Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста

Сочинение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«ЦО № 51»

г. Тулы

Учитель русского языка и литературы: Пунда Галина Григорьевна

с. Алешня

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению — рассуждению на морально – нравственную тему на основе анализа текста.

Цель для учителя:, Цель для учащихся:

Задачи.

Личностные УУД:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру,
  • воспитывать внимательное отношение, сострадание, доброту,
  • создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей,

  • формировать умение строить речевое высказывание,
  • формировать умение составить сочинение – рассуждение с указанием проблемы, позиции автора.

Метапредметные УУД:

  • искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
  • формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

  • формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

  • учить постановке цели работы,
  • учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока:

Оборудование:

Пока мы боль чужую

чувствуем,

Пока живёт в нас

сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем

Есть нашей жизни

оправдание.

Юрий Гридасов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Создание ситуации общения.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Обычно тему урока я называла сама. А сегодня поступлю иначе: попробуйте сами определить, о чём мы сегодня будем говорить.

Сейчас я расскажу вам одну притчу «Осколки доброты», а вы подумайте над её содержанием. (Приложение № 1).

Вопросы классу:

  1. В чем смысл притчи?

    26 стр., 12718 слов

    Интеллектуальное развитие учащихся на х русского языка

    ... программ по русскому языку), то каждый этап в структуре урока должен содействовать интеллектуальному развитию учащихся. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на ... их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывают современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений ...

  2. Почему она так называется?

  3. О каких людях идёт речь?

(Одни заботятся о том, чтобы не случилось беды, а другие равнодушны к ним).

Учитель

  • Теперь обратите внимание на эпиграф
  • Как он отражает смысл притчи?
  • Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?

Значит, о каких нравственных качествах мы будем говорить?

(о равнодушии и сострадании)

— Переходим к основной работе нашего урока. Перед вами на столах лежат распечатанные тексты и бланки для ответов.

— Скажите, какую работу нам предстоит сделать? (проанализировать текст, т.е определить его стиль и тип речи, озаглавить, определить тему, выявить проблему и позицию автора).

— Молодцы! Вот вы и определили цели и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (написать сочинение по проблеме данного текста).

(Учитель открывает записи на доске, где сформулирована тема урока, цели и задачи).

Учитель: Работать мы будем с отрывком из повести Альберта Лиханова «Голгофа».

Сейчас Анна расскажет вам немного об этом писателе и его творчестве.

  1. Презентация о писателе А. Лиханове (Приложение № 2)

III . Работа над анализом текста

Учитель

Теперь переходим непосредственно к тексту (учитель читает текст. Приложение № 3 ), Вопросы для анализа текста.

  • Определим

— Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале? (3, 12 предложения )

— В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия? (кому водички подаст, одеяло подоткнёт, подушку поправит, компрессы кладёт, просто гладит руки, говорит ласковые слова)

— Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня? (терпи ,миленький, храни тебя бог, сынок, бедолага)

  • Что значит бедолага? (бедняга, несчастный, страдалец)

— Какое сравнение приводит автор, характеризуя слова тети Груни? (слова мягкие, как хорошая повязка)

— Что это значит это сравнение? (слова помогали человеку выздороветь не меньше, чем лекарства и повязки)

— Почему тетя Груня выделила Алексея и стала за ним ухаживать? (этот человек больше других нуждался в помощи: бешеный приступ боли, расширенные болью зрачки, ссохшиеся запекшиеся губы его, холодная неживая рука)

— И вот мы видим, что Пряхин победил свою боль благодаря этой женщине. Скажите, а вот если бы не её внимание и забота, выжил бы Пряхин? (Может, и выжил бы, но прошло бы больше времени)

18 стр., 8942 слов

Какие проблемы поднимаются в пьесе старший сын. по пьесе Вампилова ...

... в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын» Тема: 1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова. 2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын». Цель: Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова. Побудить учащихся к серьезным ... ты, ива, ветви свесила, Или я недолюбил? Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был. Учитель: Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав ...

— Итак, что же больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце (суффикс- то какой! – уменьшительное – ласкательное значение) – или внимание, сочувствие, помощь? (конечно же, второе)

  • Вот и подошли мы к определению

— Какая же проблема волнует автора? (нужны ли людям сострадание и доброта? В чем заключается сострадание? Должны ли люди помогать друг другу? Что значит быть бескорыстным человеком?)

— Запишите себе эти вопросы. Теперь попробуем определить позицию автора. Что такое позиция автора? (основная мысль, идея, ответ автора на поставленные вопросы)

— Как же автор отвечает на поставленные вопросы? (Добро должно быть без корысти. А если люди за всё друг с дружкой рассчитываться станут, то мир превращается в огромный магазин. Когда война, люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе).

  • Запишите позицию автора в бланке ответов.

— Как

— Следующее задание: определяем

— Какие изобразительные–выразительные средства использует автор? (Эпитеты – бешеный приступ боли, неживая рука, холодное одеяло – холодная рука, легкие слёзы. Олицетворение – добро изничтожится, взбила подушку, победил боль. Метафоры — жаром пышущие лбы, приступ боли.

Сравнения – слова мягкие, как повязка. Фразеологический оборот – злато – серебро (деньги, плата).Лексические повторы – приговаривала, гладила. Ряды однородных членов (предложения 4,6)Риторические вопросы (предложения 3,12).

  • Хорошо, молодцы. Осталось определить

— В чём проявляется элемент рассуждения? (Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту (предложения 16-25).

IV . Работа с синонимами (работа в паре)

Учитель

Чуркина Инна и Катя Кузнецова., В словаре синонимов представлен большой синонимический ряд к слову сострадание.

  1. Сострадание – проявление чувства жалости к другому человеку, желание ему помочь. Это чувство проявляется по отношению к чужому герою. Это слово имеет более сильную эмоциональную окраску, чем сожаление.

  2. Сожаление – чувство печали, огорчения, вызванные утратой, сознанием невозможности что – либо изменить.

  3. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству.

  4. Соболезнование – чаще официальная форма при выражении сочувствия кому-то.

  5. Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого несчастья.

    22 стр., 10756 слов

    Методика работы со сказкой на х литературного чтения в начальной школе

    ... работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. В приложении даны занятия Матвеевой Е.И.[13]. Они подходят всем учителям начальной школы, вне зависимости от того, по какой системе начального образования работает учитель. ... методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение ... Пушкину также принадлежат слова: «Изучение старинных песен, ...

  6. Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо неудачи.

Как видим, в большинстве слов можно выделить приставку со, которая имеет значение «общее участие в чем-нибудь, совместность действий»: сострадание – вместе страдать, сопереживание – вместе переживать, сочувствие — чувствовать то же самое.

Таким образом, эти синонимы объединяются общим значением — участие к чужим страданиям, неудачам.

Учитель

Спасибо, Катя! Слово Инне Чуркиной (девочки меняются местами)

Сообщение второй ученицы, Синонимический ряд можно продолжить словами

  1. Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не требуя награды. Это слово образовано путём сложения основ.

  2. Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим. Слово образовано суффиксальным способом.

  3. Бескорыстие – отзывчивое отношение к человеку, помощь без всякой выгоды, пользы для себя. Образовано от слова бескорыстный суффиксальным способом.

  4. Альтруизм – (слово заимствовано из французского языка) — бескорыстная забота о ком-либо, готовность бескорыстно приносить пользу другим, жертвуя своими интересами. Образовано суффиксальным способом.

  5. Гуманность — человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к людям. Образовано суффиксальным способом.

  6. Человеколюбие – любовь к людям, гуманность. Образовано путём сложения.

Таким образом, всё перечисленное слова обозначают общечеловеческие нравственные ценности.

Учитель

Спасибо, девочки! Действительно, в языке есть очень много хороших слов, которые определяют добрые отношения между людьми.

Стихотворение

  1. Работа с пословицами и поговорками. (Приложение № 4)

Учитель

Мы продолжаем наш разговор о доброте и сострадании. Дома Амирбек подбирал пословицы и поговорки на эту тему. Прочитай те, которые ярче всего отражают характер наших героев из текста А. Лиханова. Объясни их смысл. (Например, доброму человеку и чужая боль к сердцу. С добрым жить хорошо. Мир не без добрых людей).

3 стр., 1291 слов

Волшебная сила доброго слова

... отдавать силы своей души другим людям. Ах, как нам добрые слова нужны, Не раз мы в этом убеждались с вами, А может не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они ... своего, им чужды сомнения, сострадание, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живемпо совести и что мы, кроме этого имеем? Как вы относитесь к таким суждениям? Может ли ...

Учитель

Ребята, запишите 1-2 пословицы, которые вам близки и понятны. Их тоже можно использовать при написании сочинения.

  1. Работа с высказываниями. (Приложение № 5)

Учитель

Проверяем следующее задание: высказывания известных людей о сострадании, милосердии и доброте. Сам Альберт Анатольевич Лиханов говорил: «Каждый человек явился на этот свет не на миг случайный, а чтобы творить добрые дела, чтобы и в самой тяжелой ситуации помочь друг другу». Алла, зачитай самые интересные высказывания и объясни их смысл. А вы, ребята, запишите их в свои бланки.

1. Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта., Сервантес

2. Спешите делать добрые дела.

А. Яшин

3. Делай добрые дела, не требуя награды, не упоминай о них, не хвастай ими., Л. Толстой

Учитель

Ребята, как вы думаете, в сочинении в качестве чего вам могут понадобиться эти мудрые мысли? (в сочинении в качестве эпиграфа или аргументов)

Учитель

А теперь давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых поднимается проблема сострадания, милосердия и доброты (Дети называют произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», В.Г. Распутина «Уроки французского», В.Г. Короленко «Слепой музыкант» и др.)

  1. Беседа о ситуации в реальной жизни.

Учитель

Ребята, мы говорим такие хорошие слова: доброта, милосердие. Часто ли вы в жизни наблюдаете проявление милосердия и доброты? Что замечаете вокруг? (бездомные, бродяги, старики и дети с протянутой рукой, переполненные детские дома, люди, проходящие мимо лежащего на улице человека; собаки, нападающие от голода на людей; брошенные котята и т.д.)

Учитель

-Да, эпидемия бездуховности охватила сегодня наше общество.А можем ли мы что-то изменить? Если можем, то как это сделать? Попробуем?

  1. Групповая работа (4-5 мин.) и выступления учащихся.

Задания группам:

1 группа – Составить синквейн о доброте, сострадании, бескорыстии

2 группа –

3 группа —

4 группа Творческий проект «Солнце». Задание: заменить существительные антонимами и выразить свои мысли (1-2 предложения).

(учащимся предлагают бумагу, фломастеры, клей, ножницы)

8 стр., 3924 слов

Педагог глазами. Обзор детских сочинений «Современный учитель ...

... доброго, отзывчивого человека, который всегда идет навстречу своим ученикам. Впервые я узнала его в первом классе, и он сразу мне понравился. ... глазами детей. Я родилась в семье учителей: мама – учитель , папа –учитель физкультуры, бабушка - бывший учитель химии ... конечно, может и отругать за дело, но потом быстро возвращается в ... принимаем ребят из других школ, но ездим сами «в гости». Наш учитель для ...

По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе своей группы.

Учитель.

В жизни по – разному

можно жить –

Можно в беде, а можно –

в радости

Вовремя есть, вовремя жить,, Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –, И, помышляя о чуде,, Рукой обнаженною, Солнце достать, И подарить его людям!

IX . Рефлексия

Учитель

Пришло время подвести итоги. Что взяли для себя полезного? Что понравилось? Что не понравилось? С помощью смайликов оцените своё внутреннее состояние на конец урока:

понравилось –

не понравилось –

остались равнодушны –

  1. Видеоролик. «Спешите делать добрые дела» (песня В.. Мигули )

  2. Заключительное слово учителя

-Пусть эта добрая песня послужит вам напутствием в каждом вашем деле и начинании.

  1. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему: « О милосердии и сострадании»