Методическая разработка развития речи в 6 классе. -рассуждение

Сочинение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2073»

http://sch2073.mskobr.ruУрок развития речи в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Волкова А.П.

Тема урока:

Сочинение-рассуждение с последующей оценкой

Цели: развивать умения работать с текстом, совершенствовать навыки создания собственного текста в заданном стиле, давать критическую оценку собственному и чужому рассуждению.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Для того чтобы усовершенствовать ум,

надо больше размышлять, чем заучивать.

Рене Декарт

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

Для чего людям нужна речь?

Какие формы речи вы знаете?

Какие типы речи нам известны?

Что такое рассуждение?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, в чём состоит особенность рассуждений проблемного характера.

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Вдумаемся в название: рассуждение проблемного характера… Греческое слово проблема в переводе на русский язык означает: «сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий разрешения». Отсюда следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какой-то сложный и важный вопрос, что цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения.

IV. Работа над темой урока

Чтение текста учителем (с показом иллюстраций в виде презентации).

Приложение 1. Презентация.

Обсуждение текста.

Ваше первое впечатление от рассказа Захара Гельмана.

Какова, по-вашему, тема рассказа?

О чём бы вы хотели поговорить или поспорить?

На какую тему можно было бы написать сочинение-рассуждение?

Выделяем две темы:

Память (О ком хранят память люди и почему)

Поступок (Какой поступок вызывает уважение и почему)

Как мы видим, тему можно назвать словом (словосочетанием) или вопросом. Вопрос помогает построить рассуждение. Сейчас мы посмотрим, каким образом. Для этого давайте вспомним, как строится классическое рассуждение.

6 стр., 2758 слов

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному ...

... по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, ... урока : урок развития речи. Оборудование : компьютер, видеопроектор, таблица, печатные листы с текстом Ю. Яковлева для работы над сочинением, «Толковый словарь» Ожегова, презентация к уроку, ... «взрослый» вопрос: – (14)Ты ...

Приложение 2. Схема рассуждения

1).

Тезис. Докажем это.

Это можно доказать так. Почему? – И вот почему…

2).

Доказательства. Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Например,… Допустим, что…

3).

Вывод. Обобщим всё сказанное. Таким образом,… Следовательно,…

Вернёмся к нашим темам:

Память (О ком хранят память люди и почему)

Поступок (Какой поступок вызывает уважение и почему)

Ответим на первую часть вопроса темы – это будет тезис. Ответ на вторую часть (почему?) станет аргументом. А в сочинении проблемного характера к этому аргументу нужно прибавить ещё и примеры, взятые из текста. Поможет вам в этом памятка «Справочные материалы по рассказу Захара Гельмана «Две истории».

Приложение 3. Справочные материалы по рассказу Захара Гельмана «Две истории».

Аль Капоне – чикагский гангстер, Человек со Шрамом

Адвокат Аль Капоне – Славный Эдди

Капитан-лейтенант Бутч О’ХараАвианосец «Лексингтон»

Воздушный бой состоялся 20 февраля 1942 года

Летчик Бутч и адвокат Славный Эдди носили одно и то же имя –Эдвард О’Хара. Это были отец и сын.

Написание черновиков сочинений

V. Рецензирование работ

Определение понятия «рецензия» (по «Толковому словарю»).

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. («Толковый словарь русского языка».)

Обсуждение этических правил рецензента:

Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.

Неэтично навязывать автору рецензируемой работы свои вкусы.

Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.

Словарная работа (материал на слайде).

Слова-синонимы, которые можно использовать в рецензии:

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать…

Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться.

Интересный – увлекательный, занимательный, замечательный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, незаурядный.

Выделить – особо отметить, подчеркнуть.

Работа в группах. Составление рецензии на сочинение (взаимооценка).

План выборочной рецензии (на слайде).

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Доказательны ли аргументы?

3. Имеются ли примеры?

4. Есть ли в работе вывод?

5. Ваши рекомендации по доработке сочинения.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

Задание: разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего.

5 стр., 2284 слов

Презентация « -рассуждение по прочитанному тексту»

... текста: «Лес—очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. ... вопросами. Попробуем разобраться, что волновало М. Канна, рассказывающего нам, как мы ведём себя в лесу. Он пишет: «Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими». ... которых идёт речь). Он ...

Этап закрепления и применения изученного.

Оценка учащимися ответов рецензентов.

VI. Итог урока

Слово учителя.

Какой же вывод мы с вами сделаем по нашему сегодняшнему уроку?

Что понравилось на уроке?

Чему вы научились?

В заключение послушайте стихотворение поэта Леонида Мартынова.

А ты, входя в дома любые -И в серые, и в голубые,Всходя на лестницы крутыеВ квартиры, светом залитые,Прислушиваясь к звону клавишИ на вопрос даря ответ,Скажи, какой ты след оставишь?След, чтобы вытерли паркетИ косо посмотрели вслед?Или незримый долгий следВ чужой душе на много лет…

О чём заставляет задуматься стихотворение?

Можно ли его использовать в сочинении-рассуждении на выбранную вами тему?

Домашнее задание: написать сочинение по выбранной теме, используя раздаточный материал и свой черновик.