Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов на занятиях кружка

В современной дидактики организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяет на фронтальные, групповые и индивидуальные. Эффективность образовательной и воспитательной работы в значительной степени зависит от целесообразного сочетания этих организационных форм, которое позволит дойти до каждого школьника.

Практика свидетельствует, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы, обычно теряют свою новизну, становятся трафаретным и в силу этого не дают ожидаемой эффективности. Вот почему важно использовать многообразие форм воспитания. Проблеме межличностных отношений давно уделяется внимание школьной практики. Уроки труда и изобразительной деятельности оптимально подходит для ее решения. На них часто применяются коллективные работы, используется знание многих предметов. И все это дает возможность раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Но, к сожалению, методических разработок, по коллективным работам очень мало и в них практически не уделяется внимание межличностным отношениям и взаимодействию учащихся.

Коллективная работа на уроках популярна, но не всегда дается организовать полноценное взаимодействие, и тем более направить его на формирование отношений между учащимися.

По данным многих отечественных исследователей (Н.П. Сикулина, Е.А.Флерина, Т.С. Комарова, А.И. Савинова и др.) наибольшее влияние изобразительная деятельность, в том числе ее коллективные формы, оказывает влияние на формирование у детей способности сочувствовать другим людям, понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, чувства, переживание. И все это положительно сказывается на становления внутренней, нравственной порции личности, на формировании у ребенка нравственно-эстетических качеств личности. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может, или известно, способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, ободрять товарища и т.п. В коллективной деятельности оценивать не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. [2, С.82]

Все это требует тщательно продумать организацию создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, а также выбора наиболее эффективных методов и приемов руководства изобразительной деятельностью, то есть методического руководства этим видом работы.

12 стр., 5985 слов

Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском ...

... РАБОТЫ: Исследование опыта и проблем деятельности сельских клубных учреждений современного села в организации досуга детей, выработка на основе проведенного анализа методических рекомендаций по совершенствованию культурно-досуговой деятельности с детьми Ясногорского сельского Дома культуры ...

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этнических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания в целом, а коллективная форма способствует формированию умений и навыков работать вместе, строить общение, развивает привычку взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

В своей исследовательской работе мы опираемся на исследования М.Д. Виноградовой и М.Б. Первиной. Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по сути, является коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной. [13, С.87]

Коллективная работа, по утверждению Х.И. Лийметса, возникает на базе дифференцированнной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • организация выполнения задания осуществляется самим классом или отдельными группами под руководством учителя;
  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволит каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К. Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению один учитель, так как руководит учебным процессом. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. [30, С.65]

Коллективная форма организации учебной работы — это общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах смешанного состава. Коллективная форма организации не нова, она применялась в 20-30 годы в ходе ликвидации неграмотности. Ее преимущества бесспорны , но широкое распространение коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера.

Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных классах»

13 стр., 6242 слов

Организация коллективной творческой деятельности младших школьников

... виды коллективно-творческой деятельности; 2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности; 3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности. Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников. Предмет исследования - влияние коллективной творческой деятельности на формирование ...

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования

  1. Изучения психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования.
  2. Определить специфику проведения занятий коллективного творчества в кружковой работе.
  3. Разработать методический комплекс по теме исследования и апробировать его на государственной практике.

Методы исследования:, База исследования, Глава 1. Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся

1.1 Организация коллективной деятельности

Одна из актуальных задач современного художественного воспитания — развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятельность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: восприятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствознание) и непосредственная художественная деятельность, направленная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суждения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чуждого эстетического опыта, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эстетической деятельности.

Совместная эстетическая художественная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

В настоящее время формирование культуры общения — одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности — это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения. [30, С.110]

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются

  • информационная — обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная — готовность к приему и передаче информации;
  • координационная — согласование действий и организация взаимодействия;
  • перцептивная — восприятие и понимание друг друга;
  • развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

28 стр., 13551 слов

Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной ...

... деятельности для развития творческих способностей детей и подростков; 5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ). Объект исследования -, Предмет исследования, Гипотеза исследования ... активной деятельности и самовыражении. Таким ... определении успешности процесса воспитания личности - пространство ...

Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности,

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно. [13, С.7]

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширяющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспитания появился значительно раньше.

На рубеже XIX—XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.

В первые годы советской власти новая школа искала свои методы и приемы обучения детей. Социальное воспитание противопоставлялось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности — все эти задачи новой школы осуществлялись на занятиях художественной и декоративно-прикладной деятельностью. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, революционных праздников. Оформительские работы как результат коллективного художественного труда детей имели внушительные размеры и общественно значимый результат.

Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги-экспериментаторы А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г.В. Лабунская, К.М. Лепилов, С.Т. Шацкий, В.Ф. Шехтель и др. Под руководством учителя изобразительной деятельности усилиями одного класса и за один урок создавались монументальные произведения: макеты, декоративные панно, большие тематические композиции. Для выполнения некоторых работ объединялись усилия всей школы, учащиеся разного возраста принимали участие в коллективной художественно-производственной деятельности. Педагоги, организовывающие процесс коллективного творчества детей, утверждали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду, а разнообразие материалов способствует проявлению инициативы и изобретательности. Даже название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод».

18 стр., 8730 слов

Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству ...

... специалистов, методистов по индивидуальной и коллективной работе на уроках изобразительного искусства. Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в практике студентов, учителей начальных классов и изобразительного искусства, также в художественных школах и кружках. ...