Учет материалов на примере ООО ‘Стимул’

Развитие экономического роста страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения — реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы выполнить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материальных.

Экономический контроль в Российской Федерации становится одним из важнейших элементов рыночной экономики. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т. д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом, бухгалтерский учет материальных запасов является жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Предметом курсовой работы является учет материалов.

Целью моей работы является рассмотрение организации учета материалов на примере ООО «Стимул».

Задачами этой работы являются:

  • Рассмотрение материально-производственных запасов, как объекта учета и контроля, т. е. исследовать их:
  • Сущность;

·Классификацию;

·Оценку;

·Нормативно-правовое обеспечение.

. Изучение действующей практики учета материалов на исследуемом предприятии, т. е.

·Документальное оформление поступления, выбытия, расходования материалов;

·Учета материалов;

·Взаимосвязи складского учета с бухгалтерским.

. Разработка предложений и определение направлений совершенствования организации учета.

Объектом настоящей работы является Общество с Ограниченной ответственностью «Стимул» (далее по тексту ООО «Стимул»).

ООО «Стимул» относится к предприятиям оптовой торговли и занимается продажей кирпича, производством черепицы и продажей прочих строительных изделий.

60 стр., 29990 слов

Бухгалтерский учёт и анализ расчётов с поставщиками и подрядчиками

... материалы, положения по учёту. Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе излагаются теоретические основы построения бухгалтерского учёта и экономического анализа расчётов с поставщиками ... строительное предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы: заявление на открытие счёта установленного образца; нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного ...

Целью данной работы является оценка ведения бухгалтерского учета материалов на примере ООО «Стимул», анализ использования материальных ресурсов, а также предложение рекомендаций по его совершенствованию.

Во введении показывается актуальность данной темы, цели и задачи работы, характеризуется объект и предмет исследования и описывается краткое содержание курсовой работы.

В первой части курсовой работы раскрываются основные теоретические моменты учета материалов, а именно понятия материалов, классификация, цели и задачи учета материалов, система нормативно-правового регулирования.

Во второй части рассматривается организационно-экономическая характеристика объекта исследования, а также организация бухгалтерского учета материалов на ООО «Стимул».

В третьей части приведены различные предложения и рекомендации по усовершенствованию учета материалов на ООО «Стимул» в соответствии с МСФО.

1. Теоретические основы учета материалов

1.1 Понятие, признание, классификация складского учета материалов

В соответствии с определением материалов, которое им дается в нормативных документах по бухгалтерскому учету (Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Министерством Финансов Российской Федерации Приказ от 9 июня 2001 г. № 44н) к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

Материалы (производственные запасы) используются в качестве предметов труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и для управленческих нужд организации. Материалы, участвуя в процессе производства, потребляются в каждом его цикле целиком и полностью переносят свою стоимость на продукцию, работы, услуги. Наряду с готовой продукцией и товарами материалы относятся к материально-производственным запасам (МПЗ), порядок формирования в бухгалтерском учете информации о которых определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/015), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, другими нормативными документами, основные из которых приведены в списке литературы.

Материально-производственные запасы используются в качестве предметов труда. Они вместе со средствами труда и рабочей силой обеспечивают производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью переносится на вновь созданный продукт.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов огромное значение имеют научно-обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В планировании, технологии и учете различают две важные группы, в основе которых лежат:

43 стр., 21453 слов

Процесс формирования производственных затрат на предприятиях полиграфии

... при изготовлении продукции; покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса , содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий и сооружений; покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов; работ и услуг производственного ...

) назначение и роль их в процессе производства;

) технические свойства (сорт, размер, марка, вид, профиль).

В зависимости от назначения в процессах изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг материалы подразделяются на группы:

·сырье и основные материалы;

·вспомогательные материалы;

·покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

·топливо;

·тара и тарные материалы;

·запасные части;

·строительные материалы;

·прочие материалы;

·инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности.

Сырье и основные материалы, Вспомогательные материалы, Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия (конструкции и детали)

Топливо предназначается для эксплуатационно-технологических, хозяйственных нужд организации, для выработки энергии. К данной группе материалов относятся нефтепродукты, смазочные материалы, уголь, торф, дрова и т. п.

Тара и тарные материалы, Запасные части

К прочим материалам относятся отходы производства, неисправимый брак, предметы, которые получены от демонтажа и разборки объектов основных средств, но не могут использоваться в качестве сырья, материалов, топлива или запасных частей. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) либо не по прямому назначению.

Инвентарь, инструменты и хозяйственные принадлежности

На основе вышесказанного рассмотрим более подробно группировку материалов в зависимости от их назначения и использования в процессе производства

Таблица 1. Группировка материалов в зависимости от их назначения и использования в процессе производства

№№ВидОпределениеИсточник1Сырье и основные материалыПредметы труда, из которых изготавливают продукт и которые образуют материальную основу продуктаЛистовое железо2Вспомогательные материалыМатериалы, которые используют для воздействия на спрос и основные материалы или для обслуживания и ухода за орудиями трудаКрасители, эмали, смазочные материалы и другие химические материалы, а также упаковочные материалы4Возвратные отходыОстатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества и поэтому используемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямому назначениюОбрезы5Тара и тарные материалыПредметы труда, используемые для упаковки, хранения и транспортировки материалов и продукции.Мешки, бутыли, бочки и т. д.6ТопливоПодразделяют на хозяйственное (отопление жилых помещений), технологическое, двигательноеКеросин, дизельное топливо и т. п.7Запасные частиСлужат для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудованияОси, втулки, цепи и т. д.8Прочие материалыОтходы производства, неисправимый брак, предметы, которые получены от демонтажа и разборки объектов основных средствОстатки от проката, испорченные листы9Возвратные отходыОстатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) либо не по прямому назначению. Обрезные листы10Инвентарь, инструменты и хозяйственные принадлежностиСредства труда, которые учитываются в составе средств в оборотеХоз. инвентарь, спец одежда и т. д.

3 стр., 1332 слов

Исследование полиграфической продукции. , контрольная, курсовая,

... запасами): материалов учет (формат, плотность, расход краски); готовой учет продукции (вид продукции, формат); хранения система и поиска ссылок на макеты и изображения; материалов учет на складе; учет материалов в производстве; ... предназначенный для управления рабочими полиграфического процессами предприятия. Данная система ... рыночных HIFLEX. В исследований предусмотрена возможность интеграции ...

Производственные запасы группируются не только по назначению, но и по технико-эксплуатационным и иным признакам. Классификация производственных запасов используется в целях организации и ведения их управленческого и финансового (синтетического и аналитического учета), при составлении форм статистического наблюдения, других отчетов. На основе классификации материалов разрабатывается номенклатурный номер, который используется в качестве единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных ценностей, порядка их приобретения и использования единицей бухгалтерского учета могут быть партия, однородная группа и другие объекты.

Основные хозяйственные операции с материалами связаны с их поступлением, выбытием, прочими операциями, которые, в свою очередь, сопровождаются расчетами между организациями, формированием доходов, расходов и финансовых результатов.

Классификация материалов поступающих на склад, Номенклатура

) технически правильное наименование;

) полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и т. п.);

) номенклатурный номер — условное обозначение (уникальное), заменяющее по существу перечисленные признаки.

12 стр., 5588 слов

Экономика организации (предприятия)

... Фархутдинова Р.А. «Организация производства». Дополнительными источниками является учебная литература и журнал: Друри К. «Введение в управленческий и производственный учет». Меликьян Г.Г. «Экономика труда и ... характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году. Все другие затраты, ...

Если же в Номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется Номенклатурой-ценником . Номенклатура-ценник предназначен для нормирования, планирования и учета материально-производственных запасов.

Таблица 2. Типовая номенклатура-ценник

Изменения ценыНоменклатурный НомерНаименование материалаЕдиница измеренияУчетная цена за единицу, руб.На 01.01.2013 На ____На ____На _______ 10030101 Кирпич шт. 10-50

Четкая классификация (группировка) материальных ценностей по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации учета материально-производственных запасов, как на складе, так и в бухгалтерии.

2 Цели и задачи учета материалов

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются:

·формирование фактической себестоимости запасов;

·правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

·контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

·контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

·проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов:

·сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;

·учет количества и оценка запасов;

·оперативность (своевременность) учета запасов;

·достоверность;

·соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);

·соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

В ООО «Стимул» учет ведется в программе 1С, где полученная информации соответствует бумажным носителям, что означает что учет ведется достоверно, своевременно и правильно.

Необходимыми предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются:

наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);

253 стр., 126284 слов

Организация и планирование типографии ООО «Литера»

... рынке существует много типографий. Они поставляют на рынок как дешевые книжные издания из материалов низкого качества, так ... по налогам и сборам Невского района. Для осуществления производственной деятельности ООО «Литера» необходимо получить отказное письмо ... товаров (работ, услуг) за вычетом текущих затрат, облагаемых НДС 18% Ежемесячно Налог на имущество организаций Среднегодовая остаточная ...

размещение запасов по секциям складов, а внутри них — по отдельным группам и типо — сорто — размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т. п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;

оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;

применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;

организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;

определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;

установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);

установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;

определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;

определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;

наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений.

Запасы, как полученные от других организаций (в том числе безвозмездно), так и изготовленные в организации, подлежат принятию на соответствующие склады организации, если иное не предусмотрено настоящими Методическими указаниями и другими нормативными документами.

Суммы, оплаченные за запасы, не вывезенные со складов поставщиков и находящиеся в пути, учитываются в бухгалтерском учете на счетах расчетов как дебиторская задолженность.

В случае отсутствия у организации права собственности (права хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно) на поступившие материальные ценности последние должны учитываться на забалансовых счетах.

11 стр., 5373 слов

Автоматизация учета услуг сервисного центра по ремонту компьютерной техники

... работ; Формирование всевозможных отчетов; Печать бухгалтерских документов; Контроль прихода и расхода материалов. При выполнении курсовой работы автоматизация учета услуг сервисного центра по ремонту ... работы пользователей системы. В этом режиме пользователи вносят данные, обрабатывают их и получают выходные результаты. Режим конфигуратора используется разработчиками и администраторами баз данных. ...

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.

Формы первичных учетных документов утверждаются:

а) Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации — унифицированные формы первичной учетной документации;

б) соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти — отраслевые формы;

в) организациями — формы первичных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные и отраслевые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.

Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера операции, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Первичные учетные документы могут быть многострочными (на несколько номенклатурных номеров) или однострочными (на один номенклатурный номер).

Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи.

При отсутствии показателей по отдельным реквизитам в указанных первичных учетных документах соответствующие строкам графы прочеркиваются.

Может составляться отдельный список наименований и устанавливаться особые правила оформления первичных учетных документов на выдачу особо дефицитных и (или) дорогостоящих запасов (запасов особого учета).

Перечень таких запасов и особые правила оформления первичных учетных документов на их выдачу и порядок контроля за их расходованием (использованием) устанавливаются руководителем организации по представлению главного бухгалтера.

Первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы, либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года.

5 стр., 2371 слов

Исполнительные документы

... возврате исполнительного документа взыскателю или его законному представителю составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества государственного судебного исполнителя и взыскателя (наименование взыскателя - организации) либо фамилии, ...

Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов.

1.3 Нормативно-правовое регулирование учета материалов

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень документов используемых на ООО «Стимул» представлен федеральными законами, Указами президента РФ и Правительства РФ и постановлениями Правительства РФ, регулирующими прямо или косвенно постановку учета МПЗ в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс РФ, в котором, в частности, раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, в том числе и по учету материально-производственных запасов, а также заложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций с МПЗ в бухгалтерском учете.

Так как предприятие является обществом с ограниченной ответственностью к этой же группе документов на ООО «Стимул» можно отнести Федеральный закон от 08.02.1998 года № 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Кроме того, к первой группе относится и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Закона № 129 ФЗ в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом в Российской Федерации. В целях реализации этой нормы Распоряжением от 21.03.1998 № 382-р Правительство РФ обязало Минфин России разработать и утвердить Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, которое было утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 года № 34н.

Ко второму уровню системы нормативного регулирования относится основной документ регулирующий порядок бухгалтерского учета материально-производственных запасов — Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (ПБУ 5/01), которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. При этом под организацией понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений».

В ПБУ 5/01, утвержденного 09.06.01 № 44н, обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета материально-производственных запасов изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы ООО «Стимул», формирующие его учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. К этим документам относятся учетная политика утвержденная на ООО «Стимул», разработанный и утвержденный на предприятии план счетов и график документооборота. Учетная политика на предприятии ООО «Стимул» разработана главным бухгалтером и утверждена руководителем предприятия в учетной политике общество раскрывает всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета. Согласно учетной политике предприятия учет материально-производственных запасов ведется по фактической себестоимости. Расходы по заготовке и доставке материалов учитываются на счете 10-2.1 «Транспортно-заготовительные расходы». В производство материалы отпускаются по средней цене, что также закреплено в учетной политике. Учет спецодежды:

30 стр., 14668 слов

Методические аспекты проблемы использования исторических документов ...

... работы с историческими документами. В 1960-е - 1980-е гг. значительный вклад в создание методики использования источников на ... активно разрабатывались вопросы, связанные с организацией подготовки письменных работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе изучения источников. В ... Большое воздействие на учащихся оказывают телевидение, Интернет, материалы периодической печати и др. В силу отмеченных ...

Спецодежду списывают на счета учета затрат в зависимости от срока эксплуатации. Учет списания передачи спецодежды оформляется на основании документа «Ведомость МБ-7 Учета выдачи спецодежды» (см. Прил. 4).

Списание линейным способом осуществляется, если срок эксплуатации превышает 12 месяцев, или в момент передачи рабочим, если срок не превышает 12 месяцев.

Для более детальной проработки перечня законодательных актов и нормативных документов, а также для их систематизации возможно составление наглядной таблицы:

Таблица 3. Законодательные акты и нормативные документы

№№Название законаДата принятияНомер1Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». (В редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 23 июля 1998 г. № 123-ФЗ).21.11.1996 г.№ 129-ФЗ2План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов России31.10.2000 г.№ 94н.3Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Министерством Финансов Российской Федерации09.06.2001 г.№ 44н4Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 № 33н)28.12.2001№ 119н5Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства РФ (в редакции приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н).29.07.1998 г.№ 34н6ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказа Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н).09.12.1998 г.№ 60н7ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ06.07.1999 г.№ 43н8ПБУ 9/99 2Доходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н)06.05.1999 г.№ 32н9ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказов Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 30 марта 2001 г. № 27н)06.05.1999 г.№ 33н10Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть I, II30.11.94 (I)№ 51-ФЗ26.01.96 (II)№ 14-ФЗ11Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая (с внесенными в него изменениями и дополнениями)31.07.1998 г№ 146-ФЗ12Налоговый Кодекс Российской Федерации часть вторая (с внесенными в него изменениями и дополнениями)05.08.2000№ 117-ФЗ

На основании имеющейся нормативной базы и анализа специальной литературы можно выделить основные задачи учета материалов:

) Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

) Правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

) Систематизированный контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализаций;

) Своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

2. Учет материалов на предприятии ООО «Стимул»

складской учет материал нормативный

Для организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «Стимул» создана бухгалтерия, которая ведет учет, составляет отчетность и ведет контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Бухгалтерия работает в тесной взаимосвязи с ОМТС, отделом организации труда и заработной платы и с другими отделами, получая от них необходимые данные и снабжая их учетной информацией

Учетная политика предприятия сформирована согласно общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Совокупность выбранных методов, форм и организации бухгалтерского учета обеспечивает соответствие основным требованиям, предъявленным к учетной политике. При принятой организацией учетной политике утверждены:

* рабочий план счетов бухгалтерского учета (см. Прил.1);

* порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

* правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Предприятие составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательством РФ возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее в пределах своей компетенции. Результаты проверок сообщаются предприятию.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности.

2.1 Краткая характеристика ООО «Стимул»

ООО «Стимул» — осуществляет деятельность оптовой торговли и занимается продажей кирпича, производством черепицы и продажей прочих строительных изделий.

Система налогообложения общая. Периодичность уплаты НДС ежемесячная.

Общая сумма внеоборотных активов на конец проверяемого периода равняется 8474 тыс. руб., а годовая выручка 3421 тыс. руб. Налоговая ставка по НДС — 18 %.

Общество с ограниченной ответственностью «Стимул» является коммерческой организацией, созданной по решению учредителя.

Общество отвечает по обязательствам всем своим имуществом. Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники Общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из Участников. Общество не отвечает по обязательствам государства и его органов, своих Участников, равно как государство и его органы не отвечают по обязательствам Общества.

Общество создано на неограниченный срок. Условия и порядок прекращения его деятельности регулируются положениями Устава и действующим законодательством Российской Федерации.

Учредитель Двоенко Игорь Валентинович и Крючков Сергей Александрович.

Наименование регистрирующего органа, в котором находится регистрационное дело — Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы № 5 по Ярославской области.

Общество имеет ИНН\КПП 7604161701\760401001

ОГРН общества 1097604013011.

Дата присвоения ОГРН 16.07.2009 года

Уставный капитал общества 20 тыс. рублей.

Общество зарегистрировано по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 16, оф. 2.

Бухгалтерский учет ведется в автоматизированном варианте посредством программы 1 С Предприятие версия 7.7.

Предприятие реализует продукцию в основном в Ярославской области.

Номенклатура продукции разделяется следующим образом:

·Кирпич;

·Черепица;

·Прочие строительные материалы;

Основными потребителями продукции являются:

·оптовые покупатели;

·мелкие предприниматели;

·местное население;

ООО «Стимул» имеет опыт работы с зарубежными партнерами (2009 г.).

Для организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии создана бухгалтерия, которая ведет учет согласно плану счетов, составляет отчетность и ведет контроль за соблюдением финансовой дисциплины. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер.

Бухгалтерия работает в тесной взаимосвязи с ОМТС, отделом организации труда и заработной платы и с другими отделами, получая от них необходимые данные и снабжая их учетной информацией.

Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерному методу учета.

Учетная политика предприятия сформирована согласно общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Совокупность выбранных методов, форм и организации бухгалтерского учета обеспечивает соответствие основным требованиям, предъявленным к учетной политике. При принятой организацией учетной политике утверждены:

·рабочий план счетов бухгалтерского учета;

·порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

·правила документооборота и технология обработки учетной информации;

·порядок контроля за хозяйственными операциями.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Предприятие составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Налоговые и другие государственные органы, на которые законодательством РФ возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее в пределах своей компетенции. Результаты проверок сообщаются предприятию.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются прибыль, доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности.

2.2 Документооборот

Для учета движения материалов в ООО «Стимул» применяется типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации в программе

:С Предприятие. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот установлены руководителем предприятия в зависимости от характера операции материально-технического снабжения.

Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

При получении материальных ценностей от поставщика оформляется Доверенность (Приложение 10) Выданные доверенности регистрируются в специальном журнале. Для учета используется приходный ордер (ф. № М-4) материалов (см. Приложение 1), специальной одежды, специальной оснастки, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. При неоднократном получении в течение дня однородного груза можно выписывать один приходный ордер за день. На оборотной стороне приходного ордера делается отметка о каждой партии с подведением итога за день.

Для сокращения количества первичных учетных документов 1и снижения трудоемкости начальной стадии учета вместо приходного ордера могут используются сопроводительные документы поставщика (спецификация, сертификат, удостоверения качества и др.), в которых на обратной стороне работником склада-получателя проставляется штамп с указанием даты приемки, количества материалов и подписи материально ответственного лица.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) (Приложение 8) предназначен для оформления поступивших материальных ценностей в тех случаях, когда имеются расхождения по количеству, качеству, ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке материалов, поступивших без документов поставщика (неотфактурованных поставок).

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) применяется для оформления поступления пригодных к использованию ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств. Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий — у подрядчика.

Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, приходуются на склад на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку. К оправдательным документам относятся, в частности, счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру — при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка — при покупке на рынке или у населения. Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку).

Поступающие на склад грузы регистрируются в специальном журнале, записи в который производятся уполномоченными работниками по мере поступления товарно-материальных ценностей на основании сопроводительных товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приеме.

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами оформляется Требование-накладная (ф. № М-11) (см. Приложение 2).

Требование-накладная, как правило, выписывается в трех экземплярах, один из которых передается бухгалтерской службе, второй — получателю для оприходования ценностей, третий — предназначается отправителю (изготовителю, сдатчику) для их списания.

Требование-накладная может использоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм и лимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этом случае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительная полоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемого материала корректируется лимит. Изменения лимита производится теми лицами, которым предоставлено такое право.

Сдачу подразделениями на склад материалов оформляют накладными на внутреннее перемещение материалов (см. Приложение 2).

Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) (Приложение 9) используется для оформления отпуска со склада в производственные подразделения организации в пределах установленного лимита материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг. Лимиты отпуска материальных ценностей устанавливаются отделом снабжения либо плановым отделом исходя из объемов производственных заданий цехов и норм расхода предметов труда с учетом переходящих остатков неиспользованных материалов на начало отчетного периода. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) сроком на один месяц, а при небольших объемах отпуска — на квартал. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению — потребителю материалов, второй — складу. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель структурного подразделения. После использования лимита (в конце месяца, квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию.

Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) (Приложение 9) предназначена для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям (например, продажи материалов).

Накладная выписывается в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей.

Акт на списание материальных ценностей (Приложение 8) составляется комиссией с участием материально ответственных лиц для принятия руководством организации решения о списании имущества. В акте указываются наименование списываемых материалов и их отличительные признаки; количество; фактическая себестоимость; установленный срок хранения; дата (месяц, год) поступления материалов; причина списания; информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц и другие необходимые реквизиты.

Для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации составляется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (Приложение 10 ф. № ИНВ-3).

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии на основании пересчета, взвешивания, перемеривания товарно-материальных ценностей отдельно по каждому месту нахождения и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся ценности. Один экземпляр инвентаризационной описи передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, второй — остается у материально ответственных лиц. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Для учета наличия и движения на складах материальных ценностей по видам, сортам, размерам и другим технико-эксплуатационным параметрам, что позволяет своевременно обеспечить руководство организации, службы снабжения и маркетинга информацией, необходимой для управления запасами, выявления сверхнормативных и используемых запасов применяется Карточка учета материалов (ф. № М-17) (Приложение 9).

Карточка заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально — ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

Записи в карточке ведут на основании первичных приходных и расходных документов в день совершения операции. После каждой операции в карточке выводится остаток материалов.

На фактически израсходованные материалы подразделение — получатель материалов составляет акт расхода с указанием наименования, количества, цены и суммы по каждому наименованию, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. Ежемесячно цеха составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей.

Первичные учетные документы имеют порядковый номер, значение которого не повторяется в течение отчетного периода, могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации.

Порядок формирования и движения документов соответствует графику документооборота, который разрабатывается организацией с учетом условий поставок, транспортировки, организационной структуры и функциональных обязанностей подразделений и должностных лиц.

Для учета материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.

Первичная документация играет важную роль в организации материального учета, т. к. является его основой.

Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты:

* Наименование документа;

* Дата составления;

* Наименование организации от имени которой составляется документ;

* Содержание хозяйственной операции;

* Измерители в натуральном и денежном выражении;

* Наименование должностей лиц, отвечающих за совершение операции;

* Личные подписи.

Все используемые реквизиты являются дополнительными и вытекают из содержания хозяйственной операции.

Все перечисленные документы на предприятии ООО «Стимул» правильно оформлены, имеют соответствующие подписи должностных лиц и печати.

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно бухгалтерский (сальдовый).

Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц. На предприятии ООО «Стимул» ведется оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие: оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами; систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета; осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии ВУ — также в разрезе номенклатурных номеров; систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым, учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов ведется на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип. ф. № М-17 Приложение 9).

Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов.

Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета материалов данных об отпуске производится и по мере закрытия карт (если они на одну позицию материалов), но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяцем. В этом случае лимитные карты в течение месяца хранятся вместе с соответствующими карточками складского учета. Остаток в карточке выводится после каждой записи. В обязанности кладовщика входит запись учетных цен в документы на приход и расход материалов и номер записи по складской картотеке. В установленные графиком сроки кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. № 18) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся. Бухгалтер материального отдела принимает от материально ответственного лица документы при реестрах непосредственно на складе, тщательно проверяет правильность отражения основных реквизитов документов в карточках складского учета (номенклатурный номер, количество, остаток) и заверяет проверку своей подписью, после чего карточка приобретает силу бухгалтерского регистра.

Бухгалтер проводит на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатков материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих. О выявленных нарушениях в работе материально ответственных лиц и по результатам выборочной проверки замечания вносятся в специальный журнал склада и докладываются главному бухгалтеру предприятия.

По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в книгу учета остатков материалов (ведомость) ф. № М-20. Эта книга открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца, а второго-третьего числа следующего месяца он возвращает ее в бухгалтерию. В обязанность материально ответственного лица входит контроль за соответствием фактических остатков по номенклатурным номерам, установленным нормам запасов (максимум, минимум) и сообщение об отклонениях отделу снабжения предприятия.

2.3 Синтетический и аналитический учет материалов

Счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т. п. ценностей, принадлежащих организациям на праве собственности (в том числе находящихся в пути и переработке).

Материалы учитываются на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения, поэтому транспортно-заготовительные расходы непосредственно включаются в фактическую себестоимость материалов. Вариант учета материальных ценностей зафиксирован в учетной политике ООО «Стимул».

По назначению к счету 10 «Материалы» открыты субсчета:

-1 «Сырье и материалы» — для учета наличия и движения: сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу и для других целей;

-3 «Топливо» — для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления, твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива;

-5 «Запасные части» — для учета наличия и движения приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т. п., а также автомобильных шин в запасе и обороте;

-8 «Строительные материалы» — для учета наличия и движения материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для возведения и отделки конструкций и частей зданий и сооружений, строительные конструкции и детали, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;

-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» — для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте;

-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» — для учета наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, находящейся на складах организации или в иных местах хранения;

-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» — для учета наличия и движения специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в эксплуатации (при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации).

Таблица 4. Корреспонденция по счету 10 «Материалы» в ООО «Стимул» за декабрь 2012 г.

СтатьяДебетКредитСумма, руб.Начальный остатокХх11 752 931,22Поступление, в т.ч.:10х494 465,41-от поставщиков1060253 698,70-из производства1020240 766,71НДС196089 004Выбытие, в т.ч.:Х101 119 472,28-в производство2010800 454,30-на вспомогательные производства231098 342,22-на общехозяйственные нужды2610220 675,76Конечный остатокХх11 127 924,35

Приведем основные корреспонденции счетов бухгалтерского учета по поступлению материальных ценностей от поставщиков, подотчетных лиц, в счет вклада в уставный капитал, безвозмездно по договору дарения и иным основаниям, по договору займа в результате приобретения права собственности.

Материалы от поставщиков приходуются независимо от того, когда они поступили — до или после получения расчетных документов. Стоимость материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца отражаются также. И в начале следующего месяца эти суммы сторнируются, в текущем учете показывается дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования материальных ценностей на склад.

Далее, отражены суммы НДС по приобретенным от поставщика материальным ресурсам (счет-фактура, приходный ордер (ф. № М-4):

Таблица 5. Корреспонденция счетов по поступлению материалов в ООО «Стимул»

Содержание проводкиДебетКредитСумма, руб.Отражена (начислена) покупная стоимость кирпича, (без НДС)10-160138 140,50Учтен НДС, уплаченный или причитающийся к уплате по приобретенным материалам196024 865,29Отражены транспортно-заготовительные расходы без НДС10-1606 500Учтен НДС, уплаченный или причитающийся к уплате по транспортно-заготовительным расходам19601 170

Претензии к поставщику или к транспортной организации по выявленным несоответствиям количества и качества материальных ценностей, цен на материалы и арифметическим ошибкам отражают в акте о приемке материалов (ф. № М-7) и составляют проводку:

Дебет счета 76-2 «Расчеты по претензиям»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 2230 руб.

Материальные ценности могут приобретаться подотчетными лицами. На основании авансового отчета и приходного ордера (ф. № М-4) бухгалтером приобретены канцелярские товары.

Составляется корреспонденция:

Таблица 6. Приобретение топлива через подотчетных лиц

Содержание проводкиДебетКредитСумма, руб.Отражена (начислена) покупная стоимость топлива без НДС10-37112 506,32Учтен (начислен) НДС, уплаченный или причитающийся к уплате по приобретенному топливу19-3712 251,14Отражены (начислены) транспортно-заготовительные расходы без НДС10-376890,99Учтен (начислен) НДС, уплаченный или причитающийся к уплате по транспортно-заготовительным расходам19-376160,4Принят к вычету из бюджета НДС по оприходованным и оплаченным материалам68-219-32 411,52Списана сумма произведенных расходов по приобретению материалов на расчеты с подотчетными лицами7671105

Так же на основании приходного ордера (ф. № М-4) от ликвидирующейся организации материальные ценности могут быть получены безвозмездно с использованием по кредиту счета 98-2 «Безвозмездные поступления».

Приведем основные факты поступления материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения, основанием для записи информации о которых по дебету счета 10 «Материалы» являются приходный ордер (ф. № М-4), требование-накладная (ф. № М-11), акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35):

— изготовлена черепица:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 20 «Основное производство» — 5008,32 руб.

в процессе производства образовались неполадки и в качестве материалов принята забракованная продукция (пленка):

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 28 «Брак в производстве» — 2300,76 руб.

в качестве материалов приходуется готовая продукция:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 43 «Готовая продукция» — 18766,90 руб.

возврат материальных ценностей, не использованных в основном производстве:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 20 «Основное производство» — 22300 руб.

возврат материальных ценностей, не использованных во вспомогательном производстве:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 23 «Вспомогательные производства» — 5600,18 руб.

На склад подлежат возврату материальные ценности, ранее списанные на общепроизводственные, общехозяйственные нужды либо на расходы обслуживающих производств и хозяйств, материальные ценности, ранее списанные на расходы на продажу. Так же возвращают на склад отходы основного и вспомогательного производства.

Получение материалов вследствие аннулирования производственных заказов проводится:

Дебет 10 «Материалы»

Кредит 91-1 «Прочие доходы» — 98699,55 руб.

Основные бухгалтерские записи, которые производятся на основании требования-накладной (ф. № М-11), лимитно-заборной карты (ф. № М-8), накладной на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) и характеризуют расход материальных. Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. е. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственных нужд предприятия. Отразим основные проводки по учету списания материалов в таблице.

Таблица 7. Проводки по учету списания строительных материалов

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.Сальдо начальноехх156 744,33Списаны строительные материалы в основное производство2010-823 454,10Списаны строительные материалы во вспомогательное производство2310-82 100,00Списаны строительные материалы на общепроизводственные нужды2510-8543,88Списаны строительные материалы на общехозяйственные нужды2610-814 877,65Списаны строительные материалы на исправление брака2810-816 776,99Списаны строительные материалы на строительно-монтажные работы0810-85 450,30Списаны строительные материалы на продажу9110-830 050,10Списаны строительные материалы на операции, связанные с продажей продукции4410-84 000,88Сальдо конечноехх59 490,53

В связи с началом производства нового вида черепицы — ROMAX материалы отпускаются на расходы, связанные с освоением новых видов продукции:

Дебет 97 «Расходы будущих периодов» — сумма

Кредит 10 «Материалы» — 240787,90 руб.

Также на счетах бухгалтерского учета по прочим операциям выбытия материальных ценностей представим записи:

отпущена пленка своим работникам по накладной на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15):

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 10 «Материалы» — 8000 руб.;

произошла ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций. На основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (ф. ИНВ-19) отразим:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 10 «Материалы» — 1500,76 руб.;

на основании акта о приемке материалов (ф. № М-7) осуществлен возврат запасных частей поставщику при обнаружении дефектов:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 10 «Материалы» — 12454 руб.

Финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи материалов отражается корреспонденцией счетов Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки», либо Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Рассмотрим учет материалов на складе. Учет осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. Карточки открывают в бухгалтерии или вычислительном центре и записывают в них номер склада, наименование материала, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер и лимит. После этого карточки передают на склад, и кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов.

Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и т. п.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов.

В цехах, имеющих кладовые, материально ответственные лица составляют месячные отчеты о наличии движения материальных ценностей и представляют их в бухгалтерию.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов.

Проведя анализ общего состояния материальных ресурсов ООО «Стимул», обратим внимание на то, что в динамике оборотов ошибок не обнаружено. Механизм учета поступления и выбытия отлажен. Материалы верно учитываются и дальнейшее их движение отражается в нужных регистрах в положенное время. Ведение аналитического и синтетического учетов отражено в ежемесячных, ежеквартальных и годовых формах отчетности.

3. Учет материалов в соответствии с МСФО

Одной из основных закономерностей современного развития российской учетной системы является ее адаптация к западным системам, основанным на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), которые определяют общие подходы к формированию показателей отчетности и предлагают варианты учета отдельных средств и операций в организациях. Поэтому, изучая актуальные вопросы учета материально-производственных запасов, необходимо рассмотреть международные стандарты подходов к квалификации и признанию запасов, их оценке, переоценке и отпуску в производство.

В международных стандартах основные вопросы бухгалтерского учета нашли отражение в МСФО «Запасы» (МСФО 2).

Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 2 определяет запасы как активы:

предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности;

в процессе производства для такой продажи;

в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Согласно стандарту запасы классифицируются следующим образом:

. Товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи.

. Готовая продукция, выпущенная компанией.

. Незавершенная продукция, выпущенная компанией и включающая сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.

Стандарт не применяется к незавершенным работам, возникающим в процессе выполнения строительных контрактов, к финансовым инструментам, а также домашнему скоту, продукции сельского и лесного хозяйства, минеральных руд. В соответствии с МСФО 2 себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить ценности до места их настоящего нахождения и состояния.

Затраты на приобретение запасов включают цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (кроме возмещаемых налоговыми органами), транспортные, транспортно-экспедиторские и другие расходы, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг.

Затраты на переработку запасов включают прямые затраты, непосредственно связанные с единицами продукции, а также систематически распределяемые постоянные и переменные накладные производственные расходы при переработке сырья в готовую продукцию.

Прочие затраты включаются в себестоимость запасов только в той степени, в которой они связаны с доведением их до состояния, в котором они пригодны к дальнейшему использованию.

Кроме того, в МСФО 2 приведены затраты, которые не могут быть включены в себестоимость запасов, а должны быть признаны в качестве расходов в период их возникновения. К ним относятся:

сверхнормативные потери сырья, затраченного труда или прочих производственных затрат;

затраты на хранение, если только они не необходимы в производственном процессе для перехода к следующему его этапу;

административные накладные расходы, которые не связаны с доведением запасов до их настоящего местоположения и состояния;

сбытовые расходы.

Согласно МСФО 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж, причем последнюю определяют как предполагаемую продажную цену при нормальном ходе дел за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных затрат на реализацию.

Списание запасов ниже себестоимости до возможной чистой цены продаж отвечает мнению, что активы не должны учитываться выше сумм, получение которых ожидается от их продажи или использования.

Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой, если запасы повреждены, полностью или частично устарели, их продажная цена снизилась, увеличились возможные затраты на завершение или осуществление продажи. Расчеты возможной чистой цены продаж основываются на самом надежном доказательстве в величине запасов, предназначенных для реализации, на момент выполнения расчетов. Сырье и другие материалы в запасах не списываются ниже себестоимости, если готовая продукция, в которую они будут включены, предположительно будет продана по себестоимости или выше нее.

Таким образом, в МСФО 2 дается более четкое определение оценки запасов: запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин — себестоимости и возможной чистой цене продаж; а также более подробно раскрывается порядок списания запасов ниже себестоимости.

В МСФО 2 предусмотрены следующие способы, которыми можно списывать материально-производственные запасы.

. Метод сплошной идентификации. Его используют в отношении запасов, которые не являются взаимозаменяемыми. То есть когда точно известно, какие МПЗ остались на складе, а какие переданы в производство или реализованы.

. Метод ФИФО. Проданным запасам присваивают себестоимость первых по времени закупок. То есть стоимость запасов на конец периода определяется по ценам последних поступлений.

. Метод средней стоимости — когда все запасы имеют одинаковую среднюю цену в периоде. ЛИФО в международном учете отменен уже давно (с 1 января 2005 года), так как признан необъективным. Ведь в период роста цен из всех упомянутых способов метод ЛИФО дает самый низкий показатель чистой прибыли. МСФО 2 разрешает рассчитывать среднюю стоимость с помощью периодической или непрерывной оценки.

В случае предоставления услуг запасы представляют затраты на услуги, счет по которым еще не был выставлен заказчику.

Согласно МСФО запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: себестоимости и чистой стоимости продажи, которая представляет собой «предполагаемую цену продажи в обычных условиях ведения бизнеса за вычетом расходов на выполнение работ и расходов на продажу».

Стоимость запасов включает все затраты по производству, обработке и прочие затраты, понесенные для доставки, размещения запасов и приведения их в требуемое состояние. ПБУ 5/01 не относит затраты на обработку, возникающие при переработке материалов в готовую продукцию, к стоимости запасов.

Отметим, что в международной практике при производстве к затратам не относят: сверхнормативные потери сырья, трудозатраты и прочие непроизводственные затраты; затраты по хранению готовой продукции; общие административные расходы; расходы на продажу.

Для всех запасов, имеющих одинаковое предназначение, используется один и тот же метод оценки.

В ряде случаев продажа запасов осуществляется по цене, ниже себестоимости. При этом стоимость запасов необходимо снизить до чистой стоимости продажи путем создания резерва под обесценение запасов. Пересмотр чистой стоимости продажи всех запасов следует производить в каждом отчетном периоде.

Основной вопрос по учету запасов — это сумма стоимости, которая должна признаваться в качестве актива и переноситься на будущие периоды до тех пор, пока не будут признаваться соответствующая выручка.

Стоимость запасов включает все затраты по производству, обработке и прочие затраты, понесенные для доставки, размещения запасов и приведения их в требуемое состояние. Затраты состоят из цены приобретения, затрат по транспортировке и разгрузке. Налоги и импортные пошлины также включаются в затраты по приобретению за исключением случаев, когда они подлежат возмещению государством. Торговые и оптовые скидки не учитываются при формировании затрат. Они также представляют накладные производственные расходы, подлежащие систематическому распределению.

В ограниченном ряде случаев в стоимость запасов могут быть включены затраты по займам. Указанные затраты попадают под требования МСФО 23 «Затраты по займам». Когда товары приобретаются с отсрочкой платежа, то цена включает элемент, связанный с финансированием приобретения. В связи с этим, указанный элемент признается в качестве расхода по процентам в течение периода кредитования.

Примерами затрат, которые учитываются в качестве расхода в том периоде, в котором они были понесены, являются:

чрезмерный уровень производственных отходов, а также расходов на оплату труда и прочих производственных затрат;

затраты по хранению готовой продукции;

общие административные расходы;

расходы на продажу.

Остаток запасов у компании, занимающейся предоставлением услуг, обычно представляет произведенные расходы по оказанным услугам, по которым еще не были выписаны счета клиентам (незавершенное производство).

Расходы на продажу и на оплату труда административного персонала не включаются в стоимость услуг, но признаются отдельно в качестве расходов отчетного периода. В стоимость запасов не следует включать величину ожидаемой прибыли, так как она будет включена в счет за оказанные услуги, выполненные работы.

Стоимость запасов продукции, которая обычно не является взаимозаменяемой, а также товаров и услуг, произведенных или оказанных, и подразделенных на конкретные проекты, распределяется на основе конкретного определения индивидуальных затрат.

Средневзвешенная стоимость рассчитывается исходя из стоимости запасов на начало отчетного периода, а также всех единиц запасов, которые были приобретены (или произведены) в течение отчетного периода. Метод учёта по розничным ценам используется в секторе розничных продаж для оценки товарных запасов большого количества часто меняющихся единиц товаров с аналогичной маржой прибыли, для которых не представляется возможным применять другие методы учета затрат.

Стоимость товарных запасов определяется на основе уменьшения стоимости продаж товарных запасов с использованием соответствующего процента валовой прибыли. Используемая величина процентов учитывает товарные запасы, стоимость которых была снижена до уровня ниже первоначальной цены продажи. Во многих случаях используется средняя процентная величина для каждого департамента розничной торговли.

На практике возможна ситуация, когда продажа запасов осуществляется ниже их себестоимости. Причинами этого могут быть:

общее падение рыночных цен на товары;

физическое повреждение товаров;

моральное устаревание;

дополнительные затраты, необходимые для завершения изготовления изделия.

Каждый вид товарно-материальных ценностей следует рассматривать отдельно на предмет оценки снижения стоимости запасов до величины чистой стоимости продажи. Обычно запасы списываются до чистой стоимости продажи — по каждому виду товарно-материальных ценностей. Однако в некоторых случаях, возможно, следует сгруппировать аналогичные или соответствующие позиции. Например, когда товарные запасы, относящиеся к одной линии продукции и предназначенные для одних целей или конечных пользователей, производятся или продаются в одном географическом регионе и практически не могут быть оценены отдельно от других позиций линии продуктов.

Стоимость материалов, которые используются в производстве, не снижается ниже фактической стоимости приобретения, если готовая продукция (при выпуске которой они использовались) будет продана с прибылью.

В финансовой отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

учетная политика, утвержденная для оценки запасов, включая используемые для расчетов формулы;

общая балансовая стоимость запасов и их балансовая стоимость по видам запасов, находящихся у данной организации;

балансовая стоимость запасов, учтенных по справедливой стоимости за вычетом расходов на продажу;

величина запасов, признанных в качестве расхода в течение отчетного периода;

величина снижения стоимости запасов, признанного в качестве расхода в отчетном периоде;

величина восстановленной суммы, относящейся к величине ранее произведенного списания стоимости запасов, признанного в качестве расхода в течение отчетного периода;

обстоятельства или события, которые привели к восстановлению стоимости запасов;

балансовая стоимость запасов, используемых в качестве залога для обеспечения обязательств;

информация о балансовой стоимости различных групп запасов, и степень существенности изменений стоимости указанных активов для пользователей финансовой отчетности.

Общепринятая группировка запасов представляет следующие их группы: товары, производственные запасы, материалы, незавершенное производство и готовую продукцию.

Заключение

Несмотря на актуальность темы бухгалтерского учета материально-производственных запасов бухгалтерам не хватает освещенности вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике.

В качестве моей теоретической и методологической основы работы явились нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета. При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, а также использованы фактические материалы по учету и отчетности.

·раскрыть теоретические аспекты бухгалтерского учета материалов;

·изучить нормативное регулирование бухгалтерского учета материалов;

·рассмотреть классификацию и порядок оценки материальных ресурсов при поступлении и выбытии;

·рассмотреть бухгалтерский учет материалов в международной практике;

·дать организационно — экономическую характеристику организации;

·провести оценку постановки бухгалтерского учета на предприятии;

·дать оценку документального оформления операций по использованию материальных ресурсов;

·рассмотреть синтетический и аналитический учет материалов;

·проанализировать использование организацией материальных ресурсов;

·разработать рекомендации по совершенствованию ведения бухгалтерского учета материальных ресурсов.

Все пункты были раскрыты в полной мере в соответствующих разделах. При написании курсовой работы была использована всевозможная литература. Данная литература впоследствии служила основанием для выводов: нормативно-правовая база в виде Федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Положения, Кодексы РФ, методические указания, План счетов, рекомендации и первичные документы, регистры, учетная политика, фактические данные ООО «Стимул», а также журнальные статьи, учебная литературы и другое.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kursovaya-vyipolnenie-rabotyi-iz-materialov-ispolnitelya-i-materialov/

1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (последнее изменение 14 июня 2012 г.).

.Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями, последнее изменение первой части 30 марта 2012 г., второй части 28 июля 2012 г.)

3.Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете»

4.Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и / или расчетов с использованием платежных карт». (ред. от 27.07.2010)

5.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013)

6.Сборник положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ1-26) — Москва: Проспект, 2012 — 240с

.План счетов бухгалтерского учета — Москва: Про-Н76 спект, 2012 — 128с

.Указ ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (с изменениями и дополнениями от 28.04.2008)

.Положение ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (изм. 19.06.2012)

.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н (в редакции № 7 приказа Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186Н).

.Приказ Минфина Российской Федерации «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010)

.Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методический указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в редакции приказа Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 142н)

.Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 (изм. 02.08.2010)

.Астахов Владимир Павлович. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика», специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / В.П. Астахов, 2006.-572с

.Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин; Бухгалтерский учет: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 527 с.

.Башкатова Л.И. Новый порядок ведения кассовых операций [Текст] / Башкатова Л.И. // Консультант бухгалтера. — 2012. — № 1. — С. 26-34

.Гмыра, Феодосия Алексеевна. Организация и учет кассовых операций и налично-денежного обращения в организации [Текст] / Ф.А. Гмыра, 2006. — 235 с.

.Гуккаев В.Б. Кассовые документы: оформляем правильно [Текст] / Гуккаев В.Б. // Консультант бухгалтера. — 2010. — № 3. — С. 44-56, 131-133

.Дусаева Евгения Муслимовна. Теория бухгалтерского учета [Текст]: сборник задач: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / Е.М. Дусаева, Л.И. Суханова, 2008. — 157 с.

.Бухгалтерский учет. Кондраков Н.П. учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ИНФРА-М, 2008 — 720с

.Камышанов, Петр Иванович. Бухгалтерский финансовый учет. [Текст]: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ и аудит» / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов, 2007. — 589 с.

.Медведев, Михаил Юрьевич. Теория бухгалтерского учета: учебник / М.Ю. Медведев. — Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. — 418 с.

.Резин Н.Г. Учет и документальное оформление операций с участием денежных средств. Ведение кассовых операций [Текст] / Резин Н.Г. // Консультант бухгалтера. — 2008. — № 4. С. 20-30

.Ремизова О.Н. Учет денежных средств на предприятии [Текст] / О.Н. Ремизова // Современный бухучет. -2011. — № 3. — С. 13-21

.Сухарев, Игорь. Минфин обещает новые формы бухгалтерской отчетности в 2010 году [Текст]: [беседа с начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Игорем Сухаревым] // Главбух. -2010. № 10. — С. 6-7

.Денежные средства: учет, анализ, аудит: Учеб.пособие / под ред. В.А. Пипко. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 240 с.: ил.

.Ведение кассовых операций [Текст]: правила, типич. Ошибки, контроль: [сборник / Рос.газ., Правительство Рос. Федерации], 2008. — 176 с.

.К вопросу о принятии товаров к учету на основании кассового чека [Текст]: письмо от 9 июля 2009 г., N17-15/070490/ Москва, Управление федеральной налоговой службы // Экономика и учет в строительстве. — 2009. № 11. С. 60

.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.#»justify»>.http://sprbuh.systecs.ru/uchet/bank/