Особенности изучения лирических произведений в начальной школе

Курсовая работа

Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности. Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир.

Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Особое значение лирики заключается в её способности доходить до самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в нём неизгладимый след.

Как справедливо полагает В.В. Кожинов, «уступая повествованию в широте воздействия на мир, лирика… превосходит его по глубине проникновения в духовную жизнь народа, которому она принадлежит. Лирика – это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью «вобрать» в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания»[20].

В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла.

Вот почему и теоретическая разработка проблем лирического творчества

приобретает практическую значимость.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя большого литературоведческого такта и методического мастерства. В нём нет широкого изображения событий или действий героев.

Лирическая поэзия отражает жизнь специфическими, только ей доступными средствами. Поэтому попытка перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводит к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы курсовой работы.

16 стр., 7768 слов

Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)

... и т.д. Диалог лирического героя произведения Есенина с Миром – с природой, вселенной, землей, человек – постоянен. Обо всем этом он по-своему ... «галочья стая на крыше служит вечерню звезде»). Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — ... классической литературы. Например, в произведении «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, ...

Объект исследования: процесс изучения лирических произведений в начальной школе.

Предмет исследования: методы и приемы изучения лирических произведений в начальной школе.

Цель курсовой работы – выяснить, каковы наиболее эффективные приемы анализа лирического произведения в начальной школе.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изложить теоретические основы изучения лирики в школе,
  2. Определить важные особенности восприятия лирических произведений учащимися данного возраста
  3. Проанализировать современное состояние работы над лирическими произведениями в начальной школе.
  4. В приложении представить конспекты уроков по изучению лирического произведения в начальной школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; сравнение, обобщение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ.

1. Стиховедческие и методические аспекты изучения лирики в школе

Анализ лирического текста в школе — проблема сложная, так как изучение лирики, рода литературы в высшей степени условного, тонкого, к сожалению, часто бывает лишь поверхностным.

В худшем случае, на уроке литературы пересказывают лирическое стихотворение, в лучшем — анализируют композицию и изобразительно-выразительные средства языка лирического текста, нередко не вдумываясь в их функциональное назначение. Но школьник только тогда достигнет глубин восприятия лирики, когда уяснит ее родовую специфику

На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов.«Лирическая поэзия, -пишет он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование – это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала – слова,- вовсе не означает их однородности» [20].

Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Первоначально к лирике относили лишь те песни, которые сопровождались игрой на лире. С освобождением лирического слова сначала от музыкального сопровождения, а затем и от мелодии лирика всё теснее сближается с другими видами словесного творчества и сам термин приобретает расширительное значение. В широком смысле в настоящее время в лирику включают и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущение. И тем не менее, как замечает М.А.Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего имеют ввиду не лирическую прозу, а лирические стихи»[34].

14 стр., 6657 слов

Изучение лирических стихотворений в начальной школе

... др. Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе остаётся недостаточно разработанной. При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в школе требует от учителя ... появления в лирических произведениях изобразительных элементов, он считает их неспецифическими для лирики: «…такие изобразительные элементы не необходимы; есть немало классических лирических стихотворений, ...

«Лирика» — это издавна установившееся обозначение одного из трех родов в художественной литературе, в его отличии от двух других родов — эпоса и драматургии. Это слово произошло от древнегреческого названия одного из струнных щипковых музыкальных инструментов — лиры, подобной нашим древнерусским гуслям. Под аккомпанемент ее звуков древние греки пели некоторые свои песни.

Предмет изображения в лирике — впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее — они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его “занимает, волнует, радует, печалит, услаждает, мучит, успокаивает, тревожит”, то, на что откликнулось его сердце.

В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации.

Выражая глубоко личные, индивидуальные, чувства и мысли, настоящий поэт создает в то же время произведение общечеловеческого содержания: переданное им посредством художественных образов переживание созвучно эмоциональному опыту многих людей. Сила художественного обобщения такова, что изображенное чувство кажется тебе знакомым, как будто это написано о тебе, о тайных движениях твоей души, о волнениях твоего сердца.

Сюжета, как он понимается в эпосе (развитие событий) в лирике по сути нет. Иногда говорят о лирическом сюжете, имея ввиду развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения. Так в стихотворении И.А.Бунина “Отчего ты печально, вечернее небо…” герой находится на берегу моря и наблюдает, как “закат угасает”. Вечернее небо и море — безмолвные собеседники героя. Он думает о мире как едином целом, о быстротечности времени, хрупкости человеческой жизни:

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море,

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далеко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя.

1 стр., 432 слов

Сочинение образы и мотивы любовной лирики лермонтова герой нашего времени

... три вида любви в романе М.Ю. Лермонтова: естественная (любовь Бэлы), светская (княжна Мэри) и жертвенная (Вера). Печорин ни в одной ... ее израненное сердце, он сказал Мэри, что все это время смеялся над ней. Так очередная история любви Печорина закончилась ... понимала его полностью и умела прощать боль и страдания, которые он причинял. Однако он потерял и ее. Все любовные романы Печорина закончились ...

Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние, даже можешь догадываться о чертах его характера. Но ты никогда не знаешь, как он выглядит, что было до события-переживания, что будет после…

Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он — творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой — лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”.

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Так стихотворение И.А.Бунина построено как перечень вопросов, остающихся без ответа: небо и море не умеют говорить на языке людей, да и не им задает вопросы лирический герой, а себе самому. Тревожное состояние героя, грусть и ощущение одиночества выражены в безответности. Мотив одиночества отражен и в эпитетах: “печально” “безбрежное” море, “одинокое сердце”, “грустные” думы; и в метафорах: “прощальною грустью закат угасает На косых парусах корабля”. Олицетворение явлений природы: солнца, моря, неба, волн — делает картину живой, подвижной. Последняя строка каждого четверостишия чуть короче других. Ты подчиняешься плавному ритму волн, набегающих на берег. Прилив — отлив… Прилив — отлив… Если ты чуткий читатель, то обязательно услышишь мягкий шорох волн: “И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей…” Какие звуки повторяются в этих строках? …

Далее при характеристике языковых средств мы ограничимся определениями, взятыми из работы А.А.Михайлова «Азбука стиха».

«Эпитет – образное определение предмета или явления, выраженное чаще всего прилагательным («веселый ветер»), а также существительным («судьба – злодейка»), наречие («горько плачет»), деепричастием («жить, сквозь годы мчась»)».

«Сравнение – один из тропов, служащий для косвенной характеристики явления, сопоставление двух предметов или явлений по общему признаку, придающее одному из них художественную выразительность»[29].

«Метр–«стихотворный размер. В широком смысле метр обозначает: 1) свойственную стихам( метрической, размеренной, мерной речи) ритмическую упорядоченность, основанную на соблюдении определенной меры; 2) саму эту меру, то есть определенное сочетание звуковых элементов, служащее эталоном стихового ритма».

«Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым»[29].

«Олицетворение — наделение человеческими свойствами животных, неодушевленных предметов, явлений природы».

«Инверсия – расположение слов в предложении в ином порядке, чем установлено правилами грамматики».

13 стр., 6454 слов

Лирический герой Блока: характеристика лирического героя

... Лирический герой в поэзии Блока сочинение 11 класс А. А. Блок ... лирического героя, сознание и внутренний мир которого оказываются предметом изображения в лирическом произведении. Предметом изображения своеобразного «лирического романа», стихотворного единства, включающего в себя три тома лирики Блока, становится внутренний мир лирического героя ... Столкновение двух этих явлений Блок отразил в ...

«Стиль – совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя, повторяющихся в его произведениях: основные идеи, которые определяют мировоззрение писателя и содержание его произведений, круг сюжетов и характеров, типичные для него художественные средства, язык»[29]

Творчество выдающихся лириков заставляет обратить внимание на такую особенность лирического образа, которую можно назвать музыкальностью.

Истинный поэт-лирик, как правило, воплощает в своих стихах такие мысли- переживания, которые «…ускользают от четких логических определений, требуя для своего выражения как словесных, так и музыкальных, звуко-мелодических средств».

Музыкальность, ритмичность и напевность лирической мысли являются показателями её повышенной эмоциональности и приподнятости над прозаическ ой повседневностью. Отмечая особую напевность лирического стиха, М.А.Палкин напоминает, что «…в пределах конкретного лирического стихотворения эта напевность далека от монотонности и однообразия. Художественный ритм никогда не бывает абсолютно однообразным. В пределах единого ритмического движения поэты используют многообразные ритмические варианты, то строго совпадающие с требованием избранного метра, то отходящие от него»[33].

Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые в лирике, мы можем сделать следующий вывод: они очень разнообразны, необходимы, но не стоит забывать, что «Тропы, как и все в искусстве, могут и мешать и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры.», как верно заметил В.Ф.Огнев [34].

Конечно же, цель поэзии — не «приемы», не «способы», а познание мира и человека в нем, самопознание и самоконструирование личности. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения многослойной структуры поэтического текста, а формировать читательские вкусы учащихся и умение отличать подлинную поэзию от литературного эрзаца.