ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА

Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоре­чивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал к передовым людям того времени, поэтому пер­вым откликнулся на все проблемы и трагедии со­временной ему жизни.

Трагизм и противоречи­вость эпохи наложили существенный отпечаток на творчество Лермонтова, которое исполнено грусти, тоски и чувства одиночества.

Мысли об одиночестве воплотились в целом ряде ярких образов. Это

и “парус одинокий”, бе­леющий среди бушующих волн, и сосна, стоящая “одиноко на голой вершине”, и одинокий утес, что “тихонько плачет… в пустыне”, и узник, не находящий в мире отрады своему ищущему, стра­дающему сердцу. “И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды”, – го­ворит поэт в знаменитом лирическом монологе. Те же мысли можно встретить во многих других его произведениях, к примеру, стихотворение “Одиночество”:

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье – все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Один я здесь,

как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как, судьбе послушно,

Года уходят, будто сны…

Обостренное чувство одиночества у Лермонто­ва было тесно связано с нетерпимостью ко всяко­го рода несправедливостям, которыми было на­полнено окружающее его общество, окружающая его жизнь. Причину своей отчужденности поэт видел в несправедливом устройстве мира, в ко­тором человек вынужден утрачивать все, чем он дорожит.

Если же он сражается за свои идеалы, то обре­чен на одиночество и непонимание. Именно это произошло с самим Лермонтовым: независи­мость, любовь к свободе и справедливости, воз­можность мирного созерцания природы, склон­ность к самоуглублению и решению нравствен­но-этических проблем он был вынужден оплачи­вать утратой дружбы и холодом отчуждения.

Подобно герою поэмы “Демон”, автор страда­ет от противоречий, раздирающих все вокруг него. Он тоскует по гармонии, которая недоступ­на в этом мире. В понимании поэта гармония во­обще недостижима, так как мир изначально рас­колот и существует в виде несоединимых проти­воположностей. Лермонтов не был добровольным изгнанником, странником, сознательно, по соб­ственному желанию обрекающим себя на ото­рванность от окружающего мира, он постоянно испытывал стремление к общению.

4 стр., 1522 слов

Бродский — поэт не столько эмоций сколько мыслей

... мысль об одиночестве, мой друг. В этот период темой творчества поэта становятся любовь и смерть. Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского ... самые неопределенные. В 1972 году Бродский вынужден был уехать в США, ... работаю. Я пишу стихи». Бродский не автобиографичен в сочинениях. Факты, события нарастают на ... жизни Иосиф Бродский все чаще выступал как англоязычный автор. Для раннего поэта ...

Это стремле­ние отчетливо прослеживается во многих стихот­ворениях, таких как “На севере диком…”, “Уз­ник”, “Сосед”, “Пленный рыцарь” и многих дру­гих. Но это стремление все время наталкивалось на многочисленные барьеры, почти непреодоли­мые в условиях сословно-иерархического госу­дарства. Лирический герой Лермонтова искрен­не и глубоко страдает от невозможности преодо­леть вынужденное одиночество, он мечтает выр­ваться из трагического замкнутого круга, наде­ется обрести “душу родную”. Отчетливо об этом сказано в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен…”:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Стихи Лермонтова полны тоски и печали. Он грустит о том, что в жизни “и радость, и муки, и все так ничтожно”. Его существование отягоще­но неискренними, фальшивыми условиями жиз­ни “высшего” общества.

Понимая, что не в силах в одиночку изменить этот мир, он стремится скрыться от него, убежать в “край чужой”, в надежде, что, может быть, там обретет покой: “Прости. Мой друг!.. как призрак я лечу в далекий край: печали я ищу…”

Ни в родной стране, ни на чужбине его не ожи­дает ничего, кроме той же тоски, грусти и одино­чества. Но сознание собственного одиночества не отрывало поэта от жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний. Он восхищается окружа­ющей природой, взволнован величием ночи, оча­рован торжественной тишиной и покоем, разли­тым в воздухе. Только в природе возможна, по Мнению Лермонтова, та гармония и свобода, к которой он так стремится, но которой никогда не суждено достичь ему в мире людей.

В человечес­ком обществе нет тишины и покоя, в нем бушу­ют страсти и душевные тревоги – поэтому лер­монтовскому герою “больно и… трудно”.

Тоска, одиночество, ожидание “холодного сна могилы” сопровождают поэта постоянно, даже тогда, когда он переживает волнения любовного чувства:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою, – пишет он в стихотворении “Стансы” (“Гляжу вперед сквозь сумрак лет…”).

И эта тоска усили­вается по мере того как автор познает жизнь – во всей ее несправедливости, неприглядности и трагичности.

Если в начале творческого пути в поэзии Лер­монтова еще можно встретить романтические мотивы, надежду на светлое будущее, на счастье, на гармонию и умиротворение, то в более поздних произведениях поэт совершенно иначе смотрит на свою жизнь. Здесь уже нет и тени идеализа­ции – ни прошлого, ни настоящего. И в будущее он смотрит уже не с надеждой, а “с боязнью”:

16 стр., 7952 слов

Лермонтов, жизнь и творчество

... лето возникает серьезный интерес Лермонтова к личности и поэзии "огромного" Байрона, которого поэт всю жизнь свою "достигнуть бы ... чувства и страсти достигают предельного напряжения. Отличные художественные средства обусловлены всем содержанием ранней лирики Лермонтова. Они ... тоска, пасмурная жизнь без любви и дружбы сладкой. Весною 1810 г. Благородный пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов ...

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной…

Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла…

“Тьмой и холодом” объята душа поэта, его сво­бодолюбивые стремления увяли “в бурях рока”, он осознал их безнадежность и несбыточность.

Наверное, самым близким образом для поэта, образом, в котором сильнее всего отразился харак­тер автора, его мысли, стремления, идеал, явля­ется герой поэмы “Мцыри”, про которого критик

В. Г. Белинский говорил, что “это отражение в поэзии тени его собственной личности”. Вот поче­му хотелось бы закончить свое сочинение строка­ми из этой великой поэмы Лермонтова:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской;

  • Ее пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю.

Эта страсть – стремление к свободе, незави­симости, которой так и не нашел поэт в жизни. Эта страсть и невозможность ее реализации и вели Лермонтова путем тоски и одиночества.