Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. «Уроки французского»)

сочинение уроки французского роль учительницы в жизни мальчика

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. «Уроки французского»)

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

49 стр., 24099 слов

Лингвистическое обеспечение автоматизированных систем библиотек ...

... этапе автоматизации библиотеки создают свои электронные каталоги и в качестве ИПЯ используют УДК и/или ББК, язык ключевых слов и язык библиографического описания. Лингвистическое обеспечение в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке Российской Академии ...

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

11 стр., 5483 слов

Экологические проблемы экономического развития Украины

... Украины (Центральное Полесье, Прикарпатье, Причерноморье, Крым, Азовское море, Центральное Приднепровье и Донетчина) является наследством ошибочной экологической политики нашего государства на протяжении последних десятков лет: развитие территориальных промышленных комплексов, энергетики, сельского хозяйства ...

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Учительница французского

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. «Уроки французского»)

58 стр., 28567 слов

Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников ...

... 3) выявить особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников; 4) показать ... форм работы для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников путем их практического применения на занятиях в кружке фортепиано; 5) подготовить методические рекомендации по развитию музыкальной ...

К рассказу Валентина Распутина «Уроки французского«, Источник: «Труд»

ГЕРОИНЮ СВОЕГО РАССКАЗА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «СПИСАЛ» С ЭТОЙ ЖЕНЩИНЫ

Два дня назад в интервью «Труду» Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа «Уроки французского». И вот — удача! — откликнулась та самая Лидия Михайловна Молокова.

Правда, она не сразу согласилась: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать… Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу.

В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью.

— Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в «чику» и «замеряшки » не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась.

Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции… Только преподавала я там уже не французский, а русский язык — для тех, кто владел французским.

Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье… Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала.

— И все же, почему Валентин Григорьевич назвал героиню «Уроков французского» вашим именем? И когда вы сами об этом узнали?

  • Перед командировкой во Францию нам читали лекцию о современной советской литературе, и, когда речь зашла о «деревенщиках», услышала фамилию Распутин.

Закралось сомнение: не тот ли это Валя из Усть-Уды, которого я два года учила французскому? В Париже, а я преподавала в Сорбонне, зашла в книжный магазин, где продавали советскую литературу, спросила, нет ли книг Распутина. А в ответ услышала: он идет нарасхват, может, еще привезут.

Попросила оставить, если поступит… Так и оказался у меня небольшой томик, назывался он «Живи и помни». Стала читать «Уроки французского» — и обомлела: ведь Лидия Михайловна, это, по всему выходит, я? Но чем дальше читала, тем больше убеждалась, что образ этот собирательный, только тогда и успокоилась.

Один экземпляр книги выслала в Иркутск Вале, так шел он до Сибири полгода! Потом получила ответ: «Я знал, что найду Вас!» С этого и началось, если можно так сказать, наше второе знакомство, завязалась переписка.

Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно не стандартной, «неправильной» учительницей.

А вот классный руководитель у Вали — Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. И класс у нее был как игрушечка, я туда ходила отдыхать от своих «разбойников», как я их называла.

Судите сами: в первой четверти, когда я только начинала работу, в моем 8 «А» из 26 учеников не успевало 16! И прогуливали, и хулиганили — все было. Потому что именно в этот класс почему-то собрали «самых-самых». Я поначалу боялась их как черт ладана.

14 стр., 6842 слов

Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку ...

... 9 votes На этой странице искали: почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником сочинение на тему Уроки француского Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки отзыв уроки французского распутин сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны «Уроки французского» (1973) ...

Но уже в следующем году ситуация изменилась, проблем с учебой не стало. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным…

Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом.

Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».

— Лидия Михайловна, и все-таки насколько правдиво написан рассказ, который носит явно автобиографичный характер, как жилось тогда в Усть-Уде?

  • Плохо жилось, как и повсюду в послевоенные годы. Впроголодь. Одеты были кто во что горазд.

Старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах, холщевые сумки вместо портфелей… К нам в школу приходили дети из многих ближних деревень, а те, что из дальних, жили где придется — кто у знакомых, кто в интернате.

И важно было занять их не только в учебное время, объединить. Я организовала драмкружок, и мои «разбойнички» вскоре преобразились. Но все равно хулиганили, могли во время урока под парту забраться и закукарекать…

  • Будущий писатель Распутин тоже хулиганил?
  • Ну что вы! Он был очень скромным и застенчивым мальчиком и ничем не выделялся из общей среды. Но что удивительно, каждый ученик моего класса был личностью, и выделить кого-то я не могла.

Валя — а я как своего ученика могу его так называть — не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость. Вероятно, он и тогда что-то писал, но только никто об этом не знал.

Но это была не скрытность, а сдержанность — истинно сибирское качество человека. Он как бы сам по себе рос, развивался.

Кстати, о себе Валя пишет очень правдиво, только сомневаюсь я, что он на деньги играл…

— А чем закончилось ваше, так сказать, второе знакомство — после того, как отправили Валентину Григорьевичу из Парижа его книгу?

— Мы стали переписываться. Это были и просто поздравления с праздниками, и серьезные письма. Однажды попросила прислать свою книгу, а он отвечает, что приличных изданий уже нет, а есть так себе. И прислал вот эту, — Лидия Михайловна вынимает из тумбочки пожелтевшую от времени тоненькую невзрачную брошюрку.

«Уроки французского», издана в Иркутске тиражом 200 тысяч экземпляров в 1981 году. Читаю: «Дорогой Лидии Михайловне от одного из многих и многих учеников ее, помнящих замечательные уроки. В. Распутин. Ноябрь 1981». — Потом однажды в Москве оказалась, позвонила ему. Встретились в Староконюшенном переулке.

Он меня встретил, расцеловались. Познакомил с женой Светланой. Она сибирячка и оказалась просто замечательной женщиной. Был пост, соответственно, и угощения были незамысловатыми. На всю жизнь запомнился рыбный пирог, которым меня потчевали. Наверное, рыба какая-то сибирская была, но спросить я постеснялась.

10 стр., 4989 слов

«Уроки французского» главные герои. портрет героя в рассказе уроки французского

... слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского». Основные герои Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна. Лидии Михайловне было не более двадцати пяти ... общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. Идея Игра на деньги учительницы со своим ...

Долго мы в тот день воспоминаниям предавались, говорили и о литературе.

А больше я Валентину Григорьевичу не докучала, у него и без меня забот хватает…

  • Лидия Михайловна, а как сложилась ваша жизнь? И не только преподавательская…

— Что касается семьи… Замуж вышла в той же Усть-Уде за сына учителя географии, он выучился на горного инженера. В то время это была очень престижная профессия. Он жил в Иркутске. Родила, еще в Усть-Уде, первую дочку, потому и уехала из своего села через два года, хотя согласно распределению должна была отработать три.

Потом появилась вторая дочь. Муж работал маркшейдером и мотался по командировкам. В одной из них и погиб. Оставшись с двумя детьми, решила поехать к маме, в Саранск. Второй раз замуж так и не вышла. Хотя вниманием меня не обделяли, а отец сказал когда-то: «Я не скажу, что ты у меня красивая, но интересная — это точно».

Теперь у меня трое внуков, столько же правнуков.

  • А как же вы оказались в Нижнем Новгороде?

— После того как я осталась одна, пришлось продать квартиру в Саранске и переехать в Нижний, потому что здесь живет моя младшая дочь Татьяна с зятем, внучка Катя, ей уже тридцать лет, и правнук Тема, возиться с которым для меня одно удовольствие.

Чтобы никого не стеснять, купила квартирку. Денег хватило только на однокомнатную, но мне больше и не надо.

Вторая дочь, Ирина, живет с семьей под Питером, дети уже самостоятельные. Так что все у меня хорошо. Пенсии — 4500 рублей — на все хватает, тем более что лекарства пока, слава Богу, особо не требуются…

  • А что бы вы пожелали Валентину Григорьевичу в день юбилея?
  • Здоровья, благополучия.

А все остальное — в письме, которое я ему еще дней десять назад отправила. Пересказывать его мне не хотелось бы, там есть кое-что личное…

Мы сидим в скромной квартирке, где живет учительница французского Лидия Михайловна Молокова, в девичестве Данилова. На прощание она показывает мне поздравительные открытки от Распутина. В одной из них он вспоминает о последней поездке на свою малую родину — в Усть-Уду.

И подпись: «С поклоном Ваш старательный, но бестолковый ученик В. Распутин».

— Валя приглашал меня и в Иркутск, и в Усть-Уду, но годы мои уже не те, да и обременительна такая поездка, а за чей-то счет я ни за что не поеду! Но побывать в тех местах, конечно, хотелось бы. Жаль только, что то место, где школа стояла, затопили. Ну вы, наверное, прекрасно знаете, что школу Валя спас, перенес в другое место…

Конспект урока по литературе на тему

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-chemu-nauchila-lidiya-mihaylovna-malchika/

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. «Уроки французского»)

6 класс, литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/na-temu-chemu-nauchila-lidiya-mihaylovna-malchika/

12 стр., 5612 слов

«Роль денег в современном обществе. : Роль денег в жизни человека

... нужным человеку? Деньги или материальные блага? Они, конечно, человеку нужны и греют его... Сочинение на тему: Роль денег в жизни человека Отченашенко ... здоровья человека. Человек с помощью спорта увеличивает способности, становиться сильным и выносливым. Но когда спорт влияет положительно, ... представляя, что люди вымрут, как... А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего ...

Дата проведения: 28.02.19.

Урок № 70

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Тип урока:

Цель: раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором, развивать навыки анализа художественной прозы, воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.

Планируемые результаты:, Познавательные УУД:, Регулятивные УУД:, Личностные УУД:, Коммуникативные УУД:, Формы организации познавательной деятельности:, Методы обучения:, Оборудование:

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе. Чем мы займемся сегодня? Сейчас выясним вместе.

Кто является главным героем рассказа? ( деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре, так как учился в школе).

Какого он возраста? (примерно пятиклассник ).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? ( нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа. ).

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

«Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение…

Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику? (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Какие чувства вызывалу Лидии Михайловны мальчик? ( Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить ).

3 стр., 1439 слов

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) — биография, жизнь ...

... Затем началась травля в СМИ. Дела сердечные Следует отметить, что в личной жизни Михаила Зощенко все складывалось довольно непросто. В конце 1918 года он познакомился с Верой ... разрыва. В последние годы с Михаилом была жена Вера, которая похоронена рядом с супругом. Смерть прозаика Последние несколько лет своей жизни Зощенко провел на дачном участке в ...

-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? ( Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)

-Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок» ).

-Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? ( Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи ).

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза) Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами) Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу) Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами) Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)

Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Почему она предложила Вале заниматься французским языком? (Заметив следы побоев на лице Вали и после рассказа Тишкина, что Валя играет на деньги, учительница выяснила, что Вале нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна придумала способ помочь.)

Как вел себя мальчик в гостях у Лидии Михайловны? (Валя был робким и стеснительным мальчиком, и поэтому каждый приход к учительнице домой превращался для него в пытку.)

акие качества проявил мальчик, отказываясь от помощи Лидии Михайловны? (Чувство собственного достоинства не позволило ему принять помощь. Ему казалось унизительным принимать помощь от учительницы, злоупотреблять ее хорошим отношением.)

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замерятки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником? (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации? (Директор проявил строгость и решительность. Его не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

  • Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене? (Примерный ответ. На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.)
  • Какую роль играет послесловие? (Примерный ответ. Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

22 стр., 10969 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова

... Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, наполнены глубоким смыслом и рассудком. Но творчество этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс Содержание Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по ...

Таблица. Черты характера главного героя рассказа «Уроки

французского»

Черты характера мальчика, Цитатные примеры

1

Ответственное отношение к учебе

а

«Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал»

2

Стремление к знаниям

б

«.. .мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной.. .Тогда она решилась и остановила машину.. .Я опомнился и убежал»

3

Стойкость (преодоление голода, упорство в учебе и т.п)

в

«Учился я и тут хорошо.. .затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок.»

4

Чувство собственного достоинства

г

«К тому же еще я постоянно недоедал» «Мне все время хотелось есть, даже во сне я чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны»

5

Терпение, умение сдерживать боль

д

«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие»

На основании таблицы делаем вывод и записываем его. Какими чертами характера обладает мальчик? Какие это качества?

Записываем:

Вам эти качества кажутся привлекательными? Мальчик – почти ваш ровесник.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г.

Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку.

Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

Выставление оценок., Домашнее задание

Роль учительницы в жизни мальчика (рассказ Уроки французского)

Чему научила мальчика учительница Лидия Михайловна? (В. Распутин. «Уроки французского»)

Лидия Михайловна очень повлияла на жизнь главного героя, сыграла в его жизни большую роль, научила его многому нового. Учительница сделала многое для того, чтобы у мальчика возникало меньше трудностей в изучении и практике французского языка.

Кроме школьных занятий, она давала ему уроки в свободное от школы время, и главное, что она получала удовольствие от того, что она помогла мальчику и искренне рада этому.

При прочтении сразу возникнет вопрос: “Почему она помогала именно ему?”.

Ведь мальчик жил вдалеке от своей мамы и иногда голодал, потому что их семья была бедна. Лидия Михайловна прекрасно всё замечала и в какой-то момент ей стало жалко ученика, поэтому она искренне хотела ему помочь.

Кроме дополнительных занятий по французскому языку, учительница иногда угощала мальчика и звала его на ужин, чтоб он не голодал. Ради благополучия мальчика, она даже начала играть с ним на деньги, чтоб у него была возможность купить себе молока.

Кроме того, что Лидия Михайловна старалась помогать мальчику материально, она давала ему жизненные уроки на будущее, и после этого он начал развиваться духовно. Мальчик действительно стал добрее, у него появились положительные качества и желание помогать людям.

Также благодаря учителю, главный герой полюбил французский язык. Она помогла ему со всеми трудностями, которые появлялись на пути. Кроме этого, цель учительницы была научить мальчика так, чтоб он умел сам продолжать изучать язык. Это сыграло важную роль в жизни мальчика, потому что именно то, что дала ему Лидия Михайловна, повлияет на всю жизнь главного героя.

Благодаря учителю, в мире стало на одного хорошего человека больше. В будущем мальчик не раз будет вспоминать её уроки, равняться на них, делать выводы. Он много будет помогать людям, нуждающимся в помощи, причём без какой-либо корысти. К сожалению, помогая ученику, Лидия Михайловна пострадала сама. Но она успела изменить жизнь мальчика и направить его на правильный путь, это очень важно.

Определённо, роль учительницы в жизни главного героя велика. Таких людей очень мало, и ученику повезло встретить такого прекрасного человека, которому стала неравнодушна судьба бедного мальчика.

Вариант 2

Внимание к личности учителя во все времена уделялось достаточное внимание. Как в жизни, кино, так и в литературе.

Автобиографический рассказ Валентина Распутина в произведении «Уроки французского начинается со слов: «Странно: почему мы… всякий раз чувствуем свою вину перед учителем? И не за то всякое, что было в школе…, а за то, что сталось с нами после».

Любопытно, что подтолкнуло автора к таким словам, и какую роль в жизни автора сыграла его учитель французского Лидия Михайловна?

Семья главного героя жила бедно, часто бывало так, что в доме не было и куска хлеба. Лидия Михайловна знала о голодном детстве своего одиннадцатилетнего ученика и всячески старалась помочь не только как педагог, но и как добродушный человек. Неоднократно предлагала мальчику покушать после занятий, делилась с ним обедом, чтобы избежать голодного детства ребенка.

Всячески поддерживала мальчика даже перед директором. Тот факт, что ребенок играл на деньги с ребятами на улице, и осведомленность в этом учителя могли не лучшим образом отразиться на ее репутации.

Но, тем не менее, Лидия Михайловна не отвернулась, не покинула мальчика в беде, а постаралась найти подход и переманить ученика играть на деньги с ней, чтобы предотвратить избиения ребенка, уличные игры на деньги и его голодное детство.

Главный герой согласился принять материальную помощь учителя лишь при условии выигрыша в азартной игре. Лидии Михайловне ничего не оставалось, как принять условие ученика, чтобы уберечь его от голодных будней.

Как известно, все тайное становится явным. Тайные дела Лидии Михайловны стали известны директору, за что она и поплатилась своей должностью. Учителю ничего не остается, как уехать жить на Кубань.

Даже факт такого поворота событий в жизни не остановил ее, она продолжала помогать ребенку, присылая ему продуктовые посылки. Так женщина изменила жизнь мальчика к лучшему – он не бросил школу, продолжил получать знания.

И это, безусловно, результат бескорыстной помощи, душевности и теплоты Лидии Михайловны. А самое главное, что она предстала перед мальчиком как символ доброты и благородства.

И только повзрослев, Валентин Распутин смог по настоящему оценить поступок его учительницы по французскому языку, смог выбрать верную дорогу в жизни и вообще жить на этом свете. Возможно, не все в жизни складывалось успешно, все получалось, поэтому где-то в глубине души автора мучает совесть за проступки, от которых его так хотела уберечь Лидия Михайловна.

Валентин Распутин обосновано принял решение поделиться своей историей из жизни с нами. Показать бескорыстность, доброту, теплоту и трепет не родных по крови ему людей. Призвать быть добросердечнее, отзывчивее и благороднее.