Рассуждение с опорой на прочитанный текст

Задание направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста. Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста (Сл. Д.Н. Ушакова)

Этап самостоятельного анализа указанного фрагмента текста начинается с определения предмета анализа. Как правило, для толкования предлагается финал рассказа или предложения, близкие к финалу. Финал произведения очень часто указывает (прямо или косвенно) на главную мысль текста (идею).

А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (героев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления, вызванные описанным событием.

На основе понимания предмета анализа формулируется тезис об общем смысле фразы текста. Развернуть тезис помогают пояснения (комментарии) к нему. Пояснения к тезису могут стать ответы на вопросы: Какие чувства испытывает герой? Почему он испытывает такие чувства? Как поступает герой?

Ученики интерпретируют фрагмент текста, объясняя его смысл и обосновывая (подтверждая) высказанное суждение с помощью аргументов.

Обязательной частью высказывания, с нашей точки зрения, является вводная конструкция: «по моему мнению», «мне кажется», «с моей точки зрения», «я думаю, что…»

Таким образом, основой структуры сочинения, объясняющего смысл фрагмента текста, являются

  • тезис об общем смысле финала текста,
  • пояснения к тезису об общем смысле финала текста,
  • интерпретация финала,
  • обоснование интерпретации финала: примеры-аргументы из прочитанного текста,
  • вывод.

Методические разработки, помогающие написать сочинение на лингвистическую тему (функции знаков препинания).

Знак препинания Смыслоразличительная функция знака препинания
Общие замечания о роли знаков препинания ( возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  • Передают на письме оттенки смысла.
  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  • Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями.
  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

— Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая
  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
Точка
  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  • Указывает на завершённость высказывания.
  • Указывает на законченность мысли.
Вопросительный знак в конце предложения
  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
  • Указывает на ожидание ответа.
Восклицательный знак в конце предложения
  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
  • Указывает на эмоциональная напряжённость
Двоеточие
  • Ставят, когда хотят оказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
Тире
  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  • Указывает на следование событий друг за другом.
  • Указывает на временной интервал.
  • В обозначении чередования : хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  • Указывает на варианты названия.
  • Значение противоположности (Я мрачен — ты весел).

  • Указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил — и вдруг споткнулся).

  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть — работай вместе со всеми).

Кавычки
  • Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  • Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
Скобки
  • Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  • Указывают на вспомогательный характер информации.
Точка с запятой
  • Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация — для размышления читателя.
Многоточие
  • Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  • Отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  • Указывает на неполноту информации.
  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.

2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.

3)Вывод (подтверждение тезиса).

ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)

1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;

2) собственное высказывание

СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:

  • назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
  • парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
  • антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
  • умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
  • вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
  • риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)

3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)