Методика работы над сказкой

Общеизвестно, что чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

На уроках литературного чтения в начальной школе проводится работа над произведениями различных жанров. Первыми литературными произведениями, с которыми знакомится младший школьник, являются сказки. Мир сказок прекрасен и увлекателен для детей. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой разворачиваются события, привлекают герои. Представляет интерес и сама форма повествования, певучий язык, особый слог речи, композиция. Недаром большой любитель сказок, великий А.С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [4, 5]

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению.

Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».[4] Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к со?ереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

К теме «Методика изучения сказок в начальных классах» мы обратились потому, что в наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления этих негативных явлений?

Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь?

Это и определяет актуальность темы нашего исследования: «Методика изучения сказок в начальных классах».

Цель исследования:

Выявить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению, повышению читательской активности младших школьников.

6 стр., 2896 слов

Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста

... А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек ... детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса ... детьми. Она для ребят "своя". Например, вот о каких происшествиях, просто невозможных в человеческой семье, рассказывает она в сказке ...

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Определить психолого-педагогические и методические особенности изучения сказок всех типов.

3. Провести ?едагогический экс?еримент с целью проверки эффективности предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе.

4. В процессе опроса выявить уровень читательской активности младших школьников.

Предметом исследования является процесс изучения сказок разных типов.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение за процессом изучения сказок в начальной школе.

3. Педагогический эксперимент.

4. Качественно-количественный анализ экс?ериментальных данных.

Практическая значимость работы состоит в том, что она имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий со школьниками по развитию интереса к чтению через изучение сказок.

Исследование проводилось на базе средней школы №2 г. Полоцка. В исследовании приняли участие дети 3-го класса в возрасте 8-9лет, всего 21 человек. Из них 11 мальчиков и 10 девочек.

15 человек — дети из полных семей. В неполных семьях проживают 6 человек. 1 ребенок — из малообеспеченной семьи, 1 воспитывается в многодетной семье. Дети с высоким уровнем обучения: Алексеева А. и Рябикова М. С достаточным уровнем обучения в классе 5 учеников: Гусейнова В., Козлов В., Сафонова Е., Петров Н., Шимков П.

Горохов И., Кравцов И., Лутковский Н., Шлакунова А., Лисица Д., Шимков П., Синявская Е., Клишев А., Мажейка Д., Плоцкая А., Кухтинская М. имеют средний уровень обучения.

Трем ученикам, Корчагину В., Лабенку А., Половцевой Я. учеба дается сложнее, чем остальным. С этими детьми систематически проводятся дополнительные, индивидуальные занятия.

Также можно выделить 10 человек, которым легче даются предметы гуманитарного цикла: Алексеева А., Корчагин В., Кравцов И., Лутковский Н., Петров Н., Плоцкая А., Половцева Я., Сафонова Е., Шлакунова А., Клишев А. Например, Горохову И., Гусейновой В., Козлову В., Кухтинкой М., Лабенку А., Лисице Д., Мажейка Д., Орловскому Д., Рябиковой М., Шимкову П., Синявской Е. легче изучать математику.

В классе можно выделить лидеров: Алексеева А., Синявская Е.. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: Лабенок А., Кравцов И., Корчагин В.

Глава 1. Теоретические основы методики работы над сказкой

1.1 Сущность и особенности сказки как жанра литературы

Известно, что сказка — популярный древнейший жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. . Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», в романтической окраске событий.

Одни считают, что сказки — это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел… Принцип художественного метода сказки определяет ее идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования, однако не лишает ее связи с действительностью.

4 стр., 1583 слов

Понятие сказки. литературная сказка

... и мировой культуры. Разные исследователи выделяют различные признаки в жанре литературной сказки. Литературная сказка может быть основана на фольклорных, мифологических, эпических источниках. Она может ... произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. [4] Сказка - такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом ...

По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Самые разные толкования и объяснения понятия «сказка» отражены во всевозможных словарях и справочно-энциклопедических изданиях. Обратимся к некоторым из них.

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова фиксирует два основных значения слова «сказка»: «1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)» [15].

В научном своде этнографических понятий и терминов определение самое широкое: «Сказки — вид устной народной прозы с доминантной эстетической функцией. Это отличает их от прочих устных рассказов, где главной является функция информативная (предания, былички и т.п.).

Недостоверность повествования (установка на вымысел) остается, по существу, единственным признаком, позволяющим относить устные рассказы к разряду сказок, сообщаемых с целью развлечения и поучения…» [8].

» Сказка — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности» — такое определение дает литературная энциклопедия.

Энциклопедия Кругосвет отмечает, что «сказка — один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры».

Поэтический словарь А.П. Квятковского содержит следующее определение: «Сказка — древнейший народный жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение. В сказках проявляются характер народа, его мудрость и высокие моральные качества».

Сказка — прекрасное творение искусства. Впервые слово «сказка» в качестве самостоятельного зафиксировано в «Рукописном лексиконе» в первой половине XVIII в. в значении «сказка-басня», а применительно к литературному произведению оно впервые появляется у А.П. Сумаронова, М.В. Ломоносова.

Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломились отношения народных рассказчиков к окружающей действительности.

Ряд исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось».

Профессор Б.М. Соколов тоже считал, что сказкой следует называть «всякий успешный рассказ».

Весьма сжатое определение дал академик Ю.М. Соколов: «Под народной сказкой, в широком смысле этого слова, мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера» [14].

По мнению некоторых ученых, подобная трактовка слишком расширяет понятие сказки.

Оба исследователя утверждали, что сказки включают в себя «целый ряд особых жанров и видов». Б.М. Соколов указал на занимательность сказок. Сказка всегда содержит занимательный фантастический вымысел, независимо от того, какой характер свойствен повествованию: будет ли это легендарная, волшебная, авантюрная или бытовая сказка. Без фантастики немыслима ни одна сказка.

16 стр., 7607 слов

Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

... - методика изучения сказки в начальной школе. Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике. Структурно курсовая работа состоит из введения, ... Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя. В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: ...

По мнению В.Я. Проппа, сказка определяется, прежде всего, художественной формой. «Каждый жанр обладает особой, свойственной ему, а в некоторых случаях только ему, художественностью. Совокупность исторически сложившихся художественных приемов может быть названа поэтикой». Так получается первичное, самое общее определение: «Сказка есть рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики» [13, 37]. К главным признакам сказки, по В.Я. Проппу, относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования).

Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более 100 лет назад К.С. Аксаков. Он считал, что сказка и песня разнятся: сказка — складная (вымысел), а песня — быль. Аксаков подчеркивал, что самое характерное для сказок — вымысел, причем сознательный. С Аксаковым не соглашался А.Н. Афанасьев. Он не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраниться у народа в продолжение ряда веков. А.Н. Афанасьев считал, что сказка не простая складка, она вызвана действительностью, какими-то объективными реалиями жизни народа.

Э.В. Померанцева высказала мысль, что одной из основных черт сказки является ее обращенность к будущему, то, что сказка «преодолевает действительность».

Большинство дефиниций все же не вполне раскрывает сущность сказки и требует дальнейших пояснений. Связано это с тем, что определение сказки как жанра проблематично вследствие ее многогранности. Каждый из исследователей делает акцент на той или иной грани понятия.

Наиболее точным и полным, на наш взгляд, является определение, данное крупнейшим собирателем и исследователем сказки А.И. Никифоровым: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [14].

Таким образом, выделяются три основных признака, присущие сказке: «целеустановка на развлечение слушателей», «необычное в бытовом смысле содержание» и «особая форма построения». [12, 9]

Действие в сказке имеет приключенческий характер. Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно. Она шутливо подчеркивает, что сказка — вымысел.

Сказка — специфический жанр, любая сказка — это «особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире». Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому, кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам. Хочется обратить особое внимание на пять законов: 1. Одушевление предметов и явлений природы; 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; 4. Чудесные превращения и обращения; 5. Гиперболизация. Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы.

12 стр., 5843 слов

Поэтика сказок о животных

... пугает их; выгоняет лису петух. Некоторые сказки о животных строятся цеиевидно (кумулятивное построение) с нарастанием действия подобно знаменитой сказке о репке. Очень часто среди сказок о животных встречаются формы диалогического повествования (прозаического ...

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок:

  • мир сказок прекрасен и увлекателен для детей, их захватывает острый сюжет, необычная обстановка, смелые, добрые, сильные герои. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого).

  • сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.

Ребёнок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомиться с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления;

  • важна познавательная сторона сказки. Они остаются, и по сей день, первой и необходимой ступенью в познании. Через них открываются универсальные связи нашего современника с многослойной культурой предшествующих эпох, с культурами других — соседних и дальних — народов;

— сказка используется как средство развития речи учащихся. Младшие школьники с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования. [5, 162]

Таким образом, сказки — неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся. Сказки занимают значимое место среди других произведений устного народного творчества и являются одним из самых любимых детьми литературных жанров. Дети и сказка — неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

1.2 Классификация сказок

В первом параграфе нами были раскрыты вопросы, связанные с особенностями сказки как жанра литературы.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок, которую мы и рассмотрим далее.

Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Как считает известный исследователь сказок Э.В. Померанцева, «каждый из видов сказок имеет свои особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык, отличается от других всей совокупностью своего творческого метода, всем своим стилем» [17, 5]. Поэтому разные виды сказок могут оказаться в различных группах, а потому требуют разного подхода и разных приемов изучения.

22 стр., 10756 слов

Методика работы со сказкой на х литературного чтения в начальной школе

... заключения, списка литературы и приложения. В первой главе даются теоретические основы работы над сказкой в начальной школе. Во второй главе рассматривается методика работы над сказкой. В приложении даны занятия Матвеевой Е.И.[13 ... к развязке сказки. При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой удобно ...

Так Э.В. Померанцева подразделяет их на сказки о животных, волшебные, авантюрно-новеллистические и бытовые.

Сказки о животных — сатирические или юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов. Большую группу сказок составляют сказки о животных, в которых действуют любимые персонажи: лиса при беде краса, козлятушки-ребятушки, волк — зубами щелк, медведь — всем пригнетыш, зайчонок-кривоног и др. Истоки вымысла обусловлены древнейшими взглядами человека, наделявшими животное разумом. Следствием этого является поведение животных в сказках, аналогичное человеческому.

В сказках о животных используется большое количество песенок, присловий, пословиц, что делает их живыми, напевными, образными. Есть в этих сказках и мораль.

По объему сказки о животных невелики. Сюжет развивается быстро, композиция несложная. Содержание этих сказок доступно и понятно детям.

Волшебные сказки в своих истоках восходят к магическим обрядам, осложненным всей совокупностью мифологических воззрений на мир: подземные царства и др.

По характеру конфликта выделяют две группы волшебных сказок. В одной герой вступает в конфликт с волшебными силами, в другой — с социальными. Выделяют и два типа героев: «высокий» герой, наделенный волшебной силой от рождения (Иван-царевич) и «низкий», получивший помощь от волшебного помощника (Иван-дурак).

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы — то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя и наоборот и т.д. Герои в этих сказках обладают высокими моральными качествами. Они борются за добро и справедливость, и в этой борьбе им часто помогают разные волшебные предметы — волшебная дудочка, живая вода, ковер-самолет, волшебный клубочек, семиверстные сапоги и др.

Добрым героям волшебных сказок помогают различные животные и волшебные существа (Конек-Горбунок, Сивка-Бурка и др.).

Для этих сказок характерны некоторые фразеологические обороты и традиционные формы: утро вечера мудренее; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли коротко ли, далеко ли близко ли; в некотором царстве, в некотором государстве; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; стали жить-поживать, да добро наживать.

Авантюрно-новеллистические сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. К ним относятся и сказки о жизни исторических деятелей, царей, купцов и т.п. В авантюрной сказке главными героями нередко выступают, такие персонажи как: купеческий сын, шут, барин, барыня, бояре, солдаты, обычные крестьянские мужики, которые проявляют удивительную находчивость, с легкостью выходят из безвыходных ситуаций, порой бывают настолько смышлеными, что им удается без особого труда обхитрить очень влиятельных и почитаемых людей.

Основным приемом таких сказок следует считать контрастность. Контрастно обрисованы типы героя (героини) и их врагов; контрастно раскрываются социальные взаимоотношения (бедный и богатый).

Эта контрастность позволяет резче и четче построить конфликтное развитие действия, всегда завершаемого победой над тем, что вызывает всеобщую ненависть и осуждение. Характерно также увеличение в этих сказках роли диалога, как приема построения произведения, и развернутая характеристика действующих лиц. В этом типе сказок заметно стремление к индивидуализации речи сказочных персонажей.

Для бытовых сказок характерны следующие поэтические особенности:

1. Конфликт в бытовых сказках разрешается благодаря активности самого героя. Сказка делает героя хозяином своей судьбы. В этом суть идеализации героя бытовой сказки.

2. Сказочное пространство и время в бытовой сказке приближено к слушателю и рассказчику. В них важную роль играет момент сопереживания.

3. Вымысел в бытовых сказках строится на изображении алогизма. Алогизм достигается гиперболическим изображением какого-либо качества отрицательного героя: предельной глупости, жадности, упрямства и так далее.

4. Бытовая сказка может иметь различную композицию.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан — жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки — ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение.

По мнению В.Я. Проппа сказки делятся на волшебные; кумулятивные; о животных, растениях, неживой природе и предметах; бытовые или новеллистические; небылицы, докучные сказки.

Волшебные сказки, как подчеркивал В.Я. Пропп, выделяются «не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции». В основе волшебной сказки лежит образ инициации — отсюда «иное царство», куда следует попасть герою, чтобы приобрести невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни». Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился).

В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.

Остальные сказки выделяются в особые жанры не на основании композиции, которая изучена еще недостаточно, а по иным признакам, в частности, по характеру действующих лиц. Кроме того, в сказках не волшебных, «необычайное» или «чудесное» «не вынесено за пределы реальности, а показано на фоне ее. Этим необычайность приобретает комический характер». Сверхъестественное (чудесные предметы, обстоятельства) здесь отсутствует, а если и встречается, то комически окрашено.

Сказки бытовые (новеллистические) делятся по типам персонажей (о ловких и умных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых женах и т. д.).

Небылицы рассказывают «о совершенно невозможных в жизни событиях» (например, о том, как волки, загнав человека на дерево, становятся друг другу на спину, чтобы достать его оттуда).

Докучные сказки, по мнению В.Я. Проппа, скорее, «прибаутки или потешки», при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки (Про белого бычка).

[18,15]

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о сказках смешанного типа, в которых совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, так и бытовым сказкам.

Таким образом, можно сказать, что резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» — что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.

1.3 Методика изучения сказок в начальной школе

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. [10]

Поэтому не случайно в программу начальной школы включены различные сказки.

Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности.

При чтении сказок применяются следующие виды работ: подготовка к восприятию сказки; чтение сказки; словарная работа; обмен мнением о прочитанном; чтение сказки по частям и их разбор; подготовка к рассказыванию; рассказывание сказки; обобщающая беседа (мораль сказки не переводить на человеческие отношения); подведение итогов; задание на дом.

В процессе чтения — поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире», то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1) умение видеть специфическое начало сказки — зачин и благополучный конец для хороших героев;

2) умение определить сказочное место и время действия;

3) умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия, дающий возможность проследить изменения героев;

4) умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5) умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета, функцию добра и зла по отношению к персонажам. [9, 17]

Существуют следующие рекомендации при чтении сказок:

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать.

3. Работу над сказкой следует вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной — двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке — не надо хвастаться»(сказка «Лягушка — путешественница»).

Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены — части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I — II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I — II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку [1, 96].

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она «складывается», дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в сказке, — гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению сказки в школе.

Целесообразно предлагать учащимся следующий план анализа сказки:

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характера, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты использовал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

При анализе сказки используются такие методы и приемы работы, как ответы на вопросы по тексту сказки, выборочное чтение, составление плана, выразительное чтение, пересказ, различные задания творческого характера.

Все эти методы и приемы имеют большое значение для обучения, развития и воспитания детей. Так, ответы на вопросы, пересказ, словесное описание героя, словесное иллюстрирование развивает речь учащихся. Выборочное чтение, составление плана учит ориентироваться в тексте. А когда дети своими руками изготавливают игрушки, декорации для театра, то это помогает развитию творческих способностей младших школьников.[10]

Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, освоению и присвоению учениками нравственных образцов. При верном, профессионально грамотном руководстве учителя этим процессом дети легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Как показывает практика, они хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребенка.

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.

Самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.

Глава 2. Повышение интереса к чтению младших школьников через изучения сказок

2.1 Выявление круга читательских интересов у учащихся экспериментального класса

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что отдельные аспекты методики работы над сказкой в начальной школе изучены недостаточно. Исходя из этого, нами был проведен педагогический эксперимент, который состоял из следующих этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Первым этапом был констатирующий эксперимент. Его целью было: выявление круга читательских интересов у учащихся экспериментального класса.

База исследования: ГУО «Средняя школа №2 г. Полоцка», класс: 3 «А».

Учитель: Глебко Светлана Николаевна.

Возраст детей:8 — 9 лет.

Количество детей, принимающих участие в исследовании: на начало — 21 человек, на конец — 21 человек.

Исследование проходило в три этапа. 1 этап — констатирующий.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Определение уровня читательской активности младших школьников на начало учебного года.

2. Определение круга читательских интересов детей.

3. Выявление уровня воспитанности учащихся на начало учебного года.

Форма: анкетирование, мониторинг.

Для решения первых двух задач учащимся 3 «А» класса была предложена анкета » Юный читатель» (см. Приложение 1).

После анализа ответов выяснилось, что большинство детей научились читать только в школе. Книги для чтения берут дома, гораздо реже — в библиотеке. В классе есть дети, которые любят читать. В свободное же время только 9 из 21 занимаются чтением, остальные предпочтение отдают просмотру телевизионных передач, компьютерным играм, прогулкам на улице. На вопрос: «Как часто вы читаете?», дети ответили неординарно: 7 учеников читают от случая к случаю, 9 — только тогда, когда задают в школе, 3 человека ответили, что очень редко и только 2 ученика читает регулярно. Далее из анкеты видно, что больше всего дети любят читать сказки. Но не все учащиеся читают сказки, многие предпочитают рассказы, хотя с жанром сказок им приходиться встречаться на уроках чтения. На вопрос: » С каких слов начинается сказка?», все учащиеся ответили, что со слов: «Жили — были». Большинство учащихся знают только те сказки, с которыми познакомились в первом и втором классе, это — «Краденым сыт не будешь», «У страха глаза велики», » Лиса и журавль», «Горшочек каши» и т.д. Большая часть класса редко посещают библиотеку, потому что по их словам, там нет книг их интересующих, 3 — ответили, что им не интересны посещения библиотеки, и они не хотят в свободное время заниматься чтением. У всех детей дома есть компьютер и сеть Интернет, поэтому у них часто не хватает времени на чтение. сказка литературный педагогический читательский

Результаты анкетирования показали, что уровень читательской активности средний. Дети читают немного и нечасто, чаще на уроках без осознания прочитанного. Необходимо развить интерес к чтению у детей, повысить уровень читательской активности. Решая эту задачу, целесообразно выявить уровень воспитанности коллектива. Для этого был проведен следующий мониторинг.

Методика «Оценка уровня воспитанности младшего школьника» (см. Приложение 2).

Цель: выявить уровень воспитанности младшего школьника на начало учебного года.

Результаты мониторинга получились следующие.

Таблица № 1 «Уровень воспитанности младшего щкольника на начало учебного года»

Уровни развития

Показатели воспитанности

Высокий %

Хороший

Средний %

Низкий %

Коллективизм

2

54

25

Гуманность

16

26

58

Честность

40

60

Добросовестное отношение к труду

36

20

44

Дисциплинированность

31

44

25

Ответственность

52

48

Принципиальность

37

50

13

Целеустремленность

8

50

42

Активность

15

38

37

10

Любознательность

50

24

26

Эстетическое развитие

23

50

22

5

Стремление к физическому совершенству

54

12

32

Вывод из полученных результатов: дети принимают участие во всех делах своего коллектива, оказывают товарищам бескорыстную помощь. Коллективная деятельность направлена на достижение задач и перспектив. Класс с уважением относится к старшим, проявляет заботливое отношение к младшим. Не все дети честны и признают свои ошибки. Предъявляемые требования воспринимают сознательно большинство учеников. Дети добросовестно учатся, стараются своевременно выполнять любую нужную работу. Распоряжения старших выполняют, но не всегда быстро и точно. С 25% учащихся класса надо работать над повышением дисциплины. Дети, в основном, объективно оценивают поступки товарищей и доброжелательны по отношению друг к другу. Коллектив отличается целеустремленностью, любознательностью. Большая часть детей активно участвуют в делах класса, школы. У детей хорошая осанка. Однако у многих стремление к физическому совершенству отсутствует.

Из приведенной ниже гистограммы №1 видно, что большая часть класса имеют хороший и средний уровни воспитанности.

Гистограмма №1 «Оценка уровня воспитанности младших школьников»

После завершения констатирующего этапа можно сделать выводы:

  • уровень читательской активности школьников средний;
  • низкая мотивация младшего школьника к урокам литературного чтения;
  • уровень воспитанности коллектива на начало учебного года средний.

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы на уроках литературного чтения

На основании выводов предыдущего этапа нами были определены виды деятельности по организации опытно-экспериментальной работы на уроках литературного чтения в третьем классе.

Цель формирующего этапа: развить у детей интерес к чтению, повысить уровень читательской активности, изучая сказки на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

В ходе экспериментального обучения велась работа по использованию наиболее эффективных традиционных и нетрадиционных форм и средств обучения:

1) Проведение уроков литературного и внеклассного чтения по сказкам в соответствии с современной методикой.

На уроках чтения велась работа над сказками, включенными в учебник «Литературное чтение» Часть 1.

На первом этапе работы мы ставили перед собой цель формировать у детей представление о народных сказках и их жанровых особенностях.

Начиная урок по теме «Сказки» лучше всего использовать занимательный материал. Так, например, через речевую разминку, записанную на доске, можно подвести детей к теме урока.

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятые сшила,

Сказала сова соседке-синице:

Стать самой скрипучей сорока стремится.

После работы со скороговоркой учитель спрашивает у детей, какое слово спряталось. И сообщает, что сегодня на уроке мы вспомним любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев и поиграем.

Учителю целесообразно напомнить детям: «С раннего детства вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, их вам рассказывали мамы и бабушки, а потом вы сами научились читать. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огромными змеями, волшебными птицами, прекрасными красавицами, добрыми молодцами.

Каждую сказку всегда наполняют чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то яблонька вознаграждает девочку серебряными и золотыми яблоками.

Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые».

В 3 классе путешествует по удивительному миру книги вместе с детьми замечательный Добродей, который знакомит их с новыми понятиями и произведениями. Этот герой помогает детям не случайно, ведь Добродей — это тот, кто совершает добрые поступки.

После вступительного слова учителя в рубрике для любознательных Добродей дает определение сказке, как произведению устного народного творчества о вымышленных событиях. Это определение доступно для детей и поэтому учащиеся легко его запоминают.

Затем учащимся 3 класса предлагается вспомнить, чем отличается сказка от других произведений. В конце беседы учитель обобщает ответы и подводит итог, что сказка может начинаться или заканчиваться коротким шуточным рассказом — присказкой, например: один глазок у Аленушки спит, другой смотрит. Одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Затем идет зачин — начало в сказке — жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве. В сказке могут быть: повторы — «плачем-плачут», «шли-шли»; сказочные слова и выражения — «долго ли, коротко ли», «пир на весь мир».

В конце сказки концовка — и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; стали жить-поживать и добра наживать. А еще в сказках могут быть песенки: песня колобка, песня Винни-Пуха и другие.

Дальше целесообразно предложить детям вспомнить любимые сказки, на примере которых учитель объясняет, что сказки бывают разные (волшебные, бытовые и о животных) и чем они отличаются друг от друга.

Затем учитель рассказывает, что на основе народной сказки родилась литературная (авторская) сказка и предлагает детям вспомнить, сказки каких писателей они читали.

Чтобы проверить, как дети усвоили материал урока, был проведен опрос.

В книгу «Литературное чтение. Часть 1. 3 класс» включены различные виды сказок. Например, сказки о животных: «Отчего у зайца длинные уши» (русская народная сказка), «Неведомый рай» (шведская народная сказка), «Честное гусеничное» В.Берестов. Эти сказки затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино.

Поэтому при анализе сказки «Отчего у зайца длинные уши» детям было предложено составить характеристику героев.

После прочтения сказки «Неведомый рай» учащиеся сочиняли рассказ о красоте своей Родины, что способствовало воспитанию патриотических чувств.

Изучая «Честное гусеничное» В. Берестова дети готовили инсценировку сказки.

Жанр волшебной сказки третьеклассники изучают на примере датской народной сказки «Волшебный котелок». (см. Приложение 3)

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость.

В 3 классе для изучения предлагается бытовая сказка «Неучтивый сын» (белорусская народная сказка).

(см. Приложение 4)

Работа со сказками продолжается и на уроках внеклассного чтения.

Само название — урок внеклассного чтения — нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм и другие вспомогательные средства.

Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, — это особая атмосфера, которая и определяет успех дела.

В первом полугодии тема урока внеклассного чтения «Сказки народов мира». Готовясь к этому занятию, учащиеся прочитали много различных сказок, что способствовало повышению уровня читательской активности класса.

2) Проведение внеклассных мероприятий по теме исследования.

Внеклассная воспитательная работа представляла собой совокупность различных видов деятельности, способствующих повышению интереса школьников к чтению: внеклассные мероприятия, проводимые в форме игр, конкурсы, викторины и др.

Например, викторина «Вспомни и узнай» помогла детям вспомнить ранее изученные сказки (см. Приложение 5), внеклассное мероприятие «Мульти-пульти» вызвало интерес к прочтению книг, по которым созданы мультфильмы. (см. Приложение 6)

3) Творческие задания для младших школьников.

С целью пропаганды литературных сказок и сказок народов мира учащимся была предложена выставка книг «Мир сказок».

Книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно — коррекционную. С помощью выставки мы добивались, чтобы ученик заинтересовался книгой и ему захотелось прочитать их можно больше.

Совместно с детьми был оформлен стенд «В мире сказок».

Цель: пропагандировать сказки; вызвать у учащихся интерес к этому литературному жанру.

Красиво и гармонично оформленная информация всегда привлекает внимание. Сюда включали такие задания как: «Узнай героя по описанию», «Отгадай загадки», «Разгадай филворд», «Угадай сказку», викторины.

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой» вызвал у учащихся интерес к этому литературному жанру.

Детские рисунки помогают детям самовыражаться, способствуют эстетическому воспитанию, вовлекают школьников в мир художественного творчества. Конкурс — творческое мероприятие, в котором люди реализуют свое видение, отношение к его предмету. Детский рисунок всегда вызывает улыбку и одобрение со стороны близких людей.

Таким образом, было проведено экспериментальное обучение, включающее все вышеуказанные виды деятельности, направленные на повышение интереса к чтению и уровня читательской активности учащихся третьего класса.

2.3 Анализ эффективности проделанной работы

Для проверки эффективности выбранных видов деятельности по изучению сказки с детьми младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап работы.

Цель: выявить уровень читательской активности и уровень воспитанности коллектива на момент окончания II четверти.

Форма: анкетирование, мониторинг. (см. Приложение 7)

Чтобы выявить, повысился ли интерес к чтению у учащихся, больше или меньше стали они читать, проведем анкету: «Вот каким читателем я стал».

На основании ответов детей выяснилось, что читать любят большинство учеников. 16 из 21 предпочитают в свободное время заниматься чтением, нежели смотреть телевизионные программы, гулять на улице. Однако остались и такие дети, которые в свободное время предпочитают заниматься чем-либо другим, только не чтением. Учащиеся чаще стали посещать библиотеку, книги для чтения они могли брать как в библиотеке, так и в классе на выставке. У учащихся повысился интерес к народным сказкам, они стали больше читать и обсуждать сказки, а так же они их инсценировали, и даже пробовали сочинить сами. Узнали больше сказок, положительных и отрицательных сказочных героев. В анкете был такой вопрос, как: «Чему научили вас сказки», ответов было много (добру, вежливости, уважению и т.д.), а еще в сказках много поучительного сказали ребята.

Данные проведенного мониторинга «Оценка уровня воспитанности младшего школьника» приведем в таблице № 2.

Таблица №2 «Уровень воспитанности младшего школьника на конец II четверти»

Уровни развития

Показатели воспитанности

Высокий%

Хороший%

Средний%

Низкий%

Коллективизм

28

62

10

Гуманность

20

35

45

Честность

25

50

25

Добросовестное отношение к труду

48

22

30

Дисциплинированность

10

38

42

10

Ответственность

20

60

20

Принципиальность

40

60

Целеустремленность

16

50

42

Активность

15

42

43

Любознательность

55

35

10

Эстетическое развитие

35

50

25

Стремление к физическому совершенству

15

54

26

5

Важную роль играет наблюдение учителя за тем, как меняется уровень воспитанности коллектива. Это выражается в ниже представленной гистограмме.

Гистограмма № 2 «Оценка уровня воспитанности младшего школьника»

На основе анализа данных 1 и 3 этапов можно сделать следующие выводы:

  • ѕ уровень воспитанности повысился;
  • ѕ отношения в классе стали мягче, дети стали относиться друг к другу доброжелательней, девочки и мальчики стали общаться вместе, нет разделения на группы, реже стали обзываться;
  • ѕ ребята стали дружелюбными, внимательными, сразу стали отзываться на просьбу одноклассников и учителей;
  • ѕ повысился интерес к учебе, дети стали более заинтересованы, стали больше читать, намного чаще стали посещать библиотеку.

Работа по изучению сказок на уроках литературного и внеклассного чтения, внеклассные мероприятия, которые проводились для ребят в течение первого полугодия — все это способствовало полученному результату. В основе сказок — нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка. Поэтому без сказок невозможна наша жизнь!

Таким образом, на основе проделанной работы, которая отражена в данной главе, были сформулированы следующие выводы:

1) констатирующий этап показал, что у некоторых учеников интерес к чтению отсутствует, уровень читательской активности учащихся третьего класса средний.

2) на основе результатов была доказана необходимость целенаправленного повышения интереса к чтению у младших школьников, ведущим условием для которого была выбрана методика изучения сказок в начальной школе.

3) с целью определения эффективности использования различных традиционных и нетрадиционных форм и средств обучения был проведен контрольный этап работы;

4) на основе сопоставления данных констатирующего и контрольного этапов была доказана эффективность применяемой методики изучения сказок как средства повышения интереса к чтению у младших школьников и повышения уровня читательской активности в целом.

Заключение

Выполняя курсовую работу, мы провели анализ научно-методической литературы и пришли к выводу, что сказки — неиссякаемый источник для нравственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания учащихся. Также определили основные методы и приемы работы над сказками всех типов в начальной школе, которые способствуют развитию у детей интереса к чтению.

Для выявления уровня читательской активности учащихся 3 класса на констатирующем этапе мы использовали анкету. Результаты показали, что уровень читательской активности в классе средний, интерес к чтению не высок.

Далее был проведен ?едагогический экс?еримент с целью проверки эффективности выбранных методов и приемов изучения сказок в начальной школе: уроки литературного и внеклассного чтения, внеклассные мероприятия и творческие задания.

Контрольный этап работы показал, что 76% учащихся 3 А класса в свободное время отдают предпочтение чтению, дети чаще стали посещать библиотеку и интересоваться сказками.

Сравнение результатов первого и третьего этапов эксперимента доказывает, что методика изучения сказки, взятая за основу в данном исследовании, способствует повышению интереса к чтению у младших школьников.

В целом, исследование решило поставленные задачи.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/na-temu-metodika-rabotyi-so-skazkoy/

1. Васильева М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. — М.: Педагогика, 2000. — 216с.

2. Познавательная роль сказок [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www. rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/955. — Дата доступа: 20.10.2013.

3. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку… Литературные сказки для детей: Кн.для воспитателей дет.сада, детей мл. шк. возраста, родителей / Э.И. Иванова. — М.: Просвещение, 1993. — 464 с.

4. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка 19 в. в ее отношении к народной сказке / Т.Г Леонова. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. — с. 9.

5. Русская сказка / В.Я. Пропп. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — с. 37.

6. Русский фольклор / Ю.М. Соколов. — М.: Учпедгиз. — 297с.

7. Сказка. Онлайн энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www. еncyclopaedia.biga.ru/enc/culture/skazka. — Дата доступа: 15.11.2013.

8. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — 662 с.

9. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки / Э.В. Померанцева. — М.: АН СССР Ин.-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1965. — 220 с.

10. Наговицын А.Е. Типология сказки / А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. — М.: Генезис, 2011.-336 с.

11. Чтение I класс. Методические рекомендации / З.И. Романовская — М, 1995.

12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г. Белинский под ред. С.А. Венгерова. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т.6. — 354 с.

13. Палкин М.А. Вопросы теории литературы./ М.А. Палкин — Минск, 1979 г.

14. Избранные педагогические сочинения в 3-х т. / В.А. Сухомлинский. — Т.1 Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1979. — Т.1. — 560с.

15. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов «Педагогика и методика начального обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.

16. Методика преподавания русского языка в начальной школе./ Т.Г. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. — М., 2000. — 464 с.