ТИПЫ РЕЧИ. ПОВЕСТВОВАНИЕ

Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. Повествование — это рассказ, сообщение о каком- то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.

В описании в центре внимания — словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков.

Особенность текста-рассуждения в том, что в нем доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.

Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности.

В композиции (композиция — от лат. compositio — сочинение, составлен не, соединение) принято выделять экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), за- вя з к у, р а з в и т и е д с й с тв и я, к у л ь м и н а ц и ю, раз — в я з к у.

Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т. е. событие может передаваться в прямой, хронологической п о с л е д о вате л ь н о с т и и в о б р а т н о й, когда мы сначала узнаем о развязке, а уже потом — о самом действии. Иногда действие в рассказе раскрывается в прямом порядке, по рассказчик время от времени отступает от хронологической последовательности, вспоминает о том, что было раньше, или забегает вперед, сообщая, что произойдет в дальнейшем.

Выразительная и изобразительная сила повествования

заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования. Однако для всех повествовательных текстов общи м являє т с я: н а ч а л о события (завязка) — р а з в и — її і е со б ы т и я (кульминация) — конец с о б ы т и я (развязка).

292.

Проследите за развитием действия в отрывке из рас-сказа В. Шукшина «Гринька Малыгин». Можно ли этот отрывок назвать текстом? Докажите свое мнение, укажите основные признаки текста.

Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии. (…)

Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться.

2 стр., 690 слов

Особенности работы над м-повествованием

... 25 Особенности работы над сжатым изложением.. 26 Особенности работы над выборочным изложением.. 26 Методика обучения сочинениям.. 26 Методика обучения сочинению по картине. 27 Методика обучения сочинениям-описаниям.. 28 Особенности работы над сочинением-повествованием.. 30 Ошибка – нарушение нормы Недочет – нарушение качеств хорошей речи

Часа через три только ему закатили в кузов бочки с бен-зином.

Гринька подъехал к конторке», поставил машину рядом с другими и пошел оформлять документы. (…)

Свет вспыхнул сразу. Все па мгновение ошалели. Стало тихо. Потом тишину эту, как’ бичом», хлестнул чей-то вскрик па улице.

  • Пожар!

Горели бочки на одной из машин. Горели как-то зловеще, бесшумно, ярко. (…)

Гриньку точно кто толкнул сзади. Он побежал к горящей машине. Ни о чем не думал. В голове точно молотком били — мягко и больно: «Скорей! Скорей!» Видел, как впереди над машиной огромным винтом свивается белое пламя.

Не помнил Гринька, как добежал он до машины, как включил зажигание, даванул стартер’1, воткнул скорость — человеческий механизм сработал быстро и точно. Машина рванулась и, набирая скорость, понеслась прочь от цистерн» и других машин с горючим.

Река была в полукилометре от хранилища. Гринька правил туда, к реке.

Машина летела по целине, прыгала. Горящие бочки грохотали в кузове. Гринька закусил до крови губы, почти лег на штурвал. Крутой, обрывистый берег приближался угнетающе

медленно. Па косогоромкс на зеленой мокрой травке колеса забуксовали. Машина юзом поползла назад. Гринька вспотел. Молниеносно перекинул скорость, дал левее руля, выехал. И опять выжал из мотора всю его мощь. До берега осталось метров двадцать. Гринька открыл дверцу, не снимая правой ноги с газа, стал левой на подножку. В кузов не глядел — там колотились бочки и тихо шумел огонь. Спине было жарко.

Теперь обрыв надвигался быстро. Гринька что-то медлил, не прыгал. Прыгнул, когда до берега осталось метров пять.

Упал. Слышал, как с лязгом грохнули бочки. Взвыл мотор… Потом под обрывом сильно рвануло. И оттуда вырос красивый стремительный столб огня. И стало тихо.

Гринька встал и тут же сел — в сердце воткнулась такая каленая боль, что в глазах потемнело.

«Мм… ногу сломал»,— сказал Гринька самому себе.

К нему подбежали, засуетились.

Где, по-вашему, начинается завязка рассказа? Прочитайте ее.

Как называется часть композиции, предшествующая завязке? Найдите ее.

Проследите, как в этом повествовательном тексте развивается действие. Где его кульминация? Где развязка? От какого лица ведется повествование?

Объясните использование языковых средств.

Н

Повествование может вестись от третьего лица (образ рассказчика отсутствует).

Это авторское повествование. Может оно идти от первого лица, рассказчик назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных ({юрм.

293*. Прочитайте рассказ Л. П. Чехова «Человек в футляре». Обратите внимание, кто является рассказчиком. Когда он назван в рассказе? Определите смысловые отношения между предложениями в одном из абзацев рассказа. Какие глагольные формы употреблены Чеховым в этом рассказе?

Повествование как тип речи очень распространено в таких жанрах, как воспоминания, письма. Прочитайте книгу «Пушкин в воспоминаниях современников» (любое издание) — и вы убедитесь в этом.

294. Определите тип текста. Укажите вид связи между предложениями, назовите лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Можно ли говорить о цельности композиции в этом

9

і’ і рывке? Если да, то назовите завязку — развитие действия — кульминацию — развязку.

23 стр., 11265 слов

Эволюция драматургических принципов Н.В. Гоголя

... записки 1836 года», в значительной своей части посвященной драматургии и театру. Суждения Гоголя ломали установившиеся каноны и утверждали необходимость для русской сцены нового художественного метода - ... Гоголя. Не менее значимы для понимания творчества писателя и работы Г.А. Гуковского «Реализм Гоголя», В. Гиппиус «Гоголь», Ю.М. Лотмана «В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь», ...

В чем заключаются особенности композиции данного текста? Раскройте значение выделенных слов.

Да, Россия1… В Москве, на вечере v Погодина, Лермонтов впервые встретился с Гоголем. Гости сидели в саду. Р> .лот день было народное гуляние. Из-за кирпичной огра- и>1 проникал с бульвара запах пропотевшего ситца.

Пыль, золотясь от вечерней зари, оседала на деревьях.

Гоголь, прищурив глаза, долго смотрел на Лермонтова — чуть сутуловатого офицера — и лениво говорил, что Лермонтов, очевидно, не знает русского народа, так как привык вращаться в свете. «Попейте кваску с мужиками, поспите в курной избе рядом с телятами, поломайте поясницу на косьбе — тогда, пожалуй, вы сможете — и то в малой мере — судить о доле народа».

Лермонтов вежливо промолчал. Это Гоголю не понравилось.

Лермонтов был удивлен разговорами Гоголя, его брюзгливым голосом. За ужином Гоголь долго выбирал, помахивая в воздухе вилкой,в какой соленый груздь ату вилку вонзить.

Одно было ясно Лермонтову — Гоголь им пренебрегал. «Способный, конечно, юноша. Написал превосходные стихи на смерть Александра Сергеевича. Flo мало ли кому удаются1 хорошие стихи! Писательство — это богослужение, тяжкая’ схима. А офицер лтот никак не похож на схимника».

В ответ Гоголю Лермонтов, выждав время, прочел отрывок из «Мцыри».

Еще что-нибудь! — приказал Гоголь.

Тогда Лермонтов прочел посвящение Марии Щербатовой:

На светские цепи,

На блеск утомительный бала

Цветущие степи

Украйны она променяла…

Гоголь слушал, сморщив лицо, ковырял носком сапога песок у себя под ногами, потом сказал с недоумением:

Так вот вы, оказывается, какой! Пойдемте!

Они ушли в темную аллею. Никто не пошел вслед за ними. Гости сидели в креслах на террасе. Обгорали на свечах зеленые прозрачные мошки. На бульваре лихо позванивала карусель.

В аллее Гоголь остановился и повторил:

Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных…

Он схватил Лермонтова за руку и зашептал: — «Ночи Украйны в сиянии звезд незакатных…» Боже мой, какая прелесть! Заклинаю вас — берегите свою юность.

Гоголь сел на скамью, вынул из кармана клетчатый платок и прижал его к лицу. Лермонтов молчал. Гоголь слабо махнул ему рукой, и Лермонтов, стараясь не шуметь, ушел в глубину сада, легко перелез через ограду и вернулся к себе.

1. Определите, чем осложнены предложения в тексте. Подчеркните обособления, укажите, являются ли они членами предложения.

Произведите синтаксический разбор предложений второго абзаца. В предложениях пятого абзаца выделите грамматические основы, укажите, чем они выражены в предложении. Объясните тире в этих предложениях.

Как вы понимаете выделенные выражения? Несколько советов

по написанию текста-повествования

1. Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста.

Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но оно может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.

57 стр., 28488 слов

Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...

... звеньев; нарушения в лексико-грамматическом оформлении текста; дети не могут самостоятельно выполнить пересказ. Предпосылки успешного обучения пересказу формируется в дошкольном возрасте. Установлено, ... пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, ...

Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, ж аиру.

При необходимости можете включить в повествование элементы и описания, и рассуждения.

295. Составьте текст повествовательного типа о каком-либо жизненном случае, хорошо вам известном. Выберите сюжет, определите, какой композиции вы будете придерживаться: с прямой последовательностью развертывания события либо обратной, начиная с конца, или же с отступлениями от прямой последовательности.

296*. Подготовьте пересказ эпизода одной из пьес А. П. Островского, преобразуя драматический текст в текст повествования. Выскажите свое мнение о пересказе своих одноклассников: а) насколько полно передано содержание; б) какие внесены изменения мри пересказе текста; в) выражена ли в пересказе идея текста.

Подготовьтесь к пересказу 1—2 эпизодов из произведения, изучаемого в данный момент на уроках литературы или читаемого вами в свободное время. Вопросы упр. 292 используйте и в этом задании.