«Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии» статья

Эссе

Эссе по теме:

«Система и структура учебной деятельности

в контексте современной методологии»

Работу выполнила Лиманова Е.В.

Учитель математики МБОУ СОШ № 10

г. Коломна, 2014 г.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

«Учебная деятельность» (УД) — достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике .

1.Иногда УД рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2.В «классической» советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке Л.Г. Петерсон «Учебная деятельность — это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой — с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни». Таким образом, уметь учиться — это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения, или учебную деятельность. Поэтому учащиеся должны понимать, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых знаний, как следует взаимодействовать друг с другом и с педагогом, какова роль педагога, должны рефлектировать свой опыт пребывания в учебной деятельности.

11 стр., 5274 слов

«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности». ...

... , и в конце - мае учебного года. (Приложение 2) Целью диагностики является выявление умений и навыков воспитанников для построения коррекционной работы, которую необходимо осуществлять в дальнейшем. Заключение Итак, изобразительная деятельность - ...

Структура учебной деятельности, исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон): 1 ) Мотивация . Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: а) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); б) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); в) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни).

2) Пробное действие. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания (актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия

3) Затруднение (исследование, критика, проект – цель проекта) – рефлексивный метод. На данном этапе учащиеся должны: а) восстановить свои действия и выявить место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; б) соотнести свои действия с используемым способом и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4) Реализация проекта. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов .

5) Самоконтроль

6) Самооценка

В рамках деятельностной технологии особое внимание предлагается уделить контрольно-оценочной деятельности. Целесообразно развести контроль и оценку как учебное действие школьников и контроль т оценку как педагогическое действие.

Контроль и оценка с позиций ученика есть действие, позволяющее ему установить правильность и полноту выполняемых операций, посредством которых реализуется изученный способ (контроль), а также определять степень освоенности способа (оценка).

При использовании деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства: а) урок (коллективное действие) – место решения системы учебных задач; б) учебное занятие — место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения; в) урок – мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся; в) урок – консультация – место «умных» вопросов (определение границы знания и незнания ребенка по его запросу); урок – презентация – место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы).

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В ... обеспечения, анализ и обобщение экспериментальной практики. IV этап – завершение дипломной работы. Оформление результатов. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и ...

Особо выделяется в учебном процессе время решения разных видов проектных задач. Как мы знаем проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в основной школе.

Основная задача учителя, которую ставит перед ним ФГОС – 2: перевод содержания образования в деятельностную парадигму. Поэтому каждый учитель сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить?

Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» как раз и предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы на основе новой открытой образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

Системно-деятельностный подход позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки и коммуникативного взаимодействия. Ценностные ориентиры формирования у учащихся умения учиться и готовности саморазвитию не являются новыми для педагогики. Новое то, что эта задача впервые выводится на уровень стандартизированного результата, а не просто мнения, рассуждения, концепции. Новое то, что касается сегодня каждого педагога, потому что мы не можем лишить ни одного ребенка шанса успешной самореализации в жизни.