На уроке казахского языка

Эссе

Эссе на тему «Мой родной язык казахский»

Несомненно, самым большим богатством для любой нации является его родной язык, культура и наследие для поколения. У каждого народа оно строилось тысячелетиями, и передавалось из поколения к поколению.

Человек не может существовать без еды, воды. Также общение человеку жизненно необходимо. Благодаря этому в мире есть множество разных языков.

У каждого народа родной язык – это частичка того чем гордится этот народ и каждый его человек. Это частичка всей семьи где он растет, и прежде частичка самого человека которая заложена природой.

Мой родной язык которым я очень горжусь – это казахский язык. История этого языка начинается из пакон веков, с самого времени кочевничества. За независимость этого языка были многие войны, и благодаря предкам мы сегодня разговариваем на казахском и общаемся, многие иностранцы от интереса к нашему языку пробуют изучать его, и можно сказать что у казахского языка есть большой потенциал стать одним из мировых языков. Ведь наша страна только начинает проявлять себя на мировой арене.

Казахский язык-очень богатый и насыщенный язык. Терминов в этом языке более двух миллионов. Наш народ славится не только языком, но и своей богатой культурой, которая впитала в себя все от наших предков. Многие «казахские батыры» сражались за независимость и процветание нации, их мечтою было, чтобы их предки не нуждались ни в чем, жили под открытым небом, и могли гордо заявить всем что они государство. И это удалось нам. Не говоря о великих просветителей ХХ-века отдельного уважения заслуживает наш глава государства Н.А.Назарбаев. Он за столь короткое время преодолел нелегкий путь и за двадцать с лишним лет построил независимую страну Казахстан, которую сейчас узнают почти везде.

Родной язык подарил тебе все! Ты впервые учился говорить, видел улыбку мамы, слушал отца и получал эмоции которые запоминаются на всю жизнь. Школа, первые друзья, первые знакомства-всего этого не было бы без языка. Он пришел к тебе с молоком матери и вписан в твое ДНК. Ты можешь изучать сотни других языков, но родной язык всегда будет в отдельном месте у тебя в душе.

В Казахстане проживает мирно и под одним небом более 300 наций. Но никто не делится и не возражает тому чтобы казахский язык для всех был общим государственным языком. Мы живем одной дружной семьей, разделяя горечь и радость. Каждый год проводится праздник единства народов, проживающих в Казахстане.

Казахский язык-это не только язык для общения. В языке отражаются истоки появления нации, их история и обычая. А песни акынов тех времен, доносятся нам, как шелест травы, ветер гор описывают красоты природы тех времен. Все истории и рассказы просто завораживают своей красотой слушателя.

37 стр., 18027 слов

Город Омск в экономической, политической и духовной жизни казахского ...

... в виде сборников избранных сочинении. Так, книга "Алихан ... темы можно рассматривать в двух аспектах: проблема истории города как колониального оплота царизма и как центра становления части казахской национальной интеллигенции. Город Омск, располагаясь на ... возникновения, становления и развития родного города в архивах Алматы, ... Чорманов и многие другие яркие представители казахской интеллигенции. С ...

Как же обойтись без музыкальных инструментов, казахской музыки. От звучания домбры, кобыза или жетыгена можно почувствовать чувство эйфории, от того как приятно звучит и ласкает слух мелодия-бесценное сокровище нации.

Вспоминая прошлое, живя в настоящем, и смотря в будущее мы должны понимать, что большего богатства чем родной язык, не найти!

Научный проект на тему «Развитие навыков устной речи на уроках казахского языка»

Министерство образования и науки РеспубликиКазахстан

Направление: «Исторические памятники Казахстана» и «перспективные туристические маршруты»

Қазақ тілі сабақтарында ауызша сөйлеу дағдыларын қалыптастыру

Развитие навыков устной речи на уроках казахского языка

Автор проекта: Косяцынская Кристина Александровна 10 класс КГУ «Чаглинская

средняя школа» Аккайынский район

Руководитель: Нурпиисова Зарема Владимировна, казахский язык и литература, КГУ «Чаглинская средняя школа», Аккайынский район

а. Шагалалы, 2015год

1. Развитие монологической речи учащихся на уроках казахского языка

Сущность понятия «монологическая речь»……………………………….4

1.2Обучение монологической речи на уроках казахского языка……………6

2. Обучение общению в устной и письменной форме

3. Практическая часть

3.1 Подготовка к проведению эксперимента………………………………. 14

3.2 Проведение эксперимента………………………………………………. 16

3.3 Результаты исследования…………………………………………………17

Зерттеуіннің мақсаты

өзектілігі

Берілген зерттеу мәселесі бойынша әдістемелік, дидактикалық, психо-педагогикалық, лингвистикалық әдебиеттерді сараптамалау және меңгеру.

Әдебиетке сараптама негізінде сөйлеу іскерлігінің жалпы сипатын ашу.

Оқыту деңгейінде қазақ тілін меңгеру ерекшеліктерін анықтау.

Ауызша тілді меңгеру деңгейін бағалау сындарын құрастыру.

Зерттеу ісі

теориялық: зерттеу тақырыбы бойынша әдістемелік, дидактикалық, психо-педагогикалық, лингвистикалық әдебиеттерді меңгеру қолданыстағы бағдарламалар мен оқулықтарға сараптама;

  • эмпирикалық: оқу процесін қадағалау, оқушылар және мұғалімдермен әңгімелесулер, тәжірибелік оқыту өткізу.

Актуальность

В качестве гипотезы выступает предположение о том, что если в процессе обучения устной речи на уроках казахского языка развивать монологичесую речь, то это позволит повысить эффективность обучения данному виду речевой деятельности.

Изучить и проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую,дтдактическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;

  • На основе анализа литературы выявить общую характеристику речевой деятельности ;

Выявить специфику изучения казахского языка на этапе обучения

Сформулировать критерии оценки уровня владения устной речи

Процедура исследования

теоретические: изучение лингвистической, психолого-педагогической, дидактической и методической литературы по теме исследования, анализ действующих программ и учебников;

17 стр., 8264 слов

По русскому языку : « Устная и письменная речь»

... лингвистические уровни, свойственные собственно устной и письменной формам речи. Для степени подготовленности устной речи релевантными оказываются признаки, характеризующие единицы фонетического, лексического и синтаксического уровней. Для письменной речи — соответственно, лексического и синтаксического уровней.1 Таким образом, ...

  • эмпирические: наблюдение за учебным процессом, беседа с учителями и учащимися, проведение опытного обучения.

Значение изучения казахского языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках казахского языка, которая непосредственно связана с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности, тогда как абсолютной ценностью общества становится образованная активная личность, способная к непрерывному самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Основное назначение языка как предмета школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на казахском языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).

Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

1.Развитие монологической речи учащихся на уроках, Сущность понятия «монологическая речь»

По определению Г. В. Роговой:

Монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания.

Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

«Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе.

Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.

Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего.

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

  • информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  • воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий;
  • побуждение к действию или предотвращение действия);

— Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на казахском языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.

41 стр., 20029 слов

Календарный план по русскому языку в школах с нерусским языком ...

... литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения. Количество часов – 68 ч. (2 ч. в неделю), Календарно-тематическое планирование учебного материала по русской литературе для 10 классов школ с казахским языком обучения. № ... 22 Сочинение-повествование с элементами описания. «Человек и природа» 1 §15-16 повторить 23 Личность и история. Имя существительное как часть речи. Склонение имен ...

1.2 Обучение монологической речи на уроках казахского языка

Целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний:

  • рассказ о себе, своем друге, своей семье;
  • описание предмета, картинки;
  • описание персонажей прочитанной сказки с опорой на иллюстрацию.

Для основного общего образования в данном документе выделяются следующие требования для монологической речи:

  • кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
  • передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
  • делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
  • выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Методически важными являются:

  • Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения

Опорами могут быть:

На начальном этапе на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания не имеют коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить ранее изученный материал (лексику, грамматику) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, речевые ситуации. Овладев речевыми образцами: Ответы на вопросы, диалогах-переспросах, диалогах – расспросах учащиеся описывают свой класс.

Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры часто (наглядность) часто сочетается с другим видом опоры письменным или устным текстом.

Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать опорой для монологического высказывания учащихся.

В старших классах также могут использоваться те же опоры –наглядность, текст, ситуация, но уровень монологической речи может и должен быть высоким. В старших классах текст может быть темой для дискуссий. При этом возможны различные трансформации текста:

  • Пересказ близко к тексту,
  • Пересказ своими словами

На этом этапе особую роль приобретает работа с (Прочитанным) текстом.

Проводятся творческие упражнения, высказывания об идее текста, о поступках героев.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

4 стр., 1709 слов

Урок по русскому языку «Слово в речевом общении ( антонимы, ...

... слова, необходимые в развитии нашей речи, в общении. Какова же будет тема нашего урока. ( Слова в речевом общении) Слайд 1 Цель:(Выяснить какую роль в речи играют синонимы, антонимы и омонимы) ... зарисовки, изложения, сочинения и др.) Какой вид работ наиболее трудный для вас? (сочинение, изложение, словесная ... нужно изучать, любить и беречь родной язык? - Какую тему мы с вами изучаем? Откройте ...

2.Обучение общению в устной и письменной форме

2.1. Говорение и письмо

В языковой области целью обучения казахскому языку при коммуникативной методике предполагается обучение общению на казахском языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации.

Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях.

Чтобы способствовать общению учащихся мы должны учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.

Для создания данных условий в процессе обучения казахскому языку я использую приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.

Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированные вопросы – один из эффективных способов добиться этого.

1.2. Фонетика и грамматика

Основной целью урока по изучению казахского языка является заложение базы языкового общения, то есть практическое овладение устной разговорной речью. Эта цель может быть достигнута в результате осуществления следующего комплекса задач:

  • А) дать определённую сумму знаний об изучаемом языке и его грамматическом строе;
  • Б) привить необходимые знания о звуковой системе и системе графического (буквенного) обозначения специфических звуков казахского языка;
  • В) добиться усвоения звуков, слов и предложений и на этой основе выработать твёрдые навыки произношения, особенно специфических звуков;
  • Г) добиться овладения основными способами словообразования, словосочетания и словоизменения в казахском языке;
  • Д) научиться переводить с казахского языка на русский язык (и наоборот).

Выполнение этих задач предполагает приобретение определённых знаний, умений и навыков:

  • А) твёрдо знать казахский алфавит, порядок букв в нём;
  • уметь правильно называть их;
  • Б) усвоить классификацию и способы образования и употребления казахских звуков;
  • В) правильно произносить казахские специфические звуки, как в отдельности, так и в сочетании с другими звуками;
  • Г) знать порядок сочетания гласных и согласных звуков в слове и подчинение его закону сингармонизма в казахском языке;
  • усвоить условия присоединения аффиксов к основе слов;
  • Д) освоить состав слова и способы образования новых слов, а также изменение частей речи.

Преподавание казахского языка должно быть пронизано воспитательной работой, цель которой приобщить детей к истории и культуре казахского народа, к его литературе. Тогда изучение казахского языка, помимо своего прямого назначения, сможет послужить одним из средств интернационального воспитания, а также общего развития обучающихся.

2 стр., 551 слов

Проектная работа по русскому языку : «Волшебные слова»

... удается понять и освоить. Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. () Виды речи 1) Внешняя и внутренняя. ... 2) Устную и письменную. 3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо). 4) Монологическую и диалогическую. ( ) В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, ...

Обучение языку я начинаю с освещения краткой истории казахского языка и ознакомления или повторения алфавита. Казахский алфавит создан на основе русской графики, что безусловно облегчает его усвоение. Для зрительного запоминания данной темы использую наглядные пособия, таблицы с казахским алфавитом, с указанием порядковых номеров, начертаний букв как печатных, так и рукописных. При этом выделяю специфические казахские буквы, такой метод подачи я считаю более эффективным, так как он способствует быстрому усвоению букв казахского алфавита. В разговорной речи много работаю над артикуляцией специфических звуков.

Академик Л.В. Щерба по этому поводу писал: «Научиться правильно произносить на втором языке – это всё равно что усвоить себе ряд непривычных движений, чтобы они стали как бы рефлекторными…» Казахский язык, как и другие языки, имеет свою артикуляционную базу, которую вырабатывают с детства. Эта задача более трудная, чем усвоение лексики и грамматики неродного языка. Поэтому детям нужно знать, что:

  • А) в казахском языке при образовании гласных звуков губы принимают более активное участие, чем в русском языке (губные);
  • Б) при образовании согласных преобладает артикуляция задней части языка ;
  • В) больше носовых согласных;
  • Г) звонкие не оглушаются в конце;
  • Д)ударение слабое, незаметное, но на последнем слоге гласные произносятся отчётливо, ясно.

Практикую также упражнение с текстами на различные темы, где в словах пропущены твёрдые и мягкие гласные, затем обязательно объясняются и определяются буквы по степени участия губ: губные или негубные, открытые или закрытые.

Таким образом, работая над каждым звуком казахского языка, учитываю, что они по своим артикуляционным качествам совершенно не соответствуют русским звукам, и требую длительной тренировки органов слуха и речи.

Программа состоит из трёх частей и дополнительного материала:

1) языковой материал;

2) требования, обеспечивающие овладение разговорной речью;

3) тексты, т.е. лексический материал.

Без серьёзного изучения фонетической системы, грамматического строя языка на основе усвоения отдельных слов, фраз и предложений нельзя изучить ни один язык. Поэтому обучение казахскому языку должно строиться на системном усвоении его фонетики, грамматики и лексики. С самого начала занятий систематически должны проводиться устные разговорные уроки (приветствия, обращения на казахском языке и т.д.).

Структура моего исследования состоит из следующих этапов:

3 стр., 1346 слов

Вводные фразы для по русскому. Как оформлять и как писать рассуждение ...

... индивидов, связанных с отрицательными эмоциями или переживаниями. Сочинение рассуждение на тему споры admin 26.04.2018 26.04.2018Консультации Оглавление: Сочинение на тему Спор поколений: отцы и дети Подготовка к ЕГЭ: ... человека. Подготовка к сочинению рассуждению ОГЭ Почему люди ссорятся? Любопытный и спорный вопрос: «Почему люди ругаются и ссорятся между собой?». Особенно если речь идет о ...

1) Фонетика и грамматика. По фонетике в целях экономии времени основное внимание уделяю девяти специфическим звукам казахского языка, которые отсутствуют в русском. По этой причине по грамматике освещаются только необходимые основные вопросы, без которых затрудняется связная речь. Статистика показывает, что первая тысяча слов любого языка покрывает 70-80 % всего текста. Это позволяет понимать до 80 % всего текста (90 % разговорного языка, потому что многие книжные слова не употребляются в речи).

2) Чтение. Во второй части урока оно является основным, но здесь ставятся и другие цели. Например: перевод, ответы на вопросы, передача краткого содержания на русском и казахском языках. Перед каждым текстом новые слова и словосочетания, т.к. это необходимо для снятия трудностей в понимании содержания текста.

3) Говорение. Материал в основном в виде диалогов, иногда, если это возможно, разыгрываем по ролям. Но в зависимости от темы, или если необходимо, даю небольшие лексические темы для запоминания.

4) Письмо. Этот этап я делю как бы на две части:

  • А) выполнение упражнений по грамматике;
  • работа над правописанием слов и словосочетаний (словарный диктант, написание слов и сочетаний по памяти);
  • Б ) диктанты; работа над связной письменной речью (диктант, сочинение и только по пройденному материалу).

5)Развитие навыков оперативной памяти (учим наизусть).

Этот этап занятия нужен для развития речи. Он содержит пословицы и поговорки, загадки, стихи, песни для заучивания наизусть. Задания этой части урока в основном выполняются учащимися дома, а затем проверяются в классе на уроке.

Немало внимания нужно уделять словам, заимствованным из русского языка, так как на протяжении десятков лет в результате общего экономического и культурного развития много слов из русского языка перешли в казахский и наоборот. Например: сот – суд, поштабай – почтальон, джайляу, кумыс, айтыс и т.д.

3. Практическая часть

3.1. Подготовка к исследованию

Без серьёзного изучения фонетической системы, грамматического строя языка на основе усвоения отдельных слов, фраз и предложений нельзя изучить ни один язык. Поэтому обучение казахскому языку должно строиться на системном усвоении его фонетики, грамматики и лексики. С самого начала занятий систематически должны проводиться устные разговорные уроки (приветствия, обращения на казахском языке и т.д.).

Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры часто (наглядность) часто сочетается с другим видом опоры письменным или устным текстом.

Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать опорой для монологического высказывания учащихся.

В старших классах также могут использоваться те же опоры –наглядность, текст, ситуация, но уровень монологической речи может и должен быть высоким. В старших классах текст может быть темой для дискуссий. При этом возможны различные трансформации текста:

  • Пересказ близко к тексту,
  • Пересказ своими словами

На этом этапе особую роль приобретает работа с (Прочитанным) текстом

Учащимся 3 и 4 класса были заданы вопросы:

3 стр., 1233 слов

ОРФОГРАММА — ЭТО ТОЧКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ. ОРФОГРАММА «ГЛАСНЫЕ ...

... простые принципы орфографии и быть начитанным человеком. Сочинение Зачем нужны орфографические правила рассуждение 9 класс Орфография – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие передачи слов, их форм ...

А) с помощью чего можно научиться разговаривать на казахском языке?

Б) Как вы понимаете слово монолог?

В) Хотели бы вы владеть казахским языком как родным?

Проанализировав и обработав тесты, мы получили такие результаты, что большая часть учащихся понимает что такое монолог и обладают желанием изучать язык

3.2. Проведение эксперимента

2. Начальным классам были предоставлены картинки на тему «Мен ің отбасым» и «Табиғат», при помощи которых они должны были описать тему, что изображено, составить словосочетания, далее предложения. В итоге каждый ученик рассказал самостоятельно текст-содержание по каждой картинке.

3. Далее проведен опрос на тему: «Монолог и монологическая речь»

а ) как вы понимаете что такое монолог?

Б) как вы понимаете что такое диалог?

В) как вы думаете какие различия между диалогом и монологом?

Г) как вы понимаете что такое устная речь?

Д) владеете ли вы устной речью на уроке казахского языка?

2. Проведены занятия на тему « Что такое монологическая речь?»

3.3 Результаты исследования

В ходе проведенных опросов учеников начальных классов были подведены итоги:

На всем протяжении была показана значимость казахского языка и монологической речи на казахском языке, так как государственным языком должен владеть каждый гражданин Республики Казахстан начиная с малых лет.

В результате работы над данным проектом:

Мной изучен метод монологической речи.

Проведены ознокомительные и практические занятия по этой теме с учащимися начальных классов.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

Бубнова Г.Н. Гарбовский Н.К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. – М.: 1991

Зарубина Н.Д. Лингвистический и методический аспекты.– М.: 1981

Зимняя П. А. Моль А. О слуховой и зрительной наглядности в обучении М.: 1996 – 200 стр.

Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения : Начальная школа – 1991

Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы их контроля. – М.: 1982

20 стр., 9918 слов

Формирование умений монологической речи

... воспринимаемой информации. Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики проведения формирования монологической речи на базе анализа ... различают следующие монологические высказывания: монолог – сообщение; монолог – описание; монолог – рассуждение; монолог – повествование; монолог – убеждение. Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением ...

Щаренков Д.И. Обучение диалогической речи. – М.: 1981