Изучение лирических стихотворений в начальной школе

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу — быть средством формирования всесторонне развитой личности.

Лирическая поэзия — важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след. Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика — это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания»(20,9).

Большое воспитательное значение имеет и работа над пейзажной лирикой. Острее почувствовать с помощью слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда беззащитность перед наступлением техники, сердцем понять, что природа нуждается во внимании, бережном отношении, помощи и защите со стороны каждого человека и всего общества, так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности.

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества приобретает практическую значимость.

14 стр., 6644 слов

Тема поэта и поэзии в лирике пушкина (3)

... ­ных, нравственных и эстетических проявлений — это и является целью и заслугой истинной поэзии. Здесь искали: Как в лирике пушкина Раскрывается тема высокого назначения поэта http://sochineniye.ru/tema-poeta-i-naznacheniya-poezii-v-lirike-pushkina/ ...

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Ушинского К.Д., Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П. и др.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся недостаточно разработанной.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев. Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы — исследование процесса усвоения детьми лирических стихотворений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.

2. Исторический обзор методики работы над лирическими стихами.

3. Раскрытие особенностей восприятия лирических произведений младшими школьниками.

4. Изучение современного состояния работы над лирическими стихами.

5. Разработка методических рекомендаций.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы;
  • наблюдение за учебным процессом в школе;
  • собеседование;
  • анализ устных высказываний младших школьников;
  • педагогический эксперимент(констатирующий срез);
  • качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ.

I.1 Литературоведческие основы изучения лирических стихов

На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н. Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В. Кожинов.«Лирическая поэзия, -пишет он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование — это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала — слова,- вовсе не означает их однородности» (20, 5).

Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую поэзию Т.И. Сильман: «Стихи, в особенности лирические, представляют собой сжатую и совмещенную форму звука — словесного искусства, причем на каждом отрезке лирического пространства слово и словесный ряд становятся вместилищем одновременно и логико-понятийного, и образного, и эмоционально-оценочного, и ритмико-звукового начала, — не говоря уже о величайших возможностях самого смыслового ряда наращивать и разнообразить свою семантику путем раскрытия внутренней формы слов, их взаимных столкновений, сопоставлений и т.д.»( 47,47-48).

4 стр., 1929 слов

Специфика лирики как литературного рода и задачи ее изучения в школе

... работы) лирики сохраняются, но усложняется литературный материал, серьезнее ставятся теоретические вопросы, раскрывающие старшеклассникам сущность поэзии как особого рода литературы. ... об особой ответственности чтения лирики: «Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не ... искусству видеть, понимать, чувствовать конкретный поэтический текст, можно добиться полноценного восприятия ими лирики. ...

Признание за лирикой статуса самостоятельного, хотя и тесно связанного с другими видами словесного творчества, искусства ведет к необходимости определить ее место не только внутри литературного ряда, но и среди других искусств. В решении этого вопроса пока много спорного и неясного. Одни авторы без всяких оговорок относят лирическую поэзию к числу выразительных искусств.

Например, в книге Г.Н. Поспелова «Искусство и эстетика» говорится: «Эпос, пантомима, живопись, скульптура имеют между собой огромные различия, вытекающие из особенностей средств и способов воспроизведения жизни в каждом из них. И тем не менее все они — изобразительные искусства, во всех них существенные особенности национально-исторической жизни сознаются в их внешних проявлениях…»(38,12).

А лирика, музыка, танец, архитектура также очень сильно отличаются друг от друга по средствам и способам воспроизведения жизни. Однако все это — экспрессивные искусства, осознающие существенные особенности «внутреннего мира» людей в их национально-исторической жизни.»

К выразительным искусствам относит лирику и В.В. Кожинов: «Лирическое стихотворение — в отличие от новеллы, повести, романа, поэмы — основано не на изображении, а на выражении того или иного переживания и, шире, мироощущения» (20, 6).

И хотя далее В.В. Кожинов допускает возможность появления в лирических произведениях изобразительных элементов, он считает их неспецифическими для лирики: «…такие изобразительные элементы не необходимы; есть немало классических лирических стихотворений, которые полностью их лишены…»(20, 6).

Так, свойство, присущее лишь части лирических произведений, переносится на всю лирическую поэзию.

На наш взгляд более права Т.И. Сильман, которая пишет, что «в каком-то отношении лирика тоже является искусством «отображения момента» (момента «постижения истины») и в чем-то ближе стоит к изобразительным искусствам, чем к эпической поэзии»(47, 11).

Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Первоначально к лирике относили лишь те песни, которые сопровождались игрой на лире. С освобождением лирического слова сначала от музыкального сопровождения, а затем и от мелодии лирика всё теснее сближается с другими видами словесного творчества и сам термин приобретает расширительное значение. В широком смысле в настоящее время в лирику включают и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущение. И тем не менее, как замечает М.А. Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего имеют ввиду не лирическую прозу, а лирические стихи»(36,3).

«Лирика» — это издавна установившееся обозначение одного из трех родов в художественной литературе, в его отличии от двух других родов — эпоса и драматургии. Это слово произошло от древнегреческого названия одного из струнных щипковых музыкальных инструментов — лиры, подобной нашим древнерусским гуслям. Под аккомпанемент ее звуков древние греки пели некоторые свои песни.

27 стр., 13437 слов

Русская любовная лирика в XVIII веке

... службы, то теперь законодатели любви говорят о моральном благоустройстве любящей души. Средневековая любовная лирика могла быть неискренней, однообразной и элементарной, но она уже пробудила стремление к ... для Петрарки, который вдохновенно воспевал Лауру, образ которой символизировал собой всю прелесть мира. Но у Петрарки, в отличие от куртуазной поэзии позднего средневековья, поэтическая и ...

В настоящее время термин «лирика» имеет достаточно много определений, которые можно найти, в частности, у таких авторов как Р.М. Вернер, Г.Л. Абрамович, Ф.М. Головенченко, Т.И. Сильман и др. Эти определения в очень многих работах получают скорее описательно-психологический, нежели методологический характер.

Возьмем сначала в качестве примера одно из специальных и очень обстоятельных исследований по интересующему нас вопросу, — книгу немецкого теоретика литературы Рихарда Вернера «Лирика и лирики», изданную еще в 1890 году. Вот данное в ней общее рассуждение о лирике: «Чувства, ощущения или созерцания в каком-то определенном случае, в возвышающейся через него или над ним восприимчивости назовем мы чем-то лирическим; выражение таких чувств, ощущений или созерцаний в поэтической форме — лирической поэзией» (5,10).

Г.Л. Абрамович в «Введении в литературоведение» дает такое определение лирики: «Эпический способ был основан на воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни»(1,46).

В работе Ф.М. Головенченко «Введение в литературоведение» мы встречаем такое определение: «Лирика — поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека… Лирический способ в отличие от эпического способа литературного изображения предполагает не изображение внешнего по отношению к писателю мира, а непосредственное выражение мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями этого внешнего мира»(11 260).

Т.И. Сильман дает определение произведениям лирического жанра, лирике: «лирика моделирует отношения между личностью и окружающим миром через парадигму субъективного переживания и с установкой на обнаружение подлинной сути этого переживаемого отношения»(47, 27).

Такие определения (за исключением определения Т.И.Сильман) никак нельзя признать соответствующими действительности и методологически убедительными. Получается, что эпический писатель только изображает внешний мир и не выражает своего осмысления этого мира и своего эмоционального отношения к нему, а писатель лирический только выражает свои мысли и чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали в нем эти мысли и чувства.

К тому же данные определения наводят на мысль о тождественности поэтических чувств с обычными переживаниями. Однако при всей своей кажущейся очевидности представление о лирике как о непосредственном выражении реальных жизненных чувств и переживаний, в сущности далеко от истинности. Но если теоретики литературы дают подобные определения, то нет ничего удивительного во мнении простых читателей, которые считают, что лирические переживания есть не что иное, как обычные житейские чувства, но только облеченные в стихотворную форму.

М.А. Палкин в своей работе «Лирика как искусство стихотворного слова» подобное представление о лирике объясняет «…особой структурой лирического образа-переживания, в котором непосредственность и безыскусность выдвинуты на первый план, а всё опосредованное и условное спрятано в глубину образа»(36,36).

3 стр., 1054 слов

Лирический герой ранней лирики а с пушкина

... мира (эволюция психологизма: Нереида — Ночь — Простишь ли мне ревнивые мечты). Романтическая лирика Пушкина обрамляется одним образом — моря (Погасло дневное светило — К морю), угрюмый океан превратится в свободную стихию. Лирический герой ... период лирической поэзии — романтический — связан с южной ссылкой — 1820-1824 гг. Пушкин ... подчеркнута в пейзаже, а психологический контраст снимается общим ...

Так как выше было указано, что все эти рассуждения не относятся к определениюТ.И. Сильман, то хотелось бы более подробно рассмотреть мнение Т.И. Сильман. Она в своем определении отвлекается от таких сторон лирического стихотворения, как ритмическая, звуковая и графическая организация текста, «…имея в виду, что они не менее характерны для всякого произведения поэтического характера…Мы отбрасываем здесь также часто связываемое с понятием лирики понятие так называемой эмоциональной взволнованности». Т.И. Сильман объясняет это тем, что взволнованность является характерной не только для лирики. Данный автор, как и выше перечисленные, сравнивает лирику и эпос, но ее сравнение кажется нам более удачным, верным, она считает, что для лирики, в отличие от эпического повествования, «…характерно вовлечение в сферу изображения лишь тех элементов действительности, которые важны для точки зрения лирического героя, и притом в непосредственной связи с сюжетом данного стихотворения. Внутренним движущим импульсом всякой подлинной лирики, ядром её семантической структуры является момент постижения лирическим героем того или иного явления или события, составляющего определенную веху в некой индивидуальной душевной биографии»(47, 5).

Для нас важно то, что Т.И. Сильман и М.А. Палкин в своих работах попытались показать, чем же действительно отличается лирика от других жанров. Так М.А. Палкин пишет, что лирическое произведение не просто выражает чувства и переживания автора, а «…образно, художественно воссоздает их средствами стихотворной речи… Уже одно то, что поэт для образного воплощения своих переживаний вынужден пользоваться исключительно речевыми средствами и к тому же высказываться стихами, т.е. так, как в повседневной жизни люди чувств не выражают, свидетельствует о том, что нельзя определять лирику как непосредственное выражение чувств»(36,35).

Т.И. Сильман видит отличие в том, что лирическое стихотворение «…отражает в смысловом плане миг постижения поэтом (или лирическим «я») какого-либо явления или события внешнего или внутреннего мира в качестве личного переживания этого лирического я»(47, 27).

Кроме того М.А. Палкин говорит об особом отношении лирической поэзии к слову и речи. Отношение это-особое, отличное от того как относится к слову эпическая проза. «В лирике слово воспроизводит не столько внешний объект, сколько вызванные им переживания, поэтому оно более «выдвинуто» и «осязаемо», чем в эпической прозе»(36,143).

Следующий важный для нас вопрос — предмет и содержание лирики. Этому вопросу в современной литературе уделено достаточно много внимания. Мы приведем рассуждения Т.И. Сильман и М.А. Палкина.

Так по мнению Т.И. Сильман «Лирическое стихотворение является итогом постижения некоего содержания, сути какого-то предмета, факта, явления, события внутренней жизни, «схватыванием» некоей истины…»(47, 29).

Но, вырастающее из «некоего мгновения», лирическое стихотворение в то же время «должно вмещать в себя и некое развернутое содержание»(47, 32).

4 стр., 1855 слов

Особенности изучения лирических произведений в начальной школе

... и приемы изучения лирических произведений в начальной школе. Цель курсовой работы – выяснить, каковы наиболее эффективные приемы анализа лирического произведения в начальной школе. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: Изложить теоретические основы изучения лирики в школе, Определить ...

По традиции предметное содержание лирики ограничивается выражением лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. Характеризуя лирическую поэзию, В.Г.Белинский заявлял: «Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но всё зависит от того, какое значение дает ему субъект, всё зависит от того веяния , того духа, которым проникается предмет фантазиею, ощущением».

По мнению М.А. Палкина, «…представление о лирике как о литературном роде, в произведениях которого всё или почти всё сводится к выражению внутреннего мира самого поэта, стойко держится и в современной теории литературы»(36,22).

Если для некоторых лирических произведений наличие объективно-изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в целом она как искусство без познания и воспроизведения «внешних» явлений обойтись никак не может.

Исходя из этого М.А. Палкин говорит о том, что «Предмет лирической поэзии вовсе не ограничивается самопознанием и самовыражением лирического субъекта, ему подвластен весь мир»(36,24).

Т.И. Сильман соглашается с ним: «Стихи должны убеждать читателя, не только искренностью выраженной в них эмоции и тем самым заряжать его эмоционально, — они должны убеждать его глубиной и правильностью познания каких-то сторон мира, внешнего и внутреннего» (47, 75).

Продолжая далее разговор о содержании и предмете лирики, считаем важным затронуть вопрос и об особенностях формы. Наиболее полно он раскрыт в работе Т.И.Сильман: «Лирическое стихотворение — как тематически, так и в своём построении — отражает особое, предельно напряженное состояние лирического героя и которое уже в силу своей природы не может быть длительным. Лаконизм высказывания есть, таким образом, одно из существеннейших — никак не внешних, а внутренних — требований, предъявляемых лирическому стихотворению самой его жанровой спецификой. Однако такая абсолютная краткость… мыслима лишь… в чисто теоретической форме. Как только состояние лирического героя обрело выявленное вовне словесное выражение , оно перестаёт быть «мгновением». Словесное высказывание протекает во времени — и здесь основа противоречивости и внутренней напряженности лирического жанра как рода искусства: с одной стороны, органически присущая лирике предельная краткость, …а отсюда в иных случаях и трудная доступность, понятность только «для себя»; с другой стороны, стремление к известной описательности, к коммуникативной оформленности, к художественной выявленности и выраженности «для всех»(47,6).

Лирическое стихотворение, отражая самый миг познания истины, момент её «схватывания», обязательно должно быть кратким. В этом отношении оно несколько напоминает другие жанры, также отличающиеся своей краткостью, как например, пословицы, поговорки. Стремясь к предельной краткости, лирическое стихотворение все же редко умещается в одной фразе, как пословица, так как «оно как бы волей-неволей стремится к расширению, оно изнутри «распираемо» своим значительным многосторонним содержанием, и это есть одно из существеннейших движущих противоречий лирического жанра, делающих его столь загадочным и трудно осуществимым в художественной практике, если подходить к лирике с самыми высокими эстетическими требованиями.

Говоря о лирике необходимо помнить, что она не однородна. Об этом необходимо помнить, так как жанр определяет методику работы над лирическим стихотворением. Однако, анализ литературы позволяет сделать вывод об отсутствии деления по жанрам. Лишь в работе М.А.Палкина мы встречаем разграничение лирики по жанрам.

6 стр., 2699 слов

Лирика поэта М.Ю.Лермонтова

... мира М. Ю. Лермонтова; проанализировать образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова. ГЛАВА 1 ЛИРИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 1.1 Своеобразие художественного мира лирики М. Ю. Лермонтова Лирика М. Ю. Лермонтова является довольно глубокой по ... современной ему жизни. Довольно часто в романтической лирике Лермонтов идет на уступки реальности. В лирических произведениях поэта присутствуют повседневная, бытовая жизнь и ...

Он считает, что особое значение для разграничения имеет «характер и направленность чувства, которое является преобладающим для того или иного лирического жанра»(36,101).

Автор выделил три эмоциональных состояния, характеризующие отношение лирического субъекта к окружающему миру: «одобрение, сожаление и отвращение»(36,101).

М.А. Палкин полагает, что на основе этих трех переживаний возникли и развились лирические жанры, получившие наиболее широкое распространение в европейских литературах со времен античности гимн (и его разновидность — ода), элегия, сатира.

Далее в своей работе М.А. Палкин характеризует вышеперечисленные жанры. По его мнению, в основе гимно-одического жанра лежит «восторженно — хвалебное отношение поэта-лирика к предмету его высказывания»(36,101).

Гимн автор характеризует «особой возвышенностью тона, предельной эмоциональностью и призывностью»(36,104).

Но «чистые» гимны — редко встречаются в современной поэзии, поскольку «этот жанр предназначен для выражения исключительных по своей важности и общезначимости чувств и переживаний, объединяющих огромную массу людей»(36,104).

К гимнам по своей жанровой природе близки оды. Современная ода «следуя лучшим классическим традициям, сохранила и пытливость мысли поэта, и жар его сердца, и стремление к масштабности предмета изображения, и торжественную патетику»(36,110).

К ведущим лирическим жанрам М.А. Палкин относит элегию -«песню грустного содержания»(36,111).

Определяющим признаком элегии стала… идейно-эмоциональная направленность стиха»(36,114).

Заметное место в лирике М.А. Палкин отводит жанру лирической сатиры. Сатиру он определяет как «особый способ художественного порицания общественных язв и пороков»(36,118).

Однако автор говорит и о том, что сатира в лирике не имеет чётко выраженных жанрово-композиционных признаков, по его мнению, скорее следует говорить о многих жанровых разновидностях. Наиболее классическим типом лирической сатиры М.А. Палкин предлагает признать «обличительное обозрение быта и нравов какой-либо социальной среды с включением в это обозрение портретов-характеристик носителей порочных нравов… Характеристики нередко сопровождаются авторскими рассуждениями нравоучительного склада»(36,119).

В данном случае, как нам кажется, автор ведет речь о басне.

Другой разновидностью сатиры является стихотворный фельетон — сатирическое стихотворение, насыщенное злободневным публицистическим содержанием, такой фельетон, как правило, печатается в газете.

Эпиграмма — также разновидность сатиры. Её М.А. Палкин определяет как «остроумно-сатирический выпад против какого-либо конкретного лица или группы лиц…. Как правило, эпиграмма строится в виде единичной строфы — катрена; реже используются шести- или восьмистишия. Особую остроту эпиграмме придаёт контраст между её основной частью, в которой даётся общепринятая, хотя и шаржированная характеристика высмеиваемого лица, и неожиданной концовкой, выносящей окончательный приговор обличаемому «герою»(36,120).

13 стр., 6454 слов

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

... и обусловливает мужественное и жертвенное ее приятие. Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок является одним из самых ярких представителей художественного ... предметом изображения в лирическом произведении. Предметом изображения своеобразного «лирического романа», стихотворного единства, включающего в себя три тома лирики Блока, становится внутренний мир лирического героя — ...

Если для оды, элегии и сатиры основным жанрообразующим признаком у М.А.Палкина является характер эмоционального отношения автора лирического произведения к предмету лирического высказывания, то в жанре лирического послания его главным выделяющим признаком выступает форма обращения к читателю. «Послание строится как письменное обращение к определенному адресату»(36,121).

Другой жанровый признак, который предлагает М.А. Палкин, -форма организации стихотворной структуры произведения. Таковы жанры с постоянными, формами стиха: сонет, стансы, рондо и пр. Автор предлагает характеристики некоторых таких жанров. Вот как он характеризует сонеты и стансы: «Как правило, сонеты пишутся одним стихотворным размером. Строгой форме сонета соответствует высокое лирически напряженное и идейно насыщенное содержание»(36,122).

«Стансы — сравнительно небольшое стихотворение, состоящее из четверостиший, отделяемых друг от друга при чтении небольшой паузой. Каждое четверостишие… должно заключать в себе законченную мысль. Стансы не знают тематических ограничений, однако их тон, как правило, серьёзен и значителен»(36,124).

М.А. Палкин не только характеризует жанры, но и соотносит «рациональное» и «эмоциональное» в разных жанрах. Он считает (и мы с этим согласны), что соотношение мысли и чувства, умопостигаемого и интуитивно чувствуемого в лирических произведениях разных жанров может быть самым различным. «В жанрах гражданской лирики рационалистическое начало, как правило, выражено более отчетливо, чем в лирике интимной»(36,67).

Особая насыщенность мыслью свойственна философской лирике- «…поэзии, опирающейся на единое и целостное философско-эстетическое мировоззрение и активно пропагандирующей это мировоззрение»(36,69).

Но следует заметить, что М.А. Палкин соотносит, а не противопоставляет «рациональное» и «эмоциональное». Как он сам думает, «Задача подлинной лирики заключается не в том, чтобы противопоставлять разум и чувства, отдавая предпочтение тому или другому, а в том, чтобы помогать читателю ценить их гармонию и нерасторжимость. Однако при этом следует учитывать, что сам характер подобной гармонии в стихах разных жанров всегда своеобразен»(36,76).

Таким образом, мы можем сделать вывод о многообразии жанров в лирике. И следовательно, школьники, обращаясь к лирической поэзии, также имеют дело со многими жанрами.

У Г.Н. Поспелова в его работе «Лирика: Среди литературных родов» нам показалось интересным выделение видов лирики. К Этому вопросу он подходит с точки зрения социального сознания: «Все особенности лирики как рода художественной литературы вытекают из того, что у нее есть свой, особый предмет идейного познания и художественного воспроизведения и что таким предметом в ней является не характерность социального бытия людей, как это всегда бывает в эпосе и драматургии, но характерность их социального сознания…»(39, 62).

Лирика по границам познания своего предмета на первый взгляд как будто беднее эпоса. Для лирического писателя как субъекта художественного познания непосредственно открыт только его собственный внутренний мир, только его социальное сознание как объект такого познания.

16 стр., 7725 слов

Тема любви в лирике некрасова 10 класс

... ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья. В интимной лирике проявилось новаторство Некрасова. Лирический герой, появившийся в его стихотворениях второй половины ... Сочинения по русской литературе, Любовная лирика н. а. некрасова Лирика Н. А. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой («Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей ...

Однако, не бывает сознания, которое ничего не познает. Социальное сознание писателя как основной предмет художественного воспроизведения жизни в лирике всегда бывает на что-то направлено — или в глубь самого себя, на свои эмоционально-мыслительные состояния и стремления, или на явления внешнего мира, на социальные и личные отношения бытия, на явления природы. Все это и создает в лирике ее общие, типологические, исторически повторяющиеся тематические различия»(39, 62-63).

Таким образом Г.Н. Поспелов выделяет следующие виды лирики: медитативная, медитативно изобразительная и собственно изобразительная. В первых двух из этих своих разновидностей лирика может быть по преимуществу «обращена к самоанализу, заключать в себе эмоциональную или мыслительную рефлексию. Или же лирическая медитация может быть направлена вовне, на отношения и события объективного мира и на постижение идеала»(39, 64).

Г.Н. Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности последнего в его отличии от эпического все же с наибольшей отчетливостью проявляются в медитативной лирике.

Произведения медитативной лирики представляют собой «воспроизведения тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Это — эмоциональные монологи, отрешенные в тексте произведений от какой -либо индивидуализированной конкретности бытия… Содержание произведений медитативной лирики не является прямым, адекватным выражением переживаний поэта, эмпирически протекающих в его сознании. Если бы это было так, то медитативная лирика представляла бы собой психологическую фактографию, которая не имела бы обобщающего значения, не осознавала бы и не усиливала бы характерности своего предмета. Тогда она имела бы значение только для самого поэта и его ближайшего бытового окружения. Это и бывает в так называемых «стихотворениях на случай». Но лирика — это также искусство, творчески типизирующее жизнь. Переживания, воспроизведенные в лирической медитации, представляют собой не эмпирическую реальность духовной жизни отдельной личности, но существенные свойства внутреннего мира какой-то социальной среды и эпохи, осознанные в свете идеологических интересов поэта и раскрытые им с особенной отчетливостью и силой в некоторой вымышленной своей индивидуализации»(39,67-68).

Даже тогда, когда лирические произведения как будто бы лишены медитативности и внешне в основном описательны, они только при том условии оказываются полноценно художественными, если их описательность обладает медитативным «подтекстом». «Тогда эмоционально-обобщающая мысль поэта проявляется или в ясно ощутимой экспрессивности описания, или же в каком-нибудь медитативном зачине, или концовке, или в чем-нибудь другом, тому подобном. Тогда она как бы озаряет все описание своей эмоциональной обобщенностью. Нечто подобное происходит и в повествовательной лирике. В ней, как и в эпосе, повествование требует, конечно, каких-то персонажей, их действий и отношений, из которых складывается какое-то происшествие. Только изображая все это, художественная речь и становится повествовательной. Однако для того чтобы повествование оказалось все же лирическим (даже и не лиро-эпическим), необходимо, чтобы оно было очень коротким и при своей краткости ощутимо экспрессивным, а через все это — скрыто, подспудно медитативным»(39, 158).

В произведениях отвлеченно-медитативной лирики идейные интересы лирического субъекта направлены на внешний мир и, прежде всего на отношения и обстоятельства социального бытия. Это в расширяет познавательные возможности лирики. «Но если в эпическом творчестве социальное бытие бывает не просто предметом познания, но и предметом творческой типизации, то в произведениях отвлеченно-медитативной лирики социальное бытие людей не типизируется. Типизируется же в них характерность социального сознания той или иной среды, страны, эпохи посредством ее воплощения в безымянном лирическом субъекте»(39, 83)

Эмоциональные раздумья лирического субъекта о его собственном внутреннем мире, если они остаются всецело медитативными, в большинстве случаев довольно быстро исчерпывают себя, их стихотворное выражение оказывается обычно очень кратким.

Г.Н.Поспелов делает отсюда вывод: «…рефлексивно-медитативная лирика, а в какой-то мере и медитативная лирика вообще, обычно с трудом удерживается в своих собственных границах и часто тяготеет к тому, чтобы выйти за эти границы в мир предметной изобразительности»(39, 100).

Так возникает медитативно- изобразительная лирика, которая в истории мировой поэзии занимает, несомненно, количественно гораздо большее место, нежели собственно медитативная лирика.

В произведениях медитативно-изобразительной лирики раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но в месте тем воспроизводят явления внешнего, объективного мира. Тем самым «лирическая медитация развивает в себе свой собственный мир предметной изобразительности,иногда очень богатый и разнообразный»(39,102).

Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть описательной или же повествовательной, чаще всего описательно-изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи».Пейзажная лирика, по определению Г.Н.Поспелова, — «это словесное искусство, и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их характерности»(39, 118)

Г.Н. Поспелов выделяет также еще одну разновидность лирики, которая имеет с описательной лирикой некоторые общие свойства, ее можно назвать лирикой «персонажной». «Персонажи — это личности, изображенные в эпических и драматургических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характерности общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений. Но в отличие от эпических персонажей личность эта не действует непосредственно в произведении, в определенностях пространства и времени, и не создает своими действиями сюжет произведения. Отсюда само ее изображение оказывается не повествовательное, но по-своему медитативно-описательным и при этом — по общему закону лирических медитаций — относительно небольшим по своему объему. Самой малой по объему разновидностью бессюжетно-персонажной лирики являются некоторые стихотворения, получившие название «эппиграмм»(39, 150)

О видах лирики также говорится и в «Методике русского языка в начальной школе» Н.П. Каноныкина и Н.А. Щербаковой. Они полагают, что школьной работы важно различать живописную и психологическую лирику, которые, однако, редко встречаются в чистом виде, т.е. преобладает смешанный тип лирики. Но нам необходимо уметь распознавать виды лирики, чтобы методически правильно работать со смешанным типом.

Живописную лирику Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова характеризуют тем, что «…она дает тот или иной образ: утра, сенокоса и пр. Под живописным образом при этом разумеется целостная картина, состоящая из ряда отдельных образов»(18,206).

При этом образы могут быть различными: зрительные, звуковые, обонятельные. Психологическая лирика имеет дело с переживаниями самого автора или персонажей, которых он изображает. Автор может изображать какие-либо переживания персонажей в связи с определенной внешней обстановкой, вызвавшей их; или в связи с какими-нибудь обстоятельствами жизни. Психологическая лирика также может говорить о размышлении, раздумьях автора Вживописно-психологической лирике, по мнению авторов, дается какой-либо целостный живописный образ и говорится о впечатлениях, переживаниях поэта или персонажа в связи с этим образом.

Заканчивая разговор о видах лирики, хотелось бы повторить, что эти знания необходимы для организации правильной методической работы при работе с лирическими произведениями.

Говоря об особенностях лирики, очень важно вспомнить и о сюжете.

Некоторые авторы вообще отрицают наличие сюжета в лирической поэзии. Так, А.И.Ревякин полагает, что «лирика не обращается к сюжету, либо обозначает его крайне сжато…»(41, 394).Еще более решительно отрицает сюжетность в лирике В.В. Одинцов, который считает лирику принципиально бессюжетной.

Однако большинство исследователей считают, что лирическое произведение не может быть бессюжетным. Но лирический сюжет весьма своеобразен. В лирике события воспроизводятся лишь в той мере, какая необходима для их эмоциональной оценки. Следствием подобной установки и является фрагментарность, «схематичность», «бессобытийность» и другие особенности лирического сюжета, резко отличающие его от сюжета в эпосе. По наблюдениям Т.И. Сильман, сюжет в лирике «развертывается» не своим естественным путем ,не первично, а отраженно, через переживания героя, который с точки зрения перспективы изображения находится в некоей фиксированной пространственно-временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации»(47, 8).

Самую общую формулу лирического стихотворения Т.И.Сильман рисует в следующем виде: «оно состоит из двух частей, эмпирической и обобщающей (обобщение может быть и не высказано, но оно подразумевается), причем в центре его, в некоей постоянной для данного стихотворения точке, находится лирический герой, аккумулирующий в своем внутреннем мире протекание лирического сюжета. Время протекания лирического сюжета заменено в стихотворении временем его переживания, точно также как стихотворение непосредственно передаёт не самый сюжет, а переживание этого сюжета лирическим «я», почему оно в идеале и способно по краткости приближаться к мгновению»(47, 9).

Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин «образ»(В.Ф. Огнев, Б.П. Городецкий), другие- «лирический герой»(Т.И. Сильман, Л.И. Тимофеев, Б.О. Корман).

Однако Г.Н. Поспелов не согласен ни с теми, ни с другими, он высказывает мнение, что такое обозначение не соответствует особенностям предмета: «Герой, в широком смысле слова,-это действующее лицо произведения, а медитативная лирика не изображает действий в их «бытийной» конкретности». Он считает неудачным и термин «лирический персонаж»: «…Персонаж-это «бытийно» индивидуализированная личность, а в медитативной лирике нет такой индивидуализации»(39,71).

Поэтому Г.Н. Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом». Мы в дальнейшем будем пользоваться термином «лирический герой», так как он наиболее употребим в школе.

Мы говорим: поэзия мыслит образами. В большинстве современных работах о лирике своеобразие лирического образа сводится к тому, что он представляется как образ чувства или переживания. «Основным содержанием образа в лирике, — считает Б.П. Городецкий, — становится не столько лицо, предмет или какое-либо другое явление внешнего мира, сколько вызванное ими чувство или тот или иной оттенок его, передаваемые в ореоле предметных конкретных ассоциаций из внешнего мира»(12 6).С точки зрения В.Ф.Огнева «Образ — это как бы спеленатая мысль»(34, 60).

М.А. Палкин считает лирическую образность многослойной: «Её наружный, непосредственно воспринимаемый слой — словесно-речевой. Восприняв образную речь автора или вымышленного лирического персонажа, читатель проникает во второй слой — образ говорящего, а через него и его речь постигает образы тех предметов и явлений, в окружении которых находится лирический герой»(36,21).

По словам В.Ф.Огнева в образе всегда «…аккумулируется большая смысловая энергия»(34, 60).

Но до какого-то момента все это скрыто. Чтобы образ обнаружил скрытую мысль, «заговорил», надо, чтобы он пришел в движение, в соприкосновение с другими образами.

Очень интересной нам показалась мысль М.А.Палкина выделить три разновидности лирического образа: образ — переживание; образ человека, которому принадлежит переживание; образы предметного мира вызывающие переживания. В составе лирического произведения эти образы не обособлены друг от друга, а существуют как органическая целостность словесно-образного высказывания»(36,16).

Термин «лирический герой» впервые был употреблен Ю.Н. Тыняновым в статье «Блок» (51,21): «Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой не рожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас».

В настоящее время термин «лирический герой» имеет несколько значений. В широком смысле лирическим героем называют образ любого человека, находящегося в центре лирического стихотворения. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» для школьников говорится: «Лирический герой — это образ такого героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены»(39,73).

О лирическом герое как о «родном брате» эпического и драматического героев пишет в «Заметках о лирике» Т.И. Сильман.

В более узком смысле лирический герой понимается как образ поэта, каким он предстает в совокупности своих лирических стихотворений. Именно такое содержание вкладывает в этот термин Л.И.Тимофеев: «Понятие лирического героя — в конечном счете это понятие, возникающее не в творческом процессе, а в процессе его восприятия, позволяющее увидеть поэта во полноте его творческого развития, во всем его значения»(49, 226).

Ещё более узкий смысл термину «лирический герой» придает Б.О. Корман. По мнению Кормана, лирический герой есть лишь в тех лирических произведениях, в которых главным предметом изображения является сам поэт: «Лирический герой — это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром, внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр.»(39,57).

Мы считаем важным после вышеперечисленных мнений привести высказывание Г.Н. Поспелова: «Субъект лирической медитации — это особого рода литературный тип, это всегда в той или иной мере плод творческого воображения поэта, а не реальное лицо, непосредственно взятое из жизни»(39, 69).

Действительно, о самых своих, казалось бы, интимных переживаниях поэты ощущают необходимость рассказывать многим и многим, и даже сами склонны читать свои произведения вслух перед совершенно незнакомой аудиторией. Это — потому, что они, по сути, рассказывают уже не «о себе», а «в объективированной форме сообщают об определенных душевных переживаниях, которые открылись им на основании личного опыта, нашедшего отражение в том или ином стихотворении»(47, 38).

Следовательно, лирическое стихотворение нам интересно не тем, кто именно является носителем мыслей, чувств, какие лица находятся в тех или иных взаимоотношениях друг с другом. Оно интересно тем, каковы были мысли, чувства, решения и «открытия» лирического героя в связи с определенными взаимоотношениями, событиями, переживаниями.

Образ, лирический герой обозначаются обычно личным местоимением первого лица-«я», «мы». Т.И. Сильман, исходя из этого, называет лирику безымянной: «…Лирическому герою, исходя из глубины и конкретной единичности изображаемой ситуации, нет надобности называть ни себя, ни кого бы то ни было из участников лирического сюжета по имени. Достаточно того, чтобы были упомянуты «я», «ты», «он», «она» и т.д.»(47, 37).

Наблюдения позволяют сделать нам вывод, что в лирике ,как правило, отсутствуют не только имена героев, но нет указания и на их возраст, профессию, внешность (такие данные возникают лишь в порядке исключения, как необходимость лирического сюжета), нет географических названий, нет и указания на то, когда происходит действие. От всего этого лирический жанр свободен, устремленный к своей «…основной цели: к краткой обрисовке сути данного лирического сюжета и того, какой душевный сдвиг в непосредственной связи с этим сюжетом переживает лирический герой»(47,39).

Неповторимая ценность лирики состоит в том, что, воспринимая и запоминая лирическое стихотворение, читатель отождествляет себя с лирическим героем: он не созерцает, а творит новый художественный мир, в котором факты реальной жизни обогащаются фантазией, а поэтический вымысел закрепляет впечатления повседневного бытия. Тем самым личный духовный опыт читателя (учащегося) приобщается к духовному опыту всего человечества.

Далее мы рассмотрим особенности стиха, одной из которых являются ритмометрические свойства стиха. Лирика использует их сознательно и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу ритма уделили внимание М.А. Палкин в работе «Лирика как искусство стихотворного слова», Т.И. Сильман в «Заметках о лирике», В.Ф. Огнев в «Книге про стихи».

Человеческий организм весьма чутко и активно реагирует на все ритмические раздражения, идущие как из внутренних органов, так и из внешнего мира. Под влиянием сильных ритмических раздражителей человек испытывает особое ритмическое состояние, его охватывает ритмическое переживание, влияющее на его самочувствие и мироощущение. Размеренность стихотворной речи, её специально организованная ритмичность не только не мешает, но и способствует формированию и воплощению поэтической мысли-переживания. М.А. Палкин верно заметил: Для лирического поэта забота о ритме и его содержательности равнозначна заботе о самой поэзии.

М.А. Палкин выделил много видов и разновидностей ритма: «…фонетический, создаваемый чередованием гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов; вербальный, возникающий на основе чередования слов и разделяющих их пауз; синтагматический — чередование синтагм; синтаксический, как результат чередования однородных синтаксических конструкций; образно-смысловой. Однако для возникновения специфического эффекта стихотворной речи все эти виды ритма должны быть соподчинены с собственно стиховым ритмом».

Стихотворные ритмы, как и музыкальные, могут быть быстрыми и медленными, сильными и слабыми, резкими и плавными, монотонными и меняющимися. Все эти ритмические разновидности, создаваемые речевыми средствами, подчиненными правилам стихосложения, используются поэтами в изобразительно-выразительных целях.

Замедленные и ослабленные ритмы «навевают» грустные и печальные чувства и настроения, также они хорошо передают спокойную повествовательную интонацию и интонацию торжественной размышляющей речи. Замедленность и ослабленность ритма создает стихотворная речь, разбитая на многосложные стихи. Более быстрые и энергичные ритмы, создаваемые чередованием коротких стихов, усиливают радостное, бодрое настроение или подчеркивают динамизм изображаемых событий, быструю смену впечатлений и т.д.

По мнению М.А. Палкина, основным ритмообразующим элементом стихотворной речи, является «…особым образом организованный и отделяемый от предшествующих и последующих стихов специальными паузами стих-строка»(36,222).

Именно наличие стихов и стихотворных пауз, отсутствующих в прозе, и позволяет отличить то, что написано стихами, от того, что написано прозой. В.Ф. Огнев в своей работе обращает внимание на содержательное начало ритма — «динамическое выдвижение слова поэзии как особого по значению слова, способность выдвинуть в слове его эмоциональную энергию»(34, 177).

На ритмику стиха, а следовательно, и на его эмоциональную окраску влияет характер окончаний стихотворных строк. Обратимся к М.А.Палкину: Стихи, заканчивающиеся ударным слогом, звучат ритмически более четко и энергично, чем те, в которых конечное ударение стоит на втором, а тем более на третьем или четвертом слоге от конца строки. Причина этой ритмической неоднородности проста: переход от звучания к паузе в стихах с мужскими окончаниями происходит резко и сразу, в то время как в стихах с женскими окончаниями звучание переходит в паузу постепенно, что смягчает и ослабляет ритм.

Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются стихотворные строк: «Если стихи рифмуются в строго определенной последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха прозаизируется». Имеет значение и то, насколько удалены друг от друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее активна как ритмообразующий фактор»(36,233).

Следует также обратить внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.

Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит «…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении, варьировании»(36,186).

Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у Л.И. Тимофеева: «Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи»(49, 99).

У В.Ф. Огнева: «Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм — это контраст. Идут часы: звук — пауза. Шумит море: прилив — отлив. Вращается планета: день сменяет ночь»(19; 164,168).

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А. Палкин выделил повторы «словесно-фразовые»: чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.

В.Ф. Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: «Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов).

Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения»(34, 169).

Т.И. Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: «Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, — то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем»(47, 139).

Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность, равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно равномерным, автоматическим.

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим — строфа. Для этого обратимся к работе В.Ф. Огнева «Книга про стихи».

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, «Строфа — ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки»(34, 256).

Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. «Главное здесь — в чувстве стиля. Строфа — законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями»(34, 256).

Строфа — довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель — приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, «при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь»(34, 263).