Описание предмета, места, состояния, интерьера

Сочинение — описание довольно трудное упражнение. Это связано с тем, что тип создаваемого текста — описание, считается ошибкой наличие признаков повествования или рассуждения. В живой речи редко ребенок использует тип описания как единственный, поэтому сочинения часто получаются искусственными, надуманными. Особенно сложны сочинения-описания внешности человека, которые иногда превращаются в простое перечисление признаков. В то же время сочинение должно иметь замысел, части текста должны быть связаны между собой.

При описании предмета учащимся необходимо показать особенности описания, его признаки. Чтобы определить тип речи надо выделить «данное» и «новое».

В описании предмета «данным» является сам предмет или его части, «новым» — признаки предмета.

В описании предмета «данное» — обычно имя существительное или местоимение, «новой» — чаще всего имя прилагательное, существительное с глаголом, глагол.

Возможны следующие задания:

1. Прочитайте текст. Спишите. Определите тип речи. Назовите способы обозначения признака в данном тексте.

Он оказался размером с наперсток, с желтовато-серым брюшком и зеленой, как свежий тополиный листок, спинкой.

Выпуклые глазки блестели, словно черные стеклянные бусинки. Аширокий рот был озорным, как у первоклассника, который готов смеяться даже на уроках математики. (В. Крапивкин).

Какого стиля текст? Какую роль в данном случае играют уменьшительно ласкательные суффиксы имен существительных?

2. Найдите или составьте сами описание животного.

Описание предмета проводится еще в первом классе. Учащиеся составляют устные рассказы, небольшие (состоящие из двух-трех предложений) тексты.

После объявления темы сочинения «Моя любимая игрушка» (1 класс) многие дети призадумались. Трудно было не только описать, но и проведенная беседа показала, что первоклассники не замечают детали образа, тонкости в наряде своих игрушек. На вопросы они отвечали: «Кукла нарядная, красивая. Ее зовут Лиля» и т.д. И вот здесь учитель должен привлечь их внимание: к внешнему виду куклы, к деталям (несхожесть с другими куклами, ее особенность), к тому какое чувство испытывает ученик при обучении с куклой (радость, грусть, печаль).

Беседа показала, что у детей постепенно создавался образ куклы, его неповторимость, они улавливали его настроение, чувствовали радость, у детей появлялись робкие художественные приемы описания. (40, с. 45) Например,

4 стр., 1947 слов

Р.р. Описание предмета. -описание (упр. 295)

... решили? 6. Домашнее задание: б) Упр. 295 (сочинение — описание какой-либо игрушки). Урок 73 Тема: Обозначение мягкости ... задание. Урок 76 Тема: Орфоэпия ЦЕЛЬ: Познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их ... словах и умение употреблять Ь в своей речи для обозначения мягкости согласных. Познакомить с графическим ... е с к о й т е т р а д ь ю. Анализ таблицы (материал ...

Пушистик

У нас в классе есть минутка Пушистик. Он часто приходит к нам на урок. Мишенька хлопает в ладоши и радуется верным ответам детей. На уроках он всегда нарядный. Шерсть яркая, кудрявая, волнистая. Глаза и носик, как угольки. Лапки словно зелененькие листочки весной. Сам он очень красивый. Мы его все любим.

Нина Сизова

1 класс

В 5 классе учащиеся пишут сочинения по картине-натюрморту, где описание предмета является важной составной частью.

В описании места «новое» — предмет, «данное» — их местоположение.

«Новое» в описании места обычно выражается именем существительным, «данное» — наречием со значением места, существительным или местоимением с предлогом. (27, с. 38)

Предлагаем следующие задания:

1. Спишите текст. В каждом предложении найдите «данное» и «новое» и обозначьте их над строкой. Определите тип речи.

Квартира Славы большая и светлая. На полу — ковер. Над столом — красивый абажур. На диване — маленькие пестрые подушки.

2. Прочитайте текст. Определите тип речи и способ связи предложений. Постройте схему текста. Чем выражено «данное» и «новое»?

Комната была похожа на мебельный магазин. В беспорядке стояли шкаф, столы, тумбочки, кресла, сундуки. В углу виднелись округленные контуры рояля. Через всю комнату от железной печи тянулись к окну трубы, подвешенные на проволоке к потолку. На полу валялась картофельная шелуха. В углу облезлая щетка прикрывала кучу мусора, который все собираются вынести, но никак не вынесут. Возле двери стоял рукомойник, под ним — переполненное ведро.

При описании состояния (природы, среды, лица) возможны следующие задания:

  • 1. Прочитайте тексты. Найдите в них общее значение. Под каким общим заголовком можно поместить тексты: «Описание места?», «Описание предмета?», «Описание состояния?
  • 1. Было пасмурно и ветрено. Волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.
  • 2. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы.
  • 3. В лесу сделалось совсем темно. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод.
  • 4. Вода в озере стояла тихо-тихо, как это бывает только после дождя. Пахло свежей травой, шалфеем, смолистым аромат сосняка.

В описании состояния используются как предложения с двумя главными членами, так и предложения с одним главным членом, который может быть выражен именем существительным в именительном падеже (Утро. Мороз), безличным глаголом (Морозит. Смеркается), личным глаголом в значении безличного (Быстро темнеет), особым наречием на -о: пасмурно, холодно.

В описании состояния предложения могут члениться на «данное» и «новое», а могут и не члениться.

Членятся на «данное» и «новое» предложения с двумя главными членами при обычном порядке слов (Рябина краснеет. Листья падают с деревьев, шуршат).

13 стр., 6132 слов

Описание предмета 5 класс (2)

... -predmeta.html Презентация на тему: Подготовка к сочинению Описание предмета. 5 класс , Описание слайда: Урок русского языка в 5 классе Подготовка к сочинению-описанию предмета Описываем берестяной туес Учитель русского языка ... вот это состояние болотистости, периферии сохранило воздух, микросферу на уровне бактерий, которая души привораживает, что-то рождает. Описание слайда:, Описание слайда: «Если ...

Не членятся на «данное» и «новое» предложения с одним главным членом и предложения с двумя главными членами при необычном порядке слов (Наступила осень).

В этом случае все предложение является «новым», «данным» нулевое.(14, с. 38)

Типы возможных упражнений:

  • — определение типа речи данного текста. Найти «данное» и «новое» в предложениях;
  • — среди данных текстов найти описание состояния природы, среды, лица;

В художественных произведениях писатели часто изображают неживые предметы как живые, особенно при описании природы, окружающего мира. Это делает текст более эмоциональным и выразительным, помогает читателю «увидеть» природу как живое существо.

Оценка — это выражение нашего отношения (положительного или отрицательного) к действительности. Оценивать можно предметы, признаки, действия, место, состояния и т.д.

Оценка чаще всего содержится в отдельных предложениях, разбросанных по всему тексту.

Основные средства выражения оценки:

  • — прилагательные (прекрасный, славный);
  • — наречия на -о (хорошо, плохо);
  • — отвлеченные существительные (красота);
  • — слова с суффиксами оценки:

    • еньк-, -очк-, -ик-, -к-, -ушк-, (-юшк-) и др. (серенький, котеночек, хвостишко, тихонечко);
    • — частицы (что за, как, вот, же и др.);
    • — междометия (Ах! Ох! Тьфу! Ну! Ужас!)
    • — синтаксические средства (интонация восклицания, порядок слов и др.).

    В 6 классе учащиеся начинают писать сочинения-описания интерьера.

    Интерьер — это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

    Преобладающим типом речи в сочинении-описании интерьера является описание места. Предметы, находящиеся в помещении можно просто назвать, указать на их местоположение, а также описать. Описания помещений могут строиться способом как цепной связи, так и параллельной. Цепная связь может соединяться с параллельной. (14, с. 37)

    Часто учащиеся допускаю речевые ошибки (например, тавтология).

    Язык небогат, однообразен. Сочинения-описания интерьера требуют большой наблюдательности, подбора и использования синонимичных предлогов, названий цвета и т.д.

    Поэтому учитель должен обратить внимание на следующие вопросы:

    • 1. Избежание неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит).

      Использование безглагольной конструкции или замена слова, обозначающими не только наличие предмета, но и его признак (темнеет, виднеется, блестит).

    • 2. Использование разнообразных языковых средств для передачи местоположения предмета («данного»): около, рядом, с , за, напротив, посередине, в центре, справа от+, у, над, здесь, слева от+, возле, где-то, кое-где.
    • 3. В сочинении не только описывается предмет, но и передается отношение к нему.

    Обычно описание интерьера с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль (что?) сочинения. В тетрадях для сочинений можно составить примерный план:

    19 стр., 9025 слов

    Описание комнаты любого детского произведения. -описание помещения. ...

    ... Используйте слова – помощники: Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: ... в определенный порядок). А сейчас составим примерный план описания помещения. Сначала описываем само помещение:, Размеры комнаты., Интерьер (мебель). И в конце пишем вывод – ...

    I. Само помещение: (какое?)+

    Стены — (какие?)+

    Дверь — (какая?)+

    Полы — (какие?)+

    Окна — (какие?)+

    II. Мебель, обстановка.

    Стол — (какой?)+

    Стулья — (какие?)+

    Гардероб (шкаф) — (какой?)+

    Зеркало — (какое?)+

    Диван — (какой?)+

    Затем учащихся можно попросить ответить на вопросы:

    Как предметы расставлены? В каком порядке?

    Порядок слов в описании помещения определяется основной мыслью высказывания. Если задача высказывания состоит в том, чтобы описать место, рассказать, какие предметы обстановки находятся в комнате, то слова в предложении располагаются в следующем порядке: сначала называется место (где?), затем предмет (что?).

    Если нужно обратить внимание на состояние помещения, на то, что в комнате порядок и каждая вещь занимает свое место, или, напротив, показать, что в помещении царит полный беспорядок и все лежит не там, где надо, то последовательность слов в предложениях меняется: сначала называется предмет (что?), затем место (где?).

    В композиции описания интерьера обычно выделяются две части: в одной из них передается общее впечатление от помещения, в другой называются и описываются предметы, находящиеся в помещении.

    обучение написание классификация сочинение