Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ЦО № 51»

г. Тулы

Учитель русского языка и литературы: Пунда Галина Григорьевна

с. Алешня

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению — рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста.

Цель для учителя:, Цель для учащихся:

Задачи.

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,

  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока:

Оборудование:

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание ситуации общения.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте сами определить, о чём мы сегодня будем говорить.

Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте над её содержанием. (Приложение № 1).

Вопросы классу:

  1. В чем смысл притчи?

    17 стр., 8143 слов

    Развитие речи учащихся на х русского языка

    ... имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку»2 . Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально ...

  2. Почему она так называется?

  3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к ним).

Учитель

  • Теперь обратите внимание на эпиграф
  • Как он отражает смысл притчи?
  • Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании)

— Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежат распечатанные тексты и бланки для ответов.

— Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

— Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова «Голгофа».

Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его творчестве.

  1. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)

III . Работа над анализом текста

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст. Приложение № 3 ), Вопросы для анализа текста.

  • Определим

— Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале? (3, 12 предложения )

— В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия? (кому водички подаст, одеяло подоткнёт, подушку поправит, компрессы кладёт, просто гладит руки, говорит ласковые слова)

— Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня? (терпи ,миленький, храни тебя бог, сынок, бедолага)

  • Что значит бедолага? (бедняга, несчастный, страдалец)

— Какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни? (слова мягкие, как хорошая повязка)

— Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь не меньше, чем лекарства и повязки)

— Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать? (этот человек больше других нуждался в помощи: бешеный приступ боли, расширенные болью зрачки, ссохшиеся запекшиеся губы его, холодная неживая рука)

— И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря этой женщине. Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин? (Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени)

— Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце (суффикс- то какой! – уменьшительное – ласкательное значение) – или внимание, сочувствие, помощь? (конечно же, второе)

18 стр., 8942 слов

Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...

... пьесу А.В. Вампилова «Старший сын». Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения Вопросы для анализа пьесы «Старший сын» Какова фабула пьесы? ... весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие ... по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». ... с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил ...

  • Вот и подошли мы к определению

— Какая же проблема волнует автора? (нужны ли людям сострадание и доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

— Запишите себе эти вопросы. Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция автора? (основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы)

— Как же автор отвечает на поставленные вопросы? (Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

  • Запишите позицию автора в бланке ответов.

— Как

— Следующее задание: определяем

— Какие изобразительные–выразительные средства использует автор? (Эпитеты – бешеный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло – холодная рука, легкие слёзы. Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль. Метафоры — жаром пышущие лбы, приступ боли.

Сравнения – слова мягкие, как повязка. Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).Лексические повторы – приговаривала, гладила. Ряды однородных членов (предложения 4,6)Риторические вопросы (предложения 3,12).

  • Хорошо, молодцы. Осталось определить

— В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту (предложения 16-25).

IV . Работа с синонимами (работа в паре)

Учитель

Чуркина Инна и Катя Кузнецова., В словаре синонимов представлен большой синонимический ряд к слову сострадание.

  1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку, желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем сожаление.

  2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой, сознанием невозможности что – либо изменить.

  3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

  4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении сочувствия кому-то.

  5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого несчастья.

  6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо неудачи.

    2 стр., 733 слов

    Образ автора в «Слове о полку Игореве…»

    ... обо всем знает не понаслышке. Автор переживает за судьбу родины, хочет, чтобы она стала сильным государством. Темы, которые поднял автор «Слова о полку Игореве» нашли отражение в более поздних произведениях искусства. ... отца. Сыновья решили по-своему, не посоветовавшись с ним. Когда Игорь возвращается на Русскую землю, автор вместе с народом радуется этому событию. Он славит Бога, желает здоровья ...

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»: сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать, сочувствие — чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением — участие к чужим страданиям, неудачам.

Учитель

Спасибо, Катя! Слово Инне Чуркиной (девочки меняются местами)

Сообщение второй ученицы, Синонимический ряд можно продолжить словами

  1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

  2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово образовано суффиксальным способом.

  3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный суффиксальным способом.

  4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) — бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано суффиксальным способом.

  5. Гуманность — человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к людям. Образовано суффиксальным способом.

  6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают общечеловеческие нравственные ценности.

Учитель

Спасибо, девочки! Действительно, в языке есть очень много хороших слов, которые определяют добрые отношения между людьми.

Стихотворение

  1. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 4)

Учитель

Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома Амирбек подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те, которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова. Объясни их смысл. (Например, доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым жить хорошо. Мир не без добрых людей).

Учитель

Ребята, запишите 1-2 пословицы, которые вам близки и понятны. Их тоже можно использовать при написании сочинения.

3 стр., 1291 слов

Волшебная сила доброго слова

... отдавать силы своей души другим людям. Ах, как нам добрые слова нужны, Не раз мы в этом убеждались с вами, А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они ... и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что но готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не ...

  1. Работа с высказываниями. (Приложение № 5)

Учитель

Проверяем следующее задание: высказывания известных людей о сострадании, милосердии и доброте. Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в самой тяжелой ситуации помочь друг другу». Алла, зачитай самые интересные высказывания и объясни их смысл. А вы, ребята, запишите их в свои бланки.

1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта., Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими., Л. Толстой

Учитель

Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут понадобиться эти мудрые мысли? (в сочинении в качестве эпиграфа или аргументов)

Учитель

А теперь давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты (Дети называют произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина «Уроки французского», В.Г. Короленко «Слепой музыкант» и др.)

  1. Беседа о ситуации в реальной жизни.

Учитель

Ребята, мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие. Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома, люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Учитель

-Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество.А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать? Попробуем?

  1. Групповая работа (4-5 мин.) и выступления учащихся.

Задания группам:

1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии

2 группа –

3 группа —

4 группа Творческий проект «Солнце». Задание: заменить существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения).

(учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)

По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе своей группы.

Учитель.

В жизни по – разному

можно жить –

5 стр., 2163 слов

Идеальный учитель кто он

... этого стать. Сочинение на тему идеальный учитель кто он Мои представления об идеальном учителе. В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому ... 2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. 3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный. 4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний. 5.Изобретательный, творческий, ...

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,, Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –, И, помышляя о чуде,, Рукой обнаженною, Солнце достать, И подарить его людям!

IX . Рефлексия

Учитель

Пришло время подвести итоги. Что взяли для себя полезного? Что понравилось? Что не понравилось? С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:

понравилось –

не понравилось –

остались равнодушны –

  1. Видеоролик. «Спешите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )

  2. Заключительное слово учителя

-Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле и начинании.

  1. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему: « О милосердии и сострадании»