло.

Жанр картины: Импрессионизм.

Место хранения: Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева.

Размер: 110 х110.

Дата создания: 1920.

В картине «Троицын день» (см. прил. 3), создан идеалистический образ русского праздника. Праздник наступившего раннего лета, Святая Троица. Мы видим окраину города, широкую поляну, купола церквей, нарядных, неспешно гуляющих людей. Везде чувствуется праздничное оживление, везде снуют коробейники с цветами и сладостями. Народ катается на тройках, гуляет, ведет беседы, развлекается в ярмарочных балаганах. На первом плане картины Кустодиев поместил степенное купеческое семейство как символ патриархальной Руси.

Живописное полотно сияет всеми оттенками синего и зеленого цветов, а белые облака и яркие красные и желтые детали дополняют праздничный настрой картины.

Передний план отведён главным персонажам кустодиевских гуляний. Это купчиха, её дочь, молодая и чуть смущённая, отец — купец в классической одежде, и молодой человек, в котором легко угадывается возможный жених. Следует отметить, что Кустодиев пишет людей шаблонами. У него даже есть персонажи, представляющие разные типы профессий, — булочник, монахиня, извозчик — стали персонажами отдельных картин. На картине все нарядные, весёлые, в достатке, беседуют и радуются. Повсюду довольство и достаток.

Происходит все на поляне, видимо, на окраине этого города. Это не парк, поскольку коляски свободно ездят где угодно, виден шатёр цирка. Деревья расположены в разброс, и это на руку художнику — так помещается больше людей.

Все на картине размещено в пространстве, созданном высокой церковью справа и деревом слева. Дальше — ещё одна колокольня. Это помогает подчеркнуть тему — праздник Троица. Художники тех времён считали церковь настолько важным элементом, что ни одна картина о российском быте не обходилась без неё. Даже на автопортрете художник размещает себя на фоне Троице-Сергиевой Лавры.

Яркие краски помогают ощутить атмосферу радости и отдыха. Яркие цвета одежды у купчихи, букет цветов у девушки и продавца. Художник всегда очень любил и уважал народную традицию. А искусство, изображающее её должно приносить радость. Эту веру он пронёс через все своё творчество.

Анализ картины «Гуляние на Волге»

Материал: Хост, масло.

Жанр картины: жанровая сцена.

Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

6 стр., 2795 слов

По картине купчиха за чаем. Загадка самой известной картины Кустодиева: ...

... Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины ... литературно-художественную критику этой картине Кустодиева: "Балкон с деревянными тоненькими, бутылкообразными балясинами. Внизу двор, кучер коня вывел. Ворота синие с позолотой; калитки по сторонам ворот. Налево балкон, ...

Размер: 100 х 125.

Дата создания: 1909.

На картине «Гулянье на Волге» (см. прил. 4), показаны набережная с гуляющими людьми, Волга, живописный противоположный берег реки. Высокая точка зрения позволила мастеру охватить широкую праздничную панораму.

По аллее на крутом берегу, где когда-то в гостинице «Эрмитаж» в 1906 году останавливался Б.М. Кустодиев, прогуливаются купцы и купчихи, приказчики, половые, военные, странники. Оживает картина Кустодиева «Гулянье на Волге». Празднично нарядные люди гуляют под музыку духового оркестра. В палатке торгуют сладостями и кондитерскими изделиями, работает уличная чайная, где каждый желающий может испить самоварного чайку. Чуть дальше исполняют русские романсы. И барыни, и беседка, и чайная лавочка, и всё остальное, что ни на есть типично русское: и наряды купчих, и ампирные домики, и кисельно — красная церковка.

В Тутаеве работало много художников и среди самых известных — Борис Кустодиев. Он побывал в Романове в 1906-1909 годах, жил в гостинице «Эрмитаж» на волжском бульваре и из окна этой гостиницы написал свою картину «Гулянье на Волге», хранящуюся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

Кустодиев — певец русского провинциального быта, с иронией и любовью изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян. Недаром, когда теперь говорят «кустодиевский персонаж», сразу в памяти всплывают характерные типажи той эпохи. Приукрашенная, поданная художником в её парадном, праздничном виде, она теперь предмет ностальгических переживаний по настоящей православной Руси, с традициями народных праздников и обычаев и, милым сердцу, безыскусным уютным мещанским бытом, неторопливостью той жизни.

Картина написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху. На той стороне Волги — наш красавец Воскресенский собор. Видна пристань пароходного общества «Самолет». На этом коротком промежутке бульвара было несколько пристаней, каждая со своей деревянной лестницей вниз — берег очень высокий. Каждое пароходное общество, а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин», имело собственную пристань и свои пароходы. Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и от поворота реки на Ярославль устраивали гонки. Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин

(башк. хмт Фтулла улы Лотфуллин, 1928-2007) — башкирский советский живописец. Народный художник СССР (1989).

Действительный член РАХ (1997).

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин 1928 – 2007

kolybanov

wrote, 2017-10-03 21:20:00kolybanov

kolybanov

2017-10-03 21:20:00Categories:

  • искусство
  • общество

В целях поддержки конкурса ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ (пожалуйста не забудьте посмотреть работы и проголосовать по адресу: https://artrb.

ru/ ) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.

Использую материал агентства БАШИНФОРМ

9 стр., 4292 слов

Лутфуллин картина прощание. по картине «Три женщины» Лутфуллина

... насколько тот или иной художник владеет формой». Ахмат Лутфуллин Ахмат Лутфуллин. Читающий старик. Рисунок к картине «Моление о дожде». ... в ауле», 1969, «Три женщины», 1969, «Проводы на фронт», 1978, с картинами «Прощание» и «Ожидание». Если мысленно ... народа во всем богатстве национального колорита. Многочисленные рисунки и наброски сделаны Ахматом с натуры, когда он бродил с этюдником и альбомом по ...

Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы.

В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — “Девушка-башкирка в интерьере”, “Портрет башкира”, “Портрет матери”, “Портрет старика” и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки.

Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин.

Обратите внимание

К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.

Картины “Прощание” и “Ожидание” были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны.

Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна “Праздник в Зауралье.

Сабантуй”, “Праздник в ауле”, “Мелодии кубыза”, “Белая юрта”, “Моление о дожде” дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.

Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина “Три женщины”. Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена.

Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия.

У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.

  • Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.

С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.

Важно

Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны.

Один из альбомов своей живописи художник озаглавил “Я — сын земли своей”. Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края.

13 стр., 6250 слов

«Три возраста женщины»: глубокий символизм картины Климта

... Благодаря таким людям и существует настоящее. Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследовате­лей современного искусства ... зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живо­пись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна. По Л Н Поповой Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился ...

В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.

Биография

Родился 4 февраля 1928 года в селе Аскарово (ныне Абзелиловский район, Башкортостан) в семье лесоплавильщика. В деревнях Аскарово и Абзаково прошло его детство и юность. Позднее мальчишкой он пешком ушёл в Магнитогорск и поступил учиться в ремесленное училище на токаря.

После войны Лутфуллин А. Ф. учился в Ленинградском архитектурно-художественном училище (1945-1948), Уфимском театрально-художественном училище (1949-1951), Государственном художественном институте Литовской СССР (Вильнюс, 1951-1954).

Член Союза художников с 1960 г. Заслуженный художник РСФСР (1978).

Заслуженный художник БАССР (1966).

Действительный член РАХ (1997).

Неоднократно избирался членом правления Башкирского Союза художников, председателем и членом Художественного совета при Башкирских мастерских Художественного фонда РСФСР, членом выставкома зональной выставки «Урал социалистический», членом правления Союза художников РСФСР, являлся членом ревизионной комиссии Союза художников РСФСР, членом выставкома Союза художников РСФСР.

На протяжении второй половины ХХ века он оказывал влияние на развитие башкирской живописи.

В деревне Равилово Абзелиловского района, в доме семьи Лутфуллиных, который художнику подарили земляки, открылась «Мечеть Ахмата». Луиза Лутфуллина, супруга живописца, рассказывала: «В последнее время он болел, мысль была — что же делать с этим домом, было решено не отдавать и не продавать, а делать мечеть, в память отцу, матери и деду». По завещанию самого художника он был похоронен в селе Абзаково Белорецкого района РБ.

Лутфуллин картина ожидание жанр и техника. Описание картины лутфуллина три женщины

Одной из лучших картин великого творца А. Ф. Лутфуллина является полотно «Три женщины». Оно было создано в 1969 году. Лутфуллин всегда старался выразить в своих работах всю ту любовь, которую он испытывал к родине, к народу и людям.

На этой картине он изобразил трех женщин, которые сидят за столом и готовятся к чаепитию. Они одеты в национальные, традиционные костюмы. Их головы повязаны платками, что говорит об их семейном положении. Все женщины замужние.

Окружающая их комната достаточно проста. На столе стоят самые обычные угощения – чай, молоко и хлеб. Мы понимает, что перед нами простые женщины – труженицы, которые решили устроить небольшой перекус и приступать к дальнейшей, трудной работе.

Конечно, особое внимание завоевывают героини полотна – три женщины. Они изображены во весь свой рост и занимают большую часть на картине. Перед нами женщины разных возрастов.

Главой семьи является самая старая женщина. Она сидит по центру стола. На ее лице мы замечаем много морщин, что говорит о ее мудрости. Свой жизненный опыт она заработала, пройдя сквозь десятки жизненных испытаний. Она испытала и радость, и грусть, и беду и счастье. Она прошла все жизненные преграды и теперь может на мгновение отдохнуть и насладиться ароматным напитком.

Справа изображена женщина средних годов. Конечно, до опыта главы семьи ей еще далеко, но, она тоже многое повидала на своем жизненном пути.

Совсем молодая девушка сидит слева. Скорее всего, именно поэтому, возле нее автор расположит цветущий комнатный цветок – такой же красивый и полный сил, как и эта юная женщина.

2 стр., 994 слов

А. П. Чехов – несравненный художник жизни

... “Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…” Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в ... Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать ... важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко ...

Обращая внимание на задний план, мы словно пытаемся выглянуть в окно и увидеть все происходящее на улице. Спокойные и родные для автора картины пейзажи, напоминают нам о том, что все в нашей жизни движется и не останавливается. Одни поколения постепенно заменяются другими, более молодыми. Но, для всех этих поколений именно семья является смыслом всей жизни.

Башкирский художник Ахмат Фаткуллович Лутфуллин написал одну из своих самых знаменитых работ, проникнутое национальным колоритом символичное полотно «Три женщины», в 1969 году. Вполне возможно, что в основу сюжета картины А. Лутфуллина легли его собственные воспоминания о детстве, проведенном среди простых тружеников села Аскарово.

Центральным смысловым элементом картины является изображение трех женщин разных возрастов, знаменующих великую силу связи поколений. Согласно башкирским национальным традициям, женщина в картине представлена как символ материнства и хранительницы домашнего очага.

Три представительницы прекрасного пола только что наскоро перекусили нехитрой крестьянской едой и собираются выпить по чашечке чая, прежде чем вернуться к нелегкой, утомительной работе до самого вечера. От небольшого, низкого, застеленного скатертью с геометрическими узорами столика веет добрым, простым ароматом домашнего хлеба и молока, три аккуратные, хрупкие на вид чашечки дожидаются порции душистого травяного напитка.

Женщины изображены практически в одинаковых позах, все они сидят, подобрав под себя левую ногу, а правую устало согнув в колене. Кожа на руках старших выглядит несколько загрубевшей от тяжелых условий полевой работы. Молодая девушка одета в более светлые одежды по сравнению с другими женщинами своей семьи. Отсутствие платка и несколько кокетливо наброшенное на тугие длинные косы покрывало говорит о юности и, возможно, веселой и несколько романтичной натуре. Взгляд ее легок и прям, щеки цветут румянцем, чего нельзя сказать о представительницах старшего поколения. Молчаливая строгость и серьезность проскальзывает в их четких, схожих между собой силуэтах.

На руках молодой женщины можно заметить незамысловатые украшения, возникает ощущения, будто она хочет спрятать в поднесенной к лицу ладони распускающуюся улыбку, чтобы другие женщины не заметили ее по-девичьи озорной радости.

Позади трех отдыхающих женщин, за двумя окошками простирается с детства любимый Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным необозримый горный пейзаж. В обеденное время все спокойно и неторопливо, кажется, что окружающий трех женщин мир будто замирает, наслаждаясь каждым мгновением заслуженного отдыха.

«Три женщины» далеко не единственная картина председателя Башкирского союза художников, в которой талантливый живописец воспевает красоту, нежность и удивительную силу духа представительниц прекрасного пола. «Портрет матери», «Мать-героиня Ишмурзина», «Портрет старой колхозницы», «Портрет башкирской женщины», «Магинур Хасанова», «Девушка в черном» и множество других замечательных, выразительных полотен было написано художником с целью воспеванию внешней и внутренней красоты таких разных и удивительных женщин. Каждое полотно призывает оберегать тех, кто веками соединяет поколения, продлевает жизнь целого рода и заботится о каждом в семье, порой в своей великой любви забывая о собственном благополучии.

2 стр., 840 слов

«Портрет Милы» картина Валерия Хабарова

... строить сочинение по картине Валерия Иосифовича Хабарова «Портрет Милы». Но есть и другие варианты написания сочинения. Стоит поговорить о них подробнее. Сочинение Написать хорошее сочинение по «Портрету Милы» Валерия ... портретов написал в 1974 году известный советский художник Валерий Иосифович Хабаров. Картина художника называется «Портрет Милы». На нем изображена девочка, которую зовут Мила. ...

Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь к своему народу. Многие критики уверяют, что лучшая его картина, передающая все эти чувства, это «Три женщины», которую Лутфуллин написал в 1969 году.

На этой картине художник нарисовал трех женщина, которые одеты в национальные костюмы, будто художник застал их за церемонией чаепития. Обстановка в комнате, где находятся эти женщины не богатая, а и судя по еде можно сказать что изображены женщины крестьянки. Об этом свидетельствует чай, хлеб и молоко. Нам кажется, что это небольшой перекус. И вот они сейчас подниматься и продолжат дальше заниматься своими домашними делами. Мое внимание привлекли не костюмы этих женщин и даже не бедная обстановка с едой. Мне показалось притягательными сами изображенные. На мой взгляд они символизируют поколение.

На переднем плане художник изобразил самую старшую из женщин, очень мудрую и справедливую. Она на мой взгляд уже бабушка. Справа от нее, стоит скорее всего ее дочь, она тоже многое уже повидала, но многое ей еще и предстоит увидеть. А слева стоит сама молодая, именно она является внучкой самой старшей женщины. она изображена на мой взгляд невинной, еще не видавшей трудностей в жизни. Не зря рядом с ней художник нарисовал цветок. Он как бы сравнивает эту девушку с не распустившемся цветком, порой глупой в каких-то моментах и даже не опытной в большинстве жизненных ситуаций. За окном художник нарисовал пейзаж, молодые ребята катаются на велосипедах и кажется, что жизнь не остановилась, она продолжает идти дальше, и поколения будут сменять друг друга. Кода-нибудь и эта молодая девушка сперва станет мамой, а потом и мудрой бабушкой, со своим жизненным опытом.

А. Лутфуллин — знаменитый башкирский художник. Он создал много картин, посвященных родному краю. Но одной из самых лучших, по мнению критиков, является работа под названием «Три женщины».

Эта картина является, на мой взгляд, своеобразным символом связи поколений, нерушимой традиции крепкой семьи, хранительницей которой была, есть и будет женщина. Сюжет картины очень простой. В доме башкирских крестьян сидят три женщины. На них национальные костюмы. Женщины пьют чай. Перед ними постелена белая скатерть, на которую женщины поставили нехитрую еду крестьянина: хлеб и молоко. На темном подносе стоят три чашки в розовый цветочек.

Но внимание зрителя обращено не на то, что принесли женщины на стол. Зритель смотрит, прежде всего, на героинь картины. Центральное место на полотне, да и в семейной иерархии занимает старая женщина. Она сидит прямо. Весь ее облик полон достоинства и величия. Натруженные руки лежат на коленях. Лицо, иссушенное временем и нелегкой трудовой жизнью, спокойно. В глазах светится мудрость. Голову старой женщины украшает расшитое полотенце.

Справа восседает зрелая женщина. На ее голове платок. Руки также говорят о нелегком труде. Лицо этой женщины отражает силу ее характера, стойкость, нравственную красоту. Она, как и ее старшая соседка, умудрена жизненным опытом. Но ее жизнь еще далека от заката.

8 стр., 3834 слов

Образ и характеристика художника в портрете гоголя

... при написании сочинений. Также читайте по теме: Краткое содержание повести «Портрет» Биография Николая Гоголя Тема творчества в повести Гоголя «Портрет». Сочинение Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно ...

Слева сидит молодая женщина. Она полна сил. Ей еще многое предстоит познать в этой жизни. В ее лице светится радость, потому что еще много счастья впереди. Она даже несколько кокетлива. На руках молодой женщины надеты украшения. На голове простой платок, который не может полностью скрыть пышные косы. На окне за спиной молодой женщины стоит красивый цветок. Мне кажется, что А. Лутфуллин намеренно разместил цветок именно на этом окне. Цветущая молодость, как этот цветок, яркая и прекрасная.

Три женщины олицетворяют собой непрерывный цикл смены поколений, когда вслед за старостью идет зрелость, а за ними — молодость. Это сама жизнь в самом замечательном ее воплощении. Женщина — это мать, жена. Она — хранительница семейного очага. Она — основа основ.

А за окнами раскинулся родной художнику пейзаж: величественные горы, уходящие вдаль. На велосипедах возвращаются из школы дети. Жизнь течет размеренно и неторопливо, по давно заведенному порядку. И создается впечатление, что этот порядок нерушим, как невозможно нарушить тесную связь между тремя женщинами, изображенными на картине. И время не властно над ними, потому что одно поколение сменяется другим, но основа остается всегда одной и той же.

Ахмат Лутфуллин

Яркое, искреннее, правдивое искусство Лутфуллина покоряет нас прежде всего национальным своеобра­зием. Лутфуллин – художник истинно башкирский не только по рождению и национальности, но и по глубокой привязанности к родной земле и своему народу, по редкому умению видеть и чув­ствовать своеобразием и красоту его быта, характера и традиций.

Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Аскар Тамъян-Катайского кантона (ныне Абзелиловского района) Башкортостана. Учился в Ленинградском архитектурно-художественном, Уфимском театрально-художественном учили­щах, Государственном художественном институте Литвы.

Первая и очень небольшая выставка произведений художника состоялась летом 1957 в уфимском городском парке. И зрители, и печать приняли её очень тепло. Уже в первых самостоятельных опытах молодого живописца увидели стремление к созданию портретов-образов, передающих лучшие черты башкирского на­рода: физическую красоту, богатство внутреннего мира, открытое чувство национальной гордости и достоинства. «Первый, но вер­ный шаг» – так выразительно называлась рецензия на эту выставку в республиканской газете. Свой первый экзамен после окончания учёбы художник выдержал успешно.

В 1968 году Лутфуллин написал одно из самых сильных и за­конченных произведений – портрет-раздумье «Золотая осень». Два пожилых человека, муж и жена, воплощают в себе разные харак­теры: в женщине явно отмечено духовное превосходство, в ней больше внутренней цельности и силы. Мужчина более прост. Ко­нечно, и его жизнь потрепала, но не в такой степени, как его суп­ругу. Мы не знаем их судьбы, нам не известно, какие невзгоды выпали на их долю, но это и неважно. Посмотрите, как спокойны их лица, на них нет и следа печальных забот. Эти люди прожили достойную жизнь, верно, достойно воспитали детей, а теперь жи­вут спокойной и счастливой, в их понимании, жизнью. Что же главным было в их жизни? Честный труд. Посмотрите на их руки -они большие, даже несколько уродливо большие. Эти люди нико­гда не кривили душой. Они жили достойно. Труд – основа их жизни. Благодаря таким людям и существует настоящее.

3 стр., 1169 слов

О картине Леонардо да Винчи «Джоконда»

... «Джоконду». Да, ту самую картину Леонардо да Винчи. Картину, на которой изображена женщина с ... автопортрета с «Джокондой», но это элементарно: дети похожи на своих родителей, а значит, женщина на портрете похожа не на да Винчи, ... картину, если художник написал мать? Это легко объясняется огромным талантом да Винчи. ... войны? «Джоконда», по-моему,- совершенно потрясающая картина. Многие, видевшие подлинник, ...

Самой большой творческой удачей Лутфуллина стала картина «Три женщины», она написана в 1969 году. Один из исследовате­лей современного искусства В. Ванслов о воплотил гордую красоту и нравствен­ную чистоту народных характеров, создав образ, возвышающийся до глубоких раздумий о судьбе поколений, о развитии жизни, о прошлом и современном в истории народа».

Сам художник отмечает, что это полотно – его автобиография. Работая над ним, он как бы заново пережил в памяти всю свою жизнь и жизнь своих близких. Сюжет картины несложен. Три женщины в национальных одеждах пьют чай в чистой башкирской избе. Перед ними, по башкирскому обычаю, прямо на нарах, на белой скатерти – поднос с чашками, нехитрая деревенская снедь.

Но этот сюжет наполнен большой философской мыслью – пе­ред нами величавое повествование о трёх разных биографиях, трёх поколениях, трёх разных характерах, соединенных естественно и просто. За тремя живыми конкретными судьбами стоит судьба всего народа, вся его сложная история, глубинные основы его нравственной жизни. За их характерами – характер всей нации, мужественный, несгибаемый.

Царственно спокойна восседающая в центре на красной по­душке величавая старуха

живой символ неумолимого времени, незыблемости вековых обычаев. Узорчатые концы расшитых по­лотенец увенчивают ей голову. Аскетическое лицо, тёмные высо­хшие руки сосредоточили в себе мудрость веками выработанного народного опыта, трудно, но достойно прожитой жизни. Этот об­раз несёт в картине эмоциональную основную и идейную на­грузку

Фигура другой женщины мягко вырисовывается на светлом фоне окна. Она давно уже встретила зрелость. В её образе осо­бенно полно раскрываются нравственные черты нации: благород­ная сдержанность чувств, стойкость и внутренняя сила характера. Годы унесли молодость и физическую красоту этих двух женщин, но зато щедро наделили их нравственной красотой

Рядом с мудрой старостью – молодость. На долю молодой женщины, сидящей слева, выпало больше радости и счастья, она не испытала того, что довелось пережить старшим. Она – связую­щее звено прошлого и настоящего, продолжательница и храни­тельница нравственных ценностей народа.

Образы женщин содержат одну мысль – тему судьбы народа, его несгибаемой нравственной силы и духовного величия.

Всё до мелочей продумано в этом полотне. Простоту и безы­скусственность жизни подчёркивает скромный натюрморт: свеже­испечённых хлеб, молоко в деревянной миске, три фарфоровые чашки с блюдцами, белые, в красный цветочек. Золотистые гряды древних уральских гор, встречающих и провожающих поколения, -это тема вечности. Фигурки едущих на велосипедах школьников -тема молодости, постоянного обновления жизни.

Художник в своём творчестве обращается и к натюрмортам. «Натюрморт с кувшином» написан свободной, уверенной кистью.

Предметы самые обыкновенные: краюшка чёрного хлеба и се­лёдка, наполненная молоком кружка и хрупкие белые яйца, рас­писная деревянная ложка и темный глиняный кувшин. Всё это на фоне чисто выскобленного дощатого стола. Зачем художник на­писал этот натюрморт? Какую мысль выразил он? Проста жизнь человека, чья трапеза представлена нам. Скромная еда говорит о том, что человек этот не привык к излишествам, а чистота и яркий цвет в картине о честности человека, о том, что нет в его жизни фальши, нравственной ущербности.

Обращается художник и к пейзажу. В 1974 году он пишет пей­заж «Последний старый дом в ауле». Этот вросший в землю полу­развалившейся дом в окружении покосившихся плетней и надвор­ных построек художник увидел однажды в родных местах. Жила в нём одинокая старуха. Это картина контрастов. Электрические провода, антенна на покрытой шифером дома в глубине соседст­вуют с полуразвалившимися домом и изгородью. Изгородь в кар­тине – это главное. Несмотря на то, что она покосилась и чтобы окончательно не упала на землю, подперта столбами, есть в ней некая прелесть. Автор тщательно выписывает причудливое, слож­ное переплетение прутьев и жердей. Некогда, верно, здесь жили крепкие хозяева, прочно стоявшие на земле. И эта живописная из­городь как бы свидетельство о том. Почему всё пришло в упадок нам неведомо Вопрос в ином – справедливо ли это? Жизнь идёт вперёд, но справедливо ли движение, которое приводит к разру­шению? На этот вопрос, каждый ответит по-своему.

Пройдёт время, и новые поколения зрителей, возможно, иначе оценят удачи и находки художника. Но одно несомненно – живо­пись Ахмата Лутфуллина значительна и своеобразна.

По Л Н Поповой

Творческое наследие

Ахмат Лутфуллин — автор знаменитой картины «Три женщины», 1969 г. Вместе с тем он является автором портретов и полотен об истории и современной жизни башкирского народа: «Прощание с Родиной. Салават» (1990), «Праздник в ауле. 1930-е годы» (1969), «Проводы на фронт» (1978), «Прощание» (1970), «Ожидание. Год 1941-й» (1970).

Его основные работы: «Портрет матери», х. м., 1956. «Автопортрет», х. м., 1957. «Бабай», х. м., 1959. «Портрет дирижера Г. Муталова», х. м., 1959. «Мать-героиня Ишмурзина», х. м., 1959. «Мустафа-агай», х. м., 1960. «Мать погибшего героя», х. м. 1960. «Девушка в чёрном», х. м., 1961. «Семья», триптих, х. м., 1962. «На сабантуй», х. м., 1963. «Портрет башкирской писательницы Хадии Давлетшиной», х. м., 1963. «Молодой рабочий», х. м., 1963. «Портрет колхозницы», х. м., 1967. «Золотая осень», х. м., 1967. «Портрет башкирской женщины», х. м., 1967. «Три женщины», х. м., 1968-1969. «Ожидание. Год 1941», х. м., 1969-1971. «Праздник в ауле», 1930, х. м., 1973-1974. «Колхозник Раджап», х. м., 1974. «Портрет старой колхозницы», х. м., 1974. «У окна», х. м., 1974. «Портрет молодой женщины», х. м., 1974. «Портрет врача И. X. Хидиятова», х. м., 1974. Серия портретов передовиков колхоза им. М. И. Калинина Абзелиловского района БАССР (12 работ), х. м., 1974. «Сабантуй», х. м., 1974-1977. «Магинур Хасанова», х. м., 1977. «Колхозник Хайруллин», х. м., 1977. «Портрет на фоне колхозного тока», х. м., 1977. «Портрет народного поэта БАССР М. Карима», х. м., 1978.

Картины художника находятся в Государственной русском музее, Художественном музее имени М. В. Нестерова в Уфе, в частных коллекциях.

Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины» , Интегрированный урок по русскому языку в 8 классе.

Тема урока

: Работа по картине А. Лутфуллина «Три женщины».

Цель урока

: углубить знания учащихся по изобразительному искусству, научить работать по картине.

Оборудование:

иллюстрации, плакаты, книги.

Учитель: Шарафутдинова Р.А.

Ход урока.

I. – Ребята!

Мы проведем сегодня путешествие в страну прекрасного. Ведь недаром говорят: «Прекрасное спасет мир» и «Прекрасное рядом с нами».Человек сегодня должен быть очень разносторонним: понимать мир, понимать искусство, новыми глазами смотреть на произведения искусства. Мы знаем очень много талантливых художников, но в то же время мы должны понимать их произведения.

а)

А каких художников вы знаете?

(Крамской,Репин,Серов,Перов,Лутфуллин,Домашников,Тюлькин,Имашева,ННурмухаметов)

Окружающую жизнь мы воспринимаем через изобразительное искусство.

б)

Что же мы называем изобразительным искусством?, Изобразительным

мы называем искусство, которое дает конкретное воспринимаемое зрением изображение предметов и явлений окружающей жизни.

в) А какие виды изобразительного искусства вы знаете?

Графика, скульптура, фотография, живопись.

(Показываю рисунки, дети должны определить вид изо.)

  • Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о живописи.

г) Что мы называем живописью?

Живопись – вид изобразительного искусства, в произведениях которого предметы и явления окружающей жизни изображаются с помощью красок на какой-либо поверхности.

д)

Какие поверхности, где художник изображает свои произведения, вы знаете?

Холст, стена, потолок, ДВП, стекло.

е) Как вы думаете, ребята, художник рисует или пишет?

Художник пишет картину, а график карандашом рисует.

ж) Каких художников мы называем маринистом, баталистом, анималистом, портретистом, пейзажистом?

II. А теперь, ребята, проверим, как вы знаете и разбираетесь в изобразительном искусстве? ( решаем кроссворд).

По вертикали

1. Изображение конкретного человека. (портрет)

2.Изображение природы.(пейзаж)

3.Живопись на стекле.(витраж)

4.Изображение, составленное из кусочков стекла или камня.(мозаика)

7.Мертвая натура, предметы, овощи, фрукты. (натюрморт).

По горизонтали

3.Изображение городской жизни (ведута).

4.Изображение моря (марины).

5.Живопись водяными красками на сырой штукатурке (фреска).

Важно

6. Изображение, которое выполняется сначала на отдельной поверхности, а затем переносится на холст.(панно).

8.Предварительная работа художника, которая создается по воображению художника (эскиз).

9.Вид изобразительного искусства (графика).

10. Сельский пейзаж (пастораль).

III.Запишите число и тему урока.

  • Цель нашего сегодняшнего урока, ребята, глубже познакомиться

с творчеством выдающегося башкирского художника Ахмета Фаткулловича Лутфуллина и с его замечательной монументальной картиной

«Три женщины».

Абзелиловский район – один из красивейших уголков Башкирии, который граничит сУчалинским районом. Край горный, край озерный и степной,край песенный,населенный богатым традициями народом.

Здесь, в деревне Ишкулово, родился Ахмат Лутфуллин,народный художник России, лауреат премии имени Салавата Юлаева. Он учился в Ленинградском художественно-ремесленном, затем – Уфимском театрально-художественном училищах.

Затем учится в Государственном художественном институте Литовской ССР.

Красной нитью через все этапы его творчества проходит национальная тема.

Известны его работы как «Портрет матери», «Девушка-башкирка в интерьере», «Портрет писательницы Хадии Давлетшиной», «Девушка в черном», «Башкирка в красном платке», «Праздник в ауле», «На сабантуй», «Чаепитие», «Три женщины».

Картина «Три женщины» написана в 1969 году.

Почему же А. Лутфуллин изобразил в своей картине женщин?

Потому что, женщина – это мать. Восславим женщину – мать, чьей грудью вскормлен весь мир, А. М.Горький, Самый дорогой человек на земле – это мать. Даже Родина уподобляется образу матери (стихи о матери).

Героев художник писал со своих родственников: прототипом древней старухи послужила его бабушка, пожилую женщину он писал со своей матери, молодую – с жены младшего брата. Образы женщин в картине и конкретны и собирательны одновременно.

Совет

Бабушка тоже очень родной человек, что только она не делает для своих внуков (стихи о бабушках).

Вопросы по картине.

а) Кого мы видим на картине?

б) Что нам говорят портреты этих женщин?

  • Преемственность поколений, извечность материнского начала, связь времен хочет показать нам художник.

в) Что мы можем сказать о самой старшей и уважаемой из женщин?

  • Мудрая, олицетворение величавой старости, многое повидала на своём веку, пережила две войны. Она царственно спокойна. Этот образ несёт в картине основную эмоциональную и идейную нагрузку. Руки у нее работящие.

г) Что вы можете сказать о женщине, которая расположена справа от величавой старухи?

  • Также многое повидала, она моложе, давно встретила зрелость, благородная сдержанность чувств, стойкость вырастила много детей, пережила войну.

д) Что можем сказать о третьей?

  • Третья, в белом платке – самая молодая, от неё веет молодостью, радостью жизни, на неё выпало больше радости и счастья.

е) Для чего они собрались и что они ждут? Опишите натюрморт:

  • Они собрались на чаепитие. Башкирский народ очень гостеприимен, вы, наверное, тоже, когда приходят гости, сразу берётесь ставить самовар, а вот какие вы пословицы знаете о еде, пище, гостеприимстве.

Пословицы:

«Бог дал день, даст и пищу».

«Будешь жив, будешь и сыт».

«Гость на двор, что есть – на стол».