Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина «Уроки французского») (2)

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…». Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

4.1 (82.22%) 9 votes

На этой странице искали:

  • почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником
  • сочинение на тему Уроки француского
  • Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки
  • отзыв уроки французского распутин
  • сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны

«Уроки французского» (1973) — это трогательная история о том, как школьная учительница Лидия Михайловна помогала своему воспитаннику пережить сложное для него время. Мальчик голодал, и эта молодая женщина всеми силами старалась найти способ накормить ребенка или хотя бы дать ему денег на еду. Но поскольку герой отвергал все ее попытки сделать это, учительнице пришлось пойти на отчаянный шаг: начать играть со своим воспитанником в азартную игру под название «пристенок».

8 стр., 3539 слов

Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

... и ответить на проблемный вопрос урока. Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика? Рассказ «Уроки французского» автобиографический.Само произведение-благодарность Лидии Михайловне за участие в его судьбе. СЛАЙД 10. ... нам цельный положительный образ учительницы. Именно эти качества помогли главному герою не потеряться в жизни и не разочароваться в ней. Учащиеся в группах Учащиеся дополняют ...

Поскольку этот поступок, с точки зрения морали, в то время, как, впрочем, и сегодня, считался недопустимым, то, конечно, относиться к нему можно по-разному. Так, директор школы, в которой учился главный герой рассказа, назвал это действие учительницы преступлением, растлением и совращением. Но в моем представлении все выглядит совсем не так.

Да, Лидия Михайловна действительно играла со своим учеником на деньги, но делала она это лишь потому, что не нашла другого способа помочь мальчику. Женщина испробовала все возможные варианты: она приглашала героя к себе на ужин, но он убегал, она присылала ему посылку с едой, но он гордо возвращал ее обратно.

Между тем, учительница видела, что мальчик ходит в школу в «застиранном пиджачишке на обвислых плечах» и старых чирках, он выглядит очень худым, растрепанным и «диковатым». Она знала, что он играет с дворовыми ребятами в азартные игры лишь для того, чтобы купить себе «баночку молока». Лидия Михайловна просто не могла позволить смышленому и способному мальчику вот так пропадать одному.

Предложив своему воспитаннику поиграть в «пристенок», она нашла подход к ребенку и добилась того, чего хотела. Теперь мальчик стал брать у нее деньги, поскольку это не противоречило его понятиям о честности.

Мне кажется, важное значение в оценке поступка Лидии Михайловны имеет то, как именно играла учительница. Она делала это не без удовольствия, но отнюдь не ради денег или ради азарта. Наоборот, женщина даже сначала поддавалась своему ученику, пока тот не уличил ее в жульничестве.

Именно поэтому я считаю, что Лидия Михайловна своим поведением не нарушила никаких моральных норм, а, наоборот, ее поступок был очень нравственным. Женщина дала мальчику возможность продолжать учебу и жить нормально. Если бы не она, он либо вернулся бы домой, бросив школу, либо снова продолжил играть с дворовыми ребятами, подвергаясь постоянным избиениям.

Лидия Михайловна взяла на себя всю ответственность за совершенное ей «преступление» и даже после того, как директор уволил ее из школы, она все равно не перестала помогать своему любимому ученику. Вернувшись на родину, девушка послала мальчику посылку, в которой были яблоки и макароны.

В моих глазах этот поступок является еще одним доказательством искренних и чистых намерений учительницы. Думаю, сложно найти человека более благородного, чем Лидия Михайловна, и потому именно этой женщине посвящен рассказ «Уроки французского».

Формирование коммуникативно-речевых умений

учащихся на уроках литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-moe-otnoshenie-k-postupku-lidii-mihaylovnyi/

Учитель русского языка и

литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-moe-otnoshenie-k-postupku-lidii-mihaylovnyi/

МБОУ СОШ№70 г.Кирова, Береснева Зинаида Викторовна

В работе представлен материал по организации речевой деятельности учащихся при работе над рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского», который включает в себя описание алгоритма уроков на тему «Формирование отношения к проблеме».

6 стр., 2646 слов

По произведению Уроки французского Распутина (6 класс)

... нужно уметь принимать все проблемы которые очень часто наш преследуют. Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского 6 класс Прекрасный рассказ, который носит вполне поучительный характер, так как в нем ... с работы. Пройдут годы, и герой поймёт истинный смысл домашних уроков Лидии Михайловны по обучению французскому произношению. Наряду с ними учительница преподала другой, более важный урок ...

Все уроки нацелены на формирование коммуникативной компетенции, в рамках которой основное умение направлено на создание текста как продукта речевой деятельности.

Предложенные мною уроки развития речи по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» с использованием выбранной мною модели «Формирование отношения к проблеме» дают основание считать, что в процессе работы над текстом художественного произведения формируются коммуникативно-речевые умения, которые можно объединить в несколько групп:

1 группа — умения, связанные с построением текста,осознанием

Делить текст на логически законченные части;

  • Составлять план готового текста, то есть определять главную мысль каждой части и выражать ее одним предложением, а также планировать собственные речевые высказывания;
  • Составлять вступительные и заключительные части своего речевого высказывания и выделять их в готовом тексте;
  • Перестраивать текст в соответствии с другими речевыми задачами.

2 группа — умения, связанные с языковыми средствами:

  • Пользоваться фонетическим, лексическим синтетическим богатством языка;
  • Отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста (повествованием, описанием, рассуждением);

Отбирать языковые средства в соответствии с определенным стилем речи

3 группа включает умения, связанные с текстом в целом,со всеми его сторонами:

  • Совершенствовать собственный текст;
  • Прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
  • Прогнозировать несколько вариантов речевого высказывания на одну тему или в соответствии с одной и той же основной мыслью;
  • Организовать индивидуальную (самостоятельную) работу в соответствии с предложенным образцом (моделью, алгоритмом);
  • Организовать парную и групповую работу по решению речевых задач.

4 группа включает умения, связанные с пониманием речевого высказывания (текста):

  • Понимать тему текста и определять ее границы;
  • Догадываться по контексту о значении незнакомых слов;
  • Отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью;
  • Умение прогнозировать содержание текста: тему, цель, дальнейшее продолжение текста по ключевым словам, заголовку;
  • Понимать основную мысль текста и выражать ее в собственном речевом высказывании;
  • Формировать вопросы по созданию текста и в связи с ним и т.д.

5 группа умений связана с интерпретацией текста, то есть с творческим стремлением читателя истолковать смысл текста:

Умение формулировать свое отношение к прочитанному.

Выбранная мною модель «Формирование отношения к проблеме: право каждого «свое суждение иметь» применима при работе над текстами художественных произведений,изучаемых с 5 по 11 классы, а также при подготовке к ЕГЭ (написание эссе) при выполнении задания №25 — выразить свое отношение к проблеме.

Модель я решила построить в следующей последовательности.

Прочитав к уроку статью в учебнике В.Г.Распутина «Уроки доброты», дети должны были сформулировать мнение автора. Учащиеся на уроке рассуждают о том, что такое добрый человек, что значит уметь делать добро в понимании автора. Делают вывод о том, что Распутин своими воспоминаниями делает добро, рассказав об учительнице в своем рассказе. Автор побуждает учащихся к размышлениям.

1 стр., 384 слов

«Взаимоотношение учителя и учеников» ( по тексту В.Г.Короленко). ...

... ученика она нарушила учительские законы»: стала играть с ним на деньги. Неожиданно об этом узнал директор школы, который без разрешения вошел в комнату Лидии Михайловны. Лидия Михайловна ... позицией автора текста и считаю, что учитель обязан индивидуально подходить к каждому ученику. Это очень непросто, но в результате этого отношения между учителем и учеником будут уважительными и доверительными. ...

Размышления учеников, Что такое добрый человек?

Вежливый даже тогда, когда с ним говорят грубо.

Умеющий помочь любому, даже тому, кто ему неприятен.

Понимающий других людей.

Терпеливый к их недостаткам. Принимающий их такими, какие они есть.

Внимательный, отзывчивый, милосердный по отношению к другим.

Доброжелательный. У доброго человека всегда улыбка на лице.

Способный всегда оказать помощь в трудную минуту.

Бескорыстный человек.

Скрашивающий мир своей улыбкой, вниманием и заботой.

Что значит уметь делать добро?

Перед тем как делать добро, нужно хорошо подумать о последствиях своего поступка для себя и окружающих.

Делать добро может только духовно богатый человек. Он сделает его тихо, получив при этом душевное наслаждение.

Чтобы делать добро, нужно быть душевным человеком, уметь прощать.

Делая добро другим, нужно осознавать то, что добро приходит и к тому, кто совершает добрые поступки.

Человек не должен просить что-то взамен на добро.

Он должен совершать добро совершенно бескорыстно, иначе это не будет называться добром.

Делать добро нужно только с душой. При этом ты получаешь приятное наслаждение.

Добро нужно делать так, чтобы тем, кому ты его делаешь, действительно стало лучше и они бы сказали простое слово «спасибо».

Помогая другим людям, нужно проявлять особое внимание и заботу, не извлекая при этом никакой выгоды.

Если человек совершил добро, не нужно кричать об этом на весь свет.

Лучше тихо порадоваться за счастье другого человека, которому ты помог.

Добро получается сделать тогда, когда ты его хочешь сделать с желанием.

Добро нужно делать искренне, от всего сердца.

Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся приходят к выводу, что герой рассказа Лидия Михайловна делает добро, которое не забывается учеником.

Встает проблемный вопрос о том, действительно ли она совершила добрый поступок, решившись играть с учеником на «деньги» в «пристенок».

Учащиеся включаются в дискуссию.

3) Мнения героев рассказа о поступке.

Мнение мальчика

Директора

Лидии Михайловны

Учащиеся включаются в работу над текстом, который заранее прочитан., Отвечая на поставленные вопросы

Согласен (на) ли я с мнением учительницы о своём поступке

Согласен (на) ли я с мнением директора о поступке Лидии Михайловны

Поступок Лидии Михайловны.

«За» «Против»

Учащиеся дискуссируют., Мальчик о поступках Лидии Михайловны

Герой рассказа «Уроки французского» был удивлен, что учительница играет с ним «на деньги». Ученик, по-моему, не понимал, что учительница схитрила.

Мальчику было стыдно принимать помощь от учительницы, даже когда он выигрывал, он чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался, что это честный выигрыш.

2 стр., 880 слов

Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского»

... Вот истинный пример того, как самоотверженно и бескорыстно Лидия Михайловна делала добро ... уроки человечности. В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, ... мальчику иметь свои деньги. Директор школы посчитал игру ... уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. Понравилось сочинение ...

Мальчику казалось, что игра доставляет Лидии Михайловне удовольствие, так как он видел, как она веселела, смеялась, тормошила его.

Согласна ли я с мнением Лидии Михайловны о совершенном поступке?

Лидия Михайловна после всего случившегося так сказала о своем поступке: «Дурацкий случай. Тут виновата я.»

Я не согласна с тем, что Лидия Михайловна виновата.

У учительницы не было другого способа помочь бедному мальчику. Она решила предложить ему игру на деньги. Что тут плохого? Мальчик на честно выигранные деньги (так он считал) покупал молоко. Никто ему, кроме учительницы, не помог.

Лидия Михайловна поступила правильно. Ей не зачем было обвинять себя.

Я согласна с тем, что поступок Лидии Михайловны действительно, как она выразилась, «дурацкий».

Не нужно было ей с учеником играть на деньги. И тем более она жила одна в доме, а за стеной была расположена квартира директора.

Почему бы Лидии Михайловне не помочь мальчику по-другому?

Можно было отдать деньги матери мальчика, заранее предупредить ее, чтобы она не проговорилась сыну о помощи. От родной матери мальчик принял бы деньги.

Лидия Михайловна правильно оценила свой поступок. Он, действительно, необдуманный.

Разве лучше было бы, если мальчик голодал или постоянно ходил с синяками? Слова, сказанные учительницей, не продуманы. Скорее всего, она сказала это сгоряча.

Согласна ли я с мнением директора?

Директор школы Василий Андреевич посчитал поступок Лидии Михайловны «преступлением, растлением, совращением».

Я не согласна с таким мнением.

Во-первых, Лидия Михайловна не могла совершить преступление. Она просто хотела помочь мальчику.

Во-вторых, Лидия Михайловна бескорыстно помогала мальчику, при этом не думая о себе.

Добрая, заботливая учительница сделала так много для своего ученика. Разве это преступление?

Уволив с работы Лидию Михайловну, директор был не прав.

Я согласна с мнением директора. Лидия Михайловна совершила преступление. Некорректно играть в азартные игры с учеником педагогу.

Я не согласна с мнением директора. Лидия Михайловна поступила правильно. Учительница переживала за мальчика, а директор школы этого не понял. У учительницы не было другого выхода.

Я согласен с мнением директора школы. Учительница нарушила школьные правила. Знала о последствиях своего поступка. Она не должна была играть с учеником на деньги. Это не выход из положения.

Я не согласен с мнением директора.

Молодая учительница проявляла внимание к мальчику, помогла ему выжить в трудные послевоенные годы. А каким способом? Это не важно.

Благодаря Лидии Михайловне мальчик не голодал, продолжал учебу в школе.

Урок 2

4) Мнение читательской аудитории: родители, бабушка, одноклассники.

Получив к уроку домашнее задание, ученики высказывают мнения о поступке учительницы.

  • Согласен(на) ли мама (папа, бабушка) с поступком Лидии Михайловны?

Мнения родителей о поступке Лидии Михайловны.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна поступила абсолютно правильно и педагогично. Лидия Михайловна, не уронив достоинство мальчика, уважая его гордость, нашла способ ему помочь, чтобы он не голодал.

10 стр., 4771 слов

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. ...

... читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда и успокоилась. ... объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин ...

А тот факт, что она не забыла ребенка даже тогда, когда её уволили, говорит о том, что она глубоко гуманный, ответственный и самоотверженный человек. Моя мама восхищается учительницей.

Папа считает, что Лидия Михайловна была не права в том, что она воспитывала в ученике мягкую добычу денег, пристрастие к азартным играм. Лидии Михайловне нужно было найти другой способ выхода из сложившейся ситуации.

Бабушка считает, что Лидия Михайловна с одной стороны поступила правильно, а с другой она совершила ошибку, играя с учеником на деньги.

Мама считает, что Лидия Михайловна «скрасила» детство школьника, уберегла его от сомнительной компании подростков, помогла выжить в те трудные послевоенные годы.

Лидия Михайловна, по мнению моей мамы, оказалась очень смелой женщиной. Она ради ребенка согласилась играть с ним в «пристенок» на деньги, зная, что её могут за это уволить. Это настоящий поступок!

Моя бабушка одобряет поступок Лидии Михайловны. Учительница защищала интересы ребенка и его здоровье, пусть и не педагогическим методом.

Моя мама согласна с поступком Лидии Михайловны. Поступок был очень этичный. Учительница чувствовала, что по-другому не может помочь этому ребенку.

Моя бабушка считает, что Лидия Михайловна поступила правильно. Она перепробовала все способы помочь мальчику, но безуспешно. Тогда Лидия Михайловна решилась на азартную игру, тем самым помогая мальчику выжить. Она совершила смелый поступок.

Мой папа считает, что Лидия Михайловна поступила благородно, но неправильно.

Нельзя играть на деньги с несовершеннолетним учеником. Нужно было найти другой способ помочь мальчику.

Моя мама считает, что Лидия Михайловна могла бы обратиться за помощью к директору школы. Возможно, вместе они придумали бы другой способ помочь ребенку.

Мнения одноклассников

  • Согласен(на) ли я с поступком Лидии Михайловны?

Согласна ли я с поступком Лидии Михайловны?

С поступком Лидии Михайловны я согласна. Во-первых, в районе, куда мальчик приехал с одной целью получить образование, у него не было ни родных, ни близких. Как было не помочь учительнице способному одинокому мальчику. Во-вторых, Лидии Михайловне нужно было отвлечь ученика от игры в “чику” с подростками, которые не раз избивали его.

В-третьих, кто, кроме нее, мог оказать ребенку помощь? Учительница была уверена, что мальчик на выигранные у нее деньги покупал молоко.

С моей точки зрения, учительница французского языка Лидия Михайловна поступила правильно, согласившись играть в “пристенок” на деньги со своим учеником.

Мне кажется, что Лидия Михайловна поступила благородно. Она играла с учеником не для интереса, а тем самым помогала ему.

Мальчик жил бедно. Денег на еду у него не хватало. В большинстве случаев он голодал. Для того учительница с ним и играла на деньги, чтобы он, выиграв их, смог купить молоко.

Когда Лидия Михайловна садила его за стол кушать, он отказывался, посылку от нее он не взял. Вот учительница и придумала игру на деньги.

Играя с учеником в “пристенок”, Лидия Михайловна была уверена, что он больше не пойдет играть с сомнительными подростками в “чику”. Сейчас мальчик был под присмотром. Значит, Лидия Михайловна все-таки поступила, на мой взгляд, правильно.

7 стр., 3356 слов

Учитель французского языка

... голода в чужом холодном городе подростка спасает учительница Лидия Михайловна, преподающая французский язык и ведущая классное руководство в его 5 ... директора. Также читают: Картинка к сочинению По произведению Уроки французского , Популярные сегодня темы Отвечая на данный вопрос, хочется отметить, что ... ее сын играет с другими ребятами в карты на деньги. Конечно, запретить ничего мать ему не могла, но ...

Лидия Михайловна не сделала ничего плохого. Она помогала своему ученику как могла. Так как мальчик отказывался от ее открытой помощи, она схитрила. Разве за это можно наказывать?

Я не считаю поступок Лидии Михайловны преступлением. Она совершала добро, каждый раз помогая мальчику выйти из трудного положения, избавляя его от голода. Она была уверена, что мальчик покупал на выигранные деньги молоко. Для него игра была единственным источником дохода. Лидия Михайловна совершила добрый поступок.

Урок 3

Учащиеся раскрывают своё отношение к поступку Лидии Михайловны, получив домашнее задание:

  • Объясните смысл пословиц о добрых делах, опираясь на поступки Лидии Михайловны.

Доброе дело «делается» смело.

Доброе дело два века живет.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе начало не без конца.

Доброе дело делается смело

Мне понравилась пословица. Читая её, сразу вспоминаешь Лидию Михайловну. Учительница, когда помогала мальчику, играя с ним на деньги в «пристенок», совсем не задумывалась о последствиях своего поступка. А её ведь из–за этого уволили с работы. В те трудные времена, мне кажется, работу было не легко найти.

Учительница не думала о себе, о своей судьбе. Ей было важно помочь мальчику, который голодал. Лидия Михайловна совершила не просто добрый поступок. Я считаю, что она ещё и совершила смелый поступок. И это сможет сделать только мужественный человек.

Доброе дело без награды не останется

Как бы ты ни делал добро, в чём бы оно ни заключалось, в любом случае ты не останешься без награды за совершённое тобой добро.

В.Г.Распутин посвятил свой рассказ учительнице. Он запомнил на всё жизнь то добро, которое она для него сделала.

Доброе начало не без конца

Лидия Михайловна, совершив добрые дела, осталась наказанной. Поэтому я считаю, что добро не всегда имеет хороший конец.

Может быть, его нужно было делать как-то по-другому?

Доброе дело два века живёт

Лидия Михайловна, совершив добрый поступок, тихо радовалась за мальчика, не крича об этом на весь свет. Ученик надолго запомнил поступок своей учительницы. Я думаю, урок доброты, преподанный учительницей, останется в памяти мальчика, а он расскажет об этом другим. Добрые дела никогда не забываются.

Добрые дела остаются всегда в памяти любого человека. Главный герой рассказа навсегда запомнил доброту Лидии Михайловны. Такая бескорыстная помощь никогда не забывается. Доброта Лидии Михайловны побудила взрослого человека посвятить ей своё произведение. Уроки доброты, описанные в рассказе, останутся в душе читателей и будут жить века.

Доброе начало не без конца

Данная пословица применима к поступкам Лидии Михайловны, главного героя рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Учительница совершает ряд добрых дел. Она начинает свои добрые дела по следующего поступка: не рассказывает об игре мальчика на деньги, боясь, что его выгонят из школы. В следующий раз Лидия Михайловна, пригласив мальчика к себе домой, занимается с ними и предлагает поужинать. Потом учительница посылает мальчику посылку с макаронами и гематогеном. Но только тогда, когда мальчик не принимает эти добрые дела, она решается играть с ними на деньги, на которые мальчик покупает себе молоко. Когда Лидию Михайловну уволили с работы, и она уехала на Кубань, мальчик снова получил посылку от своей учительницы.

3 стр., 1415 слов

Проект мой идеал учителя. Конкурсное : «Идеальный педагог

... Лидия Михайловна стала для мальчика идеалом доброты и благородства. Итак, я считаю, идеальный педагог ... идеального ученика является дисциплина и послушание. Ученик, безусловно, подчиняется своим родителям, учителям ... мальчику приходит молоденькая учительница французского языка – Лидия Михайловна. Она присылает ему посылки с едой. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги ...

Добрым поступкам Лидии Михайловны нет конца.

На этом же уроке ученики рассуждают о том, как поступил бы современный учитель на месте Лидии Михайловны.

Как смог бы поступить современный учитель, оказавшись на месте Лидии Михайловны?

Современный учитель мог бы поступить по-разному в зависимости от характера.

Добрый учитель всегда бы протянул руку помощи ученику, который «голодал». Возможно, он бы поступил так же, как Лидия Михайловна, не думая о последствиях своего поступка.

Учитель, думающий о том, что его могут уволить, никогда бы не поступил так.

Мне кажется, современный учитель не отреагировал бы так хорошо, как это сделала Лидия Михайловна.

Сейчас, когда стали жить лучше, такой доброты уже нет.

Современный учитель наругал бы ученика, сообщил родителям, в лучшем случае поговорил по душам. Но такого поступка учитель бы не совершил. Он бы дорожил своей профессией и авторитетом.

Мне кажется,современный учитель не стал бы играть с учеником в азартную игру из-за боязни потерять работу.

Современный учитель поговорил бы с учеником по-доброму. Убедил, что играть на деньги опасно и неправильно. Помог бы найти другой способ заработать деньги.

Современный учитель, узнав об игре мальчика с подростками в «чику» на деньги, сразу увёл бы его к директору. И правильно! Играть на деньги в азартные игры нельзя.

Современный учитель увлёк бы мальчика интересными классными делами, чтобы он забыл о своих проблемах. Учитель нашёл бы другой способ помочь мальчику, которому было нечего кушать.

Выбранная мною модель работы над текстом рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» эффективна, так как в процессе работы над текстом художественного произведения учащиеся высказывают своё мнение, самостоятельно осмысливая произведение. Слушая чужие мнения, они познают сами себя. Тем самым ученики приобретают опыт разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыт познания и самопознания. Во время работы по данной модели у учащихся формируется умение участвовать в диалоге и дискуссии.

Обсуждая проблемы, поставленные в рассказе, учащиеся выходят за рамки школьной программы. Из-за нехватки времени, боязни сказать что-то лишнее, педагоги обходят стороной серьёзный и важный вопрос связи литературы с жизнью. Работая по данной модели, школьники высказывают своё мнение, учатся создавать связный текст (устный и письменный), опираясь не только на текст художественного произведения, но и на факты из жизни.

На уроках литературы учитель должен формировать у учащихся целостное представление о мире, готовить их к жизни, развивать коммуникативно-речевые умения. И в этом помогают уроки литературы, построенные по данной модели.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-moe-otnoshenie-k-postupku-lidii-mihaylovnyi/

1 . Архипова Е.В.Основы методики развития речи учащихся. М.2004

2 . Ипполитова И. А. Текст в системе изучения русского языка в школе: материалы к спецкур­су. М. 1992

7 стр., 3292 слов

Вот она, мечта учителя! Быть нужным ученикам. Востребованным. Всегда

... на деньги. Из предметов, которые он изучал, тяжело давался французский язык, так как у мальчика хромало произношение. Учителем французского языка была Лидия Михайловна ... по интернету. Мне нравится английский, а мой учитель английского — это действительно учитель моей мечты. Copyright © Russian centres ... школуУборка территории школы → ` Сочинение на тему Радуга Очаровательное спокойствие цветущего луга ...

3. Кобелева Е.А. Основные компоненты формирования коммуникативной компетенции школьников в контексте современной языковой политики. Киров. 2007

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М. 2002

5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях М.: Просвещение, 2012

В.Распутин Статья «Уроки доброты», Рассказ «Уроки французского»

6. Аникина В. Русский фольклор Москва.»Художественная литература»,1985

  1. Основная образовательная программа основного общего образования на период 2013-2017 г

    Основная образовательная программа

    В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции . Обучающиеся овладеют чтением как

  2. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    Этих предложений . (Я), (К) Свободная работа с текстами художественных и публицистический произведений . Владение монологической и диалогической речью Никитина, Е. И. Русская речь . Развитие речи . 8 класс; Крундышев, А. А. Как работать над

  3. Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №13 г. Аргун» (бывшая средняя школа №4)

    Пояснительная записка

    -.. , что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой , языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения , которые представляют…

  4. 1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров

    Документ

    В текстах использованных отрывков и художественных произведений . Обучая школьников различным речевым умениям , необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения

  5. Гидденс Э. Социология

    Документ

    -.. отношением к отцу и матери, сохраняют свое значение и на позднейших этапах развития личности. Вполне вероятно, что процесс формированияпо этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство. Как

Скрипко Елена Валерьевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МАОУ СОШ №17

Населённый пункт: г. Краснодар

Наименование материала: Открытый урок по литературе

Тема: «Что говорит сердце…» по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»

Дата публикации: 23.03.2017

Раздел: среднее образование

Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г.

Распутина «Уроки французского».

Форма: открытый урок по литературе в 6 а

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-moe-otnoshenie-k-postupku-lidii-mihaylovnyi/

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут

герои В.Распутина;

Развивать умение анализировать художественное произведение,

коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию

культуры речи учащихся;

Воспитывать у учащихся умение представить точку зрения писателя и

собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм

взаимоотношений учащихся;

Корректировать социальное поведение при работе в группах, память,

внимание, логическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организация класса.

Вступительное слово учителя.

Григорьевич

Распутин. Перед вами выставка книг писателя. (На стенде произведения В. Г.

Распутина: «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний поклон»,

«Деньги для Марии» и другие).

Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает

необходимость совершить поступок, значимый не столько для жизни другого

человека, сколько для

самого себя, для самого главного в себе – для души. Произведениям

Распутина созвучны слова французского писателя 18 века Жозефа Жубера:

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать».

посвящённому изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открываем тетради, записываем в тетрадь эпиграф. А как вы понимаете

слова французского писателя?

Ответы детей.

Наша задача на уроке – на примере рассказа «Уроки французского»

выяснить, чего, по мнению Распутина, следует избегать в жизни и что

нужно в ней делать.

Тема: «Что говорит сердце…

Начнём урок с проверки домашнего задания. Вы были разделены на группы.

Задание первой группы

Иркутской области в поселке Усть — Урда, расположенном на берегу

Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел

в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в

которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной

деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было

сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку,

но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на

отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня

здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня

невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

Вопрос к классу

люди?(его настойчивость, целеустремленность)

Вторая группа готовила сообщение о жизни героя в райцентре по плану

Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

Каковы были успехи героя в школе?

Каково было душевное состояние мальчика?

Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но

таких в то время были тысячи (Слайд 4)

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет

Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет

И вот тарелка светится, сверкает белизной.

Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной

Еще движенье корочки и выплывет со дна

Холодная, голодная, последняя война

Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод

И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед

Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце

Кричат глаза огромные на узеньком лице

Забудь, другое времечко и сказочка не та

Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Можно ли данное стихотворение соотнести с биографией автора и с нашим

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного

героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли

с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею

обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены

надежды родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению

сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия,

преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами

учеников)

Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное

занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный? Как вы

почему азартные игры – безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает

человек, проигравший в карты или рулетку? А вызывает ли такое чувство

герой рассказа Распутина? Как называется чувство, противоположное

безнравственности? (нравственность)

Что такое нравственность

Найдите определение в словаре и сравните со своим.

Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в

«чику»? (Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для

мальчика игра — единственно возможный способ выжить. Голодный и

постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе

рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного,

плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство

это – один рубль?)

Третья группа работала с вопросом

французского»?(Слайд 6)

Сообщение 3 группы. Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии

Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного

драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна –

учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный

руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова

Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском

университете. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала

себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с

ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

Вопрос классу, Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

Какой запомнилась учительница главному герою

описание

портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение

описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было

жестокости…»)

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к

нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с

этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая

его дома покормить)

Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему

затея не удалась

«городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику

принять подарок)

Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его

гордости?

Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным

принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно

относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? (Главный герой считал

выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без

каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна

без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ

Как вы относитесь к этому поступку учительницы?

Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?

(Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он

не садился, подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем

временам было бы ещё более безнравственно.)

А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли

была бы профессиональная позиция нейтралитета? (Нет, потому что в

первую очередь это было бы бесчеловечным. Пусть она не воспитывала в

нём высокой морали, не заботилась о его нравственном воспитании. Прежде

всего, Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, о том,

чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде).

Вывод учителя

точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что

голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под

видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить,

присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И

учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она

идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем

нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.

А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию

Михайловну?

Формально он прав. Но за этим скрывается безнравственность и отсутствие

человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от

родного дома.

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В.

Г. Распутина «Уроки французского»?

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как

человека.

  • а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии

  • Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который

протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком

оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю

жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной,

значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом., Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд 8), Вывод учителя

своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои

поступки в основном неосознанно подвергаем подробному анализу и

оценке, коря и виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести

гораздо больнее осуждения общества, именно тихий мерзкий голосок,

нашёптывающий: «Ах, как плохо ты поступил… не следовало бы…»

выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем самый жестокий

приговор

окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому что

нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию:

насколько человечен был поступок. И Лидии Михайловне не в чем

оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен

быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Рефлексия. Чему научил меня сегодняшний урок? Что я понял на уроке? Что

заставило меня задуматься во время урока?

Автобиография Фомичева, Зозуля, Неговора

Я прочитала произведение В.Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик.

Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу.

Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у мальчика были проблемы, так это с французским. Он очень неплохо знал французские слова и переводил французские тексты, но с произношением как-то не ладилось.

В районе у мальчика была еще одна проблема – голод. Главный герой все время не доедал. Ведь жил он не один, а вместе со знакомой его матери и ее тремя детьми, которым, как и ему, хотелось есть. Они воровали у него еду. Денег у мальчика не было, лишь иногда мать присылала ему вместе с едой по пятерке на молоко. Молоко главному герою было необходимо пить от малокровия. Но однажды, получив деньги, мальчик пошел играть в азартную игру «чику».

Сначала мальчик ничего не выигрывал, но со временем он приноровился к игре и стал выигрывать некоторые деньги. Владик – главный из играющих – сначала не обращал на это внимания, но потом частые выигрыши героя рассказа задели его самолюбие. Ведь Вадик обычно выигрывал. На самом деле никакого азарта у главного героя не было. Он всего лишь выигрывал рубль на молоко, а потом уходил. И однажды Вадик вместе с дружком его избил.

На следующий день его классная руководительница Лидия Михайловна увидела искровавленную физиономию мальчика и все поняла. После уроков она спокойно с ним побеседовала, взяв с него обещание больше в «чику» не играть. Главный герой пообещал больше такого не делать, но со временем голод стал невыносимым, и мальчик опять отправился на свалку.

Сначала все шло нормально, но когда он взял кассу, его снова избили. Правда, уже не так сильно, но у него сильно была повреждена губа.

На следующий день Лидия Михайловна, как на зло, вызвала его к доске и снова все поняла. Дело в том, что был урок французского языка, а у мальчика и без того проблемы с произношением. С окровавленной губой вообще говорить было нереально. Тогда учительница назначила ему дополнительные занятия по французскому языку у нее дома. Разумеется, она сделала это не только из-за ужасного произношения мальчика, но еще и для того, чтобы отвлечь его от «чики».

Дополнительные занятия проходили не очень хорошо. От этих уроков главный герой не особо продвинулся во французском, к тому же Лидия Михайловна все время просила, чтобы он у нее поужинал. При этих словах у мальчика пулей выскакивал всякий аппетит. В общем, учительница все время хотела накормить мальчика. Однажды она даже прислала ему посылку с макаронами, но мальчик все равно категорически отказывался от любой заботы.

Потом все как-то восстановилось: появились успехи во французском да и посылки с едой учительница больше не присылала. Но разумеется, Лидия Михайловна не оставила свои попытки помочь мальчику, и однажды она предложила ему сыграть вместе с ней в азартную игру на деньги.

Главный герой, конечно, удивился, потому что учительница такое предложила, тем не менее он стал с ней играть. И теперь каждый день после дополнительных занятий мальчик играл с Лидией Михайловной в эту азартную игру. Разумеется, она сделала это не потому что ей надоело быть учительницей и она впала в детство, просто таким образом она хотела, чтобы у мальчика появились деньги. И они появились, причем даже больше, чем от «чики». Мальчику, конечно, было неловко брать деньги от учительницы, но ее план работал.

Но кончилось это все довольно плачевно… Дело в том, что соседом Лидии Михайловны был директор школы Василий Андреевич. Однажды, когда мальчик вместе с учительницей громко спорили о счете в игре, в дверях появился директор. Он, разумеется, пришел на крик, но когда увидел то, что там происходило, чуть не упал в обморок. Для него это была неслыханная вещь. Чтобы учительница играла в азартную игру с учеником! Он сначала не поверил, но Лидия Михайловна совершенно спокойно сказала, что они играют в «пристенок». Разумеется. После этого у директора с учительницей состоялся разговор, и ее уволили.

Я считаю, что директор был прав. Это же, действительно, с первого взгляда выглядит ужасно. Это совращение малолетних. Но ведь учительница делала это для того, чтобы у мальчика появились деньги. Я считаю, что в этой ситуации Лидия Михайловна поступила правильно, взяв вину только на себя. Ведь если бы она рассказала директору все как есть, то в школе не оказалось бы ни ее, ни мальчика. Она сделала правильный поступок, взяв вину лишь на себя. Этим она обеспечила мальчику спокойную дальнейшую учебу в школе.