Урок развития речи в 9 классе. -рассуждение. Счастье

Работа индивидуальная, фронтальная, в группе

1.Структура и ход урока

1.Роль учителя: создание и организация ситуации для обсуждения, подготовка вопросов, подготовка раздаточного материала

2.Роль ученика: принять участие в решении проблемных задач и в их обсуждении.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Постановка учебных задач

Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Учитель раздает конверты со словами из пословиц: Без счастья и в лес по грибы не ходи

Наше счастье — дождь да ненастье. Где нет доли, тут и счастье невелико. Счастье на крылах, несчастье на костылях. Беды кульем валятся, а счастье золотниками.[2]

Всяк человек своего счастья кузнец. За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Иному счастье мать, иному – мачеха. Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет. Счастье лучше богатства. Счастье – что солнышко, улыбнется и скроется. У кого хлебушко, у того и счастье. У кого счастье, тому и лето теплое. Счастье ума прибавляет, а несчастье – последний отнимает. [3]

Учитель обращает внимание на тему урока

  • Определите тему урока, цели урока

Учащиеся в группах составляют пословицы из слов, на доску прикрепляют листы с готовыми пословицами, определяют смысл пословицы, общую тему урока.

Учащиеся осмысливают фразу, высказывают свои мысли

Самоопределение

Формулировать цель деятельности

Умение понять смысл пословицы и прокомментировать его

Формулировать проблему урока

Поощрение учителя

2.Самостоятельная работа

Цель: подготовка сообщения для своих одноклассников

Учитель предлагает учащимся сделать записи в тетрадь по теме «Счастье»

Каждый учащийся делает записи в тетради (словосочетания, предложения, вступление) на тему «Счастье».

Учащиеся высказывают свои версии, зачитывают написанное

Смыслообразование

Развивать умения добиваться поставленной цели

Составление высказываний по цитате урока

Умение выделить главное, составить предложения по теме

9 стр., 4197 слов

Методическая разработка комплексный анализ текста как способ ...

... … – позвали из дома. Мы попрощались. … Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, (не)подвижно леж… ... в подготовке учащихся к рецензии, Урок № 2 представляет собой подготовку к самой рецензии. Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту. Чтение текста учителем Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На ...

Взаимооценка

3.Совместное исследование проблемы

Цель: Поиск решения учебной задачи.

Учитель выдает группам толковые словари

  • Выпишите из Толкового словаря, лексическое значение слова «счастье», из словаря синонимов – синонимы к слову «счастье» (Словарь синонимов)

Дополнение учителя: счастье (происхожд.: общеслав.) – хорошая часть, хорошая доля

Класс делится на группы, которым выдаются словари: толковый и словарь синонимов, Каждый учащийся работает со словарем, делает записи.

1.Счастье – 1) Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо. 2) Успех, удача

Фразеологизмы — к счастью, на счастье, иметь счастье, попытать счастье (4 том, стр.320)[1]

2.Счастье -1) блаженство, нега, наслаждение

2)удача, везение, успех 3) судьба, участь, удел, доля ( стр.531)[ ]

Проявлять познавательную инициативу, принимать учение как жизненно важную для себя деятельность, оценивать поступки.

Определять последовательность действий при усвоении темы

Ясно формулировать вопросы и отвечать на них

Формулирование познавательной цели

Умение работать со словарями

Оценка учителя

4. Работа по презентации

Цель: ознакомление с методикой работы над сочинением-рассуждением

Учитель демонстрирует презентацию «Работа над сочинением-рассуждением» (задания 15.2,15.3)

Композиция сочинения-рассуждения

1.Вступление. Толкование значения слова

2.Комментарий

3.Первый пример из текста

4. Второй пример из текста

5. Вывод

Способы толкования слова

1.Перечисление основных признаков, определяющих понятие

2.Перечисление синонимов

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие

Учащиеся делают записи в тетрадь, самостоятельно записывают один из аргументов по теме сочинения-рассуждения

Проявление человечности мы наблюдаем и в тексте Б.Васильева «Экспонат №..». После гибели сына Игоря на войне одинокую мать Анну Федотовну приняли в свою семью Владимир и Римма, заботились о старенькой немощной женщине и ни разу её ни в чем не укорили.

Проявление человечности мы наблюдаем и в тексте М.Горького «Детство». Герой повести Цыганок жалеет маленького Алешу, подставляя свою руку при избиении его дедушкой. Бабушка Акулина Ивановна заботится о слепом мастере Григории в то время. Как сама живет в нужде.

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Умение организовать учебное взаимодействие в группе.

Формирование умения аргументировать высказывание доказательствами из текста

Взаимооценка

5.Творческая работа

Цель: создание собственного текста на основе анализа произведения

Учитель раздает тексты, после чтения предлагает написать сочинение-рассуждение по теме «Что такое счастье

·»

Учитель руководит самостоятельной работой учащихся, оказывает помощь

Учащиеся пишут вступление к сочинению-рассуждению

Текст Эллы Ефремовны Фоняковой (приложение №1)

Умение принимать решения и брать ответственность за их выполнение

19 стр., 9407 слов

Работа с синонимами в начальных классах

... учитель начальных классов Панюкова Ольга Васильевна. I . Понятие синонимы, их возникновение. Классификация синонимов 1.1 Понятие синонимы, их возникновение Синонимы - слова одной и той же части речи, ... воздействия каких-либо сил, условий)'. Наличие семантических синонимов в языке отражает аналитическую ... темы, Объектом исследования, Предметом исследования, Цель работы, Задачи исследования: - на ...

Контроль, коррекция

Умение организовать учебное взаимодействие в группе.

Извлекать необходимую информацию на тему урока, систематизировать информацию

Взаимооценка

6.Контроль и оценка знаний уч.

Рефлексия

учебной деятельности

Цель: подведение итогов проделанной работе на уроке

Учитель предлагает учащимся записать

Прием «Ромашка» Блума. Ромашка из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса (простой, уточняющий, интерпретационный (объясняющий), творческий, оценочный, практический)

Учащиеся составляют ответы на вопросы

  • Какова композиция сочинения-рассуждения на заданную тему?
  • Сочинение – рассуждение – это
  • Приведите аргумент из художественного текста на тему урока
  • Что нужно писать во вступлении сочинения?
  • Какое открытие ты сделал(а) сегодня на уроке?
  • Что для тебя является «счастьем»?

Оценка результата своей работы на уроке

Развивать умения контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

7.Домашнее задание

Стр.

Задания на выбор:

1.Дописать сочинение на тему «Что такое счастье»

2. Записать высказывания о счастье, подобрать аргументы из художественной литературы

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Умение делать выбор задания по сложности

Комментарий учителя

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urok-russkogo-yazyika-v-klasse-korrektsionnoy-shkolyi/

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок. 9000 синонимических рядов. / Под ред. Л.А.Чешко. – 5-е изд.,- М.: Рус. яз., 1986. – 600с.

Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН. 2003.- 616 с.: илл.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Круглов. Ю.Г. – «Просвещение». 1990.-335 с.

Словарь иностранных слов для школьников / сост. Л.А.Субботина.- Екатеринбург: У-Фактория, 2008.-317.

legion.msk.148.listkom.ru

Приложение

Счастье

Всяк

Счастье

на крылах,

человек

лучше

несчастье

своего

богатства.

на костылях.

счастья

Счастье –

У кого

кузнец.

что солнышко,

хлебушко,

счастье.

улыбнется и

у того и

скроется.

Всяк человек своего счастья кузнец.

Счастье на крылах, несчастье на костылях.

Беды кульем валятся, а счастье золотниками.

Счастье лучше богатства.

У кого хлебушко, у того и счастье

Счастье – что солнышко, улыбнется и скроется.

За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Без счастья и в лес по грибы не ходи.

Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.

Счастье ума прибавляет, а несчастье – последний отнимает.

Программа Г.Г.Граник Урок русского языка в 8 классе по теме «Счастье. Подготовка к ОГЭ». (Бянкина Н.Б.) Цель урока: Цель урока: Создание условий для формирования навыков написания собственных текстов на заданную тему, подготовка к ОГЭ.

3 стр., 1216 слов

По Коршуновой. Большинство людей представляет себе счастье Проблема ...

... оно) 1) Люди представляют счастье конкретно, поэтому у человека всегда есть надежда на то, что его желания сбудутся ион добьётся счастья 2) Проблема умения быть счастливым. (Каждый ли человек способен быть ...

Задачи урока: Формировать умение анализировать и комментировать прочитанное. Формирование умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, умение понимать проблему, делать выводы; формирование навыка исследовательской работы с текстом, умений приводить аргументы на заданную тему, развитие коммуникативных умений учащихся. Развивать речь учащихся, их мышление.

Воспитывать культуру речи, грамотного компетентного читателя

Содействовать развитию умения различать научный стиль и художественный. Формировать умения аргументировать высказывание доказательствами из текста, умение проводить языковой анализ текста. Показать оригинальность, неповторимость раскрытия темы катастрофичности природы. Воспитывать хозяйское отношение к природе, стремление обдуманно использовать её ресурсы. Развивать речь учащихся, их мышление.

Планируемые результаты: личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, оценка результатов работы; познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для создания мотивации к обучению, вовлечение их в деятельность использовала игровые моменты (составить пословицу, объяснить смысл), проблемную ситуацию (собственное понимание счастья), методы продуктивного чтения (определение темы, основной мысли текста, нахождение аргументов на заданную тему), творческую работу. Для решения целей урока использовала словесные методы, ИКТ, методы самостоятельной работы.

Формирование универсальных учебных действий осуществлялось через организацию деятельности обучающихся при раскрытии темы урока во время письма своих размышлений, при решении учебных задач урока путем выполнения различных заданий: работа со словарями, чтение текста, комментарий понятия, подбор аргументов из текста, художественных произведений. Контроль и оценка деятельности учащихся осуществлены через прием «Ромашка» Блума, в ходе которого восьмиклассники отвечают на простые, уточняющие, творческие, оценочные, практические вопросы. На уроке учащиеся работали индивидуально, в группе. На протяжении всего урока проводилась работа по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ. Рефлексию провели через выбор оценки деятельности на уроке. Домашнее задание дано на выбор.

Какова композиция сочинения-рассуждения на заданную тему?

Сочинение – рассуждение – это

Что нужно писать во вступлении сочинения?

Приведите аргумент из художественного текста на тему урока

Какое открытие ты сделал(а) сегодня на уроке?

«Всяк человек своего счастья кузнец», — говорится в пословице. А что нужно делать человеку, чтобы быть счастливым?

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку правильно организованная, она способна активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся. Однако проектная и исследовательская деятельность - это не одно и тоже. Е.Л. Ерохина в своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение ...

15