«Описание места» Урок по развитию речи в 6 классе (программа М.М.Разумовской). Цели :1.Повторить типы и стили речи, на основе имеющихся знаний. — презентация

  • здесь автор делает некий вывод ко всему вышесказанному.
  • Разновидности описания и примеры текстов

    Разновидности этого типа речи постоянно меняются. Какие-то объединяются, какие-то появляются. Поэтому обратим внимание только на наиболее встречаемые виды описания:

    Портрет

    Портрет – изображение внешних качеств человека.

    Пример: «Она выглядела сногсшибательно. Ее глаза сверкали каким-то внутренним светом, щеки покрылись румянцем, а желтое платье изящно развевалось на ветру».

    Психологический портрет

    В этой разновидности описания автор подробно рассказывает читателю о внутреннем состоянии своего героя.

    Пример: «После этой вести у него буквально душа пропала. Всю свою оставшуюся жизнь он не хотел ни пить, ни есть. Быть вечно грустным, печальным, не понимал смысл своего существования».

    Интерьер

    Здесь описывается обстановка, мебель и дизайн какого-либо помещения.

    Пример: «Зала была по-настоящему огромная. Швейцары стояли возле белоснежных тяжелых дверей, пол сверкал изумрудом из-за громадной люстры, которая возвышалась над гостями».

    Пейзаж

    В пейзаже автор во всех красках пытается описать окружающую его природу или какое-нибудь природное явление.

    Примеры:

    «В воздухе пахнет прелыми листьями, грибами и осенними цветами. Деревья стоят нарядные и сказочно красивые. Они переоделись в пёстрый осенний наряд, словно готовясь к большому празднику»;

    «Речка текла не спеша. Березки стояли неподвижно и ловили каждый лучик солнышка. Белки собирали шишки, а маленькие мишки мило перекатывались с одного бока на другой по хрупким веточкам».

    Наша классная комната

    Во всей школе не найти класса уютнее и красивее, чем наш кабинет литературы и русского языка. Может быть, именно поэтому родная речь — мой самый любимый предмет.

    2 стр., 648 слов

    Описание портрета. -описание по картине

    ... ́мович Ре́пин (1844—1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Преподаватель, был ... помыслов, отражается и хорошее и дурное. Отражается не на час, не на день, а навсегда. Чем содержательнее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно ...

    Стены в кабинете раскрашены в приятный оттенок

    Даже если за окном метет метель, мне кажется, что вокруг царит лето. На окнах висят легкие оранжевые занавески, за которыми прячутся разноцветные горшки с цветами — хлорофитумами, алоэ, геранью, каланхое, эвкалиптом, миртом. Каждый учебный год мы выбираем двух учеников, ответственных за цветы — они следят, чтобы растения были вовремя политы, не болели и не засыхали. Обычно ухаживать за цветами вызываются девочки.

    Во главе комнаты стоит стол нашей учительницы. Он очень красивый, темно-вишневого цвета. Стол гораздо больше, чем у нас, но это и понятно: на нем Алла Андреевна хранит наши тетради, классный журнал, учебные пособия и книги. Иногда, когда в классе никого нет, я сажусь за учительский стол и представляю себе, что веду урок. В будущем я хочу стать педагогом и тоже преподавать родной язык.

    портреты известных писателей и поэтов:

    • Пушкина,
    • Маяковского,
    • Шолохова,
    • Толстого,
    • Фета,
    • Булгакова.

    Также повсюду висят плакаты с распространенными правилами грамматики. Если забудешь, как правильно писать, всегда можно найти подсказку на таком плакате. В углу стоит большой книжный шкаф, где хранятся учебники русского языка и литературы для разных классов, интересные тематические журналы и газеты.

    Но самый необычный атрибут нашего кабинета — старый рояль, который стоит у задней стены. Раньше в этом классе был кабинет музыки, но потом для музыкальных занятий выделили другое помещение. Для уроков купили новый красивый и современный рояль, а старый так и остался стоять на прежнем месте. У Аллы Андреевны музыкальное образование по классу фортепиано, и иногда на переменках она играет на рояле красивую классическую музыку — мне очень нравится ее слушать, потому что произведения великих композиторов наполняют душу спокойствием и радостью.

    В нашем классе очень приятно и комфортно учиться, здесь всегда царит спокойная и легкая атмосфера, все дышит уютом и мудростью. Сразу заметно, что люди, которые его оформляли, с большим уважением относятся к нашему прекрасному и могучему языку.

    Повествование

    Определение типа

    рассказывается о каких-либо происшествиях, событиях в хронологическом порядке.

    В таких текстах много глаголов и обстоятельств, которые органично связывают предложения между собой.

    К ним относятся различные повести, некоторые романы и т. п. При чтении вслух последовательность действий выделяется особой интонацией.

    7 стр., 3467 слов

    Доклад: Анализ текста публичной речи

    ... более подробно понятие публичной речи, особенности ее построения, а также проанализируем по плану текст речи общественного деятеля Стива Джобса. 4 Публичная речь и ее особенности Публичная речь может рассматриваться как ... iPod, ну и наконец, под его руководством компания Apple представила коммуникатор iPhone. Текст выступления: «Для меня большая честь быть с вами сегодня на вручении дипломов ...

    Композиция

    Составные части композиции:

    1. Зачин

      — в нем описывается первое событие, относительно которого и ведется дальнейшее повествование.

    2. Основная часть

      — здесь последовательно рассказывается о действиях, которые происходили или происходят в определенное время.

    3. Концовка

      — тут автор, как правило, автор описывает последнее событие в цепочке. Оно показывает, чем закончилась история, какие имела последствия.

    Средства языкового оформления

    У каждого типа речи есть свои особенности. По-другому их называют средствами языкового оформления.

    основные черты описания:

    • преобладание глаголов прошедшего времени;
    • сказуемые представлены в виде простых и составных глаголов;
    • много обстоятельств, указывающих место и время;
    • действия идут последовательно, в хронологическом порядке.

    Пример текста

    Вот это маленький текст с повествовательным типом речи с элементами описания:

    «Шел Вовка по улице и увидел крохотную кошечку на дереве.

    Она явно нуждалась в помощи, что можно было понять по ее зовущему о помощи стону. Увидев эту картину, мальчик незамедлительно пошел к старшим, чтобы попросить о помощи. Однако его попытки не увенчались успехом. Тогда Вовка решил сам полезть на дерево и спасти беззащитное животное.

    К счастью, все обошлось, мальчик спас кошечку и надолго остался для друзей настоящим героем».

    Рассмотрим особенности каждого типа речи

    Повествование

    Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

    Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

    Пример текста-повествования:

    “Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно.

    6 стр., 2539 слов

    Текст рассуждение в научном стиле урок русского языка

    ... построения простого плана к тексту- рассуждению; отработать лингвистические термины и конструкции, необходимые для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в научном стиле Получается, ребята. (С. ... научного стиля. Стилевыми чертами научного стиля являются: Подчеркнутая логичность речи должна позволить автору доказать свою правоту и убедить адресата в этой правоте. От автора текста ...

    Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

    Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

    Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

    1. что случилось? – в городе пошел дождь;
    2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
    3. когда случилось? – летом пошел дождь.

    Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

    Текст описания состоит из следующих частей:

    1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
    2. признаки, детали;
    3. общая оценка предмета.

    Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

    Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

    Пример текста-описания:

    “Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

    Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

    1. какой предмет описывается? – дождь;
    2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

    Рассуждение, Рассуждение состоит из следующих частей:

    1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
    2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
    3. резюме – итоги, выводы.

    Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

    Рассуждения бывают следующими:

    1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
    2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
    3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

    Пример текста-рассуждения:

    “Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

    17 стр., 8466 слов

    По тексту публицистического стиля

    ... можно найти коренное русское слово, - нужно его находить» Сочинение–рассуждение по тексту Исходный текст: (1) Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился ... «Аllигатор», кур$, Zемфира, бiблiотека и др. Позиция автора Позиция автора понятна. Он считает, что «слепое» использование заимствований ... 17) Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и ...

    Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

    1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
    2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

    Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

    • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
    • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
    • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

    И напоследок – напоминание:, Копирование запрещено.

    Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

    Рассуждение

    Определение типа

    сконструированное, связное сочинение, где рассматривается определенная проблема.

    В большинстве своем, в текстах с данным типом речи автор выбирает какую-то позицию и приводит аргументы в ее защиту, а так же старается доказать, что противоположная точка зрения – полная ерунда.

    Иными словами, идет объяснение, почему автор выбрал именно эту позицию. Придумать аргументы не получится, поскольку, в основном, тексты-рассуждения используются в научной сфере, где опираться нужно только на реальные факты.

    Цель рассуждения – донести до читателя авторские мысли.

    Отличительные признаки рассуждения – наличие аргументов в защиту авторской точки зрения, рассмотрение нескольких возможных решений по конкретной проблеме.

    Композиция

    Рассмотрим основные части композиции:

    1. Тезис

      – основная мысль, относительно которой идет рассуждение автора. Другими словами, это некая проблема, которую рассматривает автор в своей работе.

    2. Аргументы

      — в этой части автор может указать положительные и отрицательные стороны вопроса, поставленного в произведении. Нередко авторы рассматривают только «одну сторону медали», то есть приводят только доказательства или только опровержения по определенному вопросу.

      3 стр., 1200 слов

      «Роль личности в истории» : рассуждения, аргументы

      ... как автор пришел к известности. Наиболее популярные, яркие произведения. Краткий анализ творчества автора. Влияние творчества выбранной личности на общество того времени. Значение произведений автора в наши дни. Вывод о значении личности в истории. Сочинение «Роль личности в истории» (аргументы, рассуждения) ...

    3. Вывод

      — здесь автор делает итог, заключение. В последней части рассуждения писатель окончательно определятся со своей позицией и вкратце пытается доказать правильность своих суждений.

    Языковые средства

    • много обстоятельств причины, следствия, цели;
    • преобладают сложноподчиненные предложения;
    • наличие вводных слов.

    Пример текста

    В качестве примера можно привести вот такой короткий текст:

    «Я очень люблю зиму! Во-первых, зимой очень красиво. Снег искрится, падают серебряные снежинки. Во-вторых, много зимних развлечений и забав: можно играть в снежки, бегать на лыжах и коньках, лепить снеговиков и снежных баб. В-третьих, зимой бывает праздник — Новый год. Вот почему я люблю зиму!»