Урок развития речи » -описание по картине Левитана»; 5 класс

Урок русского языка в 5 классе. Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре.

Тема урока.

Сочинение – описание по картине И.И.Левитана ( название картины «Золотая осень» потом назовут сами ученики).

Цели урока:

— научить детей как можно более полно описывать изображенное на картине;

— активизировать лексику учащихся по теме «Осень»;

— совершенствовать умение использовать средства выразительности в речи;

— подготовить учащихся к сочинению-описанию;

— формировать умение работать с учебными программами на CD — дисках;

продолжить обучение с Интернет-ресурсами;

— вызвать интерес у школьников к произведениям живописи; пробудить у них желание высказать свое отношение к картине.

Оборудование урока:

компьютер,

мультимедиа,

Интернет-ресурсы ( )

Межпредметное электронное издание. 19 век. Отечественная история, литература и искусство.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы вновь отправляемся с вами в путешествие в мир природы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Вон дерево, склонившееся к воде. Спокойно журчит ручей. А в небе облака, похожие на каких-то зверей.

Смена времен года, смена дня и ночи, закат, час рассвета, когда восходящее солнце неожиданно озарит природу, — вот яркие и короткие мгновения, которые дали жизнь лучшим русским пейзажам.

А давайте вспомним, что же такое пейзаж в литературе?

(Запись на доске. Пейзаж – это картины природы в художественном произведении.)

Вспомним художников-пейзажистов, которые подарили миру великолепные полотна.

Викторина.

Пейзажи каких художников – комсомольчан находятся в нашей маленькой классной галерее?

Учитель. Мы уже знакомы с вами с творчеством И.И. Шишкина. А сегодня на уроке мы побываем в мастерской еще одного великого русского художника. Имя его Исаак Ильич Левитан. Мы будем и экскурсантами, и мастерами слова. Ведь главная цель нашего урока – научиться писать сочинение по картине. Но прежде отправимся в Виртуальную художественную галерею. Нашим экскурсоводом будет Банникова Екатерина.

2 стр., 703 слов

Описание природы осенью

... крик улетающих на зимовку птиц. Да, осень прекрасный композитор. И лучшее её произведение – вальс осени. Описание природы осенью ... как и листья траву. Именно этот осенний период воплотил в своей, одной из первых, картине Исаак Левитан. Именно этот период ... приятно выйти из дома осенним утром. Весь окружающий мир кажется хрустальным. Словно открывающийся нашим глазам пейзаж имеет звенящий звук, очень ...

2. Виртуальная картинная галерея.

Интернет- ресурс

Виртуальные галереи – Пейзажи – Айвазовский – краткая биография (имеются ссылки на «Галерею» — просмотр картин художника)

Задание классу перед экскурсией:

Чему отдает предпочтение художник?

Что вас поражает в его пейзажах?

Учитель. Морские пейзажи, верно. Он писал море и в штиль, и в бурю, писал корабли и прибрежные скалы – и в жаркий полдень, и ночью при таинственном лунном свете. Вы увидели, как на его пейзажах морские волны брызжут, пенятся, налетают друг на друга – то грозные, то ласковые, н6о всегда в движении.

Художник часами следил за морем, следил и запоминал, а потом, в мастерской, с поразительной точностью уверенно воспроизводил на холсте схваченную глазом картину.

А если вы на самом деле придете в картинную галерею, — не торопитесь, не перебегайте от одной картины к другой. Если вас взволновал, растрогал художник, — посидите спокойно перед понравившимся вам полотном, побудьте наедине с художником. Пусть чувства, пробужденные в вашем сердце волшебством его кисти, запомнятся надолго.

3. В творческой мастерской И.И. Левитана.

CD

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

Рассказ учителя

Задание учащимся.

Почему, как вы думаете, художник отдает предпочтение пейзажам?

— Запишите название картин, определите передний и задний планы (учащиеся с этим знакомы)

«Над вечным покоем»

«Март»

«Озеро»

«Золотая осень»

— Что особенное вы заметили на картинах И.И.Левитана? Что привлекает ваше внимание?

Учитель.

А вот меня поражают краски, которые гениально подбирает художник. Многоцветье живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок. Очень важно правильно выбрать цвета.

Важно и для художника, важно и для нас с вами, ведь мы должны будем описать картину словесно, причем так, чтобы, закрыв глаза, перед нами предстало полотно великого мастера.

Вот почему следующим заданием станет «Творческий практикум». Главная задача – подобрать цветовую палитру соответственно времени года.

18 стр., 8749 слов

Предметный и обусловленный цвет в живописи

... и прочих факторов, принято называть обусловленным цветом, или, как выражаются художники, «цветом в среде». Научиться профессионально видеть для живописца ... результатами, им были даны советы в процессе выполнения учебных заданий по живописи внимательно следить за тем, как ... освещенные части предметов в учебных работах нередко бывают написаны слишком темными красками, ибо студенты в силу неразвитости ...

4. «Творческий практикум. Роль цвета ».

Работа по группам.

1 задание:

Дополнительное задание:

1 группа – «Осень» (Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие свет: красный, фиолетовый, желтый, оранжевый, бордовый, бурый, лимонный)

2 группа – «Зима» (Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синеватые тона льда, белые, черные)

3 группа – «Весна» (Весной природа одевается в нежные и слишком яркие наряды. Поэтому и весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло-желтого, цвет молодой зелени, маково-красный)

4 группа – «Лето» (Краски лета сочные, яркие и радостные. Палитру составляют травянисто-зеленый, алый, малиновый, синий, темно-желтый, оранжевый)

На доске отрывки из стихотворений.

А.С.Пушкин.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

И.А.Бунин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Ф.И. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

А.А.Фет

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца…

Учитель. Как вы думаете, что создает художник с помощью цвета?

5 стр., 2326 слов

По картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По ...

... красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы. Вопрос: Сочинение по картине «Крестьянские дети» Худ.Д.Шмаринов летом дети на поляне.По плану 1.Сведения об авторе 2.О картине (описание) 3.Конец Ответы: Все серые, карие, синие глазки ... быть девчонкой! И синеватые штаны. (Рубашка могла просто подкраситься в этот девчачий цвет случайно – при стирке.) С другой стороны от ежа стоит более взрослая девочка. ...

2 задание : з

С помощью цвета художник создает ( образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение).

Учитель. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают у нас чувства грусти, печали.

3 задание:

Цвет тусклый, контрастный, яркий, насыщенный, ослепительный, приглушенный

5. Работа над описанием картины.

1. Повторение теоретических сведений по типу речи (материалы в папках).

Задание: вспомните, что такое описание и как строится текст – описание.

Если забыли, обратитесь к справочному материалу в папках.

Описание – тип речи, в котором раскрываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Описание может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Обычно в описании говорится одновременно о нескольких признаках.

Текст-описание строится так:

1. Общее впечатление о предмете, явлении, картине.

2. Раскрытие признаков этого предмета, явления, картины в определенной последовательности.

3. Оценка предмета, явления, картины: выражение своего отношения к нему (к ней).

Послушайте стихотворение и попробуйте назвать картину или время года.

К.Д.Бальмонт.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро ОСЕНЬ проснется

И заплачет спросонья.

На экране картина И.И. Левитана «Золотая осень».

CD

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1895 год. И.И.Левитан.

«Золотая осень».

8 стр., 3810 слов

По картине “золотая осень” левитана: описание картины

... Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава) Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее) Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, ...

3. Представьте себе, что вы в картинной галерее. Не торопитесь, подумайте, рассмотрите внимательно

Что изображено на переднем плане? на заднем плане?

Составьте по теме картины словосочетания и предложения и запишите.

Трава и листья уже желтоватые, подсохшие. Осенью все деревья становятся разноцветными. Ворохи желтых листьев. Стояла осень в своем желтом наряде. Вдалеке видны белые, бело-розовые облака. Золотые деревья отражаются в чистой синей воде. В лесу тишина, ни один листик не шелохнется. Какое многоцветье! Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. В пурпурный и золотистый цвет окрашена листва.

4. Какие краски, оттенки цветов выбрал художник?

Река – голубая, синяя, прозрачная, видны отражения берегов и берез.

Трава – темно-зеленая, вдали желтоватая, зелено-бурая, желтая.

Листья на деревьях – желтые, зелено-желтые, лимонные, оранжевые, красные, багровые, бурые.

Небо – бледно-голубое, голубое, синее, лазурное, ярко-синее.

Облака – прозрачно-белые, белые, бело-розовые, серо-белые.

5. Каким настроением проникнута картина? Понял ли ты замысел художника? Что же главное хотел показать нам И.И.Левитан?

( Грустным, печальным, светлым. Левитан хотел показать красоту родной природы, свою любовь к ней. )

Учитель. Картина радует нас красотой и гармонией красок и в то же время пробуждает чувство легкой грусти: торжественна, безмятежна природа в этот тихий осенний день, но она уже отцветает – скоро дунет холодный ветер, и деревья уронят свой последний праздничный золотой наряд.

6. Составление плана.

Вступление.

Уголок русской природы в погожий день ранней осени

Основная часть.

Пейзаж на картине.

А. Березки и лес.

Б. Трава и кусты.

В. Река и небо.

Г. Настроение картины. Замысел художника.

Заключение.

Какие мысли и чувства вызвала у меня картина.

7. Письмо сочинения (работаем на черновике)

Дома: написать сочинение в тетради по развитию речи.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

CD

7 стр., 3066 слов

По картине Летний сад осенью Бродского 7 класс

... картина И. Бродского «Летний сад осенью». Автор изобразил на ней красоту летнего сада в осеннюю пору. На картине мы видим широкую просторную аллею. Вся земля усыпана золотисто-оранжевыми листьями. Деревья ... «Летний сад осенью» – мини сочинения Вариант 1 Перед нами картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Думаю, что ... что на главном плане картины совершенно нет людей. Художник дает шанс посмотреть и ...

Раздел «Обучение» — Уровень профильный – 1888 год. П.И. Чайковский – биография (гиперссылка «Времена года» — 3 – «Баркарола»)

Учитель. Вы остановились перед пейзажем Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Передайте словами то, что показал красками замечательный художник. Не забывайте, сколько чувства, сколько искреннего волнения и глубокой любви к природе вложил художник в свои поэтические полотна! Отцветает золотая осень. Осыпаются одетые в багряный убор березки, недвижна речка, недвижно застыли в небе тучки. Невольно охватывает вас настроение щемящей грусти…