План – конспект литературного чтения по ФГОС, 4 класс. Школа России. по картине Левитана «Вечерний звон»

дать новые сведения искусствоведческого характера в ходе работы со стихотворением И.И. Козлова «Вечерний звон», картиной И.И. Левитана «Вечерний звон»; учить определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; обогащать словарный запас; учить овладевать выразительными свойствами языка; формировать умения писать сочинение поличным впечатлениям, передавать в определенной композиционной последовательности содержание с использованием своих наблюдений; развивать интеллектуальные и творческие способности школьников; воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного, интерес к творчеству, живописи, музыке.

Оборудование

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

(Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.)

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок…

  • Как вы поняли эти строчки?
  • Какое произведение вы читали дома?
  • Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
  • Слышали ли вы колокольный звон? Всегда ли одинаково звучат церковные колокола? (Различают два вида церковного звона: благовест и собственно звон.)
  • Послушаем его.

(Звучит колокольный звон. Чтение стихотворения И.И. Козлова «Вечерний звон».)

  • Прочитайте выразительно стихотворение «Вечерний звон».
  • Какие слова создают печальное настроение? (Печальное настроение создает лексика: навек простясь, последний раз, нет в живых, могильный сон, лежат в земле сырой, напев унылый.)
  • Что печалит героя? (Героя печалит то, что жизнь так коротка. )
  • Исчезает ли все бесследно или что-то повторяется на земле? (Все повторяется.)

(Работа с репродукцией картины И.И. Левитана «Вечерний звон».)

  • Какое настроение вызывает эта картина?
  • Совпадает ли она по настроению со стихотворением Козлова?
  • Что мы видим на картине? Составьте рассказ по картине.

Закончился день. Наступило время вечерней службы в храме монастыря, стоящего на берегу реки. День уже клонится к ночи: солнце почти село, лучи его освещают картину из-за горизонта, для зрителя как бы снизу вверх. К вечерней молитве (а может быть, ко всенощной службе) плывут люди, видимо, из деревни, стоящей на этом (ближнем к зрителю) берегу; видны только их фигуры на пароме, детально они неразличимы. И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздается колокольный звон, созывающий людей. На картине изображена торжественная и величавая русская природа в лучах заходящего солнца.

2 стр., 913 слов

По картине Левитана «Вечерний звон»

... каждый раз, когда смотришь на это полотно. Сочинение по картине «Вечерний звон» Левитана Холст «Вечный звон» - это одно из выдающихся произведений известного ... Звон колоколен колокольный И колокольчиковый звон. - так писал Николай Рубцов в стихотворении, посвященном картине Левитана «Вечерний звон». При взгляде на произведение на память приходят также строчки из песни: «Вечерний звон, вечерний звон, ...

На переднем плане картины мы видим пологий берег, заросший кустарником, и пристань с двумя небольшими лодками. Дорожка обрывается у самой воды, виден совсем небольшой кусочек ее. Значительную часть картины занимает неподвижная широкая река, которая как бы делит картину на две части, словно отделяя этот берег от того. На отплывшем уже пароме к святой обители, к храму Божьему направились люди и уж достигли середины пути. Этот временной момент перед началом службы и запечатлен художником.

  • Почему картина названа «Вечерний звон»?
  • Как можно подчеркнуть звучание колоколов, их далеко разносящийся звук?

Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Четко прорисовывается высокая трава на переднем плане; здесь, на этом берегу и у земли — затишье. Спокойно, невозмутимо и на противоположном: и поднебесная высь не колеблет вершины деревьев. На воде, на реке — лишь легкая рябь.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Написание сочинения по картине.)

V. Рефлексия

  • Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VI. Подведение итогов урока

  • Прочитайте, какие сочинения у вас получились.

Домашнее задание

Найти материал о М.Ю. Лермонтове.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи: