ЦЕЛЬ : Закрепить понятие описание». Формировать умение различать описание в научном, разговорном и художественном стилях. Формировать навык редактирования текста (сочинения-описания ученика).
Ход урока
1. Беседа по ранее изученному материалу:
Какие типы речи вы знаете? Что такое повествование? Что называем описанием?
2. Чтение и сопоставительный анализ текстов, Знакомство со строением текста — описания.
В описании обычно имеются три части: 1) общая характеристика предмета или впечатление о нем; 2) отдельные детали или признаки предмета, 3) общая оценка предмета — описания
4. Редактирование текста, Тренировочное упражнение.
Чтение и анализ текста (материал распечатан).
Весна
Была с..р..дина марта. В..сна в этом г..ду (вы) д..лась ровная, дружная. Изр..дка (вы) п..дали обильные но к..ороткие д..жди. Уже ездили на к..лесах (по) д..рогам, покрытым густой грязью. Сне.. еще л..жал сугробами в глубоких л..сах и в т..нистых оврагах но на п..лях осел стал рыхлым и темным, и (из) под него кое-где б..льш..ми пл..шинами (по)к..залась черная ж..рная, парившаяся на со..нце з..мля. Б..резовые почки (на) бухли. Бара..ки на вербах из белых стали желтыми, пуш..стыми и огромными. Зацв..ла ива. Пчелы выл..тели (из) ул..ев за первым взятком. На л..сных п..лянах ро..ко (по) к..зались первые (под) снежники.
(А. Куприн)
Записать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Найти и подчеркнуть признаки именно той весны, которую пережил писатель. Что именно поразило автора? Запомнилось ему? Каковы ее особые приметы? Каково отношение А. Куприна к изображаемому времени года? Почему вы так решили?
6. Домашнее задание:
б) Упр. 295 (сочинение — описание какой-либо игрушки).
Урок 73
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
ЦЕЛЬ : дать представление о роли Ь для обозначения мягкости согласных. Формировать умение находить Ь в словах и умение употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных. Познакомить с графическим обозначением условий выбора написания.
Ход урока
Языковая разминка.
Записать предложение, определить, простое оно или сложное (поставить знаки препинания).
Свое мнение обосновать. Найти согласные в слабой позиции. Обозначить звуки, которые мы произносим на их месте.
Была раз гроза сильная и дождь целый час как из ведра лил., Работа по теме урока
Записать столбиком пары слов и обозначить звуки, которыми они отличаются.
Быть — быт
Угол — уголь
даль — дал
Кон — конь
Банка — банька
Сделать вывод о том, как в русском языке обозначается мягкость согласных на конце и в середине слова.
Подумайте, что обозначает ь в словах брошь и ложь .
Чтение и анализ теоретического материала — стр. 117—118 (орфограммы № 2 и № 9).
Р а б о т а с г р а м м а т и ч е с к о й т е т р а д ь ю.
Анализ таблицы (материал распечатан или написан на доске).
Записать ее в грамматическую тетрадь, дополнить своими примерами в каждой строчке.
ь пишется | ь не пишется |
1. На конце слова (камень) | 1. В сочетаниях с [ ч ’] и [щ ’] (гонщик) |
2. В середине слова (тоньше) | 2. В словах, которые проверяются по словарю |
] | (мостик, бантик) |
3. После [ л ’] (болельщик) | |
Упр. 296.
3. Домашнее задание
З а п о м н и т ь! В большинстве слов буквенное сочетание чн под влиянием письменной речи произносится [ч’н ] — серде[ч’н ]а.
Лишь в немногих словах звучит [ шн ]: ску[шн ]ый, яи[шн ]ица.
Урок 74
Тема: Ь для обозначения мягкости согласных
ЦЕЛЬ: Научить употреблять ь для обозначения мягкости согласных. Формировать умение разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь .
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографический диктант, Тренировочные упражнения.
Рассказать, с помощью каких букв обозначается мягкость согласных на письме, привести собственные примеры.
Работа по таблице.
Ь для обозначения мягкости | Ь в неопределенной форме глагола | Ь разделительный |
Заполнить ее словами из упр. 299.
Из текста стихотворения А. С. Пушкина в слова, в которых ь используется для обозначения мягкого согласного.
Мальчишек радостный народ, Коньками звучно режет лед;, На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод,, Ступает бережно на лед,, Скользит и падает; веселый, Мелькает, вьется первый снег,, Звездами падал на брег.
скучно, качнуться, нарочно, отличный, горчичный, скворечник, молочный, порядочный.
Объяснить особенности произношения и написания этих слов.
Выборочно — распределительный диктант (записать в один столбик слова с ь в середине слова, а в другой — без ь ).
Настольная лампа, бурильщик, каменщик, бабочка, довольно скучный, резьба по кости, у речного песочка, бренчать бубенчиками, возьмут на память, спичечная коробочка, ночная бабочка, весьма странный.
Упр. 300.
4. Домашнее задание.
Урок 75
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю Я
ЦЕЛЬ: Познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю. Я. Продолжить формирование навыка транскрибирования, отработать правильное произношение этих слов. Формировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания., Орфографический диктант.
Записать слова под диктовку, обозначить, какой звук произносится на месте безударного гласного в корне слова. Дать его полную характеристику:
водяной, вдали, позолота, бороться, колючий, старушка, родной, затопить, отдаленный, раздаваться, садовый, разгадать, угадать.
К каждому слову подберите однокоренное с гласным в сильной позиции.
Списать слова (распечатаны), вставляя пропущенные буквы.
Веселые помощ..ники, пришел поран..ше, прос..ба посп..шить изящная птич..ка, пос..дел у реч..ки, перешел через мос..тик, починив зон..тик, ч..десная мес..ность
Сделать вывод о способах обозначения мягкости согласных в записанных словах.
Подчеркнуть слово, в котором буква т не обозначает звука. Подберите к нему проверочное. В подчеркнутых словах обозначить, какие звуки обозначены буквами с и н .
Работа по теме урока.
Чтение теоретического материала на стр. 119—120.
Запись в грамматическую тетрадь.
е, ё, ю, я
Это происходит — в начале слова: [ й’э ]ль — ель ;
- после гласных: по [й’э ]зд — поезд ;
—после ь и ъ : в’ [й’о ]т — вьёт .
В других словах — после согласных — они обозначают один гласный звук: е — [э ], ё — [о ], ю — [у ], я — [а ] и мягкость предшествующего согласного: люк — [л’ук ].
Знание особенностей этих букв необходимо для понимания ряда орфографических правил.
Тренировочные упражнения.
Отгадайте загадку: этот звук можно изобразить с помощью буквы й , но его можно обозначить и буквами я (яркий ), ю (юла ), е (ель ), ё (ёлка ).
О каком звуке идет речь? Почему количество букв и звуков в русском языке не совпадает?
Упр. 304 (устно).
Упр. 305 (письменно).
е, я, ю, ё
Лень, ежик, юбка, парашют, вьется, люлька, споем, листья, село, жесть, елка, вел.
Орфографическая работа со словами, записанными на доске:
Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, пианино, каучук, кричать, весь, просьба.
а) Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.
б) Выписать в которых звуков больше, чем букв.
в) Найдите и запишите слова, в которых рядом два гласных звука.
П о м н и те! Звук [ й ’]—согласный.
Упр. 306 (письменно).
Упр. 307 (устно).
е, ё, ю, я
4. Домашнее задание.
Урок 76
Тема: Орфоэпия
ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях. Формировать навык правильного произношения указанных слов.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания., Языковая разминка.
Записать предложение. Доказать справедливость этого высказывания. Объяснить смысл этих слов Л. Успенского.
Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом.
(Л. Успенский)
е, ё, ю, я
Работа по теме урока.
Прочитать про себя текст § 61. Упр. 309 (письменно).
Используя этот материал, рассказать о том, что такое орфоэпия .
С л о в о у ч и т е л я: Русские орфоэпические нормы сложились в первой половине ХVII века на основе разговорного языка Москвы. Орфоэпические нормы распространяются при помощи радио, телевидения, кино, театра.
Тренировочные упражнения.
Упр. 310.
Упр. 311.
Прочитайте слова, записанные на доске:
Подводник, в..дица, водный, в.. довоз, заво..ь, безводье, водяной, пав..док, водопровод.
-вод-
Запишите пословицу:
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Как вы поняли смысл пословицы.? Подчеркните в предложении буквы, которые обозначают [ ц ].
шинель, темп, скучный
Упр. 312.
5. Домашнее задание.
Списать предложение:
Прежде всего надо учить отчетливому, ясному и правильному произношению.
(Л. В. Щерба)
Подготовить устное выступление, в котором необходимо ответить, согласны ли вы с этим высказыванием или нет, и обосновать свою точку зрения.
Урок 77