Описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс) (2)

Рассматривая портрет Шаляпина Федора Ивановича, понимаешь, что писал его великий художник. Только мастер своего дела мог передать всю мощь и красоту знаменитого баса. Портрет был написан в период с 1920-1922 года.

Шаляпина и Кустодиева познакомил не менее известный нам писатель Горький. Федор Иванович обратился с просьбой к Борису Михайловичу помочь в создании постановки «Вражья сила». Во время зарисовок декораций и костюмов художник и певец разговорились, и Кустодиев спросил разрешения написать картину-портрет Шаляпина, тот ответил согласием. Картину пришлось писать эпизодически.

Картина большая. На переднем плане изображен знаменитый бас. Такое впечатление, что он возвышается над всеми, но это обманчивое впечатление. Несмотря на то, что Шаляпин был знаменитым он никогда и ни перед кем не показывал своего превосходства. Это был настоящий русский человек.

Шаляпин изображен на фоне ярмарки, которая проходит в зимнее время, все вокруг покрыто бело-голубым снегом. Там далеко на площади ярмарка, музыка, веселье.

Он стоит на возвышенности и осматривает заснеженный город. Сюда он приехал не ради праздного любопытства, а на гастроли, о чем говорит афиша, расположенная на заднем плане картины. На Федоре Ивановиче надета дорогая шуба. Несмотря на зимний холод, она распахнута, под ней виднеется шикарный театральный костюм, белая сорочка с галстуком — бантик. Шаляпин всегда отличался богатырским здоровьем. На голове его не менее роскошная меховая шапка. Шарф развевается на ветру. Лаковые туфли не соответствуют наряду. Создается такое впечатление, что великий бас вышел из театра, накинув на себя шубу и шапку специально позировать. В руках его тросточка на мизинце правой руки перстень с красным камнем. Сколько величия и силы излучает весь вид Шаляпина.

Рядом стоит бульдог Ройка — это любимец Федора Ивановича. Несмотря на то, что пес старается показать, что он такой же величественный, как и его хозяин, весь его вид показывает, как трепетно и нежно он любит Шаляпина. Сколько преданности в его взгляде, обращенном на хозяина.

С левой стороны позади певца стоят его взрослые дочери и его секретарь. Все веселятся и только Шаляпин серьезен, скорее всего, он торопится в театр, где ему предстоит выступление. Никакой суеты и волнения только сосредоточенность и спокойствие. Так могут держаться только великие артисты, знающие себе цену.

4 стр., 1925 слов

Урок русского языка в 7 классе «Кто он? Портрет интересного ...

... «Кто он? Портрет интересного человека». Цели урока : 1. подготовить учащихся к сочинению-описанию внешнос- ти человека, изображённого на картине; 2. формировать умение самостоятельно строить текст-опи- сание картины-портрета (сочинение) на ... как построена картина? Обратим внимание на передний и задний план полотна. (На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, ...

[править] Борис Кустодиев

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен[2].

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника[4].

Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу[6].

И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки[4].

Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»

[7].

[править] История создания

В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова[8][9].

Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году[10], в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.

Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»

[4][9].

Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8].

Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].

Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:

Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Вот мы ее, Федор-Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, и шубу свистнул!»[8][11].