Урок развития речи в 6 классе «Описание уголка природы»

Просмотр содержимого документа

«Урок развития речи в 6 классе «Описание уголка природы»»

Русский язык. 6. Урок 103., Тема: РР. Описание уголка природы. Сочинение по упр. 342

Цели: обобщить теоретические знания по типу речи — описание; совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно – языковыми средствами, развивать художественное воображение.

Ход урока

1. Орг. момент. Тема и цели урока. Вступительное слово.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хотела бы взять строчки из стихотворения великого русского поэта XIX века, мастера слова и знатока русской природы Ф. И. Тютчева: «Не то, что мните вы природа: не слепок, не бездушный лик…»

А что же такое природа? Мы попытаемся на уроке найти ответ на этот вопрос. Сейчас за окном зима, и кажется, что природа спит.

Но это только кажется… Благодаря мастерам слова, краскам и звукам, мы можем проникнуть в тайную жизнь зимней природы. Поэты, писатели, художники и композиторы в своих произведениях помогают нам увидеть и услышать даже в спящем на первый взгляд зимнем лесу нечто удивительное.

2. Актуализация знаний. Беседа.

  • Что такое описание? (Тип речи, в котором изображаются предметы, природа, люди, животные)
  • К описанию ставится вопрос какой? Следовательно, слова каких частей речи используются преимущественно в описании? (Имена прилагательные и имена существительные)

— Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Существует такой приём для их различения: если всё содержание текста можно изобразить на одной картине, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания текста потребуется две или более картинок, то текст – повествование. Среди разнообразных видов описания (помещения, человека, животного) описание природы – наиболее сложный вид.

3. Подготовка к написанию сочинения.

  • Чтение задания к упр. 342 стр. 17.
  • Составление таблицы «Снежные слова»:

Цвет

Нетронутая белизна, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, переливающийся звёздами, ослепительно блестящий на солнце, опаловый в лунную ночь…

Снежный покров на взгляд, на ощупь

воздушно-лёгкий, хрупкий, пушистый, зернистый…

Звуки

поскрипывает;

  • хрустит;
  • звенит;
  • сыплется, как стеклянный дождь, падающий с ёлки…
  • Опаловый цвет – цвет опала, молочно – голубой.

    4. Заголовок. Составление плана. Оформление тетради. Написание сочинения.

    Моя улица

    План

    1. Откуда ведётся наблюдение?

    2. Каким видим предмет изображения?

    3. Описание того, что наблюдаем:

    • а) утром;
    • б) днём;
    • в) вечером.

    4. Впечатление, которое вызывает объект изображения.

    5. Итог урока. Домашнее задание., Не задано.